Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Урок построен на основе модульных технологий

На уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.

На уроке учащиеся:анализируют последовательность логических операций в логическом выражении. Строят таблицы истинности для логических выражений.

Определяют значения логического выражения, строят таблицу истинности.

Форма контроля: рубежная – проверка Практическая работа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль к 11 уроку по теме

«Построение таблиц истинности для логических выражений».

Для учителя

№ УЭ

Описание учебного материала

УЭ-0

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. 

Цель: организовать работу по актуализации знаний, проверка домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания. Напиши определение следующих понятий: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция (по вариантам).

Ответь на вопросы:

  1. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание:

а) На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.

б) Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.

  1. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке

а),        б)     в)      г)

  1. Составьте таблицу истинности для AB и для .

УЭ-1

Постановка цели урока: научиться строить таблицу истинности для логических выражений.

УЭ-2

Изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства с правилами заполнения таблицы истинности.

1. Составим таблицу истинности для примера F=, используя алгоритм

Алгоритм построения таблицы истинности:

1. Определить количество переменных = n (количество строк в столбце = 2n+1).

2. Определить число логических операций

3. Установить порядок действий (количество столбцов).

4. Заполнить шапку таблицу переменными и их значениями.

5.Выписать наборы входных переменных.

6. Заполнить заголовки столбцов таблицы действиями по порядку.

A

B

C

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

2. Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений:

1) A&();

2).

A

B

   

A

B

C

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

УЭ-3

Первичное закрепление. Практическая работа.

Цель: способствовать развитию умения определять высказывание и его значение, формированию умения логического преобразования.

1. Открой папку с практическими работами. Найди Практическую работу 11.

2. Выполни Практическую работу 11 и сохрани файл в своей папке.

3. Запиши результат выполненного задания в УЭ-4.

УЭ-4

Подведение  итогов. Рефлексия.                  

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Таблица полученных результатов.

Зад. 1

Рез.

Зад. 2

Рез.

Зад. 3

Результат

Солнце

Луна

1. Проверь результат своей работы, сверив с образцом. Поставьте «+», если задание верно и «-» , если неверно.

2. Оцени свою работу на уроке (подчеркни)

все понял  /     испытываю затруднения   /   не понял, нужна помощь учителя

3. Запиши домашнее задание.

1. Читать §1.3.3, письменные задания к параграфу 6-8 стр.38.  

2. Построить таблицу истинности для выражения

ФИ                                        класс                  дата



Предварительный просмотр:

Модуль к 11 уроку по теме

«_____________________________________________________».

№ УЭ

Описание учебного материала

УЭ-0

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. 

Цель: организовать работу по актуализации знаний, проверка домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания. Напиши определение следующих понятий: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция (по вариантам).

Ответь на вопросы:

  1. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание:

а) На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.

б) Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.

  1. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке

а),        б)     в)      г)

  1. Составьте таблицу истинности для AB и для .

УЭ-1

Постановка цели урока: _________________________________________________________

УЭ-2

Изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства с правилами заполнения таблицы истинности.

1. Составим таблицу истинности для примера     F=    , используя алгоритм

Алгоритм построения таблицы истинности:

1. Определить количество переменных = n (количество строк в столбце = 2n+1).

2. Определить число логических операций

3. Установить порядок действий (количество столбцов).

4. Заполнить шапку таблицу переменными и их значениями.

5.Выписать наборы входных переменных.

6. Заполнить заголовки столбцов таблицы действиями по порядку.

A

B

C

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

2. Постройте таблицы истинности для следующих логических выражений:

1) A&();

2).

A

B

   

A

B

C

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

УЭ-3

Первичное закрепление. Практическая работа.

Цель: способствовать развитию умения определять высказывание и его значение, формированию умения логического преобразования.

1. Открой папку с практическими работами. Найди Практическую работу 11.

2. Выполни Практическую работу 11 и сохрани файл в своей папке.

3. Запиши результат выполненного задания в УЭ-4.

УЭ-4

Подведение  итогов. Рефлексия.                  

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Таблица полученных результатов. Вар № ________

Зад. 1

Рез.

Зад. 2

Рез.

Зад. 3

Результат

Солнце

Луна

1. Проверь результат своей работы, сверив с образцом. Поставьте «+», если задание верно и «-» , если неверно.

Оцени свою работу на уроке (подчеркни)

все понял  /     испытываю затруднения   /   не понял, нужна помощь учителя

3. Запиши домашнее задание.

1. Читать §1.3.3, письменные задания к параграфу 6-8 стр.38.  

2. Построить таблицу истинности для выражения

ФИ                                        класс                  дата



Предварительный просмотр:

Информатика «Алгебра логики»                                                                        Тинькова Е.Н.

Практическая работа № 11

  1. Определите значения логических переменных a, b, c, d, если:

 

     

А  и Марс – планеты = истинное высказывание.                 А=

     

В или Солнце – спутник Земли = ложное высказывание.    В=

  1. Для какого имени истинно высказывание:

¬(Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?

1) ЕЛЕНА         2) ВАДИМ                 3) АНТОН                 4) ФЕДОР

     

  1. Построить таблицу истинности для выражения

A

B

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Работу выполнил:

Практическая работа 11 вариант 1



Предварительный просмотр:

Информатика «Алгебра логики»                                                                        Тинькова Е.Н.

Практическая работа № 11

  1. Определите значения логических переменных a, b, c, d, если:

 

     

А  и Марс – планеты = ложное  высказывание.                   А=

     

В или Солнце – спутник Земли = истинное высказывание. В=

  1. Для какого имени истинно высказывание:

(Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?

1) ЕЛЕНА         2) ВАДИМ                 3) АНТОН                 4) ФЕДОР

     

  1. Построить таблицу истинности для выражения

A

B

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Работу выполнил:

Практическая работа 11 вариант 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 11

Слайд 2

Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание: а) На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь. б) Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку. , б) в) г) Составьте таблицу истинности для A B и для . По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке а)

Слайд 3

ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕРЫ ЛОГИКИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Слайд 4

Ключевые слова алгебра логики высказывание логическая операция конъюнкция дизъюнкция отрицание логическое выражение таблица истинности законы логики

Слайд 5

Построение таблиц истинности для логических выражений подсчитать n - число переменных в выражении подсчитать общее число логических операций в выражении установить последовательность выполнения логических операций определить число столбцов в таблице заполнить шапку таблицы, включив в неё переменные и операции определить число строк в таблице без шапки: m =2 n выписать наборы входных переменных провести заполнение таблицы по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью

Слайд 6

A B A&B A V A&B 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 1 1 1 А V A & B n = 2, m = 2 2 = 4 . Приоритет операций: &, V Пример построения таблицы истинности

Слайд 7

Свойства логических операций Законы алгебры-логики A & B = B & A A V B = B V A A&(B V C)= (A&B) V (A&C) A V (B&C) = (A V B)&(A V C) (A & B) & C = A & ( B & C) (A V B) V C =A V ( B V C) Переместительный Сочетательный Распределительный Закон двойного отрицания Ā = A A & Ā = 0 A V Ā = 1 A & 0=0; A &1 = A A V 0 = A; A V 1 = 1 A & A = A A V A = A Закон исключения третьего Закон повторения Законы операций с 0 и 1 Законы общей инверсии A & B = Ā V B A V B = Ā & B

Слайд 8

A B C B&C A v (B & C) A v B A v C (A v B) & (A v C) 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 Распределительный закон для логического сложения: A v (B & C) = (A v B) & (A v C). Доказательство закона Умножаем В на С и выводим результат. 0 0 0 0 0 0 1 1 Складываем А и В и выводим результат. 0 0 0 1 1 1 1 1 Складываем А и ( В & С ) и выводим результат. 0 0 1 1 1 1 1 1 Складываем А и C и выводим результат. 0 0 1 1 1 1 1 1 Умножаем ( А v B ) на ( A v C ) и выводим результат. 0 0 0 1 1 1 1 1 Равенство выделенных столбцов доказывает распределительный закон.

Слайд 9

Высказывание — это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. Основные логические операции , определённые над высказываниями: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция . Название логической операции Логическая связка Обозначение Инверсия «не, «неверно, что» ¬ , ─ Конъюнкция «и», «а», «но», «хотя» & Дизъюнкция «или» V Таблицы истинности для основных логических операций: А Ā 0 1 1 0 A B A & B A V B 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 При вычислении логических выражений сначала выполняются действия в скобках. Приоритет выполнения логических операций: ¬, &, V . Самое главное

Слайд 10

Вопросы и задания Приведите по одному примеру истинных и ложных высказываний из биологии, географии, информатики, истории, математики, литературы. В следующих высказываниях выделите простые высказывания, обозначив каждое из них буквой. Запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. 1) Число 376 чётное и трёхзначное. 2) Зимой дети катаются на коньках или на лыжах. 3) Новый год мы встретим на даче или на Красной площади. 4) Неверно, что Солнце движется вокруг Земли. 5) Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. 6) На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя, а также писали самостоятельную работу. Пусть А = «Ане нравятся уроки математики», а В = «Ане нравятся уроки химии». Выразите следующие формулы на обычном языке: 1 F А В

Слайд 11

Опорный конспект Инверсия Конъюнкция Дизъюнкция Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. А Ā 0 1 1 0 A B A & B 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 A B A V B 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 Приоритет выполнения логических операций: ¬, &, V . Основные логические операции

Слайд 12

Электронные образовательные ресурсы http :// school-collection.edu.ru / catalog / res /9e997f40-f285-4369-aa7d-88b892beca45/?interface=catalog&class=51&subject=19 – Элементарные логические операции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Класс: 9-11 классТема: Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операцийТип урока: урок изучения нового материалаПродолжительность занятия: 45 минут...

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...

Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса

        Тема урока:          Введение понятия Таблица истинности.          Формирование у обучающихся навыков применения те...

Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выраженийТип урока: комбинированный:проверка знаний – устная работа;новый материал – лекция;закрепление – практическ...

технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....