Рабочие программы по информатике (с КЭС)
рабочая программа по информатике и икт

Рабочие программы по информатике на 2019-2020 уч.год, 2020-2021 уч.год (с КЭС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школа № 139     г.о.Самара

______________/Раткевич И.В./

Приказ № __________________

от «___ » ___________  2019г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

________    /Кузнецова И.В./

«____»___________   2019г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ________________________

протокол № _____________

от «___ » ___________  2019г.

Председатель МО

___________ /____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИНФОРМАТИКЕ

5-6 класс

Программу составил:

                                                          коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара

Самара, 2019г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Цели обучения:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленное формирование общеучебных понятий курса;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 5-6 классах 1 час в неделю. Полный объем курса 68 часов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.

Изучение информатики  по данной программе способствует формированию у учащихся  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
  • способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
  • способность и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
  • безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора с учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

Предметные результаты

5 класс

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. 
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейшие составные документы, рисунки, программы;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Выпускник получит возможность:

  • практиковаться в создании текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • практиковаться в создании презентаций с мультимедийными приложениями;
  • получит представление о тенденциях развития ИКТ;

6 класс

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей;
  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
  • научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Компьютер.

Раздел 2. Объекты и системы:

Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация.

Системы объектов.

Раздел 3. Человек и информация.

Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.

Раздел 4. Информационное моделирование

Информационное моделирование. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы.

Раздел 5. Алгоритмика

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник и др.


Учебно-тематическое планирование

Информатика 5 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Вводный

1

0

2

Информация вокруг нас

15

1

3

Информационные технологии

13

1

4

Информационное моделирование

3

1

5

Итоговое повторение (2 ч)

2

0

ИТОГО

34

3

Информатика 6 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Объекты и системы

9

1

2

Информационные модели

13

1

3

Алгоритмика

10

1

4

Создание мультимедийных объектов

2

0

ИТОГО

34

3

1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Информатика. 5 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Раздел 1. Вводный (1 ч)

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.1.1

Раздел 2. Информационные технологии (3 ч)

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

1.4.1

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа 1. «Вспоминаем клавиатуру»

1

1.2.1

4

Управление компьютером. Практическая работа 2. «Вспоминаем приемы управления компьютером»

1

1.4.2

Раздел 3. Информация вокруг нас (6 ч)

5

Хранение информации. Практическая работа 3 «Создаем и сохраняем файлы»

1

1.2.1

6

Передача информации

1

1.2.1

7

Электронная почта. Практическая работа 4 «Работаем с электронной почтой»

1

2.7.2

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

1.2.2

9

Метод координат

1

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

2.1.2

Раздел 4. Информационные технологии (4 ч)

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа 5 «вводим текст»

1

2.3.1

12

Редактирование текста. Практическая работа 6 «Редактируем текст»

1

2.3.1

13

Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа 7 «Работаем с фрагментами текста»

1

2.3.1

14

Форматирование текста. Практическая работа 8 «Форматируем текст»

1

2.3.1

Раздел 5. Информационное моделирование (2 ч)

15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (Задания 1 и 2)

1

2.2.2.

2.2.4

2.3.1

16

Табличное решение логических задач. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (Задания 3 и 4)

1

2.3.1

Раздел 6. Информация вокруг нас (1 ч)

17

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

2.2

Раздел 7. Информационное моделирование (1 ч)

18

Диаграммы. Практическая работа 10 «Строим диаграммы»

1

2.5.2

Раздел 8. Информационные технологии (3 ч)

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

2.5.1

2.3.3

20

Преобразование графических изображений. Практическая работа 12. «Работаем с графическими фрагментами»

1

2.5.1

21

Создание графических изображений. Практическая работа 13 «планируем работу в графическом редакторе»

1

2.5.1

Раздел 9. Информация вокруг нас (8 ч)

22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

1

2.3.1

23

Списки – способ упорядочения информации.  Практическая работа 14 «Создаем списки»

1

2.3.1

24

Поиск информации. Практическая работа 15 «ищем информацию в сети Интернет»

1

25

Кодирование как изменение формы представления информации

1

1.2.2

26

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа 16 «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор»

1

1.1.1

27

Преобразование информации путем рассуждений

1

1.1.1

1.2.2

28

Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

1.1.1

1.2.2

29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1

Раздел 10. Информационные технологии (3 ч)

30

Создание движущихся изображений. Практическая работа 17 «Создаем анимацию (задание 1).

1

2.5.1

31

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа 17 «Создаем анимацию (задание 2).

1

2.5.1

32

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа 18 «Создаем слайд-шоу»

1

2.5.1

Раздел 11. Итоговое повторение (2 ч)

33

Итоговое тестирование

1

34

Итоговое повторение

1


Информатика. 6 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Раздел 1. «Объекты и системы»

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1

2

Объекты операционной системы. Практическая работа №1 "Работаем с основными объектами операционной системы»

1

2.1.2

3

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2. "Работаем с объектами файловой системы"

1

2.1.2

4

Урок 4. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.

1

5

Отношение "входит в состав". Практическая работа 3 "Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов" (задания 4-6)

1

2.3.3

6

Разновидности объекта и их классификация

1

7

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа 4 "Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов"

1

2.3.1

8

Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задания 1-3)

1

2.3.3

9

Система и окружающая среда. Система как "черный ящик". Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задания 4-5)

Контрольная работа

1

2.3.3

Раздел 2. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

10

Персональный компьютер как система. Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задание 6)

1

1.4.1

2.3.1

11

Способы познания окружающего мира. Практическая работа 6 «Создаем компьютерные документы»

1

2.3.1

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1

2.3.3

13

Определение понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2-3)

1

2.3.3

14

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа 8. Создаем графические модели

1

2.5

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа 9 «Создаем словесные модели.

1

2.5

16

Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа 10 «Создаем многоуровневые списки.

1

2.5

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа 11 «Создаем табличные модели»

1

2.5

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

2.6.1

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1-4)

1

2.5.2

20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

1

2.5.2

21

Многообразие схем и сфера их применения. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1-3)

1

2.5.2

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4,6)

Контрольная работа

1

2.5.2

«Алгоритмика»

23

Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

1.3.1

24

Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

1.3.1

25

Форма записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей.

1

1.3.1

26

Линейные алгоритмы. Практическая работа 15 «Создаем линейную презентацию»

1

1.3.2

27

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

1.3.2

28

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа 17 «Создаем циклическую презентацию»

1

1.3.2

29

Исполнитель Чертежник. Примеры алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

1

1.3.1

1.3.2

30

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Чертежник.

1

1.3.1

1.3.2

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник

1

1.3.1

1.3.2

32

Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика». Контрольная работа

1

1.3.1

1.3.2

33

Выполнение и защита итогового проекта

1

2.7.1

34

Выполнение и защита итогового проекта

1

2.7.1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школа № 139     г.о.Самара

______________/Раткевич И.В./

Приказ № __________________

от «___ » ___________  2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

________    /Кузнецова И.В./

«____»___________   2018г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ________________________

протокол № _____________

от «___ » ___________  2018г.

Председатель МО

___________ /____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИНФОРМАТИКЕ

7 – 9 классы

Программу составил:

                                                          коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара

Самара, 2018г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 7-9 классов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Цели обучения:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленное формирование общеучебных понятий курса;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 7-9 классах 1 час в неделю. Полный объем курса 102 часа.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ

Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.

Изучение информатики  по данной программе способствует формированию у учащихся  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
  • способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
  • способность и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
  • безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора с учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

Предметные результаты

7 класс

Выпускник научится:

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

8 класс

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

Выпускник получит возможность:

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
  • научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

9 класс

Выпускник научится:

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 6-9 КЛАССАХ

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Информация и информационные процессы

Информация и ее свойства. Информационные процессы. Всемирная паутина. Представление информации. Двоичное кодирование. Измерение информации.

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.

Раздел 3. Обработка графической информации.

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика. Создание графических изображений.

Раздел 4. Обработка текстовой информации.

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование текста. Визуализация информации в текстовых документах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов.

Раздел 5. Технология мультимедиа.

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 8 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Математические основы информатики.

Системы счисления. Представление чисел в компьютере. Элементы алгебры логики.

Раздел 2. Основы алгоритмизации

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Начала программирования

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов.

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Моделирование и формализация (9 ч)

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (6 ч)

Раздел 3 Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Раздел 4. Коммуникационные технологии (11 ч)

Учебно-тематическое планирование

Информатика 7 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Информация и информационные процессы

9

1

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

1

3

Обработка графической информации.

4

1

4

Обработка текстовой информации.

9

1

5

Технология мультимедиа

4

1

6

Итоговое повторение

1

ИТОГО

34

5

Учебно-тематическое планирование

Информатика 8 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Математические основы информатики.

13

1

2

Основы алгоритмизации

10

1

3

Начала программирования

10

1

4

Итоговое повторение

1

ИТОГО

34

3

Учебно-тематическое планирование

Информатика 9 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Моделирование и формализация

9

1

2

Алгоритмизация и программирование

8

1

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

1

4

Коммуникационные технологии

10

1

5

Итоговое повторение

1

ИТОГО

34

4

1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Информатика. 7 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Раздел 1. «Информация и информационные процессы»

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.1.1

2

Информация и ее свойства.

1

1.1.1

3

Информационные процессы. Обработка информации

1

1.1.1

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1

1.1.1

5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

2.4.1

6

Представление информации.

1

1.1.3

7

Дискретная форма представления информации.

1

1.2.2

8

Единицы измерения информация.

1

1.1.3

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа.

1

1.1.1

1.2.2

1.1.3

2.4.1

Раздел 2. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

10

Основные компоненты компьютера и их функции

1

1.4.1

11

Персональный компьютер

1

1.4.1

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

1

1.4.3

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

1.4.3

14

Файлы и файловые структуры

1

2.1.2

15

Пользовательский интерфейс

1

1.4.2

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа

1

1.4.1

1.4.3

2.1.2

1.4.2

Раздел 3. «Обработка графической информации»

17

Формирование изображения на экране монитора

1

2.3.3

18

Компьютерная графика

1

2.3.3

19

Создание графических изображений

1

2.3.3

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа

1

2.3.3

Раздел 4. «Обработка текстовой информации»

21

Текстовые документы и технологии их создания

1

2.3.1

22

Создание текстовых документов на компьютере

1

2.3.1

23

Прямое форматирование

1

2.3.1

24

Стилевое форматирование

1

2.3.1

25

Визуализация информации в текстовых документах

1

2.3.1

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

2.3.1

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

2.3.1

28

Оформление рефераты «История развития компьютерной техники»

1

2.3.1

29

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа

1

2.3.1

Раздел 5. «Мультимедиа»

30

Технология мультимедиа

1

31

Компьютерные презентации

1

2.7.1

32

Создание мультимедийной презентации

1

2.7.1

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Контрольная работа

1

2.7.1

Раздел 6. «Итоговое повторение»

34

Основные понятия курса.

1

Информатика. 8 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Раздел 1. «Математические основы информатики»

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.2.2

2

Общие сведения о системах счисления

1

1.2.2

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

1.2.2

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления

1

1.2.2

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

1

1.2.2

6

Представление целых чисел

1

1.3.1

7

Представление вещественных чисел

1

1.3.1

8

Высказывание. Логические операции

1

1.3.3

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

1.3.3

10

Свойства логических операций

1

1.3.3

11

Решение логических задач.

1

1.3.3

12

Логические элементы

1

1.3.3

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа.

1

1.2.2

1.3.1

1.3.3

Раздел 2. «Основы алгоритмизации»

14

Алгоритмы и исполнители

1

1.3.1

15

Способы записи алгоритмов

1

1.3.1

16

Объекты алгоритмов

1

1.3.1

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

1.3.2

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

1

1.3.2

19

Сокращённая форма ветвления

1

1.3.2

20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1

1.3.2

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

1.3.2

22

Цикл с заданным числом повторений

1

1.3.2

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа.

1

1.3.1

1.3.2

Раздел. 3. «Начала программирования»

24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

1.3.1

25

Организация ввода и вывода данных

1

1.3.2

26

Программирование линейных алгоритмов

1

1.3.2

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

1.3.2

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

1.3.2

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

1.3.2

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

1.3.2

31

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

1.3.2

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

1.3.2

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа.

1

1.3.1

1.3.2

Раздел 4. «Итоговое повторение»

34

Основные понятия курса

1


Информатика. 9 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Раздел 1. «Моделирование и формализация»

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.1.2

2

Моделирование как метод познания

1

1.3.5

3

Знаковые модели

1

1.3.5

4

Графические модели

1

1.3.5

5

Табличные модели

1

1.3.5

6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

2.3.2

7

Система управления базами данных

1

2.3.2

8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

2.3.2

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Контрольная работа.

1

1.3.5

2.3.2

Раздел 2 «Алгоритмизация и программирование»

10

Решение задач на компьютере

1

1.3.4

11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

1.3.1

1.3.2

12

Вычисление суммы элементов массива

1

1.3.1

1.3.2

13

Последовательный поиск в массиве

1

1.3.1

1.3.2

14

Сортировка массива

1

1.3.1

15

Конструирование алгоритмов

1

1.3.2

16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

1

1.3.4

17

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Контрольная работа.

1

1.3.1

1.3.2

1.3.4

Раздел 3. «Обработка числовой информации»

18

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

2.6.2

19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

2.6.2

20

Встроенные функции. Логические функции

1

2.6.2

21

Сортировка и поиск данных

1

2.6.2

22

Построение диаграмм и графиков

1

2.6.2

2.5.2

2.6.3

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа.

1

2.6.2

2.5.2

2.6.3

Раздел 4. «Коммуникативные технологии»

24

Локальные и глобальные сети

1

2.4.1

2.7.3

2.7.4

25

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

2.4.1

2.7.3

2.7.4

26

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

1

2.4.1

2.7.3

2.7.4

27

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

2.4.1

2.7.3

2.7.4

28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

1

2.4.1

2.7.3

2.7.4

29

Технологии создания сайта

1

2.7.1

2.3.1

2.3.3

30

Содержание и структура сайта

1

2.7.1

2.3.1

2.3.3

31

Оформление сайта

1

2.7.1

2.3.1

2.3.3

32

Размещение сайта в Интернете

1

2.7.1

2.3.1

2.3.3

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа.

1

2.7.1

2.3.1

2.3.3

2.4.1

2.7.4

Раздел 5. «Итоговое повторение»

34

Основные понятия курса

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Школа № 139     г.о.Самара

______________/Раткевич И.В./

Приказ № __________________

от «___ » ___________  2020г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

________    /Кузнецова И.В./

«____»___________   2020г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО ________________________

протокол № _____________

от «___ » ___________  2020г.

Председатель МО

___________ /____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИНФОРМАТИКЕ

10 – 11 классы

Программу составил:

                                                          коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара

Самара, 2020г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 10-11 классов Информатика/ Углубленный уровень. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

В соответствии с этим авторы при работе над УМК исходили из следующей целевой установки: углубленный уровень
информатики является средством предвузовской подготовки
выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в системе ВПО на IT-ориентированных специальностях
(и направлениях). В связи с этим авторами был проанализирован реестр вузовских специальностей и в нем выделен блок,
относящийся к подготовке специалистов и бакалавров в области информатики и ИКТ. Результаты этого исследования
были использованы для реализации следующего принципа
при разработке УМК: оставаясь в рамках требований ФГОС,
содержание углубленного уровня в то же время реализует
пропедевтику инвариантной составляющей содержания
подготовки IT-специалистов в системе ВПО.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 10-11 классах 4 часа в неделю. Полный объем курса 270 часов.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ

Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.

Изучение информатики  по данной программе способствует формированию у учащихся  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты


При изучении курса «Информатика» на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную
составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными
областями. Ученики получают представление о современном
уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации
которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
.
Все большее время у современных детей занимает работа за
компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому
для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с
правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов
. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы
учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика
проявления самостоятельности в изучении нового материала, в
поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных
профессиональных областях и перспективах их развития.

5. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
.
Важное место в изучении информатики на углубленном
уровне занимает знакомство учащихся с современными профессиями в IT-отрасли. В учебниках присутствуют описания различных видов профессиональной деятельности, которые связываются в содержании курса с изучаемой темой. Кроме того, применяемая методика учебного проектирования приближена к методам производственной деятельности в IT-отрасли.

Метапредметные результаты


При изучении курса «Информатика» на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:учебно-проектная деятельность: планирование целей и
процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
y изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности; y алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
другого, эффективно разрешать конфликты
. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса: y формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим
разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений; y ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Большое место в методике углубленного изучения информатики занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность. Предусматриваются проекты как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. В частности, в рамках коллективного проекта ученик может быть
как исполнителем, так и руководителем проекта. В методике учебно-проектной работы предусматриваются коллективные обсуждения с целью поиска методов выполнения проекта.
4.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная
и производственная деятельность в этой области невозможна
без способностей к самообучению, к активной познавательной
деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.
В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
5.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению
уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

Предметные результаты
Предметное содержание
углубленного курса определяется разделом ФГОС «Предметные результаты обучения по информатике». В следующей таблице перечислены все характеристики предметных результатов в ФГОС и соответствующие разделы в учебниках 10 класса, 11 класса и в практикуме, обеспечивающие достижение этих результатов.

ФГОС: предметные
результаты

Реализации в УМК

Учебники

Практикум

1. Владение системой базовых знаний,
отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины
мира

10 кл. Глава 1. Теоретические основы информатики

Раздел 1. Системы
счисления.
Работы 1.1–1.4.
Раздел 3. Логика.
Работы 3.1–3.3.
Раздел 4. Теория
алгоритмов

2. Овладение понятием сложности
алгоритма, знание
основных алгоритмов
обработки числовой и
текстовой информации, алгоритмов по
иска и сортировки

10 кл, Раздел 1.7. Алгоритмы обработки
информации.
§ 1.7.2. Алгоритмическая машина Тьюринга.
§ 1.7.3. Алгоритмическая машина Поста.

§ 1.7.4. Этапы алгоритмического решения задачи.

§ 1.7.5. Алгоритмы
поиска данных.
§ 1.7.6. Программирование поиска

§ 1.7.7. Алгоритмы
сортировки данных.

11 кл. § 2.2.10. Типовые задачи обработки массивов.
§ 2.2.13. Строки
символов

Раздел 4. Теория
алгоритмов.
Работы 4.1, 4.2.
Раздел 5. Программирование (ч. 1).
Работа 5.1.
Работа 5.2.
Работа 5.3

3. Владение универсальным языком
программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых
типах данных и
структурах данных;
умением использовать основные управляющие конструкции

11 кл, Глава 2. Методы
программирования.
2.2. Структурное
программирование.
2.3. Рекурсивные
методы программирования

Раздел 16. Программирование (ч. 2).
Работы 16.1–16.7.
Работа 16.8

4. Владение навыками и опытом раз
работки программ в
выбранной среде программирования, включая тестирование и
отладку программ;
владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и
документирования
программ

10 кл, § 1.7.4. Этапы
алгоритмического
решения задачи.
11 кл, § 2.2.1.
Паскаль — язык
структурного программирования.
§ 2.4.2. Система
программирования
Delphi.
§ 2.4.3. Этапы программирования на
Delphi

Раздел 5. Программирование (ч. 1).
Работа 5.1.
Раздел 16. Программирование (ч. 2).
Работа 16.10

5. Сформированность
представлений о важнейших видах дискретных объектов и их простейших
свойствах, алгоритмах анализа этих
объектов, о кодировании и декодировании
данных и причинах
искажения данных
при передаче;
систематизация
знаний, относящихся
к математическим
объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в
том числе логические
формулы

10 кл, § 1.4.1. Информация и сигналы.
§ 1.4.2. Кодирование
текстовой информации.
§ 1.4.3. Кодирование
изображения.
§ 1.4.4. Кодирование
звука.
§ 1.4.5. Сжатие двоичного кода.
§ 1.5.2. Передача
информации.
§ 1.5.3. Коррекция
ошибок при переда
че данных.
1.6. Логические
основы обработки
информации

Раздел 2. Кодирование.
Работа 2.1.
Работа 2.2.
Работа 2.3.
Раздел 3. Логика.
Работы 3.1–3.3

6. Сформированность
представлений об
устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных
технологий;
о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем;
об общих принципах
разработки и функционирования интернет-приложений

10 кл, 2.1. Логические
основы компьютера.
2.2. Эволюция
устройства вычисли
тельной машины.
2.3. Смена поколений ЭВМ.
2.5. Персональный
компьютер и его
устройство.
2.6. Программное
обеспечение ПК.
4.3. Основы сайтостроения

Раздел 6. Устройство компьютера.
Работы 6.1–6.19.
Раздел 7. Программное обеспечение.
Работы 7.1–7.10.
Раздел 13. Основы
сайтостроения.
Работы 13.1–13.9

7. Сформированность
представлений о компьютерных сетях и
их роли в современном мире;
знание базовых принципов организации и
функционирования
компьютерных сетей, норм информационной этики и права,
принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования
средств ИКТ

10 кл, 4.1 Организация
локальных компьютерных сетей.
4.2. Глобальные
компьютерные сети.
11 кл, § 4.1.4. Информационное право и
информационная
безопасность.
§ 4.2.1. Компьютер
как инструмент ин
формационной деятельности.

§ 4.2.2. Обеспечение
работоспособности
компьютера

Раздел 12. Компьютерные телекоммуникации.
Работы 12.1–12.7

8. Владение основными сведениями
о базах данных, их
структуре, средствах создания и работы с ними

11 кл, §1.2.1. Реляционные базы данных
и СУБД.
§1.2.2. Проектирование реляционной
модели данных.
§1.2.3. Создание
базы данных.
§1.2.4. Простые
запросы к базе данных.
§ 1.2.5. Сложные запросы к базе данных

Раздел 15. Базы
данных.
Работы 15.1, 15,2.
Работа 15.3.
Работы 15.4, 15.5

9. Владение опытом
построения и использования компьютер
но-математических
моделей, проведения
экспериментов и
статистической об
работки данных с
помощью компьютера, интерпретации
результатов, получаемых в ходе
моделирования реальных процессов;
умение оценивать
числовые параметры
моделируемых объектов и процессов,
пользоваться базами
данных и справочными системами

[2], 3.1. Методика
математического
моделирования на
компьютере.
3.2. Моделирование
движения в поле
силы тяжести.
3.3. Моделирование
распределения температуры.

3.4. Компьютерное
моделирование в
экономике и экологии.
3.5. Имитационное
моделирование

Раздел 17. Моделирование.
Работы 17.1–17.3.
Работа 17.4.

Работы 17.5–17.9.
Работа 17.10

10. Сформированность умения работать с библиотека
ми программ; наличие
опыта использования компьютерных
средств представления и анализа данных

10 кл, 3.1. Технологии
обработки текстов.
3.2. Технологии об
работки изображения и звука.
3.3. Технологии
табличных вычислений

Раздел 8. Техно
логии подготовки
текстов.
Работы 8.1, 8.2.
Раздел 9. Графические технологии.
Работа 9.1.
Раздел 10. Мульти
медиа.
Работы 10.1, 10.2.
Раздел 11. Электронные таблицы.
Работы 11.1–11.5

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 10-11 КЛАССАХ

Содержание учебного предмета связано с содержательной структурой компонентов УМК: учебника для 10 класса, учебника для 11 класса, практикума. В следующих таблицах представлена содержательная структура курса на уровнях раздел–тема. Здесь же указывается примерное распределение учебного времени, исходя из общего объема, — 280 учебных часов за 2 года (140 ч в 10 классе и 140 ч в 11 классе).

10 класс

Глава

Тема

Учебные
часы

1. Теоретические
основы
информатики

1. Информатика и информация

2

2. Измерение информации

6

3. Системы счисления

10

4. Кодирование

12

5. Информационные процессы

6

6. Логические основы обработки
информации

18

7. Алгоритмы обработки информации

16

Всего по главе 1:

70

2. Компьютер

8. Логические основы ЭВМ

4

9. История вычислительной тех
ники

2

10. Обработка чисел в компьютере

4

11. Персональный компьютер и его
устройство

3

12. Программное обеспечение ПК

2

Всего по главе 2:

15

3. Информационные технологии

13. Технологии обработки текстов

8

14. Технологии обработки изображения и звука

13

15. Технологии табличных вычислений

14

Всего по главе 3:

35

4. Компьютерные
телекоммуникации

16. Организация локальных компьютерных сетей

3

17. Глобальные компьютерные сети

6

18. Основы сайтостроения

11

Всего по главе 4:

20

Всего по курсу:

140

11 класс

Глава

Тема

Учебные
часы

1. Информационные системы

1. Основы системного подхода

6

2. Реляционные базы данных

10

Всего по главе 1:

16

2. Методы программирования

3. Эволюция программирования

2

4. Структурное программирование

48

5. Рекурсивные методы программирования

5

6. Объектно-ориентированное программирование

10

Всего по главе 2:

65

3. Компьютерное
моделирование

7. Методика математического моделирования на компьютере

2

8. Моделирование движения в поле
силы тяжести

16

9. Моделирование распределения
температуры

12

10. Компьютерное моделирование в
экономике и экологии

15

11. Имитационное моделирование

8

Всего по главе 3:

53

4. Информационная деятельность
человека

12. Основы социальной информатики

2

13. Среда информационной деятельности человека

2

14. Примеры внедрения информатизации в деловую сферу

2

Всего по главе 4:

6

Всего по курсу:

140


Учебно-тематическое планирование

Информатика 10 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Теоретические
основы
информатики

70

1

2

Компьютер

15

1

3

Информационные технологии

35

1

4

Компьютерные
телекоммуникации

20

1

ИТОГО

140

4

Учебно-тематическое планирование

Информатика 11 класс

Название раздела

Количество часов

В том числе контрольных работ

1

Информационные системы

16

1

2

Методы программирования

65

1

3

Компьютерное
моделирование

53

1

4

Информационная деятельность
человека

6

1

ИТОГО

140

4

1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Информатика. 10 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Теоретические основы информатики (70 ч)

Информатика и информация

1

Введение.

1

2

Информатика и информация

1

1.1.1.

Измерение информации

3-4

Измерение информации. Объемный подход

2

1.1.3

5-6

Измерение информации. Содержательный подход

2

1.1.3

7-8

Вероятность и
информация

2

1.1.3

Системы счисления

9-10

Позиционные
системы счисления.
Основные понятия

2

1.4.1

11-13

Позиционные
системы счисления.
Основные понятия

3

1.4.1

14-15

Смешанные системы счисления

2

1.4

16-18

Арифметика в
позиционных системах счисления

3

1.4

Кодирование

19

Информация и сигналы

1

1.1.2 1.1.3

20-21

Кодирование текстов

2

1.1.2 1.1.3

22-23

Кодирование изображения

2

1.1.2 1.1.3

24-27

Кодирование звука

4

1.1.2 1.1.3

28-30

Сжатие двоичного кода

3

1.1.2 1.1.3

Информационные процессы

31

Хранение информации

1

1.1.1 1.1.2

32-33

Передача информации

2

1.1.1 1.1.2 1.1.4

34

Коррекция ошибок при передаче данных

1

1.1.1 1.1.2

35-36

Обработка информации

2

1.1.1 1.1.2

Логические основы обработки информации

37-39

Логические операции

3

1.5.1

40-42

Логические формулы

3

1.5.1

43-46

Логические схемы

4

1.5.1

47-52

Решение логических задач

6

1.5.1 1.5.2

53-54

Логические функции на области
числовых значений

2

1.5.1 1.5.2

Алгоритмы обработки информации

55-56

Определение, свойства и описание алгоритма

2

1.6.1

57-60

Машина Тьюринга

4

1.6.1

61-63

Машина Поста

3

1.6.1

64-65

Этапы алгоритмического решения
задачи

2

1.6.3

66-68

Поиск данных: алгоритмы, программирование

3

1.6.3

69-70

Сортировка данных

2

1.6.2

Компьютер (15ч)

Логические основы ЭВМ

70-71

Логические элементы и переключательные схемы

2

3.1.1

72-73

Логические схемы элементов компьютера

2

3.1.1

История вычислительной техники

74

Эволюция устройства ЭВМ

1

75

Смена поколений ЭВМ

1

Обработка чисел в компьютере

76-77

Представление и обработка целых
чисел

2

78-79

Представление
и обработка вещественных чисел

2

Персональный компьютер и его устройство

80

История и архитектура ПК

1

3.1

81

Процессор, системная плата, внутренняя память

1

3.1.1

82

Внешние устройства ПК

1

3.1.1

Программное обеспечение ПК

83

Классификация ПО

1

3.1.1

84

Операционные системы

1

3.1.2

Информационные технологии (35ч)

Технологии обработки текстов

85-87

Текстовые редакторы и процессоры

3

3.2.1

88-90

Специальные тексты

3

3.2.3

91-92

Издательские системы

2

3.2.3 3.2.4

Технологии обработки изображения и звука

93-97

Графические технологии. Трех мерная графика

5

3.3.1 3.3.2

98-101

Технологии обработки видео и звука; мультимедиа

4

3.3.1 3.3.3

102-105

Мультимедийные презентации

4

3.2.2

Технологии табличных вычислений

106-107

Электронная таблица: структура,
данные, функции, передача данных между листами

2

3.4.2

108-110

Деловая графика

3

3.4.3

111-113

Фильтрация данных

3

3.4.2

114-120

Задачи на поиск решения и подбор параметров

6

3.4.1

Компьютерные
телекоммуникации (20 ч)

Организация локальных компьютерных сетей

121

Назначение и состав ЛКС

1

3.6.1

122-123

Классы и топологии ЛКС

2

3.6.1

Глобальные компьютерные сети

124

История и классификация ГКС

1

3.6.1

125-126

Структура Интернета

2

3.6.1

127-129

Основные услуги Интернета

3

3.6.1

Основы сайтостроения

130-131

Способы создания сайтов. Основы HTML

2

3.6.2

132-136

Оформление и разработка сайта

5

3.6.2

137-140

Создание гиперссылок и таблиц

4

3.6.2

Информатика. 11 класс

№ урока

Название раздела/темы

Количество часов

КЭС

Информационные системы (16 ч)

Основы системного подхода

1

Понятие системы

1

1.2

2-3

Модели систем

2

1.2

4

Информационные системы

1

1.2

5-6

Инфологическая модель предметной области

2

1.2

Реляционные базы данных

7

Реляционные базы данных и СУБД

1

3.5.1 3.5.2

8-9

Проектирование реляционной модели данных

2

3.5.1 3.5.2

10-11

Создание базы данных

2

3.5.1 3.5.2

12-13

Простые запросы к базе данных

2

3.5.1 3.5.2

14-15

Сложные запросы к базе данных

2

3.5.1 3.5.2

Методы программирования (65 ч)

16-17

Эволюция программирования

2

Структурное программирование

18-19

Паскаль — язык структурного программирования. Элементы языка и типы данных

2

1.7

20-21

Операции, функции, выражения

2

1.7.2

22-24

Оператор присваивания. Ввод и
вывод данных

3

1.7.2

25-26

Структуры алгоритмов

2

1.7.2

27-30

Программирование ветвлений

4

1.7.2

31-34

Программирование циклов

4

1.7.2

35-38

Вспомогательные алгоритмы и
программы

4

1.7.2

39-42

Массивы

4

1.7.2

43-48

Типовые задачи
обработки массивов

6

1.7.1 1.7.2 1.7.3

49-52

Метод последовательной детализации

4

1.7.3

53-54

Символьный тип данных

2

1.7.1

55-59

Строки символов

5

1.7.1

60-65

Комбинированный тип данных

6

1.7.3

Рекурсивные методы программирования

66-67

Рекурсивные подпрограммы

2

1.7.2

68

Задача о Ханойской башне

1

1.7.3

69-70

Алгоритм быстрой сортировки

2

1.72

Объектно-ориентированное программирование (ООП)

71-72

Базовые понятия ООП

2

73

Система программирования Delphi

1

74-75

Этапы программирования на Delphi

2

76-77

Программирование метода статистических испытаний

2

78-80

Построение графика функции

3

Компьютерное
моделирование (53 ч)

Методика математического моделирования на компьютере

81

Разновидности
моделирования. Математическое моделирование

1

1.3.2

82

Математическое моделирование
на компьютере

1

1.3.2

Моделирование движения в поле силы тяжести

83

Математическая модель свободного падения тела

1

1.3.2

84-85

Свободное падение с учетом сопротивления среды

2

1.3.3

86-88

Компьютерное моделирование свободного падения

3

1.3.3

89-90

Математическая
модель задачи баллистики

2

1.3.2

91-93

Численный расчет баллистической траектории

3

1.3.3

94-95

Расчет стрельбы по цели в пустоте

2

1.3.3

96-98

Расчет стрельбы по цели в атмосфере

3

1.3.3

Моделирование распределения температуры

99

Задача теплопроводности

1

1.3.3

100-101

Численная модель решения задачи теплопроводности

2

1.3.3

102-104

Вычислительные эксперименты в
электронной таблице по расчету распределения температуры

3

1.3.3

105-106

Программирование решения задачи теплопроводности Программирование построения изолиний

2

1.3.3

107-108

Вычислительные эксперименты
с построением изотерм

2

1.3.3

Компьютерное моделирование в экономике и экологии

109-111

Задача об использовании сырья

3

1.3.3

112-114

Транспортная задача

3

1.3.3

115-117

Задачи теории расписаний

3

1.3.3

118-120

Задачи теории игр

3

1.3.3

121-123

Пример математического моделирования для экологической системы

3

1.3.3

Имитационное моделирование

124

Математический аппарат имитационного моделирования

1

1.3.2 1.3.3

125-126

Генерация случайных чисел с
заданным законом распределения

2

1.3.2 1.3.3

127-128

Постановка и моделирование задачи массового обслуживания

2

1.3.2 1.3.3

129-130

Расчет распределения вероятности времени ожидания в
очереди

2

1.3.2 1.3.3

Информационная деятельность человека (6 ч)

Основы социальной информатики

131-132

Информационная деятельность
человека в историческом аспекте

2

2.1

133-134

Информационное общество

2

2.1

135-136

Информационные ресурсы общества

2

2.1

137-138

Информационное право и информационная безопасность

2

2.3

139-140

Среда информационной деятельности человека

2

2.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...