Грамоты Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 8 кл
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_informatika_8_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «31» августа 2020 г.

Приказ от «31» августа 2020г. № 64/4-од

Рабочая программа

внеурочного курса по информатике

«Компьютерная грамотность»

Наименование учебного предмета:       информатика                                             Класс: 8

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Берестнева Анастасия Алексеевна

Срок реализации программы, учебный год: 2020-2021

Количество часов по учебному плану: 34 ч; 1 час в неделю 

Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.

Рабочую программу составила:     ___________________           Берестнева А.А.

 подпись                                 расшифровка  подписи

Пояснительная записка

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на практическую подготовку  учащихся  к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Программа составлена на основе авторской программы педагога дополнительного образования И.А. Курилиной для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, рассчитана на 1 час в неделю (34часа).

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки работы с компьютером. Реализация данной программы направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на социализацию личности ученика. На создание основы для осознанного выбора и освоение будущей профессии.

Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов.

Цели изучения курса основ компьютерной грамотности следующие:

  • получение учащимся таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в процесс обучения в училищах и в трудовую деятельность;
  • повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развитие речи учащихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основные задачи курса:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;
  • воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у учащихся, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальные задачи курса

Обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

  • активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
  • учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
  • обогащать  активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
  • развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

 Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа,   объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
  • Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

  • фронтальные
  • индивидуальные

Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  •  диктант;
  • работа по индивидуальным карточкам;
  • цифровой диктант;
  • работа по опорным схемам;
  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
  • Словарная работа (терминология).
  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
  • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
  • Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

ОБЩАЯ ХАРАКТИРЕСТИКА ПРЕДМЕТА

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся с особыми возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы компьютерной грамотности» с 5 по 9 классы.

Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Учебный предмет  «Информатика и ИКТ»  представлен в обязательной части учебного плана МОУ «Алгатуйская СОШ» в предметной области «Информатика», изучается в 8 классе по одному часу в неделю (34 ч.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

         К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

должны знать:

  • основные требования при работе на компьютере;
  • основные приемы работы в программах Word, Excel, Power Point;
  • приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер);

учащиеся научаться:

  • набирать редактировать и форматировать тексты с образца на клавиатуре;
  • создавать презентацию с помощью программы Power Point, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора;
  • выполнять арифметические действия (вычитание, умножение, деление)  с помощью программы   Excel,  решать задачи  в  Excel.
  • сканировать рисунок, сохранять его как отдельный файл.
  • распечатывать рисунок, текста.
  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • использовать полученные знания в практической деятельности.

учащиеся получат возможность научаться:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч). 

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии

Устройство компьютера(4 ч.).

Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство -  принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.

Табличный редактор Excel (13 ч.).

Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение  и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и  убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в  программе  Excel.

 Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе  Excel.Добавление изображения в документ  Excel.Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.

Программа PowerPoint ( 12ч.).

Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint.  Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.

Программы для поиска информации в сети Интернет (3 ч.)

Учебно-тематический план

34 ч/год  (1 ч/нед.)

Название темы

Кол-во часов

1

Введение.  Техника безопасности.

2

2

Устройства компьютера

4

3

Табличный редактор Excel

13

4

Программа PowerPoint

12

5

Сеть Интернет

3

Итого:

34

Тематические контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Входной контроль

Входной контроль

Тестирование по опросному листу

2

Устройства компьютера

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу

3

Табличный редактор Excel

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу

4

Программа PowerPoint

Компьютерный практикум

Творческая работа

5

Контрольная работа за курс               8 класса

Промежуточный контроль

Тестирование по опросному листу

Учебно-методическое обеспечение

  1. И.А. Курилина, Программа «Основы компьютерной грамотности», п. Целинные Земли, 2012
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3.   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.lbz.ru Набор цифровых образовательных ресурсов для                        6, 7 классы
  2. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  3. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  5. http://fcior.edu.ru 
  6. http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер (ноутбук) – 15 шт.
  2. Операционная система Windows 7
  3. Пакет офисных приложений MSOffice.
  4. Интерактивная доска
  5. Документ – камера
  6. МФУ

Календарно-тематическое планирование курса «Основы компьютерной грамотности»

№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

аналитические

практические

1

Техника безопасности при работе на ПК.

1

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

2

Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

1

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека

приводить примеры современных информационных носителей;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

3

Периферийное устройство  - сканер.

Входной контроль

1

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, изображения) в компьютер.

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

выбирать и запускать нужную программу;

работать с основными элементами сканирования файлов;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

4

Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл.

5

Периферийное устройство -  принтер.

1

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, изображения) в компьютер.

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, вывода информации;

распечатывать изображения, тексты с помощью принтера;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

6

Распечатка рисунка, небольшого текста.

Контрольная работа «Устройства компьютера»

1

7

Программа Excel.

1

Определять инструменты для выполнения базовых операций в программе Excel;

планировать работу по выполнению арифметических действий;

  • Оперировать основными инструментами программы Excel.Вводить числовую информацию, выполнять вычисления.

8

Действия: сложение и вычитание в программе Excel.

1

9

Составление и решение практических задач, решение примеров.

1

10

Действия умножение  и деление в программе Excel.

1

11

Решение практических задач и примеров.

1

12

-Распределение чисел в порядке возрастания и  убывания

1

Определять инструменты для выполнения базовых операций в программе Excel;

планировать работу по выполнению сортировки объектов по заданному правилу;

Оперировать основными инструментами программы Excel.Вводить числовую информацию, выполнять вычисления, сортировать объекты по заданному правилу.

13

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

14

Диаграммы в  программе  Excel.

1

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира,

планировать свою деятельность по созданию документа в программе Excel по заданным параметрам.

создавать диаграммы и графики, схемы, графы, деревья;

создавать графические модели, добавлять изображение в документ Excel, использовать сборник ClipArt (или файл),

15

Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.

1

16

Графики в программе  Excel.

1

17

Добавление изображения в документ  Excel.

1

18

Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.

Контрольная работа «Табличный редактор Excel»

1

19

Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.

1

20

Запуск программы PowerPoint.

1

Определять инструменты для выполнения базовых операций в программе PowerPoint;

планировать работу по созданию рисунков, графиков, диаграмм;

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д.

Определять инструменты для выполнения базовых операций в программе PowerPoint;

планировать работу по созданию рисунков, графиков, диаграмм;

приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д.

выбирать и запускать нужную программу; оперировать основными приемами создания компьютерной презентации; создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию; создавать рисунок, диаграммы, графики в программе PowerPoint;  вставлять в слайды презентации графические объекты; настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера; осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора.

21

Слайды. Создание слайдов.

1

22

Создание рисунка в программе PowerPoint.  

1

23

Работа с фигурами. Вкладка «Формат»

1

24

Инструменты для работы с фигурами.

1

25

Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде.

1

26

Упорядочивание фигур.

1

27

Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур.

1

28

Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами.

1

29

Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам.

1

30

Работа с диаграммами, графиками.

1

31

Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.

Контрольная работа «Программа PowerPoint»

1

32

Интернет  как  среда общения  с помощью  компьютера.

1

Определять значимость WWW как всемирного хранилища информации; планировать и осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

33

Структура  сети Интернет. Службы сети Интернет

1

34

Поиск информации в WWW.  

Контрольная работа за курс 8 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "МИР ИНФОРМАТИКИ"

Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 1–4 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 34 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный компьютерщик» 4 класс.

Рабочая программа  составлена на основе  авторской программы  А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для 2-4 классов, в соответств...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатики "Занимательное программирование"

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 6 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"

В данном  документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...

рабочая программа внеурочная деятельность по информатике 3 класс 2015-2016 гг

рабочая программа внеурочная деятельность по информатике 3 класс 2015-2016 гг...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Основы программирования», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана МОУ Школа с.Белоярск на 2016-2017 учебный год, ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы по Матвеевой Н.В....