Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
учебно-методический материал (история, 6 класс) по теме

 Кочеткова Галина Евгеньевна

 

     Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеческим, семейным ценностям, формирование  идентичности гражданина России, воспитание  любви к Родине и уважение к культурно-историческому наследию нашего народа.

    Курс «История России с древнейших времен до  начала XVI века» С.В. Перевезенцева и Т.В Перевезенцевой, предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

   Предлагаемый курс,  способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению  и развитию  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Марксовского муниципального района

     

Программа

эксперимента

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс

учебно - методического комплекта

С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой

«История России с  древнейших времен до начала XVI века»  

 6 класс

Руководитель эксперимента -

учитель истории обществознания

 МОУ-ООШ с. Бородаевка

Кочеткова Г.Е.

Исполнители –

учителя истории и обществознания:

                                                                                                                               Аметов В.А.-        МОУ-СОШ «Лицей»,

Сучкова  Л.А.-

МОУ-СОШ №3,

Милосердова Т.И.

МОУ-СОШ с. Подлесное,

Серенькая И.Н.

МОУ-СОШ

С. Баскатовка

2011

Пояснительная записка

     Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеческим, семейным ценностям, формирование  идентичности гражданина России, воспитание  любви к Родине и уважение к культурно-историческому наследию нашего народа.

    Курс «История России с древнейших времен до  начала XVI века» С.В. Перевезенцева и Т.В Перевезенцевой, предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

   Предлагаемый курс,  способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению  и развитию  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

    В области формирования личностной культуры:

- укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях,

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование основ морали;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

   В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к  национальной культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

   В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основными задачами курса являются:

     - освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории России;

    - развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается конкретно исторический подход к событиям и явлениям прошлого, а также умение выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

   - овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами источников.

     При изучении курса истории России в 6 классе предусматривается актуализация уже имеющихся знаний.

     В основу программы С.В. Перевезенцева «История России с древнейших времен до  начала XVI века» положены следующие принципы:

 

    - история России развивалась под воздействием нескольких факторов: природно-географического, политического, социального, этнополитического, духовного;

   

 - духовный фактор является ведущим;

 

    - важнейшими условиями изучения истории для учащихся этого возраста является образность и эмоциональность;

    - необходимость работы учащихся с историческими документами, как важным источником знаний;

    - формирование у учащихся навыков критического анализа источников.

       Особенности программы и учебников 6 класса:

 

1.  Хронологических рамки учебников охватывают историю России с древнейших       времен до  начала XVI века.

  1. Достаточно большое учебное время отведено на изучение формирования основ русской государственности. Это позволяет изучить особенности российской  цивилизации, которые формировались именно в изучаемый период и во многом определили историческую самобытность России.
  2. Значительное место в программе и учебнике посвящено вопросам духовной православной культуры и  православного религиозного  мировоззрения, так как реалии времени ставят нас перед необходимостью изучать гражданскую и церковную истории  России, как единый взаимосвязанный процесс.

  1. Авторы исходят из того, что религиозный фактор является одним из важнейших в отечественной истории и способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России, что является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.[1]   

  1.   Значение духовного фактора в русской истории раскрывается:

а) через идею подвижничества (агиографии);

б) рассказы о роли русской православной церкви в жизни России;

в) подчеркивается ведущая роль православного мировоззрения в различные периоды истории России;

   Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей России, особенно тех, чья жизнь была духовным подвижничеством.

   Программа курса и учебники - рассчитаны на 35 часов в 6 классе.

   Методические разработки содержат подробное описание уроков.

   Внедрение в образовательный процесс данного УМК будет способствовать духовно – нравственному воспитанию и формированию гражданского самосознания учащихся.

   Объект эксперимента:

Объектом эксперимента являются учащиеся 6 класса и их родители.

 

   Цель эксперимента:

   Целью  эксперимента является создание условий для использования  материалов и идей изложенных в УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в  соответствии с Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

 

 

Задачи эксперимента:

  1. Способствовать формированию духовно-нравственной личности.
  2. В ходе внедрения учебника продолжать знакомство учащихся с ролью православия и русской православной церкви в развитии и становлении русской цивилизации, формировании духовных и  культурных традиций и мировозрения нашего народа.
  3. Выявлять степень толерантности учащихся и их родителей.
  4. Выяснить: будут ли дети других национальностей и люди более старшего возраста адекватно воспринимать русскую историю, основанную на православной культуре.

Гипотеза эксперимента:

Гипотезой эксперимента является проверка утверждений авторов того, что данный учебник соответствует концепции духовно-нравственного развития личности, а также, утверждения, что материал учебника и методика предложенная авторами способствует совершенствованию внутреннего мира учащихся, углублению их знаний истории России, особенно культуры российского народа.

Диагностическим инструментарием будут:

  1.  анкетирование;
  2. тестирование;
  3. беседы с учителями (интервью);
  4. анализ документации;
  5. наблюдение за организацией образовательного процесса на уроках истории
  6.  высказывания родителей об учебнике и уроках.

Критериями оценки ожидаемых результатов будут:

  1. видимые  изменения в поведении учащихся;

  1. эффективность применение в образовательном процессе (повышение качества знаний учащихся);
  2. эффективность совместной работы педагогов и методистов СарИПКиПРО ;
  3. эффективность научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов по предмету;
  4. результаты ГИА, результаты школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, олимпиад, методических конференций педагогов;

К основным этапам эксперимента следует отнести:

  1. изучение программы курса, учебника и УМК к нему;
  2. работа с УМК в 2011-2012, 2012-2013 гг.

  1. Время эксперимента:

2011-2013 учебные годы.

Тип эксперимента – поисковый, исследовательский.

План реализации эксперимента

Актуальность темы

       Проблема выбора современного школьного учебника, тем более учебника по истории России, в настоящее время является  одной из самых актуальных в практической деятельности учителя.  Курс  С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  является принципиально новым по теоретической основе, методологическим подходам и особенностям содержания.

    В отличие от других современных учебников по истории, используемых в школе,  в данном  курсе уделено значительное внимание изучению истории становления  и развития русского государства и той роли, которую играло в этом процессе православие, влиянию,   которое  русская православная церковь  оказала на развитие национального сознания русского  и российского народа, воспитание его духовности и нравственности.

   Особенностью данного курса является  и то,  что он показывает современным школьникам,  что существование любого народа на земле основано на приоритете духовно–нравственных и культурных ценностей, которые являются фактором, определяющем будущее любой цивилизации. В декабре 2003, обращаясь к российским гражданам, В.В.Путин подчеркнул, что «…хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации». Учебник С.В. Перевезенцева успешно справляется с поставленной задачей.

     Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своем докладе на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской православной Церкви».  Сейчас,  как никогда,  необходим возврат к идеалам добра и справедливости,  являющимися краеугольным камнем фундамента христианского учения и приобщение подрастающего поколения к нравственному опыту народа.   Наше историческое будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ.    

     Судьба нашей страны, определение  ее исторических путей, находиться в руках граждан и поэтому, как сказал в одном из своих выступлений патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества поистине преступно»

Учебник С.В. Перевезенцева  в равнодушие никак упрекнуть нельзя! Он увлекательно, в доступной форме знакомит школьников  с духовными и культурными историческими традициями нашей страны.

 

Идея эксперимента

Создание условий  для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в  соответствии с Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

Замысел эксперимента

Повышение качества образовательного и воспитательного процессов  через духовно – нравственное развитие  и воспитания личности обучающегося

Объект эксперимента

Учащиеся 6-9 классов и их родители

Предмет исследования

Организация духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося  и возможности повышения качества образования через  внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  «История России с  древнейших времен до начала XVI века».  

Цель эксперимента

Создание условий для использования  материалов и идей изложенных в УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой для духовно – нравственного развития и воспитания личности обучающегося в  соответствии с Концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

Задачи эксперимента

  1. Способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина России.
  2. В ходе внедрения учебника продолжать знакомство учащихся с ролью православия и русской православной церкви в развитии и становлении русской цивилизации, формировании духовных и  культурных традиций и мировозрения нашего народа.
  3. Выявлять степень толерантности учащихся и их родителей.
  4. Выяснить: будут ли дети других национальностей и люди более старшего возраста адекватно воспринимать русскую историю, основанную на православной культуре.

Гипотеза эксперимента

Проверка  утверждения авторов, что УМК по истории России соответствует концепции духовно-нравственного развития личности, а также, утверждения, что материалы учебников  и методика предложенная авторами способствует совершенствованию внутреннего мира учащихся, углублению их знаний истории России, особенно культуры российского народа.

Диагностический инструментарий

  1. анкетирование;
  2. тестирование;
  3. беседы с учителями (интервью);
  4. видимые изменения в поведении учащихся;

  5. анализ документации;
  6. наблюдение за организацией образовательного процесса на уроках истории
  7.  высказывания родителей об учебнике и уроках.

Критерии оценки  ожидаемых результатов

  1. эффективность применение в образовательном процессе (повышение качества знаний учащихся);
  2. эффективность совместной работы педагогов и методистов СарИПКиПРО;
  3. эффективность научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов по предмету;
  4. результаты ГИА, результаты школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, олимпиад, методических конференций педагогов;
  5. видимые изменения в поведении учащихся.

Сроки эксперимента

 01.09 2011– 01.09.2013 гг.  

Этапы эксперимента

2011-2012 учебный год 6 класс

2012-2013 учебный год 6 класс

И планируется дальнейшее поведение эксперимента в 7-9 классах

Прогноз возможных негативных последствий

В ходе эксперимента могут возникнуть определенные  сложности:

  1. эксперимент увеличит объем нагрузки на учителей;
  2. могут возникнуть сложности в координации деятельности педагогов

Способы коррекции негативных последствий

Для преодоления негативных  последствий возникающих в ходе эксперимента необходимо использовать современные формы и методы организации работы;

Своевременно вносить корректировку программ;

 Вносить изменения,

Состав участников эксперимента

1. Аметов В.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ «Лицей»;

2. Кочеткова Г.Е.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-ООШ с. Бородаевка;                                                                                                                    

3. Милосердова Т.И. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Подлесное;

4. Серенькая И.Н. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Баскатовка;

5. Сучкова  Л.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории;

Старший методист кафедры СарИПКиПРО  учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории Аристархова Е.В.;

Издательство «Русское слово» издающее и пропагандирующее УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой.

Функциональные обязанности

Руководитель эксперимента

  1. Координирует деятельность участников эксперимента, обеспечивает взаимодействие между ними;
  2. Обеспечивает участников эксперимента учебниками и методической литературой
  3. Ведет документацию по эксперименту, отчитывается перед вышестоящими органами о ходе и результатах эксперимента;
  4. Разрабатывает программу и план  проведения эксперимента;
  5. Периодически проводит с учителями, участвующими в эксперименте, интервью с целью определения их уровня понимания целей и задач, результатов и способов их достижения в образовательном процессе;
  6. Организует участие  учителей-экспериментаторов в работе РМО учителей истории, выступление на семинарах, конференциях муниципального и регионального уровня ;
  7. Фиксирует все положительные и отрицательные последствия эксперимента;
  8. Выявляет, изучает и пропагандирует опыт по результатам эксперимента;
  9. Создает банк данных опыта работы в условиях эксперимента;
  10. Побуждает участников эксперимента к пропаганде опыта работы через периодическую печать, методические издания, выступления  на муниципальных и региональных семинарах, конференциях.

Учителя

  1. Активно участвуют в проведении эксперимента;
  2. Осуществляют связь с другими участниками эксперимента, с учащимися и их родителями;
  3. Ежегодно сдают  отчеты о проделанной работе и анализ своего опыта старшему методисту кафедры СарИПКиПРО   Аристарховой  Е.В.;
  4. Изучают опыт своих коллег, занимаются обобщением и распространением собственного опыта.

База эксперимента

Организация  деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс учебно-методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  «История России с  древнейших времен  до начала XVI века ».  

 Масштаб эксперимента

Эксперимент  по длительности является длительным – 2 года (он начнет осуществляться в 2011-2012 учебном году и закончиться в 2012-2013 учебном году), по объему изучаемых параметров  и по числу участников  широкомасштабный. В дальнейшем планируется продолжение эксперимента в 7-9 классах общеобразовательных школ.

Статус эксперимента

Муниципальный  (В рамках федерального и регионального эксперимента по внедрению УМК С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой)

Формы представления результата эксперимента для массовой практики

  1. Размещение результатов эксперимента на сайте с сети Интернет;
  2. Публикации  материалов эксперимента в научно-методических сборниках;
  3. Представление результатов экспериментальной деятельности на педагогических советах школ, где проводиться эксперимент, на районном методическом объединении учителей истории и обществознания, школьных, муниципальных и региональных семинарах и конференциях;
  4. Ежегодные отчеты о проделанной работе  методисту СарИПКиПРО Аристарховой Е.В.

Материально – техническая база эксперимента

  1. Учебные кабинеты, оснащенные компьютерной техникой;
  2. Кабинеты информатики

Кадровые ресурсы

1. Аметов В.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ «Лицей»;

2. Кочеткова Г.Е.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ-ООШ с. Бородаевка;                                                                                                                    

3. Милосердова Т.И. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Подлесное;

4. Серенькая И.Н. учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории МОУ-СОШ с. Баскатовка;

5. Сучкова  Л.А.- учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Научно- методическое обеспечение эксперимента

  1. Материалы для проведения мониторингов и тестирования;
  2. Методическая литература к учебникам истории России под редакцией С.В. Перевезенцева;
  3. Публикации журнала  «Преподавание истории в школе»; 
  4. Информационная поддержка на сайте   http: //history. standart.edu. ru.

Используемая литература

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.  Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России. М, Просвещение, 2010г.

2. История России. 6 класс. Программа для  общеобразовательных учреждений. Т.В. Перевезенцева  М. «Русское слово»

3. История России. Учебник 6 класс. Под редакцией С.В. Перевезенцева,  Т.В. Перевезенцевой. М. «Русское слово»

4. История России.  Книга для учителя. 6  класс. Под редакцией Т.В. Перевезенцевой. М. «Русское слово»

5. История России.  Методическое пособие. 6  класс. М. «Русское слово»

6.  История России. Комплект карт. М. «Русское слово»

7.  История России. 6  класс. Электронное приложение. М. «Русское слово»


Этап

эксперимента

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Оформление результатов эксперимента

I этап

1.Изучение программы курса  истории России с древнейших времен до начала  16 в.

2. Изучение структуры и приложение к  учебнику.

3. Изучение методических разработок к учебнику.

4. Знакомство детей и родителей с учебником «Истории России с древнейших времен до начала 16 века»  Авт. Перевезенцев С.В.

2011 -2012 г.

      Аметов В.А.

Кочеткова Г.Е.

Милосердлва Т.И.

Серенькая И.Н.

Сучкова Л.А.

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла школы, МО района, анализ учебника для кафедры гуманитарного цикла Сар И ПК ПРО

II этап

1. Диагностика работ учащихся 6 класса по программе учебника.

2. Анализ качества знаний учащихся 6 класса по курсу «Истории России».

3. Анализ мнений родителей и  детей об учебнике.

 4. Выступление на педсоветах, ШМО, ШМНО.

5. Обобщение работы с программой учебником и УМК.

2012-2013 г

      Аметов В.А.

Кочеткова Г.Е.

Милосердлва Т.И.

Серенькая И.Н.

Сучкова Л.А.

Анализ диагностических работ, выступление на педсоветах ШМО, учителей гуманитарного цикла школы, МО района, анализ учебника для кафедры гуманитарного цикла Сар и ПК ПРО, отчет методисту СарИПКиПРО Аристархову Е.В.




[1] А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.  Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.. М, Просвещение, 2010г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.

В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....

Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации.                           ...

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию "Патриоты"...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...