Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Степанова Яна Вячеславовна

Рабочая программа по информатике 7 класса (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7a.docx87.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по информатике

7 класс «А»

2020-2021 учебный год

Учитель: Степанова Яна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2020

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014».

Учебник  Информатика: учебник для 7 класса          / Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018

Срок реализации  01.09.2020– 25.05.2021

Количество часов: всего 34; в неделю 1 час

Пояснительная записка

Цель программы:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов.
  2. Организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  
  • формирование компьютерной грамотности и информационной культуры школьников;
  • формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, графикой и электронными таблицами в среде соответствующих редакторов);
  • формирование умений и навыков самостоятельной работы;
  • стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Общая характеристика учебного предмета

В коррекционном образовательном учреждении, обучающем детей с нарушениями ОДА  учащиеся 7-х классов продолжают изучать базовый курс информатики по программе, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по предмету.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 7–10 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса (в связи с удлинением сроков обучения на 1 год в основной школе) предусматривает изучение курса в объеме 1 часа в неделю, так же, как в 8-ом, в 9-ом и 10-ом классе. Содержание курса информатики  в основной школе является базой для изучения информатики в старшей школе. Содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования по информатике.

Изменения, внесённые в авторскую программу

Отличительной особенностью рабочей программы от общеобразовательной программы Л. Л. Босовой является ее адаптация к условиям обучения детей с нарушениями ОДА за счет дифференцированной подборки заданий, исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся.

Спецификой программы является ее направленность на освоение учащимися 7 – 10 классов знаний, умений и навыков в соответствии с Обязательным минимумом базового курса информатики, рекомендованного Министерством образования РФ, в рамках расширенных сроков трехлетнего обучения. Такое растяжение сроков становится необходимым из-за особенностей детей с ОВЗ, которые обучаются в нашем коррекционном образовательном учреждении. У нас обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых затруднена ориентация в пространстве, замедлены мыслительные процессы, нарушена мелкая моторика, затруднена речь. Как следствие, им требуется больше времени на осмысление поставленной задачи, на выполнение ее, на развернутый устный ответ, на выполнение практической работы. Поэтому, учащиеся основной школы начинают получать полноценные знания базового уровня по предмету с 7 класса (как в общеобразовательной школе), и продолжают изучение основного базового курса информатики и ИКТ еще три года: в 8-м, в 9-м и 10-м классах. Что дает возможность нашим учащимся за 4 года освоить полностью базовый курс информатики основной школы. Курс рассчитан на учебный план общим объемом 102 часа (1 час в неделю на протяжении трех лет обучения в коррекционной школе или 2 часа в неделю на протяжении двух лет обучения в обычной общеобразовательной школе), что полностью соответствует основным содержательным линиям предмета, определенным в Обязательном минимуме содержания образования по информатике.

Для развития памяти учащихся, а также для более качественной  подготовки учащихся с ОВЗ к ОГЭ/ГВЭ, составлены терминологические диктанты. Определен их объем для каждого класса, разработаны нормы оценок. На каждом уроке уделяется особое внимание терминологии, что позволяет систематизировать знания учащихся с НОДА, и, как следствие, вводится  дополнительный вид контроля (1 раз в четверть) – терминологический диктант.  Данный вид контроля проводится в соответствии с графиком проведения контрольных работ на каждую четверть, сроки проведения имеют «плавающий» характер (т.к. не может быть несколько контрольных работ в один учебный день). В электронном журнале данный вид контроля имеет статус «Словарный диктант», в бумажном журнале – «Терминологический диктант» (т/д).

В рабочей программе полностью соблюдается системно-информационная концепция программы Л.Л. Босовой, т. к. упор в изучении на этой ступени образования делается на практическое применение полученных на уроках информатики знаний.

Рабочая программа полностью соответствуют основным содержательным линиям предмета, определенным в Обязательном минимуме содержания образования по информатике.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

УМК для ученика

УМК для учителя

  1. Информатика: учебник для 7 класса          / Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;

  1. Информатика: учебник для 7 класса          / Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса /  Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – М. :  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г
  3. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  4. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (http://metodist.lbz.ru)
  5. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 7–9 классов общеобразовательных организаций / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (http://metodist.lbz.ru)
  6. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. ( http://metodist.lbz.ru)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Из них:


Виды  работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за год

Практические работы

6

3

8

4

21

Проверочная работа

1

1

1

2

5

Терминологический диктант

1

1

1

1

4

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 7 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 7 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Виды контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, а также в виде проверочных работ с развернутым ответом (именно такая форма используется в ОГЭ/ГВЭ часть «В»).

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • творческая практическая работа;

Контроль уровня обучения

№ урока

Дата

Тематика

Вид

Форма

10

Пр.р. №1 по теме «Информация и информационные процессы».

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

18

Пр.р. №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

21

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Пр.р. №3 «Обработка графической информации».

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Пр.р. №4 «Мультимедиа».

Тематический контроль

тестирование по опросному листу

Рабочая программа предмета «Информатика 7 класс» предполагает изучение разделов, выносимых на итоговую аттестацию в формате ОГЭ/ГВЭ.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,  формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект»,  «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно, и того, что требуется установить;  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,  разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование — предвосхищение результата; контроль — интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»  таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты: включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
  • умение развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблица, схема, график, диаграмма, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.

Содержание учебного курса

Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):

  1. Информация и информационные процессы

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

  1. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

  1. Обработка графической информации

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

  1. Обработка текстовой информации

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод

  1. Мультимедиа

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

  1. Итоговое повторение

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Информация и информационные процессы

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации:

важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи

и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность,
  • полнота и пр.);
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной эксплуатации компьютера

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур
  • ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

Обработка графической информации

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного
  • графического редактора.

Обработка текстовой информации

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере.

Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.

Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;
  •  создавать гипертекстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);

Мультимедиа

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

Итоговое повторение

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Планирование презентации. Создание и редактирование презентации.

Аналитическая деятельность:

  • обобщение пройденного материала;
  • анализ пробелов знаний.

Практическая деятельность:

  • повторение.

В результате изучения в 7 классе темы «Информация и информационные процессы» ученик:

будет знать:

  • сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др.;
  • основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними;

научится:

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • научиться определять информационный вес символа произвольного алфавита.
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • сформировать представление о области применения комбинаторных задач.

В результате изучения в 7 классе темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» ученик:

будет знать:

  • назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик;
  • круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров;
  • сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

научится:

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);
  • использовать маску для операций с файлами;
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

получит возможность:

  • научиться осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера;
  • овладеть знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры,поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов.

В результате изучения в 7 классе тем «Обработка графической информации. Обработка текстовой информации. Мультимедиа.» ученик:

будет знать:

  • сущность понятия «кодовая таблица»;
  • сущность понятий «пиксель, «растровая графика», «векторная графика»;
  • сущность технологии мультимедиа;
  • общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных;

научится:

  • создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;
  • выполнять ввод изображений в компьютер;
  • создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения;
  • создавать простые векторные изображения;
  • использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.);

получит возможность:

  • создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами;
  • познакомиться с цифровым представлением графической информации;
  • познакомиться с различными цветовыми моделями;
  • познакомиться с понятиями «пространственное разрешение монитора», «глубина кодирования (цвета)», «палитра»;
  • научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением и хранением изображений;
  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться оценивать количественные параметры, связанные с цифровым

Критерии и нормы оценки

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, проверочная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах.

3. Критерии оценивания разработаны исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся нашей школы.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

•    грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

•    погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

•    недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;•   

•    мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

-  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

 Оценивание устных ответов учащихся

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка

ставится, если учащийся:

5

(высокий уровень)

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

4

(достаточный уровень)

  • если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  •  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3

(средний уровень)

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

2

(начальный уровень)

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Практическая работа на компьютере

Оценка

ставится, если:

5

(высокий уровень)

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.

4

(достаточный уровень)

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 75%), допущено не более трех ошибок;
  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

3

(средний уровень)

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

2

(начальный уровень)

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме.

Оценка тестовых работ

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Шестиклассникам следует напомнить до организации первого тестирования как правильно работать с тестовыми заданиями, снова рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых рекомендовано придерживаться при оценивании:

  • за полностью верный ответ на задание теста (т.е. выбраны все верные варианты и не выбрано ни одного неверного) ставится максимальное (для этого вопроса теста) число баллов. Простой вопрос оценивается в 1 бал, сложный вопрос – 2 балла.
  • если ответ был дан неверно или частично верно (т.е. выбраны неверные или не выбраны верные варианты), баллы не начисляются.
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), баллы не начисляется.

Все набранные баллы за тест переводятся в проценты по формуле: .

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет  сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 6 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Кроме тестирования в качестве тематического контроля в 6 классе также используются традиционные контрольные работы с развернутым вариантом ответа. Введение таких заданий начинает готовить учащихся к форме заданий ОГЭ части «В».

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.


КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ИНФОРМАТИКЕ

Дата

Тема урока / тип урока

Практика

Термины

Элементы содержания и контроль

Планируемые результаты

Оборудование к уроку и Д/З

план

факт

предметные:

метапредметные:

Личностные:

1-я четверть

Математические основы информатики. Информация и информационные процессы.

1

02.09

Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность.

комбинированный

Пр.р.  № 1 «Техника безопасности»

информатика;

информация;

ИКТ.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

самоконтроль

общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ;

целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником

умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

Презентация к уроку.

Введение

2

09.09

Информация и ее свойства.

комбинированный

Пр.р.  № 2 «Свойства информации»

информация; сигнал

(непрерывный,

дискретный); виды

информации; свойства

информации.

Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.

Промежуточный контроль

общие

представления

об информации и

её свойствах;

понимание

общепредметной сущности

понятий «информация»,

«сигнал»;

представления

об информации

как важнейшем

стратегическом

ресурсе развития

личности,

государства,

общества.

Презентация к уроку.

§1.1, карточка (РТ №1-7).

3

16.09

Информационные процессы. Обработка информации.

комбинированный

Пр.р.  № 3 №12  РТ

информационные процессы;

информационная деятельность;

сбор информации;

обработка информации

Кодирование и декодирование информации.

Промежуточный контроль

Общие представления об

информационных процессах и их

роли в современном

мире; умение

приводить примеры сбора и обработки

информации в

деятельности

человека, в живой природе, обществе,

технике;

навыки анализа процессов в

биологических,

технических и социальных

системах, выделения в них

информационной

составляющей;

общепредметные навыки

обработки информации;

Понимание значимости

информационной деятельности

для современного

человека.

Презентация к уроку.

§1.2, карточка (РТ №8-13).

4

23.09

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

комбинированный

Пр.р.  № 4 тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель»

«Система тестов и заданий N8»

информационные процессы;

информационная деятельность;

хранение информации, носитель информации;

передача информации, источник, канал связи, приѐмник.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.

Промежуточный контроль

общие

представления

об

информационных процессах и их

роли в современном мире; умение

приводить примеры

хранения и

передачи

информации в

деятельности

человека, в живой природе,

обществе, технике;

навыки анализа процессов в

биологических,

технических и социальных

системах, выделения в них

информационной

составляющей; навыки

классификации

информационных

процессов по принятому

основанию;

общепредметные навыки

обработки, хранения и

передачи информации;

Понимание значимости

информационной деятельности

для современного

человека.

Презентация к уроку.

§1.2, карточка (РТ №15-18).

5

30.09

Всемирная паутина как информационное хранилище. 

комбинированный

Пр.р.  № 5 «Поиск информации во Всемирной паутине» (на основании №22 в РТ)

WWW – Всемирная паутина;

Web-страница, Web-сайт;

браузер;

поисковая система;

поисковый запрос.

Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).

Промежуточный контроль

представление о

WWW как

всемирном

хранилище

информации;

понятие о

поисковых

системах и

принципах их

работы; умение

осуществлять

поиск

информации в

сети Интернет с

использованием

простых

запросов (по

одному

признаку),

сохранять для

индивидуальног

о использования

найденные в

сети Интернет

информационны

е объекты и

ссылки на них;

основные универсальные

умения информационного

характера: постановка и

формулирование проблемы;

поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска;

владение

первичными

навыками анализа и критичной оценки получаемой

информации;

ответственное

отношение к

информации с

учетом правовых

и этических

аспектов ее

распространения; развитие чувства личной

ответственности

за качество

окружающей

информационной среды.

Презентация к уроку.

§1.3, карточка (РТ №19-23).

6

07.10

Т. д. № 1. Представление информации.

комбинированный

Пр.р.  № 6 задание 4.1 «Ввод символов»;

знак;

знаковая система;

естественные языки;

формальные языки;

формы представления информации.

Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.

Промежуточный контроль

обобщённые

представления о

различных

способах

представления

информации;

понимание

общепредметной сущности

понятия «знак»;

общеучебные умения

анализа, сравнения,

классификации;

представления о

языке, его роли в

передаче

собственных

мыслей и

общении с

другими людьми

Презентация к уроку.

§1.4, карточка (РТ №24-35).

7

14.10

Дискретная форма представления информации.

комбинированный

дискретизация;

алфавит;

мощность алфавита;

двоичный алфавит;

двоичное кодирование;

разрядность двоичного кода.

Дискретная форма представления информации.

Кодирование и декодирование информации.

Промежуточный контроль

представления о

преобразовании

информации из

непрерывной

формы в

дискретную;

понимание

сущности

двоичного

кодирования;

умение

кодировать и

декодировать

сообщения по

известным

правилам

кодирования;

понимание роли

дискретизации

информации в

развитии средств

ИКТ.

понимание

универсальности двоичного

кодирования; навыки

представления информации

в разных формах; навыки

анализа информации;

способность выявлять

инвариантную сущность на

первый взгляд различных

процессов;

навыки

концентрации

внимания.

Презентация к уроку.

§1.5, карточка (РТ №36-54).

8

21.10

Единицы измерения информации.

комбинированный

бит;

информационный вес символа;

информационный объѐм сообщения;

единицы измерения информации.

Единицы измерения количества информации.

Промежуточный контроль

знание единиц

измерения

информации и

свободное

оперирование

ими;

понимание сущности

измерения как

сопоставления измеряемой

величины с единицей

измерения;

навыки

концентрации

внимания.

Презентация к уроку.

§1.6, карточка (РТ №55-74).

2-я четверть

9

04.11

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

комбинированный

Промежуточный контроль

представления

об информации

как одном из

основных

понятий

современной

науки, об

информационны

х процессах и их

роли в

современном

мире, о

принципах

кодирования и

алфавитном

подходе к

измерению

информации;

понимание сущности

измерения как

сопоставления измеряемой

величины с единицей

измерения;

основные универсальные

умения информационного

характера: постановка и

формулирование проблемы;

поиск и выделение

необходимой информации,

применение методов

информационного поиска;

владение

первичными

навыками

анализа и

критичной

оценки

получаемой

информации;

ответственное

отношение к

информации с

учетом правовых

и этических

аспектов ее

распространения

; развитие

чувства личной

ответственности

за качество

окружающей

информационно

й среды.

Глава 1, карточка (РТ №75).

10

11.11

Пр.р. №1 по теме «Информация и информационные процессы».

комбинированный

Тематический

контроль

Интерактивный тест

Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

11

18.11

Основные компоненты компьютера и их функции.

комбинированный

компьютер; процессор;

память; устройства

ввода информации;

устройства вывода

информации;

Основные компоненты компьютера и их функции.

Соединение блоков и устройств ПК, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.); использование различных носителей информации, расходных материалов.

Промежуточный контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

устройствах

компьютера и их

функциях;

обобщённые представления

о компьютере как

универсальном устройстве

обработки информации;

понимание роли

компьютеров в

жизни

современного

человека;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к изучению

вопросов,

связанных с

историей

вычислительной

техники.

Презентация к уроку.

§2.1, карточка (РТ №76-85).

12

25.11

Персональный компьютер.

комбинированный

Пр.р.  № 7 выполнение в текстовом

процессоре заданий 4.3 и 4.7 (стр. 186, 188 учебника)

персональный

компьютер; системный

блок: материнская

плата; центральный

процессор; оперативная

память; жёсткий диск;

внешние устройства:

клавиатура, мышь,

монитор, принтер,

акустические колонки;

знание основных

устройств

персонального

компьютера и их

актуальных

характеристик;

понимание назначения

основных устройств

персонального компьютера;

понимание роли

компьютеров в

жизни

современного

человека;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом.

Презентация к уроку.

§2.1, карточка (РТ №76-85).

13

02.12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Пр.р.  № 8 «Запуск антивирусной программы»

программа;

программное

обеспечение (ПО);

системное ПО;

операционная система;

архиватор;

антивирусная

программа.

Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Промежуточный контроль

понятие

программного

обеспечения

персонального

компьютера и

основных его

групп;

понимание назначения

системного программного

обеспечения персонального

компьютера;

понимание роли

компьютеров в

жизни

современного

человека;

понимание

значимости

антивирусной

защиты как

важного

направления

информационно

й безопасности.

Презентация к уроку.

§2.2, карточка (РТ №86-102).

14

09.12

Т. д. № 2. Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

комбинированный

Пр.р.  № 9

«ПО компьютера»

Интерактив-ный тест

программное

обеспечение (ПО);

прикладное ПО; система

программирования;

приложение общего

назначения; приложение

специального

назначения;

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, блок – схемы. Представление о программировании.

Промежуточный контроль

представление о

программирован

ии как о сфере

профессиональн

ой деятельности;

представление о

возможностях

использования

компьютеров в

других сферах

деятельности;

понимание назначения

прикладного программного

обеспечения персонального

компьютера;

понимание

правовых норм

использования

программного

обеспечения;

ответственное

отношение к

используемому

программному

обеспечению.

Презентация к уроку.

§2.3, карточка (РТ №103-109).

15

16.12

Файлы и файловые структуры.

комбинированный

логическое имя

устройства внешней

памяти; файл; правила

именования файлов;

каталог; корневой

каталог; файловая

структура;

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая

система. Архивирование и разархивирование. Защита

информации от компьютерных вирусов.

Промежуточный контроль

представления

об объектах

файловой

системы и

навыки работы с

ними;

умения и навыки

организации файловой

структуры в личном

информационном

пространстве;

понимание

необходимости

упорядоченного

хранения

собственных

программ и

данных.

Презентация к уроку.

§2.4, карточка (РТ №110-124).

16

23.12

Пользовательский интерфейс.

комбинированный

пользовательский

интерфейс; командный

интерфейс; графический

интерфейс; основные

элементы графического

интерфейса;

индивидуальное

информационное

пространство.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

Промежуточный контроль

Научиться оперированию компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме

развивать навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме

понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационномупространству

Презентация к уроку.

§2.5, карточка (РТ №125-126).

3-я четверть

17

13.01

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

комбинированный

компьютер;

персональный

компьютер; программа;

программное

обеспечение; файл;

каталог;

пользовательский

интерфейс;

индивидуальное

информационное

пространство.

Промежуточный контроль

представления о

компьютере как

универсальном

устройстве

обработки

информации;

основные навыки и умения

использования

компьютерных устройств;

навыки создания личного

информационного

пространства;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом;

развитие чувства

личной

ответственности

за качество

окружающей

информационно

й среды.

карточка (РТ №127).

Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации.

18

20.01

Пр.р. №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Формирование изображения на экране монитора.

комбинированный

пиксель;

пространственное

разрешение монитора;

цветовая модель RGB;

глубина цвета;

видеокарта;

видеопамять;

видеопроцессор; частота

обновления экрана.

Тематический

контроль

систематизирова

нные

представления о

формировании

представлений

на экране

монитора;

умения выделять

инвариантную сущность

внешне различных

объектов;

способность

применять

теоретические

знания для

решения

практических

задач; интерес к

изучению

вопросов,

связанных с

компьютерной

графикой.

Презентация к уроку.

§3.1, карточка (РТ №128-154).

19

27.01

Компьютерная графика.

комбинированный

Пр.р.  № 10

Стр.  133 уч. Задания 3.1, 3.2, 3.3

графический объект;

компьютерная графика;

растровая графика;

векторная графика;

форматы графических

файлов.

Запись изображений с использованием

различных устройств.

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Промежуточный контроль

систематизирова

нные

представления о

растровой и

векторной

графике;

умения правильно выбирать

формат (способ

представления)

графических файлов в

зависимости от решаемой

задачи;

знание сфер

применения

компьютерной

графики;

способность

применять

теоретические

знания для

решения

практических

задач; интерес к

изучению

вопросов,

связанных с

компьютерной

графикой.

Презентация к уроку.

§3.2, карточка (РТ №155-163).

20

03.02

Создание графических изображений.

комбинированный

Пр.р.  № 11

Стр.  134 уч. Задания 3.4, 3.7

графический редактор;

растровый графический

редактор;

векторный графический

редактор;

интерфейс графических

редакторов;

палитра графического

редактора;

инструменты

графического

редактора;

графические

примитивы.

систематизирова

нные

представления

об инструментах

создания

графических

изображений;

развитие

основных

навыков и

умений

использования

графических

редакторов

умения подбирать и

использовать

инструментарий для

решения поставленной

задачи;

интерес к

изучению

вопросов,

связанных с

компьютерной

графикой.

Презентация к уроку.

§3.3, карточка (РТ №164-171, 173).

21

10.02

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Пр.р. №3 «Обработка графической информации».

комбинированный

Пр.р.  № 12

Стр.  137 уч. Задания 3.8

пиксель; графический

объект; компьютерная

графика; растровая

графика; векторная

графика; графический

редактор; растровый

графический редактор;

векторный графический

редактор; интерфейс

графических редакторов

Тематический

контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

обработкой

графической

информации на

компьютере;

основные навыки и умения

использования

инструментов

компьютерной графики для

решения практических

задач;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Карточка (РТ №172)

Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации.

22

17.02

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере.

комбинированный

Пр.р.  № 13

Стр. 185 уч. задания 4.2,.

документ; текстовый

документ; структурные

элементы текстового

документа; технология

подготовки текстовых

документов; текстовый

редактор; текстовый процессор.

Создание текста посредством квалифицированного

клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки,

оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Запись текстовой информации с использованием различных устройств.

Промежуточный контроль

Научиться использовать средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; умения критического анализа;

понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков  квалифицированного клавиатурного письма

Презентация к уроку.

§4.1;  4.2 карточка (РТ №174-191).

23

24.02

Прямое форматирование.

комбинированный

Пр.р.  № 14

Стр. 190 уч. задания 4.12,.

форматирование;

шрифт; размер;

начертание; абзац;

выравнивание; отступ

первой строки;

междустрочный интервал.

представление о

форматировании

текста как этапе

создания

текстового

документа;

представление о

прямом

форматировании

широкий спектр умений и

навыков использования

средств информационных и

коммуникационных

технологий для создания

текстовых документов;

навыки рационального

использования имеющихся

инструментов;

понимание

социальной,

общекультурной

роли в жизни

современного

человека

навыков

квалифицирован

ного

клавиатурного

письма.

Презентация к уроку.

§4.3 (4.3.1-4.3.3), карточка (РТ №192-195).

24

03.03

Т.д.№3. Стилевое форматирование.

комбинированный

Пр.р.  № 15 «Стилевое форматирование»,

форматирование; стиль;

параметры страницы;

Презентация к уроку.

§4.3 (4.3.4-4.3.6), карточка (РТ №196-200).

25

10.03

Визуализация информации в текстовых документах.

комбинированный

Пр.р.  № 16

Стр. 193 уч. задания 4.16, 4.17

нумерованные списки;

маркированные списки;

многоуровневые

списки; таблица;

графические изображения.

умения

использования

средств

структурировани

я и визуализации

текстовой

информации;

широкий спектр умений и

навыков использования

средств информационных и

коммуникационных

технологий для создания

текстовых документов;

навыки рационального

использования имеющихся

инструментов;

понимание

социальной,

общекультурной

роли в жизни

современного

человека

навыков

создания

текстовых

документов

Презентация к уроку.

§4.4, карточка (РТ №201-203).

26

17.03

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

комбинированный

Пр.р.  № 17

задание 6 к §4.5

программы

распознавания

документов;

компьютерные словари;

программы-

переводчики.

навыки работы с

программным

оптического

распознавания

документов,

компьютерными

словарями и

программами-

переводчиками;

широкий спектр умений и

навыков использования

средств информационных и

коммуникационных

технологий для работы с

текстовой информацией;

понимание

социальной,

общекультурной

роли в жизни

современного

человека

навыков работы

с программным

обеспечением,

поддерживающи

м работу с

текстовой

информацией.

Презентация к уроку.

§4.5, карточка (РТ №204-205).

4-я четверть

27

31.03

Оценка количественных параметров текстовых документов.

комбинированный

Пр.р.  № 18

тренажер «Интерактив-ный задачник. Раздел "Представле-ние символьной

информации"»

кодовая таблица;

восьмиразрядный

двоичный код; алфавит;

мощность алфавита;

информационный объём текста.

Оценка количественных параметров информационных

объектов. Объем памяти, необходимый для хранения

объектов.

Промежуточный контроль

знание основных

принципов

представления

текстовой

информации в

компьютере;

владение

первичными

навыками

оценки

количественных

параметров

текстовых

документов;

умения выделять

инвариантную сущность

внешне различных

объектов;

способность

применять

теоретические

знания для

решения

практических

задач.

Презентация к уроку.

§4.6, карточка (РТ №206-239).

28

07.04

Оформление реферата «История вычислительной техники»

комбинированный

Пр.р.  № 19

На стр. 196.

 «История развития компьютерной техники»

информационный объём

текста; реферат; правила

оформления реферата;

форматирование.

Промежуточный контроль

умения работы с

несколькими

текстовыми

файлами; умения

стилевого

форматирования;

умения

форматирования

страниц

текстовых

документов;

широкий спектр умений и

навыков использования

средств информационных и

коммуникационных

технологий для создания

текстовых документов;

навыки оформления

реферата;

понимание

социальной,

общекультурной

роли в жизни

современного

человека

навыков

создания

текстовых

документов на

компьютере.

29

14.04

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Пр.р. №4 «Обработка текстовой информации».

комбинированный

текстовый документ;

структурные элементы

текстового документа;

текстовый редактор;

набор (ввод) текста;

редактирование (правка)

текста; фрагмент; буфер

обмена.

форматирование; стиль;

форматы текстовых

файлов. кодовая

таблица;

информационный объём текста.

Тематический

контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

обработкой

текстовой

информации на

компьютере;

основные навыки и умения

использования

инструментов создания

текстовых документов для

решения практических

задач;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Карточка (РТ №240)

Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа.

30

21.04

Технология мультимедиа.

комбинированный

технология

мультимедиа;

мультимедийные

продукты;

дискретизация звука;

звуковая карта; эффект

движения.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств.

Промежуточный контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

технологией

мультимедиа;

умения

оценивать

количественные

параметры

мультимедийных

объектов;

умение выделять

инвариантную сущность

внешне различных

объектов;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Презентация к уроку.

§5.1, карточка (РТ №241-254).

31

28.04

Компьютерные презентации.

комбинированный

Пр.р.  № 20

Стр. 215 задание 5.1

презентация;

компьютерная

презентация; слайд;

шаблон презентации;

дизайн презентации;

макет слайда;

гиперссылка; эффекты

анимации.

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб - страницы, презентации с использованием шаблонов.

Промежуточный контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

компьютерными

презентациями;

основные навыки и умения

использования

инструментов создания

мультимедийных

презентаций для решения

практических задач;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Презентация к уроку.

§5.2, карточка (РТ №241-254).

32

05.05

Т.д. №4. Создание мультимедийной презентации

комбинированный

Пр.р.  № 21

Стр. 217 задание 5.2

компьютерная

презентация;

планирование

презентации; создание и

редактирование

презентации; монтаж

презентации.

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

компьютерными

презентациями;

основные навыки и умения

использования

инструментов создания

мультимедийных

презентаций для решения

практических задач;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Презентация к уроку.

§5.3, карточка (РТ №241-254).

33

12.05

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Пр.р. №4 «Мультимедиа».

комбинированный

технология

мультимедиа;

мультимедийные

продукты;

дискретизация звука;

компьютерная

презентация; слайд;

дизайн презентации;

гиперссылка; эффекты

анимации.

планирование

презентации; создание и

редактирование

презентации; монтаж

презентации.

Тематический

контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях,

связанных с

мультимедийны

ми

технологиями;

навыки публичного

представления результатов

своей работы;

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с

собственным

жизненным

опытом; интерес

к вопросам,

связанным с

практическим

применением

компьютеров.

Карточка (РТ №255)

34

19.05

Основные понятия курса. Итоговое повторение.

комбинированный

Промежуточный контроль

систематизирова

нные

представления

об основных

понятиях курса

информатики,

изученных в 8

классе;

навыки эффективной

работы с различными

видами информации с

помощью средств ИКТ;

понимание роли

информатики и

ИКТ в жизни

современного

человека.

Лист коррекции программы

По программе – 34 часа.

Дано – __ час.

Для выполнения программы в 7 классе мною были уплотнены следующие темы:

Планируемая дата

Фактическая дата

Номер урока

Тема урока

Тип урока

Причина



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...