Главные вкладки

    Статья "Электронное пособие – хорошее дополнение к учебника"
    статья по информатике и икт

    Жибинова Вера Александровна

    В статье дается общая характеристика электронных учебных изданий. Описываются требования, предъявляемые к электронным учебным изданиям. Рассматриваются достоинства и недостатки электронных учебных изданий.

    Ключевые слова: электронное издание; электронное учебное пособие, учебник; электронный задачник, практикум; требования, отличия, достоинства и недостатки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektronnoe_posobie_kak_dopolnenie_-_statya.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ – ХОРОШЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ К УЧЕБНИКАМ

    Жибинова Вера Александровна

    Санкт-Петеребург

    ГБОУ СОШ №4 Кусто

    учитель по информатике

    venera-vz@yandex.ru

            Компьютерные учебные программы – это компьютерные программы, предназначенные для непосредственного использования в учебном процессе.

    Гипертекстовые учебные программы (курсы, web-курсы, пособия) – это компьютерные учебные программы, созданные с помощь языка HTML. Компьютерные учебные программы могут быть тренажерами, тестирующими, моделирующими, игровыми, прикладными, обучающими, интегрированными.

    В соответствии с Инструкцией Минобразования [2], электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное учебное пособие может быть выполнено на любом электронном носителе или размещено в локальной или глобальной компьютерной сети. В зависимости от содержания, объема и полноты представления учебного материала электронные учебные издания делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные задачники, электронные практикумы и т.д.

            Определение электронного учебника приводится в Приложении 2 к приказу № 1646 Минобразования России от 19 июня 1998 г.: «Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой».

            В отличие от электронного учебника электронное учебное пособие – это издание, дополняющее или частично заменяющее электронный учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания [3].

    Электронный задачник – электронное интерактивное пособие, предназначенное для получения практических навыков по данному учебному курсу. В пособии данного вида должен быть реализован постоянный диалог обучаемого с компьютером.

            Электронный практикум позволяет с использованием мультимедиа технологий организовать практическое изучение процессов и явлений, рассматриваемых в теоретическом курсе данной учебной дисциплины. Наиболее эффективным вариантом реализации электронного практикума является организация лабораторных работ с удаленным доступом.

            Важнейшими требованиями к электронным учебным изданиям являются [4, c.5]: адекватность содержания, эффективность формы представления и экономическая эффективность. Электронное пособие должно обеспечить реализацию различных форм занятий (очных и заочных, индивидуальных и коллективных) и поддержку различных видов занятий. Кроме того, в учебном материале электронного издания должны быть отражены новейшие научные и технологические достижения в данной предметной области.

            Эффективность формы представления учебной информации включает в себя такие требования, как простота и удобство применения, поддержка активности учащихся, обеспечение коммуникации с преподавателем и с сокурсниками [4]. Кроме того, при разработке электронных учебных изданий должны эффективно использоваться последние достижения современной компьютерной техники и информационных технологий. В то же время используемая программированная среда, в которой создается электронное учебное издание, должна быть достаточно простой и доступной преподавателю – создателю учебного пособия с тем, чтобы он мог в дальнейшем оперативно дополнять и изменять содержание учебного материала.

    Экономическая эффективность электронного учебного пособия определяется себестоимостью разработки данного издания, разумной и оптимальной конфигурацией необходимых для его использования технических средств.

    Главным недостатком обычных учебников является традиционно используемый линейный порядок изложения (причина - следствие) и отсутствие проблемного изложения. В результате чтение такого учебника не стимулирует интереса у обучаемого к получению знаний. Кроме того, при использовании обычного учебника невозможно организовать обратную связь с обучаемым и контролировать процесс усвоения знаний. Отмеченные недостатки устраняются при использовании электронных учебников и учебных пособий.

    К числу важнейших достоинств электронных учебных пособий можно отнести легкую и быструю их тиражируемость, возможность мгновенной пересылки пособия на большие расстояния [4, c.4] и возможность оперативной модификации пособия с учетом последних достижений науки и техники в данной предметной области. Кроме того, при использовании электронных учебных изданий представляется возможным [1]:

    • реализовать индивидуальное обучение путем составления собственной траектории изучения данного предмета в случае использования многоуровневых электронных учебников;
    • существенно повысить эффективность обучения за счет использования современных информационных технологий, например автоматизированного поиска учебной информации;
    • осуществить широкий контроль учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы обучающихся;
    • приобщить к использованию современных информационных технологий как обучающихся, так и преподавателей. Кроме того, при наличии сетевого варианта электронного издания у обучаемого накапливается опыт и умение работать в корпоративной компьютерной сети.

            Отмечая достоинства электронных учебных пособий нельзя не упомянуть также и о недостатках электронных учебных изданий и их использования [4, 1]:

    • обучение с использованием электронных учебных изданий и компьютерных сетей требует большой мотивации и самоорганизации обучаемого;
    • необходимость владения определенной информационной культурой, как учащимися, так и преподавателями;
    • при использовании сетевых образовательных технологий необходимо наличие локальной сети или доступа в сеть Интернет;
    • необходимость наличия сравнительно дорогостоящей компьютерной техники или возможность доступа к современному персональному компьютеру каждого члена общества, желающего получить образование;
    • меньшая степень усвоения учебного текста с экрана монитора, чем при чтении с бумажного носителя (считается, что при чтении с экрана степень усвоения текста на 25% ниже [4, c.7]).

    Литература.

    1. Андреев А.А. Теоретико-методический подход к проектированию и реализации сетевого обучения //Интернет-технологии в открытом образовании: Тез. докл. семинара. 2.10.2000. М.: Изд-во МЭСИ. С.20-29.
    2. Инструкция о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания. Приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646.
    3. Разработка электронных учебных изданий: Справ. пособие. /В.П. Трубин, П.Г. Денисов, Ю.М. Передрей; Под ред.проф. В.В. Усманова. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 34 с.
    4. Создание мультимедийных электронных учебников. Метод. разработка. /Н.А. Шигина. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 39 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    электронный учебник, как дополнение к основному учебнику математики

    доклад на научно-практической коференции, в котором рассматривается применение готовых электронных пособий и авторских презентаций к урокам алгебры и геометрии. повышение мотивации обучения - одна из ...

    Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

    Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...

    Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"

    Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...

    Урок по грамматике в 7 классе по учебнику Биболетовой на тему "Сложное дополнение"

    Урок по грамматике в 7 классе по учебнику М.З.Биболетовой на тему "Сложное дополнение"...

    План-конспект урока по английскому языку во 2 классе “Does Wendy cook well?” «Венди хорошо готовит?». Автор учебника - В.П. Кузовлев

    План-конспект урока по английскому языку во 2 классе "Does Wendy cook well?"  "Венди хорошо готовит?". Автор учебника - В.П. Кузовлев....

    Методическое пособие "Все хорошие люди"

    Методическое пособие "Все хорошие люди" для обучающихся  8 и 9 классов....