технологическая карта урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Гищенко Вера Сергеевна

В данном материале приведен пример технологической карты урока информатики по теме "Алгоритм ветвление"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Информатика и ИКТ

Тема урока

Алгоритмическая конструкция ветвление

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся

за счет наглядности и доступности представляемого материала

Цель урока

Создать условия для формирования представления о  алгоритмах ветвления.

Познакомить обучающихся с понятием алгоритма ветвления, его видами.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

методические

-формирование умений корректно выстраивать порядок действий;

-помочь обучающимся усвоить понятие алгоритма ветвления и его видов.

-способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

-развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности.

-воспитание информационной культуры ,внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности;

-воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений;  

-воспитание умения слушать, трудолюбия.

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования межпредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока в профессиональной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока  Организационный

Взаимные приветсвия

Активизация внимания

обучающихся.

Демонстрация презентации

Обучающиеся отвечают на вопросы «Информационной разминки»

Повышается мотивация к материалам других общеобразовательных дисциплин

Обучающиеся пытаются ответить на вопросы и активно взаимодействуют с преподавателем и другими обучающимися

Коллективная работа, умение выслушать собеседника

Поиск правильных ответов на вопросы «Информационной разминки»

 Организация совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

2-й этап урока  Повторение

Вопросы на повторение предыдущих тем урока;

Делают выводы на основании прослушанного материала

 Вызывает интерес обучающихся  к творчеству поэтов, побуждает к воспоминанию  о русских народных сказках

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, объясняют смысл изложенного, делают выводы

Умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения одноклассников  и преподавателя

Поиск правильного вывода о действиях,

На основании полученных выводов, определяются и формулируются цели занятия, их значимость в профессиональной деятельности

3-й этап урока  Объяснение нового материала

История возникновения термина ;освоение основного понятия и определения . Демонстрация презентации

Работа с презентацией: просмотр, обсуждение, предложение своих вариантов определения и примеров алгоритмов

Умение выделять полную и неполную форму ветвления. Правильно ставить вопрос.

Обучающие активно участвуют в процессе демонстрации презентации в формировании доступного определения алгоритма ветвления, его видов.

Умение задавать вопросы,

выслушивать

ответы на вопросы

одноклассников

и мнение преподавателя,

и делать общее заключение

Формулировка определений и сопровождение их пояснениями и примерами

Умение выбрать правильный и удобный вариант ответа.

4-ый этап урока  Закрепление материала

Составление алгоритмов на задачи из других наук.

Составляют алгоритмы в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке

Умение составлять разветвляющиеся алгоритмы

Работа с учебником в малых группах в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Умение работать в малых группах и отстаивать свою точку зрения

Поиск вариантов ответов в учебнике

Умение регулировать работу в малой группе

5-ый этап урока  Практическое применение

Объяснение правил выполнения практической работы, в соответствии с алгоритмом

Выполнение практической работы на компьютере

Умение использовать компьютер и работать с основными программами Microsoft Office

Выполнение заданий  по предложенному алгоритму

Умение работать с современными техническими средствами обработки информации

Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Умение строго следовать предписаниям алгоритма и планировать время окончания своей работы

6-ой этап урока  Подведение итогов занятия

Вопросы по новой теме, вывод о важности теории алгоритмов;аргументация выставленных отметок

Обсуждение результатов выполнения практической работы с демонстрацией группового задания

Осознать важность алгоритмического способа действий в своей жизни

Формулировка вопросов по новому материалу задания

 Умение задавать вопросы и выслушивать ответы

Организовать правильный порядок завершения работы на компьютере

Умение регулировать время выполнения практического задания с применением компьютера

7-ой этап урока  Домашнее задание

Формулировка и разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях

Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения

Осознать значимость выполнения домашнего задания

Задать интересующие вопросы

Умение терпеливо выслушать рекомендации преподавателя

Завершить работу в кабинете информатики и ИКТ без нарушения ТБ и правил работы в кабинете

Уметь выполнять требования ТБ и правил работы в кабинете информатики



Предварительный просмотр:

Универсальная технологическая карта  урока

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Тема урока

Алгоритмическая конструкция ветвление

Педагогические цели урока

·  создать условия для развития алгоритмического мышления;

·  развивать навыки работы с алгоритмами

·  создать условия для развития умений работать коллективно, в парах, индивидуально;

-  развивать познавательный интерес;

·  формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.

- сформировать понятие алгоритма ветвления

-

Задачи урока

1.  Научить различать разные виды алгоритмов и записывать их в разных формах записи

2.  Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.

3.  Определить наличие алгоритмов ветвления в школьных предметах.

4.  Доказать необходимость составления алгоритмов на любом учебном предмете для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала.

5.  Показать значение информатики для других наук.

Тип урока

Комбинированный урок: проверки и оценки знаний, активного и осознанного усвоения нового материала

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:  различать типы алгоритмов, что такое ветвление, разветвляющийся алгоритм, полное условие, неполное условие, составлять алгоритм ветвления на алгоритмическом языке и с помощью блок схем для задач из разных областей знаний.

  •  Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • работать по плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
  •  Коммуникативные УУД:
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • владеть информационной культурой.
  • Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике, на информационном носителе;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование умения планировать выполнение работы

- понимание роли информационных процессов в современном мире

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Единая коллекция ЦОР : http://school-collection.edu.ru

Информатика 9 класс Босова Л.Л.  http://metodist.lbz/informatika.ru

Учебник Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой для 9 класса

Босова Л.Л. Методика преподавания информатики и ИКТ в 8-9 классах

Проектор

экран

компьютеры

Основные понятия

Ветвление, разветвляющийся алгоритм, простое условие, составное  условие

Форма проведения урока

Фронтальная, групповая

Этап урока организационный 2 мин.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

Учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Взаимные приветствия. Проверка отсутствующих в классе

Ответное приветствие учителя. Ответ на вопросы учителя

ПознавательныеУУД - Выделение существенной информации из слов учитея.).
(Коммуникативные УУД - Взаимодействие с учителем).
(
Регулятивные УУД - Умение настраиваться на занятие).

Этап урока повторение 5 мин.

Выводит на экран кроссворд.

Приводит примеры из жизни, сказок, басен, где встречаются алгоритмы

У учащихся на листочках кроссворд с вопросами из пройденного материала. В выделенной части получается слово «ветвление».

Просит привести подобные примеры учащихся

Отвечают на вопросы кроссворда. После обмениваются и проверяют полученные результаты

Находят алгоритмы в приведенных примерах, приводят свои.

Знать понятие алгоритма, свойства, виды

Познавательные -Повышается мотивация к материалам других общеобразовательных дисциплин

Коммуникативная - Коллективная работа, умение выслушать собеседника. Умение высказать свою точку зрения.

Регулятивная- На основании полученных выводов, определяются и формулируются цели занятия, их значимость в профессиональной деятельности

Этап урока объяснение нового материала 15 мин

Задает вопросы

Объясняет новый материал с демонстрацией презентации.

Дает задания по учебнику или по презентации

Постановка задач из различных областей знаний

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя и делают опорный конспект, выполняют задания устно и письменно.

Знать понятие ветвление, разветвляющийся алгоритм, условный оператор, полное и неполное ветвление. Составлять алгоритмы с помощью блок-схемы, на алгоритмическом языке

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации из высказываний учителя, текста учебника, материала презентации. Анализ содержания параграфа.


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы на уроке
. Владеть информационной культурой.


Работать по плану, инструкции;

высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Этап урока Закрепление материала 15 мин

Ставит задачи перед учениками

Выводятся задания различного уровня на экран

Составление алгоритмов ветвления на задачи из жизни и других наук.

Умение составлять алгоритмы ветвления по образцу.

Выделение существенной информации из слов учителя, текста учебника, презентации.


Взаимодействие с учителем.

Самоконтроль понимания вопросов.

Этап урока выставление оценок за урок, домашнее задание,  рефлексия. 3 мин

Выставляет оценки за урок с комментариями. Диктует домашнее задание.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание, выбирают смайлик у доски: улыбка – урок понравился, грусть – не понравился, недоумение – не понял материал.

 Знать термины.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем.

Регуляция учебной деятельности.

Кроссворд.

  1. Способ задания алгоритма на естественном языке  (словесный)
  2. Каждое правило алгоритма должно быть четким и однозначным (определенность)
  3. Свойство алгоритма, представляющее процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов (этапов) (дискретность)
  4. алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий (следование)
  5. Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются (линейные)
  6. Техническое устройство, способное выполнять определенный набор команд (исполнитель)
  7. Информация, соответствующая истине ( достоверная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока информатики

Технологическая карта урока информатики в 4 классе "Мой школьный день" . Урока обобщения  изученного материала за курс информатики 4 класса....

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...