«Первые шаги в мир Arduino » рабочая программа
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Программа дополнитепьного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_mir_arduino.doc763.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» МО «Барышский район»

Ульяновской области

УТВЕРЖДАЮ

 Директор  МБУ ДО ДДТ

МО «Барышский район»

______Н.В. Нигматулина

«____»____________ 20___ год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Первые шаги в мир Arduino »

Срок реализации: 1 год

1год – 144 часа

Возраст детей: 11-17лет

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета                      

МБУ ДО «Дом детского творчества»                      

МО «Барышский район»          

Протокол №_____

От «_____»_________________20__г.

Секретарь ______________________

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом детского творчества»

МО «Барышский район»

Ротанова Елена Викторовна

Содержание

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5.Соответствие программы нормативным документам

2.6. Список литературы

2.7 Приложение

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Первые шаги в мир Arduino» имеет техническую направленность.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

     •        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Концепция развития дополнительного образования детей от              04.09.2014 № 1726;

•        Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

•        СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

     •        Устав МБУ ДО ДДТ МО «Барышский район»

Актуальность программы заключается в том, что в рамках курса «Первые шаги в мир Arduino» учащимися на практике рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных систем и элементы «умного дома». Учащиеся постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту и на производстве.

Наиболее подготовленные ребята могут участвовать в городских, республиканских, российских, международных соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями заданий схемотехнике – робототехнике, предоставляемыми на соревнования, с условиями проведения соревнований.

Новизна программы.

  • современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке детей к труду важное место отведено формированию активных, творческих сторон личности.

Применение робототехники на базе микропроцессоров Arduino, различных электронных компонентов (датчиков и модулей расширения) в учебном процессе формирует инженерный подход к решению задач, дает возможность развития творческого мышления у детей, привлекает школьников к исследованиям в межпредметных областях.

Отличительной особенностью данной программы является:

  • формирование инженерного подхода к решению практических задач по изготовления роботизированных систем с использованием платы Arduino UNO;

  • развитие компетентности в микроэлектронике, схемотехнике, электротехнике.

  • изучение основ программирование на языке C++.

Формы организации образовательного процесса: групповые. Виды занятий определяются содержанием программы. Основной формой обучения является самостоятельная практическая работа, которая выполняется малыми группами. В основном используются лекции, практические занятия, мастер-классы и эксперименты. В качестве итоговых занятий проводятся защита проектов, опрос, тестирование.

  • программе   используются   различные   виды   педагогических   технологий:

группового обучения, проблемного обучения и технология проектной деятельности.

    Дополнительная программа рассчитана для обучающихся с 11 до 17 лет. Для более эффективной работы группы формируются разновозрастными детьми.

Срок реализации программы

Срок реализации программы: 1 год. Объем программы: 144 часа.

Режим занятий

Продолжительность занятия

Количество заня-

Количество часов

Количество часов

тий в неделю

в неделю

в год

2 часа

2 раза

4 часа

144

1.2 Цель и задачи программы

Цель:

Научить конструировать и программировать управляемые электронные устройства на базе вычислительной платформы Arduino.

Задачи:

  • Дать первоначальные знания по основным законам электричества и ознакомить учащихся с основами электротехники;

  • Научить  основам  программирования  микроконтроллера  Arduino  на  языке

C++;

  • Обучить самостоятельному проектированию и программированию устройства, которое решает практическую задачу;

  • Развить интерес к научно-техническому творчеству;

  • Воспитать ценностно-личностные качества: трудолюбия, ответственности, аккуратности, культуры поведения.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебно - тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

п/п

Всего

Теория

Практика

/контроля/

1. Введение

14

7

7

Модуль «Знакомство с Arduino»

1.1

Мир информационных

2

1,5

0,5

технологий.

1.2

Компьютеры вокруг нас.

2

1,5

0,5

1.3

Знакомство с Arduino.

2

1

1

1.4

Электричество вокруг нас.

2

1

1

Анкетирование и опрос.

1.5

Эксперимент 1. Маячок.

2

1

1

1.6

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Маячок».

1.7

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Маячок»

практическая работа

2. Мини-проекты с Arduino

90

22,5

67,5

2.1

Эксперимент 2. Маячок с

2

0,5

1,5

нарастающей яркостью.

2.2

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Маячок с

нарастающей яркостью».

2.3

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Маячок с

практическая работа

нарастающей яркостью»

2.4

Эксперимент 3. Аналоговый и

2

0,5

1,5

цифровой выход на Arduino.

2.5

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Аналоговый и

цифровой выход на Arduino».

2.6

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Аналоговый и

практическая работа

цифровой выход на Arduino»

2.7

Эксперимент 4. Подключение RGB

2

0,5

1,5

светодиода к Arduino.

2.8

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение RGB

светодиода к Arduino».

2.9

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

задания по теме «Подключение

RGB светодиода к Arduino»

2.10

Чтение и сборка электрических

2

0,5

1,5

самостоятельная

схем на Arduino.

практическая работа

2.11

Эксперимент 5. Светильник с

2

0,5

1,5

управляемой яркостью.

2.12

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Светильник с

управляемой яркостью».

2.13

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Светильник с

практическая работа

управляемой яркостью»

2.14

Эксперимент 6. Подключение

2

0,5

1,5

датчика воды к Arduino.

2.15

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение

датчика воды к Arduino».

2.16

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Подключение

практическая работа

датчика воды к Arduino»

2.17

Эксперимент 7. Терменвокс

2

0,5

1,5

2.18

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Терменвокс».

2.19

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Терменвокс»

практическая работа

2.20

Эксперимент 8. Ночной

2

0,5

1,5

светильник.

2.21

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Ночной

светильник».

2.22

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Ночной

практическая работа

светильник»

2.23

Эксперимент 9. Подключение

2

0,5

1,5

тактовой кнопки к Arduino.

2.24

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение

тактовой кнопки к Arduino».

2.25

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Подключение

практическая работа

тактовой кнопки к Arduino»

2.26

Эксперимент 10. Подключение

2

0,5

1,5

транзистора к Arduino.

2.27

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение

транзистора к Arduino».

2.28

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Подключение

практическая работа

транзистора к Arduino»

2.29

Эксперимент 11. Пульсар.

2

0,5

1,5

2.30

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Пульсар».

2.31

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Пульсар»

практическая работа

2.32

Эксперимент 12. Бегущий огонѐк.

2

0,5

1,5

2.33

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Бегущий огонѐк».

2.34

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Бегущий огонѐк»

практическая работа

2.35

Эксперимент 13. Мерзкое пианино.

2

0,5

1,5

2.36

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Мерзкое пианино».

2.37

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Мерзкое

практическая работа

пианино»

2.38

Эксперимент 14. Подключение ИК

2

0,5

1,5

приемника к Arduino.

2.39

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение ИК

приемника к Arduino».

2.40

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Подключение ИК

практическая работа

приемника к Arduino»

2.41

Эксперимент 15. Подключение

2

0,5

1,5

сервопривода к Arduino.

2.42

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Подключение

сервопривода к Arduino».

2.43

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Подключение

практическая работа

сервопривода к Arduino»

2.44

Эксперимент 16. Миксер.

2

0,5

1,5

2.45

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Миксер»

практическая работа

3. Элементы умного объекта

18

5

13

3.1

Мир Arduino.

1

1

0

Тестирование

3.2

Эксперимент 17. Кнопочный

2

0,5

1,5

переключатель.

3.3

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Кнопочный

переключатель».

3.4

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Кнопочный

практическая работа

переключатель»

3.5

Эксперимент 18. Светильник с

2

0,5

1,5

кнопочным управлением.

3.6

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

эксперимента «Светильник с

кнопочным управлением».

3.7

Выполнение самостоятельного

2

0,5

1,5

самостоятельная

задания по теме «Светильник с

практическая работа

кнопочным управлением»

3.8

Эксперимент 20. Секундомер.

2

0,5

1,5

Написание кода программы для

2

0,5

1,5

3.9

эксперимента «Секундомер».

Выполнение самостоятельного

1

0

1

самостоятельная

задания по теме «Секундомер»

практическая работа

4. Проектная деятельность

22

9,5

12,5

4.1

Введение в проектную

2

1

1

деятельность

4.2

Деловая игра «Публичное

2

1

1

выступление»

4.3

Защита проекта «Умная

2

0,5

1,5

Защита проекта.

остановка»

4.4

Деловая игра «Публичное

2

1,5

0,5

выступление»

4.5

Защита проекта «Умная теплица»

2

0,5

1,5

Защита проекта.

4.6

Деловая игра «Проектная

2

1,5

0,5

деятельность»

4.7

Защита проектов

2

0,5

1,5

Защита проектов.

4.8

Деловая игра «Целеполагание»

2

1,5

0,5

4.9

Защита проекта «Умная квартира»

2

0,5

1,5

Защита проекта.

4.10

Защита проекта «Умный

2

0,5

1,5

Защита проекта.

загородный дом»

4.11

Зачетная работа

2

0,5

1,5

Зачет

итого

144

44

100

1.3.3 Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Раздел 1. Введение Модуль «Знакомство с Arduino» (14 часов).

Теория. Правила поведения обучающихся в МБОУ СОШ №2. Вводный инструктаж. Инструкция по ТБ, ПБ. Игра «Знакомство». Презентация ПДД. Устройство компьютера. Операционная система Windows и набор стандартных программ. Что такое электричество? Первое подключение платы Arduino к компьютеру, принцип работы и условные обозначения радиоэлементов.

Практика. Первая установка драйверов для платы Arduino. Первый шаги по использованию программного обеспечения Arduino IDE. Чтение и сборка электрической схемы: «Маячок».

Раздел 2. Мини-проекты с Arduino (90 часов).

Теория. Что такое алгоритм в робототехнике. Виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Плата Arduino, как пользоваться платформой: устройство и программирование микропроцессора на языке C++. Устройство пьезоизлучателей, назначение процедуры void setup и void loop, а также свойство функции tone () в языке C++. Цифровые и аналоговые выходы Arduino, чем отличается цифровой сигнал от аналогового сигнала. Операторы int и if в языке C++. Аналоговые выходы с «широтно импульсной модуляцией» на плате Arduino. Устройство и распиновка полноцветного (RGB) светодиода. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов. Как подключить датчик к аналоговому порту на Arduino. Команды Serial.begin и Serial.print в языке программирования C++. Принцип работы полупроводниковых приборов и фоторезисторной автоматики. Тип данных unsigned int в языке C++. Устройство и назначение транзисторов. Применение транзисторов в робототехнике.

Практика. Написание линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов. Сборка схемы с мигающим светодиодом на Arduino, пьезоизлучателем, программирование микропроцессора «Светофор». Сборка электрической схемы из двух светодиодов, плавное регулирование яркости свечения светодиодов, подключение RGB светодиод и использование директивы #define в языке программирования C++. Сборка электрической схемы светильника с управляемой яркостью от потенциометра на макетной плате. Написание скетча для вывода показаний датчика протечки воды на серийный монитор порта Arduino. Сборка электрической схемы светильника с автоматическим включением, а также с автоматическим изменением яркости светодиода. Сборка электрической схемы с использованием транзисторов. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.

Раздел 3.

Элементы умного объекта  (18 часов).

Теория. Принцип работы, устройство сервопривода. Подключение LCD дисплея к Ардуино. Функция while, int в языке программирования C++. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов. Подключение монитора порта и отправка показаний на компьютер с Ардуино. Устройство датчика DHT11.

Практика. Проведение различных экспериментов: «Кнопочный переключатель», «Светильник с кнопочным управлением»,  «Секундомер. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.

Раздел 4. Проектная деятельность (22 часов).

Теория. Введение в проектную деятельность. Деловая игра «Публичное выступление», «Проектная деятельность», «Целеполагание».

Практика. Создание автономного умного устройства «Умная остановка», «Умная теплица», «Умная квартира», «Умный загородный дом» и их защита в виде проекта.

Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.

1.4 Планируемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с Arduino и применять их в практической деятельности.

Ожидается, что в результате освоения навыков работы с платой Arduino и радиокомпонентами учащиеся будут знать:

  1. понятие электрическая цепь, основные законы электричества;

  1. принцип работы и назначение электрических элементов и датчиков;

  1. основы программирования микроконтроллеров на языке С++.

Уметь:

  1. читать принципиальные схемы и собирать их;

  1. использовать электрические элементы, модули и датчики;

  1. программировать микроконтроллер Arduino на языке С++.

Личностные:

  1. учащийся знает и соблюдает технику безопасности при работе с электронными устройствами;

  1. умеет выступать перед аудиторией;

  1. развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

  1. оперирует понятиями такими как: «алгоритм», «исполнитель» «робот», «объект», «система», «модель»;

  1. умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценивать правильность выполнения поставленной задачи.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Календарный учебный график

Продолжительность учебного года - 34 недели.

Занятия по программам дополнительного образования проводятся не раньше чем через 45 минут после окончания уроков.

  • каникулярный период занятия по программам дополнительного образования проходят в том же режиме, что и в течение четверти.

Номер

Кол-

Место

Форма

учебной

Месяц

Форма занятия

во

Тема занятия

проведения

контроля

недели

часов

занятия

1.

Сентябрь

Комбинированное

2

Мир

МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»

занятие

информационных

технологий.

Комбинированное

2

Компьютеры вокруг

занятие

нас.

2

Комбинированное

2

Знакомство с Arduino.

занятие

Комбинированное

2

Электричество вокруг

Анкетирование

занятие

нас.

и устный опрос.

3

Комбинированное

2

Эксперимент 1.

занятие

Маячок.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Маячок».

4

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Маячок»

Октябрь

Комбинированное

2

Эксперимент 2.

занятие

Маячок с

нарастающей

яркостью.

5

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Маячок с

нарастающей

яркостью».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Маячок с

нарастающей

яркостью»

6

Комбинированное

2

Эксперимент 3.

занятие

Аналоговый и

цифровой выход на

Arduino.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Аналоговый и

цифровой выход на

Arduino».

7

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Аналоговый и

цифровой выход на

Arduino»

Комбинированное

2

Эксперимент 4.

занятие

Подключение RGB

светодиода к Arduino.

8

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Подключение RGB

светодиода к

Arduino».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Подключение RGB

светодиода к

Arduino»

17.

октябрь

Комбинированное

2

Чтение и сборка

занятие

электрических схем

на Arduino.

Комбинированное

2

Эксперимент 5.

занятие

Светильник с

управляемой

яркостью.

18

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Светильник с

управляемой

яркостью».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Светильник с

управляемой

яркостью»

19

Комбинированное

2

Эксперимент 6.

занятие

Подключение датчика

воды к Arduino.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Подключение

датчика воды к

Arduino».

20

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Подключение

датчика воды к

Arduino»

Комбинированное

2

Эксперимент 7.

занятие

Терменвокс

21

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Терменвокс».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Терменвокс»

22.

Комбинированное

2

Эксперимент 8.

занятие

Ночной светильник.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Ночной

светильник».

23

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Ночной светильник»

Комбинированное

2

Эксперимент 9.

занятие

Подключение

тактовой кнопки к

Arduino.

24

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Подключение

тактовой кнопки к

Arduino».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Подключение

тактовой кнопки к

Arduino»

25

Комбинированное

2

Эксперимент 10.

занятие

Подключение

транзистора к

Arduino.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Подключение

транзистора к

Arduino».

26

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Подключение

транзистора к

Arduino»

Комбинированное

2

Эксперимент 11.

занятие

Пульсар.

27

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Пульсар».

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Пульсар»

28

Комбинированное

2

Эксперимент 12.

занятие

Бегущий огонѐк.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Бегущий огонѐк».

29

Комбинированное

2

Выполнение

Самостоятельна

занятие

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Бегущий огонѐк»

30

Комбинированное

2

Эксперимент 13.

занятие

Мерзкое пианино.

.

Комбинированное

2

Написание кода

занятие

программы для

эксперимента

«Мерзкое пианино».

31

Самостоятельная

2

Выполнение

Самостоятельна

работа

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Мерзкое пианино»

Самостоятельная

2

Эксперимент 14.

Дом

работа

Подключение ИК

приемника к Arduino.

32

Самостоятельная

2

Написание кода

Дом

работа

программы для

эксперимента

«Подключение ИК

приемника к

Arduino».

.

Самостоятельная

2

Выполнение

Дом

работа

самостоятельного

задания по теме

«Подключение ИК

приемника к Arduino»

33.

Самостоятельная

2

Эксперимент 15.

Дом

работа

Подключение

сервопривода к

Arduino.

Самостоятельная

2

Написание кода

Дом

работа

программы для

эксперимента

«Подключение

сервопривода к

Arduino».

34

Самостоятельная

2

Выполнение

дом

Самостоятельна

работа

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

«Подключение

сервопривода к

Arduino»

Самостоятельная

2

Выполнение

дом

Самостоятельна

работа

самостоятельного

я практическая

задания по теме

работа

2.2 Условия реализации программы

Процесс  реализации  программы  обеспечивается  участием  основного  кадрового

состава с определенными должностными обязанностями и профессиональной подготовкой. В результате проведенного анализа кадрового обеспечения и с целью достижения высокого уровня реализации практической части программы,

своевременного обеспечения новинками методической литературы, возникла необходимость в привлечении специалиста, компетентного в данном направлении деятельности – педагога дополнительного образования с опытом работы в сборке электронных устройств на базе платформы Arduino и их программирования.

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:  платы ArduinoUNO с многочисленными радиокомпонентами (резисторы, светодиоды, пьезодинамик, реле, датчики, и другие исполняющие элементы), учебные кабинеты для проведения диагностических исследований, тренинговых занятий; кабинет информационных технологий (на 10 посадочных мест), для выполнения практических заданий и поиска информации в интернете; выставочные стенды; мультимедиа – проектор; справочная литература, рабочие тетради (карточки с заданием), брошюры и др.

Методическое обеспечение. Тесты, ЭОР, интерактивные презентации к занятиям

. 2.3 Формы аттестации (контроля)

  • анкетирование и опрос;

  • тестирование;

  • самостоятельная практическая работа;

  • Защита проекта.

  • промежуточная -  проводится по итогам обучения за полугодие.  К промежуточной

аттестации допускаются все учащиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Сроки проведения промежуточной аттестации – декабрь.

итоговая - представляет собой оценку качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного года.

  • итоговой  аттестации допускаются  все  обучающиеся,  закончившие  обучение  по

дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

Название раздела учебно-

Форма контроля

п\п

тематического плана

1.

Введение Модуль «Знакомство с

Анкетирование

и

опрос.

Arduino»

Самостоятельная

практическая

работа

2.

Мини-проекты с Arduino.

Самостоятельная

практическая

работа

3.

Элементы умного объекта.

Тестирование.

Самостоятельная

практическая работа. Защита проекта.

4.

Проектная деятельность.

Защита проекта. Зачет

2.4 Оценочные материалы

Оценочные материалы представляют собой пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов в соответствии с целью и задачами программы (см. приложение).

Зачетные работы построены таким образом, что перед выполнением самостоятельного задания учащиеся повторяют и выполняют вместе с педагогом подобные задания из зачетной работы. На втором занятии дети работают самостоятельно. Проверочные задания выдаются учащимся на распечатанных листочках, а так же в электронном виде.

Самостоятельные практические работы учащимся выполняются по определенному заданию/макету (эталону) педагога согласно пройденным темам/разделам.

2.5 Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в мир Arduino» включает в себя обеспечение образовательного процесса согласно учебно-тематическому плану различными методическими материалами.

На занятиях используются инструкции по ТБ, задания из учебника, теоретический материал по ведению занятий, интернет-ресурсы по темам занятий, дидактические игры.

За основу разработки, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Первые шаги в мир Arduino», используется Вики от Амперки.

Для подготовки материала к уроку (презентации, задания для самостоятельной работы, творческой работы, теоретический материал) используется Интернет-ресурс: «Амперка _ Вики» http://wiki.amperka.ru/

Перечень методических пособий:

  1. Онлайн программа на сайте роботехника18.рф

  1. Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru

  1. Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru

Перечень методических материалов:

  1. Канал об Ардуионо на youtube.com «Заметки Ардуинщика»

  1. Канал об Ардуионо на youtube.com «Учимся программировать Arduino на визуальном языке Scratch с командой робототехников Карандаш и Самоделкин».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

  1. Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru

  1. Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru

  1. Онлайн программа на сайте роботехника18.рф

Список литературы для учащихся:

  1. Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru

  1. Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru

  1. Онлайн программа на сайте роботехника18.рф

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хорошо ли вы знаете Arduino?

Пройдите тест и узнайте, насколько хорошо вы знаете платформу arduino.

Вопрос 1: Какой платы arduino никогда не существовало?

  1. Zero

  1. M0

  1. Macro

  1. 101

Вопрос 2: Какой результат выполнения данного кода?

void setup() {

pinMode(LED_BUILTIN, OUTPUT);

}

void loop() {

digitalWrite(LED_BUILTIN, HIGH);

delay(1000);

digitalWrite(LED_BUILTIN, LOW);

delay(1000);

}

  1. Arduino выключится и включится

  1. Встроенный диод начнет моргать

  1. Arduino начнет передавать данные в серийный порт

  1. Дома включится свет

Вопрос 3: Что означают буквы GND на arduino?

  1. Название платы

  1. Порт для передачи данных

  1. Плюс

  1. Минус

Вопрос 4: Дима хочет подключить кнопку по схеме на рисунке, получится ли это у

него?

  1. Нет, неверно подключена земля

  1. Получится

  1. Не получится, так как используются неправильные контакты на кнопке

  1. Мало данных чтобы дать точный ответ

Вопрос 5: Какой из этих операторов можно использовать без подключения дополнительных библиотек (т.е. является встроенным)?

  1. digitalParse

  1. atoi

  1. regexp

  1. httpresponse

Вопрос 6: Сколько входов/выходов с которыми можно работать на arduino uno?

  1. 14

  1. 6

  1. 22

  1. 20

Вопрос 7: В какой стране придумали arduino?

  1. Китай

  1. Франция

  1. Италия

  1. Мексика

Вопрос 8: Для какой цели обычно соединяют так две arduino платы?

  1. Одна из плат используется как программатор

  1. Для соединения по общей шине для увеличения количества выходов

  1. Для получения данных с датчиков одновременно на две платы

  1. Это не имеет смысл, подобное соединение ни к чему не приведет

Вопрос 9: На 10 порт доцеплен светодиод, что произойдет с ним в результате выполнения следующего кода?

int PWMpin = 10;

void setup()

{

}

void loop()

{

for (int i=0; i <= 255; i++){

analogWrite(PWMpin, i);

delay(10);

}

}

  1. Светодиод моргнет 256 раз

  1. Светодиод моргнет 128 раз

  1. Светодиод плавно потухнет

  1. Светодиод плавно начнет светиться

Вопрос 10: Игорь подключает к arduino 8 реле, но они у него почему-то не работают. В чем причина?

  1. На arduino нельзя повесить больше 4-х реле

  1. Необходима дополнительная микросхема

  1. у 8 реле большое энергопотребление и необходимо на arduino подать больший ток/напряжение

  1. у 8 реле большое энергопотребление и их необходимо запитать от отдельного источника питания

Оценочный лист по защите проектов

«Первые шаги в мир Arduino»

ФИО Учащегося _____________________________________________

Критерии оценки защиты проекта

Степень соответствия

Показатели

Соответствует

В целом

Не

соответствует

соответствует

2 балла

1 балл

0 баллов

1.Умение   выделить   цель   и   задачи

исследования (работы)

2.Умение

обосновать

актуальность

исследования

(работы),

выделить

проблему

3.Умение представить содержание работы

в  соответствии  с  темой  и  поставленной

целью

4.Умение    сделать    вывод,    владение

понятийным аппаратом

5.Умение

следовать

алгоритму

выступления

6.Умениеустанавливать    контакт    с

аудиторией

7.Умение

привлекать   иллюстративный

материал (фото, видео, аудио материалы,

презентации) для облегчения восприятия

слушателями логики изложения

8.Умение   соответствовать   регламенту,

изложить суть работы в отведенное время

9.Умение

давать    аргументированные

ответы на вопросы жюри и слушателей

Сумма баллов по оценке защиты проекта

(max=18 баллов)

Педагог дополнительного образования: Е.В.Ротанова_______________

Подпись комиссии:

_________________ / ___________________

_________________ / ___________________

_________________ / ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

рабочая программа по курсу "Первые шаги в мир информатики"

Программа курса "Первые шаги в мир информатики" для учащихся 5 классов рассчитана на 35 часов ( 1 час внеделю).  Предложенный курс позволит учащимся не прерывать линию изучения информатики и ИКТ,...

Рабочая программа для творческого обьединения "Первые шаги в науку" 5 класс

Данная рабочая программа для творческого объединения «Первые шаги в науку»  в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5 классов  составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...

Рабочая программа для индивидуальных и групповых занятий по математике "Первые шаги в геометрии"

Пояснительная записка Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Установка и первые шаги в Arduino IDE.

Установка и первые шаги в Arduino IDE....