Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
Тема урока: Передача информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_problemn.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
Тема урока: Передача информации.
Учитель: Виноградов Сергей Михайлович
Цели урока:
- Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;
- ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;
- закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Форма урока
Комбинированный
Основные понятия, изучаемые на уроке
- Источник информации.
- Приёмник информации.
- Информационный канал связи.
- Помехи.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Метапредметные:
регулятивные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;
коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметные:
понимание единой сущности процесса передачи информации, знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Формы контроля
Фронтальный опрос, тестирование.
Оборудование
- Приложение 1 (жетоны - для оценивания знаний учащихся на уроке).
- Приложение 2 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
- Приложение 3. Рефлексия.
- Книга «А.С. Пушкин - детям».
Здоровьесберегающие технологии
Динамическая пауза, физкультминутка
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие. Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о растении “Стыдливая мимоза”. Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (отсюда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - Бразилия. Как вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации) | Внимательно слушают, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная, беседа | Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Устные ответы, организация рабочего места |
2. Постановка целей и сообщение темы урока. | Значит, какое информационное действие мы с вами изучим? (Передача информации) Тема сегодняшнего урока: «Передача информации». На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации. - Для объективного оценивания, на уроке я буду вам вручать за каждый правильный ответ жетон. Чем больше жетонов вы получите, тем выше будет ваша оценка за урок. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Работают в тетрадях. | Фронтальная, беседа | Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания. Познавательные: формировать собственное мнение. | Сформулированная тема урока. Определена цель и задачи урока. | Устные ответы |
3. Повторение и актуализация опорных знаний. | - Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! Работа с классом: Что такое информация? (Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств) Какие виды информации вы знаете? (По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация) Как человек хранит информацию? (В своей памяти и на носителях) Что такое носитель информации? (Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.) Какие носители информации вы знаете? А какими пользуетесь чаще всего? (бумага, флеш-накопитель, диск) Назовите древние носители информации. Какие современные носители информации вам известны? (бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили? (Сбор, хранение информации) Как называются действия с информацией? (Информационные процессы) | Отвечают: «О действии хранения информации и о информационных носителях» Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний. | Устные ответы |
4. Физ. пауза для глаз. | Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 3 раза. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье | ||
5. Объяснение нового материала. | Посмотрите на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить? (Передать информацию, передача информации) Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию? (Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию) (Получал письмо, писал письмо) (Смотрел новости по телевидению) Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (Две) Одна - … (передает информацию). Другая - …(получает информацию). Их называют источник информации и приёмник информации. Кого мы называем источником информации? (Того, кто передает информацию) А приёмником? (Того, кто получает информацию) Изобразим это в виде схемы 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. приёмник источник Канал Связи Теперь сравните свой вариант схемы с правильным ответом. Молодцы. Другого варианта быть не может. Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:
Информационный канал – это средство передачи информации. | Дети отвечают на вопросы учителя. 1 ученик у доски, Остальные работают в тетрадях. Сравнивают свои варианты схемы с правильной схемой. Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения. | Фронтальная беседа, индивидуальная | Личностные: ценностное отношение к окружающему миру. Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. | Понимание как происходит процесс передачи информации | Устные ответы, самопроверка |
6. Самостоятельная работа. | Работа по карточкам. Заполните таблицу в тетради. (Раздать карточки с ситуациями перед уроком) Нарисуйте таблицу в тетради. Прочитайте предложения и заполните таблицу. «Источник информации Приемник информации» Учащийся читает текст в учебнике. Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса. - Для проверки ученик работает у доски. Остальные, обменявшись тетрадями, выполняют взаимопроверку. - Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации? Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации. - Работаем в парах. Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается по предложенной схеме. Впишите свои варианты в карточку. Источник: - Приёмник: Источник:– Приёмники: Источники: - Приёмник: Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры. -Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами. Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя. | Ребята работают самостоятельно, приводят свои примеры. Отвечают на вопрос. Ребята работают парами Приводят примеры | Индивидуальная, работа в парах. | Личностные: владение умениями организации собственной учебной деятельности Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу Познавательные: умение подводить под понятия Коммуникативные: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров. | Письменная работа, взаимопроверка |
7. Физ. пауза. | 1. Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Пошевелите пальчиками. 2. С помощью жестов передайте мне информацию о том: а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками). б) как вы смотрите вдаль. в) что вам холодно. г) о том, что вы победили в соревнованиях. Молодцы, спасибо. Присаживайтесь. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье | Физкультминутка | |
8. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. | Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям». 1. Чем является эта книга? (Это носитель информации. Если читаем книгу, то она источник информации.) 2. Послушайте отрывок одной из сказок: … Шлет с письмом она гонца, чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого … 3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. (Источник – царица; Приёмник – царь Салтан; Каналы связи – гонец) 4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации? (Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха) - Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») | Отвечают на вопросы | Беседа, фронтальная | Личностные: владение первичными навыками анализа Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: умение самостоятельно создавать способ решения проблемы Коммуникативные: Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | Устные ответы |
9. Практическая работа. | 1. Встаем и проходим за компьютеры. 2. Повернитесь все ко мне. - Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером. - Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру. - У кого возникнут трудности – поднимите руку. - Приступайте к работе. Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь. - Выполнение интерактивного теста на компьютере. Самопроверка, результат показан на экране компьютера. | Проходят за ПК. Слушают объяснение учителя. Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради. | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Выполнение заданий на компьютере из рабочей тетради. Решение кроссворда. | Самопроверка |
10. Итог урока. | Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке? 2. Назовите участников этого процесса? 3. Как называются средства передачи информации? Молодцы. - Сегодня за урок каждый получил жетоны. Три ученика с наибольшим количеством жетонов получат «5». - Запишите в тетрадь полученное число своих жетонов. Я переведу ваши их в оценки за урок. - Жетоны положите в тетрадь. | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в своей систем знаний. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | Устные ответы |
11. Домашнее задание. | 1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи. 2. Работа с учебником: § 6 стр. 41 | Дети записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач. | Понимание домашнего задания. | Задания |
12. Рефлексия. | Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока. - У вас на партах есть смайлики, выберите в соответствии с образцом свой смайлик: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Положите в тетрадь и передайте мне. - Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! | Выбирают смайлик | Фронтальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. | Осмысление учащимся информации, полученной на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"
Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....
Технологическая карта урока информатики. 8 класс Тема урока: "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно"
Технологическая карта урока информатики....