Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс
методическая разработка по информатике и икт

Сегень Нина Николаевна

Система работы методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_metodista.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 568 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Система работы методиста по внедрению ИТ

в образовательный процесс

                                   

Автор: Сегень Нина Николаевна,

методист


Оглавление

  1. Введение.
  2. Актуальность темы.                                                            
  3. Цель и задачи.                                                                  
  4. Ожидаемые результаты.  
  5. Система работы методиста по внедрению ИТ  в образовательный процесс
  6. Необходимые ресурсы.
  7. Заключение.
  8. Информационные источники (использованная литература).

  1. Введение

Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.  В современном мире  и обществе важное  значение имеет информация, способы её хранения и использования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить учреждения образования.

Стратегической целью развития и использования ИТ в школе является построение информационного общества, представляющего собой:

общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений;

общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;

общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации;

общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном  образовательном стандарте основного общего образования.

В ФГОС дано определение информационно-образовательной среды образовательного учреждения. «Она включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». . [1]

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. [1]

Реализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности заключается в индивидуальности человека, его профессиональной  деятельности, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -  информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые  с применением средств вычислительной техники  и средств коммуникации. [ 2]

Выявилась  проблема – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Другая проблема, что педагоги не используют возможности интернета, в частности дистанционное обучение.

2. Актуальность темы

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

.

3. Цель и задачи

Цель:

Создание условий по применению  ИКТ в образовательном процессе

Задачи:

-формирование положительной мотивации к использованию ИТ в учебном процессе;

-овладение приемами подготовки дидактических материалов средствами программных приложений Microsoft Office;

- использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов;

- содействие развитию единой информационной учебной среды.

4. Ожидаемые результаты

Созданы условия для применения ИКТ в образовательном процессе.

5. Система работы методиста по внедрению ИТ  в образовательный процесс.

Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующая в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от педагога широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск или в процесс освоения и внедрения новшеств в практику, что может стать действенным фактором обновления практики образования. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности – функция специально организованной методической системы.

        Работа по внедрению ИКТ  в образовательный процесс учреждения ведётся по следующим направлениям:

  1. Аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей; создание базы данных о педагоге; выявление затруднений педагога; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта).
  2. Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации; информирование педработников о новых направлениях в развитии образования)
  3. Организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов);
  4. Консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов)

Аналитическая деятельность направлена на мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога; выявление затруднений в работе в данном направлении.

Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Концепция мониторинга построена на основе научных разработок , и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:

  • информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
  • контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
  • мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

        Основным средством контроля и оценки образовательных результатов педагогов в ИКТ являются тесты и тестовые задания. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков используется: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ занятия с применением ИКТ, анализ качества электронной документации педагога.

Ежегодно в начале учебного года на первом педсовете проводится анкетирование «Информационная компетентность педагогов» (Приложение №1). По результатам анкетирования выявляется компетентность педагога в использовании ИКТ, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

Исходя из результатов анкетирования, в план методической работы  включается семинары для педагогов по темам:

  • «Использование презентации в образовательном процессе»;
  • «Возможности программы "Word" для создания дидактических и контрольно-измерительных материалов»;
  • «Создание таблиц и диаграмм»;
  • «Поиск информации в Интернете для подготовки к занятиям»;
  • «Дистанционное обучение»;
  • «Участие в интернет проектах и конкурсах»;
  • «Создание сайта педагога»
  • «Облачные технологии».

Семинары направлены на мотивацию педагогов к переходу на электронный документооборот. Многим педагога трудно переключиться с бумажной формы документов на электронную, задача методиста убедить педагога в том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям у них появляется больше возможностей.

В работе  школы используются  различные формы работы для повышения ИКТ-компетентности педагогов: педсовет; методические объединения педагогов; мастер-классы; обучающие семинары; открытые уроки; тематические семинары, элементы дистанционного обучения.

Помимо обучающих мероприятий проводятся индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий.   Индивидуальные консультации проводятся по темам:

  • «Оформлению методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумы для участия в конкурсах, представления своего опыта работы»;
  • «Применение Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru ;
  • «Создание методических и дидактических материалов к конспектам занятия (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки»;
  • «Работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
  • «Активное использование Интернет-ресурсов»
  • «Создание видеофрагментов, фильмов»;
  • «Использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции»;
  • «Применение облачных технологий в образовательном процессе»

Для успешной работы в данном направлении формируется электронный банк презентаций по работе с программами пакета Microsoft Office, видео открытых уроков, образовательных программ и др..

Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги принимают активное участие в работе городских семинаров, конференций и других мероприятиях. Опыт работы по использованию ИКТ публикуется в электронных СМИ.

6. Необходимые ресурсы

Для реализации данной работы  необходимы  ресурсы

Методические  ресурсы

  • методики и  образовательные технологии, предполагающие активное использование электронных образовательных ресурсов, учебных материалов и инструментов учебной деятельности в образовательном процессе;

Кадровые ресурсы

  • педагоги, владеющие методиками и  образовательными технологиями, основанными на использовании ИКТ

Материально-технические ресурсы

  • программно-аппаратная база информационной среды ОУ

7. Заключение

Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей ,разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу. Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.


8. Информационные источники (использованная литература)

  1. Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений http||| www.iuorao.ru.
  2. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html 
  3. Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.- Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819 
  4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г — с.10
  5. Федеральные государственные  образовательные стандарты основного общего образования.


Приложение №1

Анкета «Информационная компетентность педагога».

ФИО ________________________________

Не

использую

Использую

редко

часто

Использование ИКТ в повседневной практике педагога

Текстовый редактор.

Электронные базы данных

Электронные таблицы

Программы для создания презентаций

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

Программы для работы с видео, звуком и графикой

Электронная почта

Поиск информации в Интернет

Интернет-форум

Электронные тесты

Сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных)

Компьютерное моделирование

Обучающие программы

Цифровые энциклопедии и словари

Обучающие игры

Работа в системе управления учебным процессом

Реализация профессиональных задач педагога

Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ

Готовлю уроки с использованием ИКТ учениками

Подбираю программное обеспечение для учебных целей

Ищу учебные материалы в Интернет

Использую ИКТ для мониторинга развития учеников

Эффективно использую ИКТ для объяснений на уроке

Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам

Могу оценить пригодность веб-сайта для его использования в преподавании и делаю это

Использую учебные задания следующих типов:

Работа над сочинением (докладом, выступлением) с помощью текстового редактора.

Компьютерная презентация доклада на уроке.

Учебные задания, для выполнения которых используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации и т.п.

Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников. Например, для обсуждения проблемы применяется Интернет-форумы.

Учебные задания, для представления результатов которых школьники создают Интернет-сайты.

Учебные задания, для выполнения которых используются виртуальные лаборатории.

Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные лаборатории.

Учебные задания с использованием электронных учебников.

Тестирование с помощью специальных программных средств.

Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы.

Учебные задания, для выполнения которых используются электронные таблицы

Учебные задания, для выполнения которых : используются геоинформационные системы.

Работа с цифровыми тренажерами.

Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.)

Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом

Работа над краткосрочным проектом

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательный процесс современных технологий.

Подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

«Внедрение в образовательный процесс учебной программы непрерывного курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе».

ПРОГРАММА  КУРСАинформатики и информационных технологий для 5 - 6 классов общеобразовательной средней школы(Л.Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 5 – 6 классах)Преподавание базового кур...

Система работы с технологическим оборудованием в образовательном процессе ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга

Использование имеющихся и вновь обретенных материально-технических ресурсов при осуществлении методического сопровождения образовательного процесса дает возможность обновления общеобразовательных прог...

Внедрение современной информационной модели работы социального педагога с участниками образовательного процесса по формированию законопослушного поведения.

Определены цель и задачи деятельности социального педагога в работе с участниами образовательного процесса по формирорванию законопослушного поведения. Статья рассказывает о работе социального педагог...

Работа методиста по внедрению ИТ в образовательный процесс

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ. Без информатизации выполнить в полном о...