Урок информатики по теме: "Информация и знания"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представление о понятиях информация и знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_7_klass.docx22.99 КБ
Файл informatsiya_i_znaniya.pptx559.53 КБ
Файл test_po_tb.pptx263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первый урок в 7 классе по информатике

"Техника безопасности в компьютерном классе.

Информация и знания"

Цели:

Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представление о понятиях информация и знания.

Задачи:

  • повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
  • формирование представлений учащихся о понятии «информация» в разных областях, о видах знаний и информативности сообщений;
  • развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать;
  • воспитание навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на продуктивную работу.

2. Техника безопасности в кабинете информатики

  • Демонстрация видеофильма.
  • Выполнение теста с обсуждением ответов.

3. Формирование новых знаний

Демонстрация презентации.

Слайд 1. Сегодня мы поговорим о таких интересных понятиях как информация и знания. Введение темы урока «Информация и знания».

Слайд 2. Примерно  40 тыс. лет  назад  в  процессе  эволюции живой природы появился Человек разумный  (на лат. «Homo Sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается  информацией  с  другими  людьми.

Слайд 3. Что такое информация?

(Ученики пытаются самостоятельно сформулировать определение. Обсуждение разных вариантов определений.)

Слайд 4. Информация  от лат. слова  informatio –   сведение, разъяснение, ознакомление

        Большинство  учёных в  наши  дни  отказываются  от  попыток  дать  строгое  определение  понятию  «информация»  и  склоняются  к  тому, чтобы  рассматривать  информацию  как  первичное  неопределяемое  понятие, подобно  понятиям: точка, плоскость, множество  в  математике.

Слайд 5. Рассмотрим определения термина «информация», которые даются в разных областях деятельности. (P.S. переход на следующие слайды при нажатии на фигуры с областью знаний, затем вернуться назад)

Область

Определение информации

Слайд 6. В быту

это интересующие  нас  сведения  об  окружающем  мире, получаемые  из  различных  источников.

Слайд 7. В теории информации

это сведения, уменьшающие неопределённость знаний.

Слайд 8. В документалистике

это сведения, зафиксированные  на  бумаге  в  виде  текста (в  знаковой, символьной, графической  или  табличной  форме).

Слайд 9. В  кибернетике

это сведения, получаемые  и  используемые  в  целях сохранения, совершенствования  и  развития  общественной  или  технической  системы. Слайд 11. Определение понятия ктбернетика.

Слайд 10. В технике

это сведения, передаваемые  в  форме сигналов, знаков  и  импульсов, хранимые, передаваемые  и  обрабатываемые  с  помощью  технических  средств.

Слайд 12. Получая информацию, человек пополняет свои знания.

Чем больше человек приобретает знаний, тем больше становится круг знаний.

(Обсуждение схемы. Привести примеры.)

Слайд 13. Что же представляют собой наши знания?

(Ученики пытаются ответить на вопрос, ориентируясь на примеры.)

Слайд 14.

Знания:

  1. Декларативные. Я знаю, что…
  2. Процедурные. Я знаю, как…

Слайд 15. Ввести  понятие декларативных знаний. Рассмотреть задание.

Слайд 16. Задание: Выберите правильный ответ.

Примерами декларативных знаний являются:

  1. Алгоритм решения квадратного уравнения;
  2. Описание способа обучения малышей грамоте;
  3. Описания различных объектов реальной действительности, статьи в толковых словарях, энциклопедиях;
  4. Описание последовательности действий при включении и выключении компьютера;
  5. Описание, как сделать стол

Вернуться к слайду 15.

Слайд 17 Ввести  понятие процедурных знаний. Рассмотреть задание.

Слайд 18.Пример процедурных знаний:

  1. Описание строения атома;
  2. Описание строения Солнечной системы;
  3. Таблицы значений тригонометрических функций;
  4. Описание способа лечения болезни человека;
  5. Знание об устройстве компьютера

Слайд 19. Рассмотреть и обсудить примеры информативных и неинформативных сообщении.

4. Подведение итога.

Слайд 20        Контрольные вопросы:

  1. Что такое «информация» для каждого из нас?
  2. Попробуйте объяснить, почему в различных науках понятие «информации» определяется по-разному? Приведите примеры.
  3. Какие бывают виды знаний? Приведите примеры.

Рефлексия: Что нового Я узнал? Оценить свою работу на уроке.

5. Домашнее задание.

  • Конспект – учить;
  • Записать по 3 примера декларативных и процедурных знаний;
  • По 3 примера информативных и неинформативных сообщений.

Источники:

  • Семакин И. Г., Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс : Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 176 с.: ил. 
  • Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ. Базовый курс : Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Острейковский В.А., Информатика. Теория и практика: Учеб. пособие / В.А. Острейковский, И.В. Полякова. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 608 с.: ил. 
  • Видеофильм  Разгуляев Иван, Захаров Марат www.flashcrip.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Информация и знания»

Слайд 2

Введение Примерно 40 тыс. лет назад в процессе эволюции живой природы появился Человек разумный (на лат. « Homo Sapiens »). Человек существует в «море» информации , он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми. информация

Слайд 3

Что же такое информация?

Слайд 4

Информация от лат. слова informatio – сведение, разъяснение, ознакомление Большинство учёных в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение понятию «информация» и склоняются к тому, чтобы рассматривать информацию как первичное неопределяемое понятие , подобно понятиям: точка, плоскость, множество в математике.

Слайд 5

Понятие «информация» В быту В теории информации В документалис - тике В кибернетике В технике вперёд

Слайд 6

В быту Информация – это интересующие нас сведения об окружающем мире, получаемые из различных источников. назад

Слайд 7

В теории информации Информация – это сведения, уменьшающие неопределённость знаний. назад

Слайд 8

В документалистике Информация – это сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме). назад

Слайд 9

В кибернетике Информация – это сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы. назад

Слайд 10

В технике Информация – это сведения, передаваемые в форме сигналов, знаков и импульсов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических средств. назад

Слайд 11

Кибернетика - это наука об общих свойствах процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. назад

Слайд 12

Знания Получая информацию, человек пополняет свои знания. Чем больше человек приобретает знаний, тем больше становится круг знаний. Знание Знание Незнание

Слайд 13

Что же представляют собой наши знания? Например: Я знаю, что Москва – столица России. Я знаю, что 2 ×5=10. Я знаю, как сделать бутерброд. Я знаю, как сажать деревья.

Слайд 14

декларативные процедурные вперёд

Слайд 15

Декларативные знания это знания об определённых явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях. Начинаются со слов: «Я знаю, что…» Отвечают на вопрос: «Что это такое?» назад Задание

Слайд 16

Выберете правильный ответ Примерами декларативных знаний являются: Алгоритм решения квадратного уравнения; Описание способа обучения малышей грамоте; Описания различных объектов реальной действительности, статьи в толковых словарях, энциклопедиях; Описание последовательности действий при включении и выключении компьютера; Описание, как сделать стол назад

Слайд 17

Процедурные знания это знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели, описывающие процессы решения тех или иных задач. Начинаются со слов: «Я знаю, как…» Отвечают на вопрос: «Как сделать?» «Как получить?» назад Задание

Слайд 18

Выберете правильный ответ Пример процедурных знаний: Описание строения атома; Описание строения Солнечной системы; Таблицы значений тригонометрических функций; Описание способа лечения болезни человека; Знание об устройстве компьютера назад

Слайд 19

Информативность сообщения 2 + 2 = 4 Москва – столица России Log 2 8 = 3 Информативное Неинформативное Самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа расположено в Дубай . Высота: 829,8 м. 613 этажей

Слайд 20

Вопросы и задания : Что такое «информация» для каждого из нас? Попробуйте объяснить, почему в различных науках понятие «информации» определяется по-разному? Приведите примеры. Какие бывают виды знаний? Приведите примеры.

Слайд 21

Источники Орангутанг Бурдж-Халифа Иероглифы Коллекция картинок Microsoft Office https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бурдж-Халифа Семакин И. Г., Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс : Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова , С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 176 с.: ил. Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ. Базовый курс : Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович . – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20 13 . Острейковский В.А., Информатика. Теория и практика: Учеб. пособие / В.А. Острейковский , И.В. Полякова. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 608 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ Правила поведения в кабинете информатики 8 класс УМК любой Смирнова Ирина Сергеевна учитель информатики МОУ лицей №86 г.Ярославль

Слайд 2

А ) плохо влияет на зрение; Б) вызывает усталость и снижение работоспособности; В) человек получает определенную дозу излучения . Ответ: все ответы верны Какое воздействие на человека оказывает ПК?

Слайд 3

Можно ли класть тетрадь, книги, диски на монитор и клавиатуру? А) можно; Б) можно только на монитор; В) нельзя . Ответ : В)

Слайд 4

На каком расстоянии от монитора должен работать ученик на ПК? А) на расстоянии 15 – 20 см; Б) на расстоянии 60 – 70 см; В) на расстоянии 40 см. Ответ : Б)

Слайд 5

При каких условиях можно работать на компьютере? А) при хорошем освещении и нормальном самочувствии; Б) при недостаточном освещении; В) при плохом самочувствии. Ответ : А)

Слайд 6

При появлении запаха гари, что нужно делать? А) прекратить работу, выключить аппаратуру; Б) сообщить преподавателю; В) все данные ответы верны. Ответ : В)

Слайд 7

Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики? А) сразу сесть работать; Б) суетиться, подходить к ЭВМ; В) спокойно занять свое рабочее место, ничего не трогая на столе. Ответ : В)

Слайд 8

Что обязан сделать ученик, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация? А) делать то же, что делают все; Б) спокойно ожидать указания преподавателя; В) немедленно покинуть кабинет. Ответ : Б )

Слайд 9

Ученик не имеет права… А) Отключать и подключать провода питания. Б) Касаться пальцами экрана монитора. В) Работать чистыми руками. Г) Работать влажными руками Ответ : А),Б),Г)

Слайд 10

Во время работы ученик должен… А) Обращаться бережно с техникой. Б) Сильно бить по клавишам клавиатуры. В) Сообщать учителю о неисправностях техники. Г) Периодически разбирать системный блок. Ответ : А), Г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Урок информатики по теме "Информация вокруг нас" для учащихся 5 класса

Урок является составной часть раздела "Информация". Разработан для учащихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья....

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Разработка урока информатики на тему "Информация, ее виды и свойства".

План-конспект урока информатики в 7 классе. Первый урок темы "Информация. Информационные процессы". Цели:·...

Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...