Практическая работа «Разработка программы с использованием ветвлений
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Ященко Николай Григорьевич

Цель урока:

Учащиеся должны знать: что такое оператор ветвления; как представить ветвление на алгоритмическом языке; что такое трассировка алгоритмов; что такое целый и вещественный типы данных; примеры сложных ветвящихся алгоритмов; оператор ветвления в Паскале; примеры программирования диалогов; что такое квадратное уравнение; общий вид квадратного уравнения;  что такое дискриминант; как находить корни квадратного уравнения с помощью дискриминанта.

Учащиеся должны уметь: разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и ветвлений.

Задачи:

Образовательные – научить учащихся разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и ветвлений; повторить с учащимися, что такое квадратное уравнение, дискриминант, как находить корни квадратного уравнения с помощью дискриминанта.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 – ___ класс

Урок с применением технологий:

информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая,

дифференцированное обучение

Тема урока: «Практическая работа «Разработка программы с использованием ветвлений»»

Цель урока: 

Учащиеся должны знать: что такое оператор ветвления; как представить ветвление на алгоритмическом языке; что такое трассировка алгоритмов; что такое целый и вещественный типы данных; примеры сложных ветвящихся алгоритмов; оператор ветвления в Паскале; примеры программирования диалогов; что такое квадратное уравнение; общий вид квадратного уравнения;  что такое дискриминант; как находить корни квадратного уравнения с помощью дискриминанта.

Учащиеся должны уметь: разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и ветвлений.

Задачи:

Образовательные – научить учащихся разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и ветвлений; повторить с учащимися, что такое квадратное уравнение, дискриминант, как находить корни квадратного уравнения с помощью дискриминанта.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение основных понятий. «Оператор ветвления».

(Информационно-коммуникационная технология)

Алгоритм выбора большего из двух чисел (слайд 3)

                     

(слайд 4)

           

Алгоритм «Большее из трёх» (слайд 5)

Алгоритм «Большее из трёх» с вложенным ветвлением (слайд 6)

(слайд 7)

Алгоритм «Большее из трёх» (с логическими операциями) (слайд 8)

  1. Физкультминутка.

(Здоровьезберегающая технология)

  1. Практическая работа. «Разработка программы с использованием ветвлений».

(Дифференцированное обучение)

Задание (уровень сложности 1)

        Написать программу. Даны два угла треугольника (в градусах). Определить, существует ли такой треугольник.

program treygolnik;

var a, b: real;

begin

  write ('Введите первый угол (в градусах): ');

    readln (a);

  write ('Введите второй угол (в градусах): ');

    readln (b);

 

  if (a+b < 180) and (a+b > 0) then

    writeln ('Такой треугольник существует!')

  else

    writeln ('Такого треугольника не существует!');

readln

end.

Задание (уровень сложности 2)

Написать программу решения квадратного уравнения по формуле дискриминанта. Учесть, что если дискриминант равен нулю, то уравнение не имеет решения (использовать оператор ветвления).

Квадратное уравнение:

        ax2+bx+c=0

Дискриминант:

        D=b2-4ac

Корень квадратного уравнения:

        

program discr;

var a, b, c, d, x1, x2: real;

begin

    write ('Введите a: ');

        readln(a);

    write ('Введите b: ');

        readln(b);

    write ('Введите c: ');

        readln(c);

       

    d:=sqr(b)-4*a*c;

    writeln ('D = ', d:8:2);

   

    if d < 0 then

        writeln ('Уравнение не имеет решений')

    else

    if d = 0 then

      writeln ('Уровнение имеет один корень: ', -b/(2*a):8:2)

    else

    begin

        x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);

        x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);

        writeln ('Уравнение имеет два корня: ');

        writeln ('X1=', x1:8:2);

        writeln ('X2=', x2:8:2);

    end;

           

readln

end.

Задание (уровень сложности 3)

Написать программу. Даны два прямоугольника, расположенные в первом квадранте, со сторонами, параллельными осям координат, заданы координатами своих левого верхнего и правого нижнего углов. Для первого прямоугольника это точки (x1, y1) и (x2, 0), для второго – (x3, y3), (x4, 0). Составить программу, определяющую, пересекаются ли данные прямоугольники, и вычисляемую площадь общей части, если они пересекаются.

program prog;

var x1, x2, x3, x4, y1, y3, s, a, b: real;

begin

  writeln ('Введите координаты первого прямоугольника: ');

  writeln ('Левый верхний угол: ');

  write ('X1: ');

    readln (x1);

  write ('Y1: ');

    readln (y1);

  writeln ('Правый нижний угол (Y2=0): ');

  write ('X2: ');

    readln (x2);

   

  writeln ('Введите координаты второго прямоугольника: ');

  writeln ('Левый верхний угол: ');

  write ('X3: ');

    readln (x3);

  write ('Y3: ');

    readln (y3);

  writeln ('Правый нижний угол (Y4=0): ');

  write ('X4: ');

    readln (x4);

 

  if x2 > x3 then

    begin

      writeln ('Прямоугольники пересекаются!');

      if y1 <= y3 then

         a := y1

      else

         a := y3;

      b := x2 - x3;

      s := a*b;

      writeln ('Площадь общей части равна: ', s:9:2);

    end

  else

    writeln ('Прямоугольники не пересекаются!');

readln

end.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Изучить § 14, повторить § 12, 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕТВЛЕНИЙ»

Слайд 2

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ «ОПЕРАТОР ВЕТВЛЕНИЯ»

Слайд 3

Алгоритм выбора большего из двух чисел

Слайд 4

Алгоритм выбора большего из двух чисел

Слайд 5

Алгоритм «Большее из трёх»

Слайд 6

Алгоритм «Большее из трёх» с вложенным ветвлением

Слайд 7

Алгоритм «Большее из трёх» с вложенным ветвлением

Слайд 8

Алгоритм «Большее из трёх» (с логическими операциями)

Слайд 9

Домашнее задание Изучить § 14 Повторить § 12, 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления

Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои п...

Практическое задание №25 Тема: Разработка программы с использование циклов

Практическое задание №25Тема: Разработка про­граммы с использование циклов...

Практическое задание №24 Тема: Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций

Практическое задание №24Тема: Разработка про­граммы с использование оператора ветв­ления и логических операций...

Практическое задание №26 Тема: Разработка программы с использованием одномерных массивов на языке Паскаль

Практическое задание №26Тема: Разработка про­граммы с использованием одномерных массивов на языке Паскаль...

Практическая работа "Разработка и программирование задач с использованием подпрограмм процедур и подпрограмм функций".

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА    Наименование  работы: «Разработка  и программирование задач с использованием подпрограмм процедур  и   подпрограмм функ...

Методическая разработка "Инструкция по проведению лабораторно-практической работы по электротехнике с использованием электронного конструктора «Знаток"

Данная методическая разработка рекомендуется для работы по учебно-методическому комплекту «Алгоритм успеха», в который входит программа «Технология.Программа,5-8 классы», соотв...

Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»

Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...