Главные вкладки

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.
    план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

    Виноградов Сергей

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе

    Тема урока: Передача информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_5_klass_problemn.docx27.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе

    Тема урока: Передача информации.

    Учитель: Виноградов Сергей Михайлович

    Цели урока:

     - Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;

     - ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;

     - закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

    Тип урока

    Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

    Форма урока

    Комбинированный

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    • Источник информации.
    • Приёмник информации.
    • Информационный канал связи.
    • Помехи.

    Планируемые  результаты:

    Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

    Метапредметные:

    регулятивные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

    познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;

    коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, использовать речь для регуляции своей деятельности.

    Предметные:

    понимание единой сущности процесса передачи информации, знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

    Формы контроля

    Фронтальный опрос, тестирование.

    Оборудование

    • Приложение 1 (жетоны - для оценивания знаний учащихся на уроке).
    • Приложение 2 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
    • Приложение 3. Рефлексия.
    • Книга «А.С. Пушкин - детям».

    Здоровьесберегающие технологии

    Динамическая пауза, физкультминутка

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия

    Формируемые УУД

    Результат взаимодействия (сотрудничества)

    Промежуточный контроль

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Приветствие.

    Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о растении “Стыдливая мимоза”. Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (отсюда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - БразилияКак вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации)

    Внимательно слушают, участвуют в диалоге с учителем

    Фронтальная,

    беседа

    Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Устные ответы, организация рабочего места

    2. Постановка целей и сообщение темы урока.

    Значит, какое информационное действие мы с вами изучим?

    (Передача информации)

    Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».

    На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации.

    - Для объективного оценивания, на уроке я буду вам вручать за каждый правильный ответ жетон. Чем больше жетонов вы получите, тем выше будет ваша оценка за урок.

    Отвечают на вопросы.

    Строят понятные для партнера высказывания.

    Работают в тетрадях.

    Фронтальная,

    беседа

    Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.

    Познавательные: формировать собственное мнение.

    Сформулированная тема урока.

    Определена цель и задачи урока.

    Устные ответы

    3. Повторение и актуализация опорных знаний.

    - Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!

    Работа с классом:

    Что такое информация?

    (Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)

    Какие виды информации вы знаете?

    (По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)

    Как человек хранит информацию?

    (В своей памяти и на носителях)

    Что такое носитель информации?

    (Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)

    Какие носители информации вы знаете?

    А какими пользуетесь чаще всего?

    (бумага, флеш-накопитель, диск)

    Назовите древние носители информации.

    Какие современные носители информации вам известны? (бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка

    Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?

    (Сбор, хранение информации)

    Как называются действия с информацией?

     (Информационные процессы)

    Отвечают:

    «О действии хранения информации и о информационных носителях»

    Отвечают на вопросы.

    Фронтальная

    Личностные:

    способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

    Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся

    Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация 

    Коммуникативные: умение слышать и слушать

    Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний.

    Устные ответы

    4. Физ. пауза для глаз.

    Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.

    Повторите 3 раза.

    Выполняют упражнения

    Фронтальная

    Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

    5. Объяснение нового материала.

    Посмотрите  на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

    (Передать информацию, передача информации)

    Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?

    (Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию)

    (Получал письмо, писал письмо)

    (Смотрел новости по телевидению)

    Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи.

    Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

    (Две)

    Одна - … (передает информацию). Другая - …(получает информацию).

    Их называют источник информации и приёмник информации.

    Кого мы называем источником информации?

    (Того, кто передает информацию)

    А приёмником?

    (Того, кто получает информацию)

    Изобразим это в виде схемы 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.

    приёмник

    источник

    Канал

    Связи

    Теперь сравните свой вариант схемы с правильным ответом.

    Молодцы. Другого варианта быть не может.

    Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:

    • Источник – объект, который передает информацию.
    • Приёмник – это объект, который получает информацию.

    Информационный канал – это средство передачи информации.

    Дети отвечают на вопросы учителя.

    1 ученик у доски,

    Остальные работают в тетрадях.

    Сравнивают свои варианты схемы с правильной схемой.

    Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.

    Фронтальная беседа, индивидуальная

    Личностные: ценностное отношение к окружающему миру.

    Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

    Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.

    Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

    Понимание как происходит процесс передачи информации

    Устные ответы, самопроверка

    6. Самостоятельная работа.

    Работа по карточкам. Заполните таблицу в тетради. (Раздать карточки с ситуациями перед уроком)

    Нарисуйте таблицу в тетради. Прочитайте предложения и заполните таблицу.

    «Источник информации

    Приемник информации» Учащийся читает текст в учебнике.

    Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса.

    - Для проверки ученик работает у доски. Остальные, обменявшись тетрадями, выполняют взаимопроверку.

    - Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

     Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

    - Работаем в парах.

    Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается по предложенной схеме.

    Впишите свои варианты в карточку.

    Источник: - Приёмник:

    Источник:– Приёмники:

    Источники: - Приёмник:

    Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

    -Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.

    Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.

    Ребята работают самостоятельно, приводят свои примеры.

    Отвечают на вопрос.

    Ребята работают парами

    Приводят примеры

    Индивидуальная, работа в парах.

    Личностные:

    владение умениями организации собственной учебной деятельности

    Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

    Познавательные:

    умение подводить под понятия

    Коммуникативные:

    интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

    Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров.

    Письменная работа, взаимопроверка

    7. Физ. пауза.

    1. Встанем, надо отдохнуть,

    Наши пальчики встряхнуть.

    Поднимайтесь, ручки, вверх,

    Пошевелите пальчиками.

    2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:

    а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).

    б) как вы смотрите вдаль.

    в) что вам холодно.

    г) о том, что вы победили в соревнованиях.

    Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.

    Выполняют упражнения

    Фронтальная

    Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

    Физкультминутка

    8. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

    Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».

    1. Чем является эта книга?

    (Это носитель информации.

    Если читаем книгу, то она источник информации.)

    2. Послушайте отрывок одной из сказок:

    … Шлет с письмом она гонца,

    чтоб порадовать отца.

    А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Извести ее хотят,

    Перенять гонца велят;

    Сами шлют гонца другого …

    3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.

    (Источник – царица; Приёмник – царь Салтан; Каналы связи – гонец)

    4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

    (Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха)

    - Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.

    («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

    Отвечают на вопросы

    Беседа, фронтальная

    Личностные:

    владение первичными навыками анализа

    Регулятивные:

    умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

    Познавательные:

    умение самостоятельно создавать способ решения проблемы

    Коммуникативные:

    Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками

    Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

    Устные ответы

    9. Практическая работа.

    1. Встаем и проходим за компьютеры.

    2. Повернитесь все ко мне.

    - Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.

    - Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.

    - У кого возникнут трудности – поднимите руку.

    - Приступайте к работе.

    Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь.

    - Выполнение интерактивного теста на компьютере.

    Самопроверка, результат показан на экране компьютера.

    Проходят за ПК.

    Слушают объяснение

    учителя.

    Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради.

    Индивидуальная

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

    Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

    Выполнение заданий на компьютере из рабочей тетради. Решение кроссворда.

    Самопроверка

    10. Итог урока.

    Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

    2. Назовите участников этого процесса?

    3. Как называются средства передачи информации?

    Молодцы.

    - Сегодня за урок каждый получил жетоны. Три ученика с наибольшим количеством жетонов получат «5».

    - Запишите в тетрадь полученное число своих жетонов. Я переведу ваши их в оценки за урок.

    - Жетоны положите в тетрадь.

    Отвечают на вопросы

    Фронтальная

    Познавательные: ориентируются в своей систем знаний.

    Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.

    Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

    Устные ответы

    11. Домашнее задание.

    1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.

    2. Работа с учебником:

    § 6 стр. 41

    Дети записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

    Фронтальная

    Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.

    Понимание домашнего задания.

    Задания

    12. Рефлексия.

    Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

    - У вас на партах есть смайлики, выберите в соответствии с образцом свой смайлик: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Положите в тетрадь и передайте мне.

    - Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

    Выбирают смайлик

    Фронтальная

    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

    Осмысление учащимся информации, полученной на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок информатики в 5 классе на тему: "Передача информации"

    Разработка урока информатики в 5 классе на тему "Передача информации". Урок-презентация....

    Разработка урока информатики в 5 классе по теме: «Передача информации» (ФГОС)

    Разработка урока содержит перечень УУД, формируемых на уроке, приложения, презентацию...

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации".

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации". УМК Босова Л.Л....

    Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

    Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

    Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

    Технологическая карта урока физкультуры в 4 классеТема урока: «Передача  мяча от плеча правой и левой рукой»...

    Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Кодирование информации"

    Урок обобщения знаний по теме "Кодирование информации" и открытия новых знаний и способов деятельности с применением технологии сотрудничества....

    Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

    Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...