Конспект урока по информатике 5 класс "Решение логических задач табличным способом"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Анисимова Евгения Юрьевна

Урок с использованием технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki.doc533 КБ
Office presentation icon anisimova_urok_informatiki.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект урока по информатике в 5 классе с использованием ЭУМК

Регион, населённый пункт: Ефремовский район, г. Ефремов.

Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»

Учитель информатики: Анисимова Евгения Юрьевна

Предмет: информатика

Класс: 5  

Авторы учебника Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика: учебник для 5 класса» (ФГОС). 

Раздел программы: Информация вокруг нас.

Тема урока: Решение логических задач табличным способом (урок № 6, § 9 «Представление информации в форме таблиц»).

Цель урока: решение логических задач табличным способом.

Решаемые учебные задачи:

  • акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;
  • научить решать логические задачи табличным способом;
  • закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.

Опорные понятия, термины:  логика, задача, таблица, способ.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ресурсы: учебник по информатике для 5 класса, рабочая тетрадь по информатике для 5 класса (авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова), презентация «Решение логических задач табличным способом», ПК, проектор, программа MS Word.

Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Интернет-ресурсы: Презентация «Представление информации в форме таблиц» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php), сайт «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/?guess=9C70C95207189A18).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: способ решения логических задач табличным способом.

Понимать: связи между объектами для решения логических задач и отображать их в таблицах.

Уметь: - представлять информацию в табличной форме, используя  компьютерные средства (текстовый процессор MS Word);

- решать логические задачи.

Основы ИКТ-компетентности; умение использовать

таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; развитие ИКТ-компетенции,

самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Знаково-символические действия, включая моделирование

(преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью

выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

знаково-символические действия выполняют функции:

• отображения учебного материала;

• выделения существенного;

• отрыва от конкретных ситуативных значений;

• формирования обобщенных знаний;

Умение структурировать

знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении

содержания материала.

Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;

понимание  роли фундаментальных знаний как  основы современных  информационных технологий.


Примерная структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скриншоты используемых на уроке ресурсов ЭУМК

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания, актуализация ранее  изученного материала.

Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, проверка домашнего задания (№ 121, № 122 из рабочей тетради).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Проверяют правильность выполнения домашнего задания, соотнося его  с образцом, демонстрируемым на доске.

Задание № 121.

Задание № 122.

  1. Вхождение в тему урока и  создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Повторение и актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Организует припоминание ранее изученного материала.

Вспоминают основные структурные компоненты таблицы.

Ученики совместно разгадывают предложенный кроссворд «Элементы таблицы».

Учащиеся разбиваются на 4 группы.

Сайт «Фабрика кроссвордов»

http://puzzlecup.com/?guess=9C70C95207189A18

 

Определение темы, цели и задач урока.

Учитель подводит итог того, что ученики  знают и умеют.

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

Чтобы узнать тему урока учащиеся выполняют задание в группах на карточках, решают примеры на карточках и записывают ответы в таблицу. Заменяют числа буквами из кодовой таблицы. Из букв составляют слова.

В итоге учащиеся получают ключевые слова (задача, таблица, логика, способ).

Формулируют тему урока «Решение логических задач табличным способом».

Пример карточки: 

  1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Первичное усвоение новых знаний.

Организация коллективной деятельности учащихся по изучению  и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание».

Все учащиеся получают задание решить логическую задачу:

«Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не
с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?»

Ученики решают текстовую задачу.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».

Организовывает совместную работу класса.

Знакомит учащихся с табличным способом решения логических задач (демонстрирует способ оформления задачи, записи в таблице верных и неверных ответов).

Делают вывод, что некоторые логические задачи удобно решать, используя таблицы.

 

  1. Первичное закрепление нового материала по теме урока.

Компьютерный практикум: приобретение необходимых навыков работы.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения».

Организует практическую работу учеников  за компьютерами.

Напоминает правила ТБ и поведения во время работы за компьютером.

Учитель раздаёт учащимся карточки с логическими задачами и предлагает решить их.  

Слушают и осмысляют предстоящую работу.

Выполняют практическое  задание, используя возможности текстового процессора MS Word (учащиеся владеют навыками подготовки таблиц в текстовом процессоре).

Пример карточки:

  1. Проверка полученных результатов.

Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения теории и практической работы за компьютером.

Организует  проверку работы групп учащихся, выполнение практической работы.

Проводит анализ допущенных учениками ошибок.

Группы предъявляют для проверки выполненную практическую работу (каждая группа предъявляет решение одной задачи).

Отвечают на вопросы, заданные учителем, учениками по решению задач.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества  деятельности учащихся на уроке.

Организовывает подведение итогов.

Даёт оценку качества работы групп учащихся и отдельных учащихся.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки приобрели и закрепили.

Отвечают на поставленные вопросы. Выражают свои эмоции.

Вывод: Табличная форма представления информации удобна для представления и обработки информации.

С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание: § 9 (2); задания в рабочей тетради: № 127, № 128.

В опорном конспекте делают запись: § 9 (2), задания в рабочей тетради: № 127, № 128.

Приложение к методической разработке.

Приложение № 1.

Группа 1

Карточка 1

Задание. Решите примеры и запишите ответы в таблицу. Замените числа буквами из кодовой таблицы. ИЗ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВА.

5,3 * 10 =

1300 : 100 =

91,9 + 0,1 =

14,5 – 1,5 =

39 : 3 =

9,3 * 10 =

Ответ (число)

Буква

Кодовая таблица.

В таблице каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки таблицы (примечание: если полученное число трёхзначное, например, 101, то оно кодируется как 10 и 1):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й


Приложение № 1.

Группа 2

Карточка 1

Задание. Решите примеры и запишите ответы в таблицу. Замените числа буквами из кодовой таблицы. ИЗ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВА.

83,5 – 1,5 =

1300 : 100 =

70 * 0,3 =

102,1 + 0,9 =

0,23 * 100 =

3,9 : 3 =

4,2 * 10 =

Ответ (число)

Буква

Кодовая таблица.

В таблице каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки таблицы (примечание: если полученное число трёхзначное, например, 101, то оно кодируется как 10 и 1):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й


Приложение № 1.

Группа 3

Карточка 1

Задание. Решите примеры и запишите ответы в таблицу. Замените числа буквами из кодовой таблицы. ИЗ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВА.

1300 : 100 =

33 : 3 =

70 * 0,3 =

4,3 * 10 =

17 * 3 =

102,1 + 0,9 =

Ответ (число)

Буква

Кодовая таблица.

В таблице каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки таблицы (примечание: если полученное число трёхзначное, например, 101, то оно кодируется как 10 и 1):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й


Приложение № 1.

Группа 4

Карточка 1

Задание. Решите примеры и запишите ответы в таблицу. Замените числа буквами из кодовой таблицы. ИЗ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВА.

0,23 * 100 =

1200 : 100 =

52,9 – 1,9 =

17 * 3 =

3,2 * 10 =

31,4 + 0,6 =

Ответ (число)

Буква

Кодовая таблица.

В таблице каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки таблицы (примечание: если полученное число трёхзначное, например, 101, то оно кодируется как 10 и 1):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й


Приложение № 2.

Группа 1

Карточка 2

Задание. Решите 4 логические задачи табличным способом на компьютере с помощью программы MS Word (все задачи оформляйте на одном рабочем листе).

Задача 1. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия каждого из трёх друзей?

Задача 2. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что: 

1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет; 
2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;

3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.

Задача 3. Три одноклассницы – Соня, Тоня, Женя – занимаются в различных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?


Приложение № 2.

Группа 2

Карточка 2

Задание. Решите 4 логические задачи табличным способом на компьютере с помощью программы MS Word (все задачи оформляйте на одном рабочем листе).

Задача 1. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что: 

1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет; 
2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;

3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.

Задача 2. Три одноклассницы – Соня, Тоня, Женя – занимаются в различных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

Задача 3. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия каждого из трёх друзей?


Приложение № 1.

Группа 3

Карточка 2

Задание. Решите 4 логические задачи табличным способом на компьютере с помощью программы MS Word (все задачи оформляйте на одном рабочем листе).

Задача 1. Три одноклассницы – Соня, Тоня, Женя – занимаются в различных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

Задача 2. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия каждого из трёх друзей?

Задача 3. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что: 

1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет; 
2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;

3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.


Приложение № 1.

Группа 4

Карточка 2

Задание. Решите 4 логические задачи табличным способом на компьютере с помощью программы MS Word (все задачи оформляйте на одном рабочем листе).

Задача 1. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия каждого из трёх друзей?

Задача 2. Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что: 

1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у пескарей их нет; 
2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;

3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.

Задача 3. Три одноклассницы – Соня, Тоня, Женя – занимаются в различных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я скажу себе, друзья, Не боюсь я никогда Ни диктанта, ни контрольной, Ни стихов и ни задач, Ни проблем, ни неудач. Я спокоен, терпелив, Сдержан я и не хмурлив, Просто не люблю я страх, Я держу себя в руках.

Слайд 2

Задание № 121.

Слайд 3

Задание № 123.

Слайд 5

Структура таблицы Таблица - это форма организации данных по строкам и столбцам. ! СТОЛБЦЫ СТРОКИ ГОЛОВКА БОКОВИК ПРОГРАФКА Название таблицы ЯЧЕЙКА

Слайд 6

логика задача таблица способ

Слайд 7

Решение логических задач табличным способом.

Слайд 8

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Табличный способ решения логических задач Вера Оля Таня корзинка лукошко ведёрко Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек? - - + - - - + - + Ответ: Вера взяла корзинку, Оля – ведёрко, Таня – лукошко.

Слайд 10

Проверка решения задач

Слайд 11

Иванов Семёнов Герасимов Миша Володя Петя Задача 1. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия каждого из трёх друзей? + + + - - - - - -

Слайд 12

Ерши Пескари Окуни Игорь Петя Саша Задача 2 . Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них пой­мал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них каких поймал рыб, если известно, что: 1) колючие плавники есть у окуней и ершей, а у песка­рей их нет; 2) Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плав­никами; 3) Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь. + + + - - - - - -

Слайд 13

Соня Тоня Женя Гимнастика Лыжи Плавание Задача 3 . Три одноклассницы – Соня, Тоня, Женя – занимаются в различных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам? + + + - - - - - -

Слайд 14

Зеленая Красная Синяя Жёлтая Молоко Кофе Чай Вода Задача 4 . Что находится в чашках, если: молоко не в маленькой и не в жёлтой чашке, чашка с водой больше чашки с кофе, а чашка с чаем стоит слева от чашки с молоком? + + + + - - - - - - - - - - - -

Слайд 15

Что было легко? Что вызывало затруднения? Что было интереснее всего? Рефлексия:

Слайд 16

§ 9 (2); задания в рабочей тетради: № 127, № 128. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Решение логических задач табличным способом

Создать условия для формирования умкний решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать...

конспект урока "Решение логических задач табличным способом"

Конспект открытого урока по информатике в 11 классе...