Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Виноградов Сергей

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Тема урока: Передача информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_problemn.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Тема урока: Передача информации.

Учитель: Виноградов Сергей Михайлович

Цели урока:

 - Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;

 - ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;

 - закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Форма урока

Комбинированный

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • Источник информации.
  • Приёмник информации.
  • Информационный канал связи.
  • Помехи.

Планируемые  результаты:

Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Метапредметные:

регулятивные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;

коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, использовать речь для регуляции своей деятельности.

Предметные:

понимание единой сущности процесса передачи информации, знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование.

Оборудование

  • Приложение 1 (жетоны - для оценивания знаний учащихся на уроке).
  • Приложение 2 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
  • Приложение 3. Рефлексия.
  • Книга «А.С. Пушкин - детям».

Здоровьесберегающие технологии

Динамическая пауза, физкультминутка

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие.

Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о растении “Стыдливая мимоза”. Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (отсюда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - БразилияКак вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации)

Внимательно слушают, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная,

беседа

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Устные ответы, организация рабочего места

2. Постановка целей и сообщение темы урока.

Значит, какое информационное действие мы с вами изучим?

(Передача информации)

Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».

На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации.

- Для объективного оценивания, на уроке я буду вам вручать за каждый правильный ответ жетон. Чем больше жетонов вы получите, тем выше будет ваша оценка за урок.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.

Работают в тетрадях.

Фронтальная,

беседа

Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.

Познавательные: формировать собственное мнение.

Сформулированная тема урока.

Определена цель и задачи урока.

Устные ответы

3. Повторение и актуализация опорных знаний.

- Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!

Работа с классом:

Что такое информация?

(Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)

Какие виды информации вы знаете?

(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)

Как человек хранит информацию?

(В своей памяти и на носителях)

Что такое носитель информации?

(Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)

Какие носители информации вы знаете?

А какими пользуетесь чаще всего?

(бумага, флеш-накопитель, диск)

Назовите древние носители информации.

Какие современные носители информации вам известны? (бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка

Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?

(Сбор, хранение информации)

Как называются действия с информацией?

 (Информационные процессы)

Отвечают:

«О действии хранения информации и о информационных носителях»

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация 

Коммуникативные: умение слышать и слушать

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний.

Устные ответы

4. Физ. пауза для глаз.

Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.

Повторите 3 раза.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

5. Объяснение нового материала.

Посмотрите  на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

(Передать информацию, передача информации)

Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?

(Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию)

(Получал письмо, писал письмо)

(Смотрел новости по телевидению)

Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи.

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

(Две)

Одна - … (передает информацию). Другая - …(получает информацию).

Их называют источник информации и приёмник информации.

Кого мы называем источником информации?

(Того, кто передает информацию)

А приёмником?

(Того, кто получает информацию)

Изобразим это в виде схемы 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

приёмник

источник

Канал

Связи

Теперь сравните свой вариант схемы с правильным ответом.

Молодцы. Другого варианта быть не может.

Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:

  • Источник – объект, который передает информацию.
  • Приёмник – это объект, который получает информацию.

Информационный канал – это средство передачи информации.

Дети отвечают на вопросы учителя.

1 ученик у доски,

Остальные работают в тетрадях.

Сравнивают свои варианты схемы с правильной схемой.

Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.

Фронтальная беседа, индивидуальная

Личностные: ценностное отношение к окружающему миру.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Понимание как происходит процесс передачи информации

Устные ответы, самопроверка

6. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам. Заполните таблицу в тетради. (Раздать карточки с ситуациями перед уроком)

Нарисуйте таблицу в тетради. Прочитайте предложения и заполните таблицу.

«Источник информации

Приемник информации» Учащийся читает текст в учебнике.

Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса.

- Для проверки ученик работает у доски. Остальные, обменявшись тетрадями, выполняют взаимопроверку.

- Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

 Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

- Работаем в парах.

Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается по предложенной схеме.

Впишите свои варианты в карточку.

Источник: - Приёмник:

Источник:– Приёмники:

Источники: - Приёмник:

Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

-Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.

Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.

Ребята работают самостоятельно, приводят свои примеры.

Отвечают на вопрос.

Ребята работают парами

Приводят примеры

Индивидуальная, работа в парах.

Личностные:

владение умениями организации собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Познавательные:

умение подводить под понятия

Коммуникативные:

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров.

Письменная работа, взаимопроверка

7. Физ. пауза.

1. Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Пошевелите пальчиками.

2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:

а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).

б) как вы смотрите вдаль.

в) что вам холодно.

г) о том, что вы победили в соревнованиях.

Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

Физкультминутка

8. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».

1. Чем является эта книга?

(Это носитель информации.

Если читаем книгу, то она источник информации.)

2. Послушайте отрывок одной из сказок:

… Шлет с письмом она гонца,

чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого …

3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.

(Источник – царица; Приёмник – царь Салтан; Каналы связи – гонец)

4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

(Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха)

- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Отвечают на вопросы

Беседа, фронтальная

Личностные:

владение первичными навыками анализа

Регулятивные:

умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные:

умение самостоятельно создавать способ решения проблемы

Коммуникативные:

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Устные ответы

9. Практическая работа.

1. Встаем и проходим за компьютеры.

2. Повернитесь все ко мне.

- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.

- Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.

- У кого возникнут трудности – поднимите руку.

- Приступайте к работе.

Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь.

- Выполнение интерактивного теста на компьютере.

Самопроверка, результат показан на экране компьютера.

Проходят за ПК.

Слушают объяснение

учителя.

Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради.

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Выполнение заданий на компьютере из рабочей тетради. Решение кроссворда.

Самопроверка

10. Итог урока.

Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

2. Назовите участников этого процесса?

3. Как называются средства передачи информации?

Молодцы.

- Сегодня за урок каждый получил жетоны. Три ученика с наибольшим количеством жетонов получат «5».

- Запишите в тетрадь полученное число своих жетонов. Я переведу ваши их в оценки за урок.

- Жетоны положите в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в своей систем знаний.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

Устные ответы

11. Домашнее задание.

1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.

2. Работа с учебником:

§ 6 стр. 41

Дети записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.

Понимание домашнего задания.

Задания

12. Рефлексия.

Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

- У вас на партах есть смайлики, выберите в соответствии с образцом свой смайлик: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Положите в тетрадь и передайте мне.

- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

Выбирают смайлик

Фронтальная

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Осмысление учащимся информации, полученной на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....