ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ.
учебно-методический материал по информатике и икт

Рожкова Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Получение основных навыков работы с электронной таблицей Calc.

2.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

- ознакомится с теоретическими сведениями; - выполнить задание;

- ответить на контрольные вопросы, заданные преподавателем.

3.ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет должен содержать: титульный лист, цель работы, описание пунктов выполнения практической работы в соответствии с заданием, ответы на контрольные вопросы и выводы по работе.

4.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Для обработки таблиц различной сложности используются

электронные таблицы или табличные процессоры. Основное назначение электронных таблиц – это проведение различных расчетов и построение графиков по данным таблицы.

Электронная таблица – интерактивная диалоговая система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения одной ячейки от других.

Электронная таблица представляет собой пересечение строк и столбцов. Строки обозначены цифрами (1,2,3,4 ...), столбцы буквами (A, B, С, D ...). На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет имя, которое складывается из имени столбца и номера строки (А1, В1, C2, D15 и т.п.).

В Open Office электронная таблица называется Calc.

Электронная таблица запускается также как и текстовый процессор

Writer.

При запуске Calc открывается рабочее пространство, представляющее собой пронумерованные пустые ячейки (рисунок 1).

Структура рабочего листа, т.е. расположение заголовка, главного меню, панелей инструментов и строки состояния идентична структуре листа текстового процессора Writer.

http://www.studfiles.ru/html/2706/278/html_teRqW7gGit.RIcL/htmlconvd-lSGhI_57x1.jpg

Рисунок 1 – Окно элктронной таблицы Сalc

Рабочее пространство Calc состоит из листов.

Вносимую в Calc информацию можно размещать на отдельных листах, при этом информация будет содержаться в одном файле.

Для того чтобы добавить, удалить, переместить или переименовать лист необходимо установить мышь на подвергающийся действию лист, вызвать контекстное меню и выбрать соответствующую команду.

Переместить или копировать, выбрать и удалить лист можно,

воспользовавшись категорией главного меню «Правка», командой «Лист».Вставить лист можно, воспользовавшись категорией главного меню

«Вставка»командой «Лист».

Переименовать, скрыть, показать лист можно, воспользовавшись категорией главного меню «Формат» командой «Лист».

Обычно электронные таблицы, в том числе и Calc, содержатстроку формул, которая используется для ввода или редактирования данных в ячейках таблицы.

В ячейки таблицы можно заносить данные пяти типов. Это могут быть:текст, формулы и математические выражения, имена ячеек, комментарии к ячейкам, параметры форматирования (пользовательский, число, процент, деньги, дата, время, наука, логический, текст и пр. ) заносимых в ячейки чисел.

Чтобы установить параметры форматирования заносимых в ячейки чисел, необходимо воспользоваться категорией главного меню

«Формат»командой «Ячейки»или командой «Формат ячеек»из контекстного меню. В появившемся диалоговом окне Атрибуты ячеекследует включить закладку «Числа».

Формулы, заносимые в ячейки, забиваются в строку формул и всегда начинаются со знака равенства (=).

Рисунок 2. Строка формул с вводимыми операндами

http://www.studfiles.ru/html/2706/278/html_teRqW7gGit.RIcL/htmlconvd-lSGhI_58x1.jpg

Рисунок 3 – Ввод высоты строки вручную

В строку формул могут вводиться как числа, так и непосредственно номера участвующих в математических операциях ячеек(рисунок 2).

Числа и номера, участвующих в математических операциях ячеек называются операндами.

Чтобы применить формулу ко всему столбцу (строке или группе произвольных ячеек) необходимо скопировать формулу в эти ячейки или растянуть диапазон активированной ячейки с формулой (черное обрамление выделенной ячейки) на группу ячеек, где будет применена формула.

Изменения данных в ячейке приводит к изменению данных в других, зависимых от нее ячейках.

Размеры ячеек можно форматировать. Чтобы отформатировать

размеры ячеек, т. е. увеличить или уменьшить ширину или высоту ячейки, необходимо выделить нужную ячейку или группу ячеек, а затем воспользоваться категорией главного меню «Формат» командами «Строка» (если надо изменить высоту ячейки) или «Столбец» (если надо изменить ширину ячейки). Высоту или ширину в открывшемся окне можно вводить вручную (рисунок 3), в этом случае галочка в строке «По умолчанию» отсутствует. Кроме того, можно выбрать подкоманды тех же меню

«Оптимальная высота»или «Оптимальная ширина», при этом размер ячейки установится по ее содержимому (рисунок 4).

Выделение группы ячеек осуществляется при одновременном нажатии левой кнопки мыши и клавиши <Сtrl>.

Также изменять размеры ячеекможно при помощи мыши. Мышь устанавливается в месте нумерации строк или названия столбцов (при этом

http://www.studfiles.ru/html/2706/278/html_teRqW7gGit.RIcL/htmlconvd-lSGhI_59x1.jpg

Рисунок 4 – Подкоманда «Оптимальная высота» команда«Строка»

мышь должна находится в режиме двусторонней стрелочки) нажимается левая кнопка мыши, а затем перемещается граница ячейки.

Обычно внутри поля электронной таблицы Пользователь моделирует свою собственную таблицу, устанавливая границы, вставляя столбцы или строки, устанавливая оптимальные размеры ячеек, объединяя ячейки и пр.

Чтобы установить границы таблицы, созданной Пользователем,

необходимо воспользоваться категорией главного меню «Формат», командой «Ячейки». Появится диалоговое окно «Атрибуты ячеек», в котором необходимо выбрать закладку «Обрамление», где следует указать положение линий, стиль, цвет и отступы от содержимого ячеек. Здесь же можно задать стиль тени, ее ширину и цвет (рисунок 5).

Диалоговое окно «Атрибуты ячеек» позволяет такжеустановить

шрифт, эффекты шрифта, выравнивание шрифта, фон и защиту ячеек

(установление на ячейки пароля) (рисунок5).

Рисунок 5 – Диалоговое окно «Атрибуты ячейки» с включенной закладкой «Обрамление»

http://www.studfiles.ru/html/2706/278/html_teRqW7gGit.RIcL/htmlconvd-lSGhI_60x1.jpg

Рисунок 6 – Кнопки панелей инструментов

Также для установления границ таблицы на панели инструментов существует кнопка «Обрамление» (рисунок 6).

Вызвать диалоговое окно формат ячеек можно и через контекстное меню, выбрав там команду «Формат ячеек».

Иногда Пользователю в созданную им таблицу требуется вставить столбцы, строки или ячейки. Для того, чтобы вставить столбцы, строки или ячейки необходимо воспользоваться категорией главного меню

«Вставка»командами: Столбцы, Строки, Ячейки,а также при помощи контекстного меню команды «Вставить ячейки».

Удаление столбцов, строк или ячеек осуществляется при помощи категории главного меню «Правка» команды «Удалить ячейки» или при помощи команды «Удалить ячейки» из контекстного меню. При этом следует указать, какое именно удаление Вы хотите произвести .

Чтобы объединить ячейки необходимо воспользоваться категорией главного менюФормат командой «Объединить ячейки». Объединить ячейки можно также при помощи кнопки «Объединить ячейки» на панели инструментов.

Важной возможностью электронных таблиц является построение диаграмм. Чтобы построить диаграмму необходимо выделить диапазон ячеек, по данным которых будет строиться диаграмма, и из категории главного менюВставка выбрать команду Диаграмма. Также для построения диаграммы можно воспользоваться кнопкой на панели инструментов Диаграмма, после чего необходимо выделить диапазон ячеек.

В появившемся диалоговом окне «Автоформат диаграммы» (рисунок 8 и 9)переходя по страницам при помощи кнопки«Далее» следует указать диапазон ячеек, лист электронной таблицы, вид диаграммы расположение рядов в столбцах или строках, линии сетки, название диаграммы, наличие легенды (пояснения к диаграмме), название осей и пр.

Первая страница диалогового окна «Автоформат диаграммы»http://www.studfiles.ru/html/2706/278/html_teRqW7gGit.RIcL/htmlconvd-lSGhI_62x1.jpg

Рисунок  – Вторая страница диалогового окна «Автоформат диаграммы»

5.ОБОРУДОВАНИЕ

ПЭВМ IBM PC, операционная система Windows, MS EXCEL, OOО Calc.

6.ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

Вариант 1

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую шесть столбцов и семь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «ФИО абитуриента», «Баллы по математике», «Баллы по физике», «Баллы по русскому языку», «Баллы по иностранному языку», «Итого баллов».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Баллы абитуриентов.

6.Произвольно заполните пять столбцов таблицы, столбец «Итого баллов» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Итого баллов» создайте формулу: Итого баллов = Баллы по математике + Баллы по физике + Баллы по русскому языку + Баллы по иностранному языку. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Баллы по математике».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Средний бал по математике.

11.В пустой ячейке под столбцом «Баллы по математике» создайте формулу: Средний балл по математике = (∑Баллы по математике)/6 (среднее арифметическое).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Баллы абитуриентов. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 2

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую шесть столбцов и пять строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «ФИО пациента», «Стоимость кардиограммы», «Стоимость эхокардиограммы», «Стоимость томограммы мозга», «Стоимость УЗИ», «Стоимость полного обследования».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Медицинское обследование.

6.Произвольно заполните пять столбцов таблицы, столбец «Стоимость полного обследования» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Стоимость полного обследования» создайте формулу: Стоимость полного обследования = Стоимость кардиограммы + Стоимость эхокардиограммы + Стоимость томограммы мозга + Стоимость УЗИ. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Стоимость обследования».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Итого стоимость обследования.

11.В пустой ячейке под столбцом «Стоимость обследования» создайте формулу: Итого стоимость обследования = ∑Стоимость обследования(Сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Медицинское обследование. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

63

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 3

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую пять столбцов и семь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Название газеты/журнала», «Тираж за месяц», «Количество подписавшихся на месяц», «Количество для бесплатного распространения», «Остаток».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Распространение прессы.

6.Произвольно заполните четыре столбца таблицы, столбец «Остаток» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Остаток» создайте формулу: Остаток = Тираж за месяц - Количество подписавшихся на месяц - Количество для бесплатного распространения. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Остаток».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Общий

остаток.

11.В пустой ячейке под столбцом «Остаток» создайте формулу: Общий остаток = ∑Остаток (Сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Распространение прессы. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 4

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую восемь столбцов и семь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «ФИО работника», «Оклад», «Премия», «Надбавка», «Начислено», «Подоходный налог», «Профсоюзные взносы», «Итого к выдаче».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Расчет заработной платы.

64

6.Произвольно заполните семь столбцов таблицы, столбец «Итого к выдаче» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Итого к выдаче» создайте формулу: Итого

квыдаче = Оклад + Премия + Надбавка + Начислено + Подоходный налог + Профсоюзные взносы. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Профсоюзные взносы».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Итого профсоюзные взносы.

11.В пустой ячейке под столбцом «Профсоюзные взносы» создайте формулу: Итого профсоюзные взносы = ∑Профсоюзные взносы (Сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Расчет заработной платы. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 5

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую семь столбцов и семь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Фирма», «ФИО работника», «Минимальная заработная плата за год», «Максимальная заработная плата за год», «Средняя заработная плата за год», «Пропущено дней по болезни», «Количество взятых отгулов», «Количество опозданий»

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Характеристика работников.

6.Произвольно заполните шесть столбцов таблицы, столбец «Средняя заработная плата за год» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Средняя заработная пата за год» создайте формулу: Средняя заработная плата за год = (Минимальная заработная плата за год + Максимальная заработная плата за год)/2. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Количество взятых отгулов».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Общее количество взятых отгулов.

65

11.В пустой ячейке под столбцом «Количество взятых отгулов» создайте формулу: Общее количество взятых отгулов = ∑Количество взятых отгулов (Сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Характеристика работников. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 6

1.Изучите теоретические положения практической работы.

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую восемь столбцов и четыре строки.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «№ п/п», «Адрес», «Количество комнат», «Метраж квартиры», «Количество проживающих», «Доход на душу проживающего», «Совокупный доход», «Заключение о льготе по квартплате(да/нет)».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Распределение льгот по квартплате.

6.Произвольно заполните семь столбцов таблицы, столбец «Совокупный доход» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Совокупный доход» создайте формулу: Совокупный доход = Доход на душу проживающего * Количество проживающих. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Доход на душу проживающего».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Средний доход на душу проживающего.

11.В пустой ячейке под столбцом «Доход на душу проживающего» создайте формулу: Средний доход на душу проживающего = (∑Доход на душу проживающего)/3 (среднее арифметическое).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Распределение льгот по квартплате. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

66

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 7

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую семь столбцов и семь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Адрес», «Предыдущее значение счетчика», «Текущее значение счетчика», «Потребление электроэнергии, квтч», «Стоимость потребленной электроэнергии», «Задолженность», «Оплата электроэнергии за текущий месяц»

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Оплата электроэнергии.

6.Произвольно заполните пять столбцов таблицы, столбцы «Потребление электроэнергии, квтч» и «Оплата электроэнергии за текущий месяц» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Потребление электроэнергии, квтч» создайте формулу: Потребление электроэнергии = Текущее значениесчетчика-Предыдущеезначение счетчика. Примените формулу ко всему столбцу. В первой ячейке столбца «Оплата электроэнергии за текущий месяц» создайте формулу: Оплата электроэнергии за текущий месяц = Стоимость потребленной электроэнергии + Задолженность. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Задолженность».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Суммарная задолженность.

11.В пустой ячейке под столбцом «Задолженность» создайте формулу: Суммарная задолженность = ∑Задолженность (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Оплата электроэнергии. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую восемь столбцов и четыре строки.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Адрес», «Стоимость содержания жилья», «Стоимость холодной воды», «Стоимость услуг канализации», «Стоимость отопления», «Стоимость электроэнергии», «Стоимость услуг кабельного телевидения», «К оплате».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Коммунальные услуги.

6.Произвольно заполните первые семь столбцов таблицы, столбец «К оплате» не заполняйте.

В первой ячейке столбца «К оплате» создайте формулу: К оплате = Стоимость содержания жилья + Стоимость холодной воды + Стоимость услуг канализации + Стоимость отопления + Стоимость электроэнергии + Стоимость услуг кабельного телевидения. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «К оплате».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Итого к

оплате.

11.В пустой ячейке под столбцом «К оплате» создайте формулу: Итого

коплате = ∑К оплате(сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Коммунальные услуги. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 9

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

11.Создайте таблицу, имеющую восемь столбцов и пять строк.

12.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Улица», «№ дома», «№ квартиры», «Стоимость абонентской телефонной платы», «Стоимость звонков по межгороду», «Стоимость услуг Интернета», «Задолженность», «Общая стоимость услуг Центртелеком».

5. Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Услуги Центртелеком.

6.Произвольно заполните первые семь столбцов таблицы, столбец «Общая стоимость услуг Центртелеком» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Общая стоимость услуг Центртелеком» создайте формулу: Общая стоимость услуг Центртелеком = Стоимость абонентской телефонной платы +Стоимость звонков по межгороду + Стоимость услуг Интернета + Задолженность. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Задолженность».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Общая задолженность.

11.В пустой ячейке под столбцом «Задолженность» создайте формулу: Общая задолженность = ∑Задолженность (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Услуги Центртелеком. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 10

1.Изучите теоретические положения практической работы.

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую шесть столбцов и шесть строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Улица», «№ дома», «№ квартиры», «Количество проживающих», «Среднее потребление газа, куб. м.», «Стоимость потребленного газа».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Потребление газа.

6.Произвольно заполните первые пять столбцов таблицы, столбец «Стоимость потребленного газа» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Стоимость потребленного газа» создайте формулу для ее расчета. Считать стоимость одного кубометра газа равной 1 руб. 60 коп. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Среднее потребление газа, куб.».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Общее потребление газа.

69

11.В пустой ячейке под столбцом «Среднее потребление газа» создайте формулу: Общее потребление газа = ∑Среднее потребление газа (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Потребление газа. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 11

1.Изучите теоретические положения практической работы.

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую пять столбцов и восемь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Объем детали», «Объем тары», «Количество деталей в единице тары», «Количество тары», «Всего деталей».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Упаковка.

6.Произвольно заполните три столбца таблицы, столбцы «Количество тары» и «Всего деталей» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Количество тары» создайте формулу: Количество тары = Объем тары/Объем детали. Примените формулу ко всему столбцу. В первой ячейке столбца «Всего деталей» создайте формулу: Всего деталей = Количество деталей в единице тары* Количество тары. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Количество тары».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Общее количество тары.

11.В пустой ячейке под столбцом «Количество тары» создайте формулу: Общее количество тары = ∑Количество тары (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Упаковка. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 12

1.Изучите теоретические положения практической работы.

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую пять столбцов и шесть строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Наименование фирмы», «Доход фирмы в месяц», «Арендуемая площадь помещения», «Налогооблагаемая сумма», «Сумма налога».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Налоги.

6.Произвольно заполните три столбца таблицы, столбцы «Налогооблагаемая сумма» и «Сумма налога» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Налогооблагаемая сумма» создайте формулу: Налогооблагаемая сумма = 1800*Арендуемая площадь*1,15*3. Примените формулу ко всему столбцу. В первой ячейке столбца «Сумма налога» создайте формулу: Сумма налога = Налогооблагаемая сумма*0,15. Примените формулу ко всему столбцу.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Сумма налога».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Суммарный налог.

11.В пустой ячейке под столбцом «Сумма налога» создайте формулу: Суммарный налог = ∑Сумма налога (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Налоги. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 13

1.Изучите теоретические положения практической работы.

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc .

3.Создайте таблицу, имеющую пять столбцов и девять строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «Наименование фирмы», «Доход за сентябрь», «Доход за октябрь», «Доход за ноябрь», «Среднеквартальный доход».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Квартальная доходность.

6.Произвольно заполните первые четыре столбца таблицы, столбец «Среднеквартальный доход» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Среднеквартальный доход» создайте формулу: Среднеквартальный доход = (Доход за сентябрь + Доход за октябрь

+Доход за ноябрь)/3.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Среднеквартальный доход».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Суммарный среднеквартальный доход.

11.В пустой ячейке под столбцом «Среднеквартальный доход» создайте формулу: Суммарный среднеквартальный доход = ∑Среднеквартальный доход (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Квартальная доходность. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 14

1.Изучите теоретические положения практической работы..

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую шесть столбцов и восемь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «№ группы», «Количество студентов», «Количество отличников», «Количество хорошистов», «Количество троечников», «Количество двоечников».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Успеваемость.

6.Произвольно заполните первые пять столбцов таблицы, столбец «Количество двоечников» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Количество двоечников» создайте формулу: Количество двоечников = Количество студентов - Количество отличников - Количество хорошистов - Количество троечников.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Количество двоечников».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Итого количество двоечников.

11.В пустой ячейке под столбцом «Количество двоечников» создайте формулу: Итого количество двоечников = ∑Количество двоечников (сумма по столбцу).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Успеваемость. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

Вариант 15

1.Изучите теоретические положения практической работы .

2.Откройте папку, носящую Ваши фамилию и инициалы, и создайте в ней документ Calc.

3.Создайте таблицу, имеющую пять столбцов и восемь строк.

4.Озаглавьте столбцы таблицы следующим образом: «№ объекта», «Скорость», «Время», «Ускорение», «Импульс».

5.Следующую за названием столбцов строку объедините в одну ячейку. Внесите в ячейку надпись: Импульс.

6.Произвольно заполните четыре столбца таблицы, столбец «Ускорение» не заполняйте.

7.В первой ячейке столбца «Ускорение» создайте формулу: Ускорение

=Скорость/Время.

8.Добавьте к таблице еще одну строку, сделав ее в таблице последней.

9.Объедините в этой строке все ячейки, кроме ячейки, расположенной под столбцом «Импульс».

10.В строку, там, где объединены ячейки, внесите надпись: Средний

импульс.

11.В пустой ячейке под столбцом «Импульс» создайте формулу: Средний импульс = (∑Импульс)/7 (среднее арифметическое).

12.Выровняйте ячейки таблицы по содержимому.

13.Сделайте фон второй строки произвольным цветом.

14.Сделайте шрифт заполнения таблицы произвольным цветом.

15.По данным таблицы постройте произвольную диаграмму. Укажите заголовок диаграммы: Импульс. Подпишите оси. Добавьте легенду.

16.Сохраните изменения.

17.Покажите результаты работы преподавателю.

18.Оформите отчет.

19.Ответьте на контрольные вопросы.

7.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое электронные таблицы?

2.Чем принципиально отличаются таблицы Writer и таблицы Calc?

73

3. Как называется рабочее пространство, открывающееся при запуске

Calc?

4.Как на рабочем пространстве в Calc можно добавлять, удалять, переименовывать, перемещать и копировать листы?

5.Данные каких типов можно заносить в ячейки электронной таблицы

Calc?

6.Какие существуют параметры форматирования чисел в ячейках электронной таблицы Calc? Как установить эти параметры?

7.Как установить границы созданной в Calc таблицы?

8.Как в Calc отформатировать размеры ячеек?

9.Как в Calc выделить группу ячеек?

10.Как осуществить изменение шрифта и цаета текста?

11.Что такое защита ячеек?

12.Как в Calc осуществить удаление столбцов или строк ?

13.Как в объединить ячейки электронно таблицы?

14.С чего должна начинаться любая формула в Calc?

15.Что такое операнды?

16.Что может содержать формула электронной таблицы Calc?

17.Как применить формулу ко всему столбцу?

18.Как в Calc осуществить построение диаграмм?

19.Что такое диапазон ячеек, ряды и легенда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц»

Лекциионный материал «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц»...

Рабочая тетрадь «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц. Microsoft Excel»

Рабочая тетрадь «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц. Microsoft Excel» с практическими занятиями....

Назначение и возможности электронной таблицы MS Excel

Информационная безопасность и авторское право...

План урока на тему: "Возможности электронных таблиц"

Данный урок предназначен для формирования у обучающихся практических умений и навыков по использованию электронных таблиц....

Технологическая карта урока по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"

Методические материалы к уроку по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"...

Методическая разработка возможности электронных таблиц для создания тестов.

использование элементов управления Формы для создания несложных тестов...