Рабочие программы по информатике (с КЭС)
рабочая программа по информатике и икт
Рабочие программы по информатике на 2019-2020 уч.год, 2020-2021 уч.год (с КЭС)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа № 139 г.о.Самара ______________/Раткевич И.В./ Приказ № __________________ от «___ » ___________ 2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________ /Кузнецова И.В./ «____»___________ 2019г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________ протокол № _____________ от «___ » ___________ 2019г. Председатель МО ___________ /____________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ
5-6 класс
Программу составил:
коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара
Самара, 2019г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели обучения:
- развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленное формирование общеучебных понятий курса;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи обучения:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 5-6 классах 1 час в неделю. Полный объем курса 68 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.
Изучение информатики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
- способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
- способность и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
- безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора с учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
Предметные результаты
5 класс
Выпускник научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- базовым навыкам работы с компьютером;
- запускать программы из меню Пуск;
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейшие составные документы, рисунки, программы;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Выпускник получит возможность:
- практиковаться в создании текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
- практиковаться в создании презентаций с мультимедийными приложениями;
- получит представление о тенденциях развития ИКТ;
6 класс
Выпускник научится:
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей;
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
- сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
- научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
- научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Компьютер.
Раздел 2. Объекты и системы:
Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация.
Системы объектов.
Раздел 3. Человек и информация.
Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.
Раздел 4. Информационное моделирование
Информационное моделирование. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы.
Раздел 5. Алгоритмика
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник и др.
Учебно-тематическое планирование
Информатика 5 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Вводный | 1 | 0 |
2 | Информация вокруг нас | 15 | 1 |
3 | Информационные технологии | 13 | 1 |
4 | Информационное моделирование | 3 | 1 |
5 | Итоговое повторение (2 ч) | 2 | 0 |
ИТОГО | 34 | 3 |
Информатика 6 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Объекты и системы | 9 | 1 |
2 | Информационные модели | 13 | 1 |
3 | Алгоритмика | 10 | 1 |
4 | Создание мультимедийных объектов | 2 | 0 |
ИТОГО | 34 | 3 |
1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Информатика. 5 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Раздел 1. Вводный (1 ч) | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.1.1 |
Раздел 2. Информационные технологии (3 ч) | |||
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 1.4.1 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа 1. «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | 1.2.1 |
4 | Управление компьютером. Практическая работа 2. «Вспоминаем приемы управления компьютером» | 1 | 1.4.2 |
Раздел 3. Информация вокруг нас (6 ч) | |||
5 | Хранение информации. Практическая работа 3 «Создаем и сохраняем файлы» | 1 | 1.2.1 |
6 | Передача информации | 1 | 1.2.1 |
7 | Электронная почта. Практическая работа 4 «Работаем с электронной почтой» | 1 | 2.7.2 |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | 1.2.2 |
9 | Метод координат | 1 | |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | 2.1.2 |
Раздел 4. Информационные технологии (4 ч) | |||
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа 5 «вводим текст» | 1 | 2.3.1 |
12 | Редактирование текста. Практическая работа 6 «Редактируем текст» | 1 | 2.3.1 |
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа 7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 | 2.3.1 |
14 | Форматирование текста. Практическая работа 8 «Форматируем текст» | 1 | 2.3.1 |
Раздел 5. Информационное моделирование (2 ч) | |||
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (Задания 1 и 2) | 1 | 2.2.2. 2.2.4 2.3.1 |
16 | Табличное решение логических задач. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (Задания 3 и 4) | 1 | 2.3.1 |
Раздел 6. Информация вокруг нас (1 ч) | |||
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | 2.2 |
Раздел 7. Информационное моделирование (1 ч) | |||
18 | Диаграммы. Практическая работа 10 «Строим диаграммы» | 1 | 2.5.2 |
Раздел 8. Информационные технологии (3 ч) | |||
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа 11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 | 2.5.1 2.3.3 |
20 | Преобразование графических изображений. Практическая работа 12. «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | 2.5.1 |
21 | Создание графических изображений. Практическая работа 13 «планируем работу в графическом редакторе» | 1 | 2.5.1 |
Раздел 9. Информация вокруг нас (8 ч) | |||
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | 1 | 2.3.1 |
23 | Списки – способ упорядочения информации. Практическая работа 14 «Создаем списки» | 1 | 2.3.1 |
24 | Поиск информации. Практическая работа 15 «ищем информацию в сети Интернет» | 1 | |
25 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | 1.2.2 |
26 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа 16 «Выполняем вычисления с помощью программы «Калькулятор» | 1 | 1.1.1 |
27 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | 1.1.1 1.2.2 |
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах | 1 | 1.1.1 1.2.2 |
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | |
Раздел 10. Информационные технологии (3 ч) | |||
30 | Создание движущихся изображений. Практическая работа 17 «Создаем анимацию (задание 1). | 1 | 2.5.1 |
31 | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа 17 «Создаем анимацию (задание 2). | 1 | 2.5.1 |
32 | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа 18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | 2.5.1 |
Раздел 11. Итоговое повторение (2 ч) | |||
33 | Итоговое тестирование | 1 | |
34 | Итоговое повторение | 1 |
Информатика. 6 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Раздел 1. «Объекты и системы» | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | 1 | |
2 | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 "Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 | 2.1.2 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2. "Работаем с объектами файловой системы" | 1 | 2.1.2 |
4 | Урок 4. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. | 1 | |
5 | Отношение "входит в состав". Практическая работа 3 "Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов" (задания 4-6) | 1 | 2.3.3 |
6 | Разновидности объекта и их классификация | 1 | |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа 4 "Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов" | 1 | 2.3.1 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задания 1-3) | 1 | 2.3.3 |
9 | Система и окружающая среда. Система как "черный ящик". Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задания 4-5) Контрольная работа | 1 | 2.3.3 |
Раздел 2. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | |||
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа 5 "Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" (задание 6) | 1 | 1.4.1 2.3.1 |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа 6 «Создаем компьютерные документы» | 1 | 2.3.1 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 1 | 2.3.3 |
13 | Определение понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2-3) | 1 | 2.3.3 |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа 8. Создаем графические модели | 1 | 2.5 |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа 9 «Создаем словесные модели. | 1 | 2.5 |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа 10 «Создаем многоуровневые списки. | 1 | 2.5 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа 11 «Создаем табличные модели» | 1 | 2.5 |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 | 2.6.1 |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1-4) | 1 | 2.5.2 |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 | 2.5.2 |
21 | Многообразие схем и сфера их применения. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1-3) | 1 | 2.5.2 |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4,6) Контрольная работа | 1 | 2.5.2 |
«Алгоритмика» | |||
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | 1.3.1 |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | 1.3.1 |
25 | Форма записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. | 1 | 1.3.1 |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа 15 «Создаем линейную презентацию» | 1 | 1.3.2 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 | 1.3.2 |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа 17 «Создаем циклическую презентацию» | 1 | 1.3.2 |
29 | Исполнитель Чертежник. Примеры алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Чертежник. | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
32 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика». Контрольная работа | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
33 | Выполнение и защита итогового проекта | 1 | 2.7.1 |
34 | Выполнение и защита итогового проекта | 1 | 2.7.1 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа № 139 г.о.Самара ______________/Раткевич И.В./ Приказ № __________________ от «___ » ___________ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________ /Кузнецова И.В./ «____»___________ 2018г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________ протокол № _____________ от «___ » ___________ 2018г. Председатель МО ___________ /____________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ
7 – 9 классы
Программу составил:
коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара
Самара, 2018г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 7-9 классов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Цели обучения:
- развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленное формирование общеучебных понятий курса;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи обучения:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 7-9 классах 1 час в неделю. Полный объем курса 102 часа.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ
Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.
Изучение информатики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
- способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
- способность и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
- безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора с учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
Предметные результаты
7 класс
Выпускник научится:
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
8 класс
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
Выпускник получит возможность:
- научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
9 класс
Выпускник научится:
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 6-9 КЛАССАХ
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Информация и ее свойства. Информационные процессы. Всемирная паутина. Представление информации. Двоичное кодирование. Измерение информации.
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
Раздел 3. Обработка графической информации.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика. Создание графических изображений.
Раздел 4. Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование текста. Визуализация информации в текстовых документах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов.
Раздел 5. Технология мультимедиа.
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 8 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Математические основы информатики.
Системы счисления. Представление чисел в компьютере. Элементы алгебры логики.
Раздел 2. Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Моделирование и формализация (9 ч)
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (6 ч)
Раздел 3 Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Раздел 4. Коммуникационные технологии (11 ч)
Учебно-тематическое планирование
Информатика 7 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 1 |
3 | Обработка графической информации. | 4 | 1 |
4 | Обработка текстовой информации. | 9 | 1 |
5 | Технология мультимедиа | 4 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 1 | |
ИТОГО | 34 | 5 |
Учебно-тематическое планирование
Информатика 8 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Математические основы информатики. | 13 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | 1 |
3 | Начала программирования | 10 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 1 | |
ИТОГО | 34 | 3 |
Учебно-тематическое планирование
Информатика 9 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Моделирование и формализация | 9 | 1 |
2 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 1 |
3 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | 1 |
4 | Коммуникационные технологии | 10 | 1 |
5 | Итоговое повторение | 1 | |
ИТОГО | 34 | 4 |
1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Информатика. 7 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Раздел 1. «Информация и информационные процессы» | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.1.1 |
2 | Информация и ее свойства. | 1 | 1.1.1 |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | 1.1.1 |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | 1 | 1.1.1 |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | 2.4.1 |
6 | Представление информации. | 1 | 1.1.3 |
7 | Дискретная форма представления информации. | 1 | 1.2.2 |
8 | Единицы измерения информация. | 1 | 1.1.3 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа. | 1 | 1.1.1 1.2.2 1.1.3 2.4.1 |
Раздел 2. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | |||
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | 1.4.1 |
11 | Персональный компьютер | 1 | 1.4.1 |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. | 1 | 1.4.3 |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | 1.4.3 |
14 | Файлы и файловые структуры | 1 | 2.1.2 |
15 | Пользовательский интерфейс | 1 | 1.4.2 |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа | 1 | 1.4.1 1.4.3 2.1.2 1.4.2 |
Раздел 3. «Обработка графической информации» | |||
17 | Формирование изображения на экране монитора | 1 | 2.3.3 |
18 | Компьютерная графика | 1 | 2.3.3 |
19 | Создание графических изображений | 1 | 2.3.3 |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа | 1 | 2.3.3 |
Раздел 4. «Обработка текстовой информации» | |||
21 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | 2.3.1 |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | 2.3.1 |
23 | Прямое форматирование | 1 | 2.3.1 |
24 | Стилевое форматирование | 1 | 2.3.1 |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | 2.3.1 |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | 2.3.1 |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | 2.3.1 |
28 | Оформление рефераты «История развития компьютерной техники» | 1 | 2.3.1 |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа | 1 | 2.3.1 |
Раздел 5. «Мультимедиа» | |||
30 | Технология мультимедиа | 1 | |
31 | Компьютерные презентации | 1 | 2.7.1 |
32 | Создание мультимедийной презентации | 1 | 2.7.1 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Контрольная работа | 1 | 2.7.1 |
Раздел 6. «Итоговое повторение» | |||
34 | Основные понятия курса. | 1 |
Информатика. 8 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Раздел 1. «Математические основы информатики» | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.2.2 |
2 | Общие сведения о системах счисления | 1 | 1.2.2 |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 1.2.2 |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | 1.2.2 |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | 1.2.2 |
6 | Представление целых чисел | 1 | 1.3.1 |
7 | Представление вещественных чисел | 1 | 1.3.1 |
8 | Высказывание. Логические операции | 1 | 1.3.3 |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | 1.3.3 |
10 | Свойства логических операций | 1 | 1.3.3 |
11 | Решение логических задач. | 1 | 1.3.3 |
12 | Логические элементы | 1 | 1.3.3 |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа. | 1 | 1.2.2 1.3.1 1.3.3 |
Раздел 2. «Основы алгоритмизации» | |||
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | 1.3.1 |
15 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1.3.1 |
16 | Объекты алгоритмов | 1 | 1.3.1 |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование» | 1 | 1.3.2 |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления | 1 | 1.3.2 |
19 | Сокращённая форма ветвления | 1 | 1.3.2 |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | 1.3.2 |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 1.3.2 |
22 | Цикл с заданным числом повторений | 1 | 1.3.2 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа. | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
Раздел. 3. «Начала программирования» | |||
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | 1.3.1 |
25 | Организация ввода и вывода данных | 1 | 1.3.2 |
26 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | 1.3.2 |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | 1.3.2 |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 | 1.3.2 |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 | 1.3.2 |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 | 1.3.2 |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | 1 | 1.3.2 |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | 1.3.2 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа. | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
Раздел 4. «Итоговое повторение» | |||
34 | Основные понятия курса | 1 |
Информатика. 9 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Раздел 1. «Моделирование и формализация» | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.1.2 |
2 | Моделирование как метод познания | 1 | 1.3.5 |
3 | Знаковые модели | 1 | 1.3.5 |
4 | Графические модели | 1 | 1.3.5 |
5 | Табличные модели | 1 | 1.3.5 |
6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 1 | 2.3.2 |
7 | Система управления базами данных | 1 | 2.3.2 |
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 | 2.3.2 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Контрольная работа. | 1 | 1.3.5 2.3.2 |
Раздел 2 «Алгоритмизация и программирование» | |||
10 | Решение задач на компьютере | 1 | 1.3.4 |
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
12 | Вычисление суммы элементов массива | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
13 | Последовательный поиск в массиве | 1 | 1.3.1 1.3.2 |
14 | Сортировка массива | 1 | 1.3.1 |
15 | Конструирование алгоритмов | 1 | 1.3.2 |
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 | 1.3.4 |
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Контрольная работа. | 1 | 1.3.1 1.3.2 1.3.4 |
Раздел 3. «Обработка числовой информации» | |||
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | 1 | 2.6.2 |
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 | 2.6.2 |
20 | Встроенные функции. Логические функции | 1 | 2.6.2 |
21 | Сортировка и поиск данных | 1 | 2.6.2 |
22 | Построение диаграмм и графиков | 1 | 2.6.2 2.5.2 2.6.3 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа. | 1 | 2.6.2 2.5.2 2.6.3 |
Раздел 4. «Коммуникативные технологии» | |||
24 | Локальные и глобальные сети | 1 | 2.4.1 2.7.3 2.7.4 |
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | 2.4.1 2.7.3 2.7.4 |
26 | Доменная система имен. Протоколы передачи данных | 1 | 2.4.1 2.7.3 2.7.4 |
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 | 2.4.1 2.7.3 2.7.4 |
28 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 1 | 2.4.1 2.7.3 2.7.4 |
29 | Технологии создания сайта | 1 | 2.7.1 2.3.1 2.3.3 |
30 | Содержание и структура сайта | 1 | 2.7.1 2.3.1 2.3.3 |
31 | Оформление сайта | 1 | 2.7.1 2.3.1 2.3.3 |
32 | Размещение сайта в Интернете | 1 | 2.7.1 2.3.1 2.3.3 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа. | 1 | 2.7.1 2.3.1 2.3.3 2.4.1 2.7.4 |
Раздел 5. «Итоговое повторение» | |||
34 | Основные понятия курса | 1 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 139» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа № 139 г.о.Самара ______________/Раткевич И.В./ Приказ № __________________ от «___ » ___________ 2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________ /Кузнецова И.В./ «____»___________ 2020г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________ протокол № _____________ от «___ » ___________ 2020г. Председатель МО ___________ /____________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ
10 – 11 классы
Программу составил:
коллектив учителей МБОУ Школа № 139 г.о.Самара
Самара, 2020г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 10-11 классов Информатика/ Углубленный уровень. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
В соответствии с этим авторы при работе над УМК исходили из следующей целевой установки: углубленный уровень
информатики является средством предвузовской подготовки
выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в системе ВПО на IT-ориентированных специальностях
(и направлениях). В связи с этим авторами был проанализирован реестр вузовских специальностей и в нем выделен блок,
относящийся к подготовке специалистов и бакалавров в области информатики и ИКТ. Результаты этого исследования
были использованы для реализации следующего принципа
при разработке УМК: оставаясь в рамках требований ФГОС,
содержание углубленного уровня в то же время реализует
пропедевтику инвариантной составляющей содержания
подготовки IT-специалистов в системе ВПО.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план отводит на обучение информатики в 10-11 классах 4 часа в неделю. Полный объем курса 270 часов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ
Личностные, метапредметные и предметные результаты оснвоения содержания курса информатики.
Изучение информатики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
При изучении курса «Информатика» на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики. Каждая учебная дисциплина формирует определенную
составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными
областями. Ученики получают представление о современном
уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации
которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Все большее время у современных детей занимает работа за
компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому
для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с
правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы
учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика
проявления самостоятельности в изучении нового материала, в
поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных
профессиональных областях и перспективах их развития.
5. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Важное место в изучении информатики на углубленном
уровне занимает знакомство учащихся с современными профессиями в IT-отрасли. В учебниках присутствуют описания различных видов профессиональной деятельности, которые связываются в содержании курса с изучаемой темой. Кроме того, применяемая методика учебного проектирования приближена к методам производственной деятельности в IT-отрасли.
Метапредметные результаты
При изучении курса «Информатика» на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:учебно-проектная деятельность: планирование целей и
процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
y изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности; y алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса: y формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим
разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений; y ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Большое место в методике углубленного изучения информатики занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность. Предусматриваются проекты как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. В частности, в рамках коллективного проекта ученик может быть
как исполнителем, так и руководителем проекта. В методике учебно-проектной работы предусматриваются коллективные обсуждения с целью поиска методов выполнения проекта.
4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная
и производственная деятельность в этой области невозможна
без способностей к самообучению, к активной познавательной
деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.
В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
5. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению
уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты
Предметное содержание углубленного курса определяется разделом ФГОС «Предметные результаты обучения по информатике». В следующей таблице перечислены все характеристики предметных результатов в ФГОС и соответствующие разделы в учебниках 10 класса, 11 класса и в практикуме, обеспечивающие достижение этих результатов.
ФГОС: предметные | Реализации в УМК | |
Учебники | Практикум | |
1. Владение системой базовых знаний, | 10 кл. Глава 1. Теоретические основы информатики | Раздел 1. Системы |
2. Овладение понятием сложности | 10 кл, Раздел 1.7. Алгоритмы обработки § 1.7.4. Этапы алгоритмического решения задачи. § 1.7.5. Алгоритмы § 1.7.7. Алгоритмы 11 кл. § 2.2.10. Типовые задачи обработки массивов. | Раздел 4. Теория |
3. Владение универсальным языком | 11 кл, Глава 2. Методы | Раздел 16. Программирование (ч. 2). |
4. Владение навыками и опытом раз | 10 кл, § 1.7.4. Этапы | Раздел 5. Программирование (ч. 1). |
5. Сформированность | 10 кл, § 1.4.1. Информация и сигналы. | Раздел 2. Кодирование. |
6. Сформированность | 10 кл, 2.1. Логические | Раздел 6. Устройство компьютера. |
7. Сформированность | 10 кл, 4.1 Организация § 4.2.2. Обеспечение | Раздел 12. Компьютерные телекоммуникации. |
8. Владение основными сведениями | 11 кл, §1.2.1. Реляционные базы данных | Раздел 15. Базы |
9. Владение опытом | [2], 3.1. Методика 3.4. Компьютерное | Раздел 17. Моделирование. Работы 17.5–17.9. |
10. Сформированность умения работать с библиотека | 10 кл, 3.1. Технологии | Раздел 8. Техно |
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 10-11 КЛАССАХ
Содержание учебного предмета связано с содержательной структурой компонентов УМК: учебника для 10 класса, учебника для 11 класса, практикума. В следующих таблицах представлена содержательная структура курса на уровнях раздел–тема. Здесь же указывается примерное распределение учебного времени, исходя из общего объема, — 280 учебных часов за 2 года (140 ч в 10 классе и 140 ч в 11 классе).
10 класс
Глава | Тема | Учебные |
1. Теоретические | 1. Информатика и информация | 2 |
2. Измерение информации | 6 | |
3. Системы счисления | 10 | |
4. Кодирование | 12 | |
5. Информационные процессы | 6 | |
6. Логические основы обработки | 18 | |
7. Алгоритмы обработки информации | 16 | |
Всего по главе 1: | 70 | |
2. Компьютер | 8. Логические основы ЭВМ | 4 |
9. История вычислительной тех | 2 | |
10. Обработка чисел в компьютере | 4 | |
11. Персональный компьютер и его | 3 | |
12. Программное обеспечение ПК | 2 | |
Всего по главе 2: | 15 | |
3. Информационные технологии | 13. Технологии обработки текстов | 8 |
14. Технологии обработки изображения и звука | 13 | |
15. Технологии табличных вычислений | 14 | |
Всего по главе 3: | 35 | |
4. Компьютерные | 16. Организация локальных компьютерных сетей | 3 |
17. Глобальные компьютерные сети | 6 | |
18. Основы сайтостроения | 11 | |
Всего по главе 4: | 20 | |
Всего по курсу: | 140 |
11 класс
Глава | Тема | Учебные |
1. Информационные системы | 1. Основы системного подхода | 6 |
2. Реляционные базы данных | 10 | |
Всего по главе 1: | 16 | |
2. Методы программирования | 3. Эволюция программирования | 2 |
4. Структурное программирование | 48 | |
5. Рекурсивные методы программирования | 5 | |
6. Объектно-ориентированное программирование | 10 | |
Всего по главе 2: | 65 | |
3. Компьютерное | 7. Методика математического моделирования на компьютере | 2 |
8. Моделирование движения в поле | 16 | |
9. Моделирование распределения | 12 | |
10. Компьютерное моделирование в | 15 | |
11. Имитационное моделирование | 8 | |
Всего по главе 3: | 53 | |
4. Информационная деятельность | 12. Основы социальной информатики | 2 |
13. Среда информационной деятельности человека | 2 | |
14. Примеры внедрения информатизации в деловую сферу | 2 | |
Всего по главе 4: | 6 | |
Всего по курсу: | 140 |
Учебно-тематическое планирование
Информатика 10 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Теоретические | 70 | 1 |
2 | Компьютер | 15 | 1 |
3 | Информационные технологии | 35 | 1 |
4 | Компьютерные | 20 | 1 |
ИТОГО | 140 | 4 |
Учебно-тематическое планирование
Информатика 11 класс
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Информационные системы | 16 | 1 |
2 | Методы программирования | 65 | 1 |
3 | Компьютерное | 53 | 1 |
4 | Информационная деятельность | 6 | 1 |
ИТОГО | 140 | 4 |
1.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Информатика. 10 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Теоретические основы информатики (70 ч) | |||
Информатика и информация | |||
1 | Введение. | 1 | |
2 | Информатика и информация | 1 | 1.1.1. |
Измерение информации | |||
3-4 | Измерение информации. Объемный подход | 2 | 1.1.3 |
5-6 | Измерение информации. Содержательный подход | 2 | 1.1.3 |
7-8 | Вероятность и | 2 | 1.1.3 |
Системы счисления | |||
9-10 | Позиционные | 2 | 1.4.1 |
11-13 | Позиционные | 3 | 1.4.1 |
14-15 | Смешанные системы счисления | 2 | 1.4 |
16-18 | Арифметика в | 3 | 1.4 |
Кодирование | |||
19 | Информация и сигналы | 1 | 1.1.2 1.1.3 |
20-21 | Кодирование текстов | 2 | 1.1.2 1.1.3 |
22-23 | Кодирование изображения | 2 | 1.1.2 1.1.3 |
24-27 | Кодирование звука | 4 | 1.1.2 1.1.3 |
28-30 | Сжатие двоичного кода | 3 | 1.1.2 1.1.3 |
Информационные процессы | |||
31 | Хранение информации | 1 | 1.1.1 1.1.2 |
32-33 | Передача информации | 2 | 1.1.1 1.1.2 1.1.4 |
34 | Коррекция ошибок при передаче данных | 1 | 1.1.1 1.1.2 |
35-36 | Обработка информации | 2 | 1.1.1 1.1.2 |
Логические основы обработки информации | |||
37-39 | Логические операции | 3 | 1.5.1 |
40-42 | Логические формулы | 3 | 1.5.1 |
43-46 | Логические схемы | 4 | 1.5.1 |
47-52 | Решение логических задач | 6 | 1.5.1 1.5.2 |
53-54 | Логические функции на области | 2 | 1.5.1 1.5.2 |
Алгоритмы обработки информации | |||
55-56 | Определение, свойства и описание алгоритма | 2 | 1.6.1 |
57-60 | Машина Тьюринга | 4 | 1.6.1 |
61-63 | Машина Поста | 3 | 1.6.1 |
64-65 | Этапы алгоритмического решения | 2 | 1.6.3 |
66-68 | Поиск данных: алгоритмы, программирование | 3 | 1.6.3 |
69-70 | Сортировка данных | 2 | 1.6.2 |
Компьютер (15ч) | |||
Логические основы ЭВМ | |||
70-71 | Логические элементы и переключательные схемы | 2 | 3.1.1 |
72-73 | Логические схемы элементов компьютера | 2 | 3.1.1 |
История вычислительной техники | |||
74 | Эволюция устройства ЭВМ | 1 | |
75 | Смена поколений ЭВМ | 1 | |
Обработка чисел в компьютере | |||
76-77 | Представление и обработка целых | 2 | |
78-79 | Представление | 2 | |
Персональный компьютер и его устройство | |||
80 | История и архитектура ПК | 1 | 3.1 |
81 | Процессор, системная плата, внутренняя память | 1 | 3.1.1 |
82 | Внешние устройства ПК | 1 | 3.1.1 |
Программное обеспечение ПК | |||
83 | Классификация ПО | 1 | 3.1.1 |
84 | Операционные системы | 1 | 3.1.2 |
Информационные технологии (35ч) | |||
Технологии обработки текстов | |||
85-87 | Текстовые редакторы и процессоры | 3 | 3.2.1 |
88-90 | Специальные тексты | 3 | 3.2.3 |
91-92 | Издательские системы | 2 | 3.2.3 3.2.4 |
Технологии обработки изображения и звука | |||
93-97 | Графические технологии. Трех мерная графика | 5 | 3.3.1 3.3.2 |
98-101 | Технологии обработки видео и звука; мультимедиа | 4 | 3.3.1 3.3.3 |
102-105 | Мультимедийные презентации | 4 | 3.2.2 |
Технологии табличных вычислений | |||
106-107 | Электронная таблица: структура, | 2 | 3.4.2 |
108-110 | Деловая графика | 3 | 3.4.3 |
111-113 | Фильтрация данных | 3 | 3.4.2 |
114-120 | Задачи на поиск решения и подбор параметров | 6 | 3.4.1 |
Компьютерные | |||
Организация локальных компьютерных сетей | |||
121 | Назначение и состав ЛКС | 1 | 3.6.1 |
122-123 | Классы и топологии ЛКС | 2 | 3.6.1 |
Глобальные компьютерные сети | |||
124 | История и классификация ГКС | 1 | 3.6.1 |
125-126 | Структура Интернета | 2 | 3.6.1 |
127-129 | Основные услуги Интернета | 3 | 3.6.1 |
Основы сайтостроения | |||
130-131 | Способы создания сайтов. Основы HTML | 2 | 3.6.2 |
132-136 | Оформление и разработка сайта | 5 | 3.6.2 |
137-140 | Создание гиперссылок и таблиц | 4 | 3.6.2 |
Информатика. 11 класс
№ урока | Название раздела/темы | Количество часов | КЭС |
Информационные системы (16 ч) | |||
Основы системного подхода | |||
1 | Понятие системы | 1 | 1.2 |
2-3 | Модели систем | 2 | 1.2 |
4 | Информационные системы | 1 | 1.2 |
5-6 | Инфологическая модель предметной области | 2 | 1.2 |
Реляционные базы данных | |||
7 | Реляционные базы данных и СУБД | 1 | 3.5.1 3.5.2 |
8-9 | Проектирование реляционной модели данных | 2 | 3.5.1 3.5.2 |
10-11 | Создание базы данных | 2 | 3.5.1 3.5.2 |
12-13 | Простые запросы к базе данных | 2 | 3.5.1 3.5.2 |
14-15 | Сложные запросы к базе данных | 2 | 3.5.1 3.5.2 |
Методы программирования (65 ч) | |||
16-17 | Эволюция программирования | 2 | |
Структурное программирование | |||
18-19 | Паскаль — язык структурного программирования. Элементы языка и типы данных | 2 | 1.7 |
20-21 | Операции, функции, выражения | 2 | 1.7.2 |
22-24 | Оператор присваивания. Ввод и | 3 | 1.7.2 |
25-26 | Структуры алгоритмов | 2 | 1.7.2 |
27-30 | Программирование ветвлений | 4 | 1.7.2 |
31-34 | Программирование циклов | 4 | 1.7.2 |
35-38 | Вспомогательные алгоритмы и | 4 | 1.7.2 |
39-42 | Массивы | 4 | 1.7.2 |
43-48 | Типовые задачи | 6 | 1.7.1 1.7.2 1.7.3 |
49-52 | Метод последовательной детализации | 4 | 1.7.3 |
53-54 | Символьный тип данных | 2 | 1.7.1 |
55-59 | Строки символов | 5 | 1.7.1 |
60-65 | Комбинированный тип данных | 6 | 1.7.3 |
Рекурсивные методы программирования | |||
66-67 | Рекурсивные подпрограммы | 2 | 1.7.2 |
68 | Задача о Ханойской башне | 1 | 1.7.3 |
69-70 | Алгоритм быстрой сортировки | 2 | 1.72 |
Объектно-ориентированное программирование (ООП) | |||
71-72 | Базовые понятия ООП | 2 | |
73 | Система программирования Delphi | 1 | |
74-75 | Этапы программирования на Delphi | 2 | |
76-77 | Программирование метода статистических испытаний | 2 | |
78-80 | Построение графика функции | 3 | |
Компьютерное | |||
Методика математического моделирования на компьютере | |||
81 | Разновидности | 1 | 1.3.2 |
82 | Математическое моделирование | 1 | 1.3.2 |
Моделирование движения в поле силы тяжести | |||
83 | Математическая модель свободного падения тела | 1 | 1.3.2 |
84-85 | Свободное падение с учетом сопротивления среды | 2 | 1.3.3 |
86-88 | Компьютерное моделирование свободного падения | 3 | 1.3.3 |
89-90 | Математическая | 2 | 1.3.2 |
91-93 | Численный расчет баллистической траектории | 3 | 1.3.3 |
94-95 | Расчет стрельбы по цели в пустоте | 2 | 1.3.3 |
96-98 | Расчет стрельбы по цели в атмосфере | 3 | 1.3.3 |
Моделирование распределения температуры | |||
99 | Задача теплопроводности | 1 | 1.3.3 |
100-101 | Численная модель решения задачи теплопроводности | 2 | 1.3.3 |
102-104 | Вычислительные эксперименты в | 3 | 1.3.3 |
105-106 | Программирование решения задачи теплопроводности Программирование построения изолиний | 2 | 1.3.3 |
107-108 | Вычислительные эксперименты | 2 | 1.3.3 |
Компьютерное моделирование в экономике и экологии | |||
109-111 | Задача об использовании сырья | 3 | 1.3.3 |
112-114 | Транспортная задача | 3 | 1.3.3 |
115-117 | Задачи теории расписаний | 3 | 1.3.3 |
118-120 | Задачи теории игр | 3 | 1.3.3 |
121-123 | Пример математического моделирования для экологической системы | 3 | 1.3.3 |
Имитационное моделирование | |||
124 | Математический аппарат имитационного моделирования | 1 | 1.3.2 1.3.3 |
125-126 | Генерация случайных чисел с | 2 | 1.3.2 1.3.3 |
127-128 | Постановка и моделирование задачи массового обслуживания | 2 | 1.3.2 1.3.3 |
129-130 | Расчет распределения вероятности времени ожидания в | 2 | 1.3.2 1.3.3 |
Информационная деятельность человека (6 ч) | |||
Основы социальной информатики | |||
131-132 | Информационная деятельность | 2 | 2.1 |
133-134 | Информационное общество | 2 | 2.1 |
135-136 | Информационные ресурсы общества | 2 | 2.1 |
137-138 | Информационное право и информационная безопасность | 2 | 2.3 |
139-140 | Среда информационной деятельности человека | 2 | 2.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...