Рабочая программа по информатике 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Шарапова Арюна Санжиевна

Учебник  «Информатика» для 11 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_11_klass_informatika_2020-2021.doc984.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
  • Авторской  программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 и 11 класса Авторы: И. Г. Семагин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Цагатуйская  СОШ им. Сосорова Н.С.»
  • Учебного плана МБОУ «Цагатуйская  СОШ им. Сосорова Н.С.» на 2020-2021 учебный год
  • Положения о рабочей программе

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или контрольной работы. Курс заканчивается проведением итоговой контрольной работой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
  • основные свойства систем
  • что такое «системный подход» в науке и практике
  • модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель
  • использование графов для описания структур систем
  • что такое база данных (БД)
  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
  • определение и назначение СУБД
  • основы организации многотабличной БД
  • что такое схема БД
  • что такое целостность данных
  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
  • структуру команды запроса на выборку данных из БД
  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД
  • основные логические операции, используемые в запросах
  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
  • назначение  коммуникационных служб Интернета
  • назначение информационных служб Интернета
  • что такое прикладные протоколы
  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
  • что такое  поисковый каталог: организация, назначение
  • что такое поисковый указатель: организация, назначение
  • какие существуют средства для создания web-страниц
  • в чем состоит проектирование web-сайта
  • что значит опубликовать web-сайт
  • понятие модели
  • понятие информационной модели
  • этапы построения компьютерной информационной модели
  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
  • что такое математическая модель
  • формы представления зависимостей между величинами
  • для решения каких практических задач используется статистика;
  • что такое регрессионная модель
  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели
  • что такое корреляционная зависимость
  • что такое коэффициент корреляции
  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
  • что такое оптимальное планирование
  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
  •  в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
  •  какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
  • что такое информационные ресурсы общества
  • из чего складывается рынок информационных ресурсов
  • что относится к информационным услугам
  • в чем состоят основные черты информационного общества
  • причины информационного кризиса и пути его преодоления
  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
  • основные законодательные акты в информационной сфере
  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
  • анализировать состав и структуру систем
  • различать связи материальные и информационные.
  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки
  • работать с электронной почтой
  • извлекать данные из файловых архивов
  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
  • создать несложный web-сайт с помощью редактора  сайтов
  • с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами
  • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов
  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Содержание курса

  1. Информационные системы и базы данных (14 часов)

Техника безопасности при работе за компьютером. Санитарные нормы работы за ПК. Введение в предмет.Понятие «система». Модели систем. Структурная модель предметной области. Информационная система. Проектирование многотабличной базы данных. База данных – основа информационной системы. Создание базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных.

Практическая работа «Создание модели систем»

Практическая работа «Создание системного анализа»

Практическая работа «Знакомство с базой данных Microsoft Access»

Практическая работа «Создание базы данных «Приёмная комиссия»

Практическая работа «Разработка базы данных».

Практическая работа «Создание простых запросов».

Практическая работа «Работа с формой».

Практическая работа «Реализация сложных запросов»

Практическая работа №9 «Создание отчета».

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса в 11 классе;
  • из каких частей состоит предметная область информатики;
  • технику безопасности при работе с компьютером
  • что такое база данных (БД);
  • основные  понятия  реляционных  БД:  запись,  поле,  тип поля, главный ключ;
  • определение и назначение СУБД;
  • основы организации многотабличной БД;
  • что такое схема БД;
  • что такое целостность данных;
  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;
  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
  • основные логические операции, используемые в запросах;
  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:        

  • создавать  многотабличную  БД  средствами  конкретной СУБД;
  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
  1. Интернет (8 часов)

Организация глобальных сетей. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером. Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина. Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница».

Практическая работа «Работа с электронной почтой и телеконференциями».

Практическая работа «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц».

Практическая работа «Интернет. Работа с поисковыми системами».

Практическая работа «Разработка сайта «Моя семья».

Создание таблиц и списков на web-странице.

Практическая работа «Разработка сайты «Животный мир».

Практическая работа «Разработка сайта «Наш класс».

Учащиеся должны знать:

  • назначение коммуникационных служб Интернета;
  • назначение информационных служб Интернета;
  • что такое прикладные протоколы;
  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;
  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;
  • какие существуют средства для создания web-страниц;
  • в чем состоит проектирование web-сайта;
  • что значит опубликовать web-сайт;
  • понятие модели;
  • понятие информационной модели;
  • этапы построения компьютерной информационной модели;
  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
  • что такое математическая модель;
  • формы представления зависимостей между величинами

Учащиеся должны уметь:

  • работать с электронной почтой;
  • извлекать данные из файловых архивов;
  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
  • создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов;
  • с  помощью  электронных  таблиц  получать  табличную  и графическую форму зависимостей между величинами
  1. Информационное моделирование (8 часов)

Компьютерное информационное моделирование. Инструктаж по технике безопасности при работе за компьютером. Моделирование зависимостей между величинами. Проектные задание на корреляционную зависимость. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Практическая работа «Разработка сайта «Получение регрессионных моделей»

Практическая работа «Прогнозирование».

Практическая работа «Получение регрессионных зависимостей».

Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей».

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования».

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  • основные свойства систем;
  • что такое системный подход в науке и практике;
  • модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;
  • использование графов для описания структур систем;
  • для решения каких практических задач используется статистика;
  • что такое регрессионная модель;
  • как  происходит  прогнозирование  по  регрессионной  модели;
  • что такое корреляционная зависимость;
  • что такое коэффициент корреляции;
  • какие существуют возможности у табличного процессора;
  • для выполнения корреляционного анализа;
  • что такое оптимальное планирование;
  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
  • какие существуют возможности у табличного процессора;
  • для решения задачи линейного программирования.

Содержание практической деятельности.

Практика на компьютере:

  1. Работа 1.1 «Модели систем».
  2. Работа 1.2 «Проектные задания по системологии».
  3. Работа 1.3 «Знакомство с СУБД».
  4. Работа 1.4 «Создание базы данных «Приемная комиссия».
  5. Работа 1.5 «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных».
  6. Работа 1.6 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктор запросов)».
  7. Работа 1.7 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой».
  8. Работа 1.8 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия».
  9. Работа 1.9 «Создание отчета».
  10. Работа 2.1 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями».
  11. Работа 2.2. «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц».
  12. Работа 2.3 «Интернет. Сохранение загруженных web-страниц».
  13. Работа 2.4. «Интернет. Работа с поисковыми системами».
  14. Работа 2.5. «Разработка сайта «Моя семья».
  15. Работа 2.6. «Разработка сайта «Животный мир».
  16. Работа 2.7. «Разработка сайта «Наш класс».
  17. Работа 2.8. «Проектное задание на разработку сайтов».
  18. Работа 3.1. «Получение регрессионных моделей».
  19. Работа 3.2. «Прогнозирование».
  20. Работа 3.3. «проектные задания на получение регрессионных зависимостей».
  21. Работа 3.4. «Расчет корреляционных зависимостей».
  22. Работа 3.5. «Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости».
  23. Работа 3.6. «Решение задачи оптимального планирования».
  24. Работа 3.7. «Проектные задания по теме «Оптимальное планирование».

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  • анализировать состав и структуру систем;
  • различать связи материальные и информационные;
  • используя  табличный  процессор,  строить  регрессионные модели заданных типов;
  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;
  • вычислять  коэффициент  корреляционной  зависимости между  величинами  с  помощью  табличного  процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
  • решать  задачу  оптимального  планирования  (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей  с  помощью  табличного  процессора  («Поиск решения» в Microsoft Excel)
  1. Социальная информатика (4 часа)

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны знать

  • что такое информационные ресурсы общества;
  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;
  • что относится к информационным услугам;
  • в чем состоят основные черты информационного общества;
  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
  • основные законодательные акты в информационной сфере;
  • суть  Доктрины  информационной  безопасности  Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Учебно-методический комплекс:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11  класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2018. (с практикумом в приложении).
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11  класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний 2015.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013. (Дополнительное пособие).
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/ ) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru ).
  5. Материалы авторской мастерской Семакина И. Г.(www.metodist.lbz.ru/ )

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

Информационные системы и базы данных

14

4

9

1

Интернет

8

1

6

1

Информационное моделирование

8

2

5

1

Социальная информатика

5

4

1

Итого:

35

11

20

4


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения занятия

Дата проведения

Коррекция

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа,

ч.

По

 плану

фактически

урока

п/п

1

Информационные системы и базы данных

14

9

1

1.1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.2

Понятие «система»

1

1.3

Модели систем. Практическая работа №1 «Создание модели систем».

1

1

1.4

Структурная модель предметной области. Практическая работа №2 «Создание системного анализа»

1

1

1.5

Информационная система

1

1.6

База данных – основа информационной системы

1

1.7

Проектирование многотабличной базы данных. Практическая работа №3 «Знакомство с базой данных Microsoft Access».

1

1

1.8

Создание базы данных. Практическая работа №4 «Создание базы данных «Приёмная комиссия».

1

1

1.9

Практическая работа №5 «Разработка базы данных».

1

1

1.10

Запросы. Практическая работа №6 «Создание простых запросов».

1

1

1.11

Практическая работа №7 «Работа с формой».

1

1

1.12

Логические условия выбора данных.  Практическая работа №8 «Реализация сложных запросов»

1

1

1.13

Практическая работа №9 «Создание отчета».

1

1

1.14

Контрольная работа №1 по теме: «Информационные системы и базы данных»

1

1

2

Интернет

8

6

1

2.1

Организация глобальных сетей.

1

2.2

Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа №10 «Работа с электронной почтой и телеконференциями».

1

1

2.3

World Wide Web – Всемирная паутина. Практическая работа №11 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц».

1

1

2.4

Инструменты для разработки web-сайтов. Практическая работа №12 «Интернет. Работа с поисковыми системами».

1

1

2.5

Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа №13 «Разработка сайта «Моя семья».

1

1

2.6

Создание таблиц и списков на web-странице. Практическая работа №14 «Разработка сайты «Животный мир».

1

1

2.7

Практическая работа №15 «Разработка сайта «Наш класс».

1

1

2.8

Контрольная работа №2 по теме: «Интернет».

1

1

3

Информационное моделирование

8

5

1

3.1

Компьютерное информационное моделирование

1

3.2

Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа №16 «Разработка сайта «Получение регрессионных моделей»

1

1

3.3

Модели статистического прогнозирования. Практическая работа №17 «Прогнозирование».

1

1

3.4

Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая работа №18 «Получение регрессионных зависимостей».

1

1

27

3.5

Модели оптимального планирования. Практическая работа №19 «Расчет корреляционных зависимостей».

1

1

28

3.6

Проектные задание на корреляционную зависимость

1

29

3.7

Практическая работа №20 «Решение задачи оптимального планирования».

30

3.8

Контрольная работа №3 по теме: «Информационное моделирование»

1

1

4

Социальная информатика

5

1

31

4.1

Информационные ресурсы. Информационное общество

1

32

4.2

Правовое регулирование в информационной сфере

1

33

4.3

Проблема информационной безопасности

1

34

4.4

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

1

1

35

Повторение изученного материала

1

Итого

35

20

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...