Рабочая программа внеурочной деятельности "МИР ИНФОРМАТИКИ"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Мальчук Светлана Викторовна

Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 1–4 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах. Занятия проводятся во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_informatiki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

УО администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

СОГЛАСОВАНО:

Директор МОУ ДПО НМЦ

_______________ Г.Н.Попова

«____»_________2011 г

      УТВЕРЖДАЮ:

      Директор МОУ «Основная

общеобразовательная школа № 7»

_____________ Ю.В.Штальбаум

Приказ № ___ от «___»____ 2011 г

МИР ИНФОРМАТИКИ

Рабочая программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

для обучающихся 1-х классов

Составитель:

Мальчук Светлана Викторовна,

учитель информатики

Ленинск-Кузнецкий

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

4

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

4

Содержание программы

5-7

Тематическое планирование

8-9

Список литературы

10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция учебного предмета «Информатика»  определяет три уровня обучения информатике. Первый уровень предполагает формирование информационной культуры  в рамках дополнительного образования.

Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 1–4 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах. Занятия проводятся во внеурочное время.

Работа с обучающими компьютерными программами учащихся направлена на развитие способностей учащихся и основана на использовании межпредметных связей.

Программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.

Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 минут. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами  на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.

Основные цели программы: 

формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников;

формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами.

Основные задачи программы:

развивать умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;

формировать умения составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;

прививатьь устойчивый познавательный интерес к обучению;

формировать умения и навыки работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.

Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это  познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение  мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.

Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Мир информатики»  обучающиеся 1 класса:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА

учащиеся должны иметь первоначальные представления о:

правилах безопасности в кабинете информатики,

областях применения компьютеров,

способах получения информации.

учащиеся должны уметь:

выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;

включать и выключать компьютер;

правильно перемещать мышь по коврику;

управлять указателем мыши;

работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;

загружать обучающую программу;

осуществлять выход из программы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I  КЛАСС

 (31 ч)

Введение (2 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук».

Дидактические игры и упражнения: игра-викторина по правилам безопасности «Это должен знать каждый!», упражнения для рук «Мышки», упражнения для глаз, нахождение различий.

Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук.

Компьютер – твой друг (3 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Применение компьютеров. Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. Мышь. Пиктограммы».

Дидактические игры и упражнения: виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки), упражнения для рук  «Цветок», упражнения для глаз.

Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для глаз.

Беседы об информации (2 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год» - «Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию».

Дидактические игры и упражнения: игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения для рук «Встреча», упражнения для глаз.

Межпредметные связи: человек и мир – сведения об окружающем нас мире; физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для глаз, рук, мышц шеи и плеч.

Учимся логически мыслить (5 ч)

Работа с обучающей программой «Страна ФАНТАЗИЯ» - «Лабиринт», «Собери картинку»,   «Найди отличия», программой Gcompris - «Лабиринт».

Дидактические игры и упражнения: повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы,  найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета, игра-пантомима «Можно рассказать без слов?», тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в лабиринте).

Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение – основы чтения и письма, развитие речи; математика – прямой и обратный счёт; человек и мир – знакомство с окружающим миром; изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – развитие слуха.

Учимся считать (4 ч)

Работа обучающей программой «Страна ФАНТАЗИЯ». Счёт. «Последовательности». «Мир информатики – 1 год» - «Клавиатурный тренажёр – цифры», программой Gcompris – «Упражнения по математике».

Дидактические игры и упражнения: хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям, повтори клеточный рисунок.

Межпредметные связи: математика – понятия «равно», «тяжелее», больше», «меньше», выбор отличительных признаков предметов, знакомство с цифровым рядом, развитие интуиции, логики, памяти; человек и мир –  знакомство с окружающим миром; изобразительное искусство – работа с рисунком; физическая культура и здоровье – координация и точность движения рук, быстрота реакции.

Учимся рисовать (2 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Графика», «Раскрашивание компьютерных рисунков», «Страна ФАНТАЗИЯ» - «Внимание».

Дидактические игры и упражнения: виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк», конкурс рисунков «Ребята и зверята», игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок), загадки в рисунках.

Межпредметные связи: изобразительное искусство – рисование и раскрашивание картинок; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; человек и мир – знакомство с животным и растительным миром.

Учимся печатать и читать (3 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Работа на клавиатуре», «Страна «ФАНТАЗИЯ» - «Третий лишний», программой Gcompris – «Упражнения на чтение».

Дидактические игры и упражнения: обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву; найди слова, начинающиеся с указанной буквы..

Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение – чтение через письмо (основная идея – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами), изобразительное искусство – просмотр красочных фотографий и картинок.

Играем со словами (3 ч)

Работа с обучающей программой Gcompris – «Упражнения на чтение», «Игры со словами».

 Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом.

Дидактические игры и упражнения: подбери звук к событию, читай наоборот, подбери рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых букв названий предметов составь новое слово, восстанови слово.

Межпредметные связи: литературное чтение и русский язык – обучение письму, развитие навыков литературного чтения; человек и мир – знакомство с окружающим миром, экологическое воспитание; музыка – прослушивание и исполнение детских песен.

Знакомство с элементами логики, множествами (4 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление», «Множества», программой «Страна «ФАНТАЗИЯ» - «Укажи лишнего».

Дидактические игры и упражнения: разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте,  найди два одинаковых предмета, сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок).  

Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; трудовое обучение  – изготовление изделий из бумаги; русский язык – обучение чтению и письму.

План и правила. Исполнители. (3 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики - 1 год» – «План и правила. Исполнитель. Примеры исполнителей».

Дидактические игры и упражнения: обведи рисунок по точкам, разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте,

Межпредметные связи: изобразительное искусство – работа с рисунком; музыка – прослушивание и исполнение детских песен; человек и мир – правила дорожного движения.

Тематическое планирование

1 класс

№ занятия

Тема урока

Кол-во часов

Компьютерная поддержка

Дата проведения

Примечание

1, 2

Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе.

2

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Правила поведения в компьютерном классе».

3

Возможности персонального компьютера. Компьютер и его основные устройства.

1

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Применение персонального ПК», «Компьютер и его основные устройства».

4, 5

Мышь. Пиктограмма.

2

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Мышь. Пиктограмма».

6, 7

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

2

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Информация вокруг нас», «Как мы получаем информацию».

8, 9, 10, 11, 12

Учимся логически мыслить

5

Программа «Страна «Фантазия» - «Собери картинку», «Лабиринт», «Найди отличия», Программа Gcompris - «Лабиринт».

13, 14, 15, 16

Учимся считать

4

Программа «Страна «Фантазия» - «Последовательности». Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Клавиатурный тренажёр – цифры». Программа Gcompris – «Упражнения по математике».

17, 18

Учимся рисовать

2

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Графика», «Раскрашивание компьютерных рисунков», Программа «Страна «Фантазия» - «Внимание».

19, 20, 21

Учимся печатать и читать

3

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Работа на клавиатуре», Программа «Страна «Фантазия» - «Третий лишний».

22, 23, 24

Играем со словами

3

Программа Gcompris – «Упражнения на чтение», «Игры со словами».

25, 26, 27

Знакомство с элементами логики. Суждение истинное и ложное. Сопоставление.

3

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление».

28

Множества.

1

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «Множества», Программа «Страна «Фантазия» - «Укажи лишнего».

29, 30, 31

План и правила. Исполнители.

3

Программа «Мир информатики» 1 год обучения – «План и правила. Исполнитель. Примеры исполнителей».

ВСЕГО:

31


Литература

- С. Н. Тур, Т. П. Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;

- «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2010 г.

Обучающие компьютерные программы

1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс].  – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

2. Страна ФАНТАЗИЯ. [Электронный ресурс] –  СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

3. Сборник обучающих игр Gcompris в составе операционной системы Линукс (СПО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год  Пояснительная записка...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 5 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год Рабочая программа внеурочной деят...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классов на 2015-2016 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика и мы» для 6 классовучителя информатики и ИКТВоробьёва Елена Анатольевна на 2015-2016 учебный год  Рабочая программа внеурочной...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...