Создание компьютерного проекта
статья по информатике и икт (8, 9 класс)

Шимусюк Светлана Васильевна

В статье "Создание компьютерного проекта" кратко рассказано об опыте работы над проектами.учащихся 8-9 классов. Дан примерный план выполнения проекта, отмечены сложности, с которыми сталкиваются школьники. Указаны цели и задачи проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_kompyuternogo_proekta.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Создание компьютерного проекта

          История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался он  на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.


         В 20-х гг. ХХ в. Метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской Росси В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

        Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

        Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществить с помощью межпредметных связей. Учителя, понимающие это, постоянно сталкиваются с необходимостью интегрировать предметы различных образовательных областей и видят, насколько трудно на деле заставить работать такие межпредметные связи, оставаясь в рамках классно-урочной системы. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин.

         Существует множество форм организации учебной работы с учащимися, и одним из наиболее эффективных является метод проектов. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.

          Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

          Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного мышления при обучении информатике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.

Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны  охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится поэтапно.

Цели и задачи проектной деятельности

Цели

  • формирование высокого уровня информационной компетентности;
  • формирование в сознании школьника информационной картины мира;  
  •  развитие умений поиска и обработки информации;
  •  работа по новым технологиям;
  •  развитее самостоятельности;
  •  умение слушать и уважать мнения учащихся;
  •  способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развитие исследовательских умений. 
                                                               
    Задачи
  • освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных);

  • овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;
  • развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Разработка  проектов дает школьникам бесценный опыт работы с информацией. Учащиеся ищут и отбирают необходимые сведения по теме проекта. Эта работа может выполняться в интернете, в библиотеках, в музеях, часто важную информацию дети находят, общаясь с интересными людьми. Нередко на этом этапе проводится исследовательская поисковая работа. Далее уже собранную информацию необходимо правильно структурировать. Как показывает практика, это наиболее сложная для школьников задача. На данном этапе помощь преподавателя необходима. Написание реферата и создание презентации особых затруднений не вызывает, если качественно отобрана и структурирована информация.

Проектной деятельностью ребята начинают заниматься с сентября месяца. Учащиеся 8-9 классов самостоятельно или с помощью учителя – предметника выбирают тему, над которой будут работать в течение учебного года, на уроке дается краткое описание и требования к оформлению проекта. Учащиеся самостоятельно ведут сбор информации, сканируют рисунки, подбирают музыку. Презентация выполняются с помощью программы Power Point. При выполнении работы ребята овладевают практическими навыками: 

  • работа со сканером;
  • работа с Интернет - ресурсами;
  • микрофоном;
  • компакт – дисками;
  • работы с цифровым фотоаппаратом;
  • работы с видеокамерой;
  • работы с различными программными приложениями.

План организации работы над проектом

  1. Начальный этап:
  • выбор темы проекта
  • из предложенных учителями–предметниками;
  • предложение своей темы, обоснование и согласование с учителем-предметником;
  • сбор и анализ данных;
  • обоснование выбора;
  • определение приблизительного содержания проекта;
  • консультация с учителем-предметником по содержанию проекта.

         Задача учителя: организовать работу учащихся таким образом, чтобы в ходе её была сформулирована тема.
        В результате начального этапа ученик (группа учеников) должны не только выбрать тему, но и обосновать свой выбор; а также иметь представление  и приблизительный план содержания проекта.

II. Этап организации работы над проектом:

  • формирование команды, распределение обязанностей;
  • планирование работы, разработка содержания этапов;
  • разработка реферата по теме проекта;
  • защита реферата.

Задача учителя: оказание консультативной и организационной помощи.

III. Этап реализации проекта:

  • интегрирование и аккумулирование всей информации с учётом темы, цели;
  • подготовка наглядно-графического материала;
  • разработка аудио- и видеоряда проекта;
  • контроль и коррекция промежуточных результатов.

Задача учителя: оказание консультативной и организационной помощи

IV. Завершение проекта:

  • представление и защита проекта в классе, на конференции.
  • сопоставление первоначальных целей и результатов исследования;
  • оценка и подведение итогов;
  • оценка учащимися результатов своей деятельности.

Задача учителя: оказание консультативной и организационной помощи.

График  работы
над компьютерным проектом

Срок

Виды работ

1.

Октябрь

Выбор темы.

Согласование содержания проекта с преподавателем.

2.

Ноябрь

Разработка реферата по выбранной теме. Консультация с преподавателем.

3.

Декабрь

Оценка реферата преподавателем.

Сдача реферата преподавателю информатики.

Разработка макета проекта.

4.

Январь

Разработка компьютерного проекта и его отладка.

5.

Февраль

Консультация с преподавателем.

Доработка компьютерного проекта.

6.

Март

Разработка текста выступления защиты проекта (синхронизация выступления и демонстрации компьютерного проекта).

Разработка пояснительной записки к проекту.

7.

Апрель

Предзащита проекта и рецензирование его руководителем.

8.

Май

Коррекция проекта и доработка с учетом замечаний.

Итоговая защита компьютерного проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание компьютерных тестов и кроссвордов стедствами Excel

Пошаговая инструкция создания обучающих и проверочных тестов, а также, компьютерных кроссвордов средствами Excel. Описывается как создать тесты с выбором ответа и с вводом свободного ответа....

Метод проектов в создании компьютерных презентаций по теме "Мое увлечение"

В МБОУ Гимназии №2 г.о. Краснознаменск Московской области в течение семи лет в десятых классах на уроках информатики и ИКТ мной применяется метод проектов при изучении возможностей офисного прил...

Шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint

Шаблон-презентация PowerPoint, на основе которой, не владея навыками программирования, можно быстро создавать тесты с автоматическим выводом итоговой оценки и времени решения, а также провод...

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

Необходимость в создании компьютерных презентаций объясняется тем, что ни одна программа не обеспечивает учителя таким необходимым пособием. Презентации не входят в УМК к учебникам наряду с книгами дл...

"Создание компьютерного рисунка"

Данный урок является третьим в разделе Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала программы Н.В. Макаровой Информатика и ИКТ. Начальный (пропедевтический) уровень (5-6 класс)...

Обзор программ для создания компьютерных тестов, предлагаемых как freeware

Статья представляет собой обзор компьютерных программ, потенциально пригодных для подготовки упражнений и разработки тестов по иностранным языкам....