Технологическая карта по информатике на тему "Алгоритм"
методическая разработка по информатике и икт

Эльвира Касимовна Монасыпова

Цель урока: сформировать представление у учащихся о понятие алгоритма, определить его свойства, дать понятие исполнителя алгоритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_i_hod_zanyatiya_algoritm.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)

.

Приветствие учащихся. Настрой на урок. Проверка посещаемости, готовности к уроку.

2

Этап актуализации знаний

У вас на столах лежат салфетки, сложите их так, как показано на рисунке. Получается? Можете помогать друг другу.

А что вам нужно для того, чтобы получилось?

У меня есть инструкция. Давайте попробуем вместе.

  1. Сложим салфетку по диагонали для получения треугольника
  2. Совместим левый угол с правым
  3. Повторим действие 2
  4. Придаем вертикальное положение

А как называют инструкцию по-другому?

Сформулируйте тему нашего урока. Все верно. Тема нашего урока «Алгоритм».

Формулирует тему урока и совместно с детьми озвучивают цели урока.

Мы начинаем изучать тему: «Что такое алгоритм». Сегодня мы узнаем, что называется алгоритмом, познакомитесь с алгоритмами, которые встречаются в нашей жизни, узнаем, какими свойствами обладает алгоритм, познакомимся с исполнителем алгоритма, научимся составлять алгоритмы

Итак, тема урока «Понятие алгоритма».

Ответы на вопросы учителя: инструкция, алгоритм

Инструкция, план, алгоритм

Записывают тему урока, пытаются сформулировать цели урока.

8

Этап открытий новых знаний:

-  Проектная деятельность

- Постановка проблемы

- Выдвижение гипотезы

ЭОР №1

Сейчас обратимся к истории, откуда произошло слово алгоритм?

Историческая справка. Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Определений понятия алгоритм множество, посмотрим одно из них

Алгоритм - это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Существует несколько форм записи алгоритмов.

  1. Линейная
  2. Графическая
  3. Блок-схема

Линейная форма

Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка.

Например, алгоритм перехода улицы по пешеходному переходу.

Графическая форма

Например, алгоритм приготовления мороженого

Блок-схема

Например, алгоритм нахождения периметра треугольника

А инструкция, которой мы пользовались в начале урока, к какой форме записи алгоритмов относится? Молодцы!

С Алгоритмами мы с вами встречаемся регулярно:

1.      Рецепты приготовления блюд;

2.      Правила перехода дороги;

3.      Инструкция к устройству.

Из перечисленного понятно, что алгоритм - это понятная  и конечная последовательность действий, выполнение которых приводит к результату. В наших примерах мы получим:

1.      Приготовленное блюдо, которое можно с удовольствием съесть.

2.      Безопасно окажемся на другой стороне улицы.

3.      Сможем, не сломав, запустить устройство, например компьютер

Алгоритм содержит несколько команд или действий.

Обычно для того, чтобы с помощью алгоритма можно было достичь результата, важна последовательность выполнения команд. Например при переходе дороги, важно сперва посмотреть налево, и только потом направо, так как в нашей стране правостороннее движение, и сперва автомобили приближаются слева от нас. Нарушения выполнения этого алгоритма может привести к неправильным результатам.

Алгоритм обладает свойствами отличающими его от обычного языка:

1.      Дискретность-  алгоритм должен быть разбит на несколько команд, действий.

2.      Однозначность- эти команды должны толковаться только в одном единственном значении.

3.      Понятность- каждая из этих команд должна быть понятна исполнителю.

4.      Результативность- команды должны привести к результату после конечного числа действий.

5.      Массовость- этот алгоритм должен решать множество задач подобного типа.

В свойствах алгоритма мы говорили, что он должен быть понятен исполнителю. Кто или что же это такое? 

Исполнитель- это человек, группа людей или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют их правильно исполнять

        

линейной

10

Закрепление знаний обучающихся

ЭОР №2

Предлагает выполнить на ПК Интерактивные задания

Контролирует процесс работы учащихся. Комментирует и помогает по необходимости их работу.

Выполняют интерактивные задания.

Показывают результат.

10

Рефлексия

Предлагает создать смысловой синквейн по теме «Алгоритм»

Создают синквейн

2

Практическая работа

Разъясняет принцип работы ресурса.

Предлагает решить задание из программирования на сайте Code. org

Выполняют задания практической работы, осуществляют самопроверку.

10

Подведение итогов занятия педагогом

Предлагает продолжить высказывания:

На этом уроке я узнал(а), что…

Особенно интересным было….

Материал урока я смогу применить…

Мне было сложно …

Я хотел бы ещё изучить…

Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

3

Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Российская электронная школа

Информационный

Видео

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1152/

2

Образовательный портал

Практический модуль

Интерактивные задания

https://learningapps.org/create?new=86

3

Портал

Практический модуль

Интерактивные задания

https://studio.code.org/s/course2/stage/3/puzzle/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики на тему "Работа в векторном графическом редакторе"

Разработка технологической катры урока и дидактических материалов к нему с учётом требований ФГОС и использованием сингапурских методик обучения. Групповая работа учащихся организована на базе Google ...

Интеллект-карта по информатике на тему "Алгоритмы" (9 класс)

Интеллект-карта по информатике на тему "Алгоритмы" (9 класс) обобщение темы "Алогоритмы"...

технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"

В данном материале приведен пример технологической карты урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"...

Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс

Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.  Это первый урок в разде...

Технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритмы" с использованием ЭОР

Технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритмы" с использованием ЭОР для 8 класса, автор Босова Л.Л....