Урок по информатике 8 класс. Тема: "Построение таблиц истинности для логических выражений"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Манченко Юлия Александровна

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока: формирование умений строить и заполнять таблицы истинности, применять имеющиеся знания для решения поставленных задач; воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, совершенствование навыков общения; продолжить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, ИКТ – компетентности.

Основные понятия. Таблица истинности, логическая функция, логические операции, логическое выражение, наборы входных переменных.

Ресурсы. Доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по информатике для 8 класса

«Построение таблиц истинности для логических выражений»

Учитель математики и информатики:

Манченко Ю. А.

Без категории

Дата проведения урока — 19.11.2021 год

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока:

Образовательная - формирование умений строить и заполнять таблицы истинности, применять имеющиеся знания для решения поставленных задач

Воспитательная – воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, совершенствование навыков общения.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, ИКТ – компетентности.

Формы организации познавательной деятельности: 

  • фронтальная; 
  • групповая
  • индивидуальная.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  1. Предметные

Изучение этапов построения таблиц истинности, формирование умений применять алгоритм заполнения таблиц истинности,  умение нахождения значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

  1. Метапредметные

Познавательные УУД: умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций;

Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. Использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей;

Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно.

  1. Личностные

Выработка уважительно-доброжелательных отношений между обучающимися, учет различных мнений, творческое отношение к процессу обучения.

Основные понятия. Таблица истинности, логическая функция, логические операции, логическое выражение, наборы входных переменных.

Ресурсы. Доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданием.

План урока: 

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока + устный опрос (5 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Физкультминутка (1 мин).
  5. Закрепление
  • разбор примера (2 мин);
  • практические упражнения (8 мин)
  1.  Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).

Оборудование и программный материал:

  • медиа-проектор;
  • ПК;
  • доска;
  • учебник: Информатика 8, Босова Л.Л.
  • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
  • демонстрация презентации “Построение таблиц истинности для логических выражений”.

Ход урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка отсутствующих в классе
  • Постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока.
  1. Повторение материала предыдущего урока + устный опрос

Проверка усвоения основных понятий логики. Умение применять их в решении простых задач.

Вопросы на повторение основных понятий:

  • Назовите значения логических переменных. 
  • Что такое таблица истинности?
  • Что такое логическая операция?
  • Какие логические операции вам известны?
  • Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?
  • В каком случае дизъюнкция ложна?
  • В каком случае конъюнкция истинна?
  1. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке мы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты):

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Для начала рассмотрим, какие действия следует выполнить для построения таблицы истинности:

1. Определить количество логических переменных — n;

2. Определить количество строк в таблице: ;

3. Определить количество логических операций: p;

4.  Определить количество столбцов в таблице: n+p;

5. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

Логические операции выполняются в следующем порядке: ( ), ¬, &, V.

6. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

7. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Например: Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)

Количество переменных: 2, строк: 22+1=5, операций: 2, столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А, В. Затем приступаем к заполнению других столбцов по порядку логических операций.

А

В

A&B

¬( A&B)

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

  1. Физкультминутка – гимнастика для глаз.

  1.   Закрепление
  • разбор примера;
  • практические упражнения.

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:

  1. В&(АVВ),        2) А&(A˅B˅C) 
  1. Обобщение урока, домашнее задание

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений.

Д/З: учебник п.1.3, стр. 29-40. Выполнить индивидуальное задание на карточках.

Карточка:

Выполните логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

А

В

С


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов Логика – сестра математики.

Слайд 2

Логические переменные Истина 1 True Ложь 0 False

Слайд 3

Логические операции Инверсия Дизъюнкция Конъюнкция

Слайд 4

Какой логической функции соответствует данная таблица истинности?

Слайд 5

Построение таблиц истинности для логических выражений Разработал: Учитель математики и информатики Манченко Ю. А.

Слайд 6

Алгоритм построения таблицы истинности:

Слайд 7

¬(A&B) n = 2 (A, B) Строк = 4+1=5 Столбцов = 2+2=4 p = 2

Слайд 8

физкультминутка

Слайд 9

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний: 1) В&(А ˅ В) 2) А&(A˅B˅C)

Слайд 10

Д/З: учебник п.1.3, стр. 29-40. Выполнить индивидуальное задание на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок Алгебра+Информатика по теме "Построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля"

Результат урока нацелен на овладение учащимися программным и дополнительным материалом по данной теме и рассчитан на выход каждого ученика на свой уровень развития.Построение графиков является основны...

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Построение таблиц истинности для логических выражений конспект урока...

Конспект урока по информатике «Построение таблиц истинности для логических выражений» для 8 класса

        Тема урока:          Введение понятия Таблица истинности.          Формирование у обучающихся навыков применения те...

Информатика "Построение таблиц истинности для логических выражений" 8 класс

Урок построен на основе модульных технологийНа уроке у учащихся появится возможность научиться строить таблицу истинности для логических выражений.На уроке учащиеся:анализируют последовательность...

технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....