Технологии критического мышления на уроках информатики
статья по информатике и икт

В статье описывается использование технологии критического мышления  на уроке информатики как средство развития у учащихся умения работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, умения задавать вопросы и решать проблемы, поставленные на уроке, аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других. Представлена методическая разработка урока информатики для учащихся 5 класса с использованием приемов и методов с технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_edlinaek.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эдлина Елизавета Константиновна,

учитель информатики, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа № 230 с углубленным изученеим химии и биологии Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Технологии критического мышления на уроке информатики

В статье описывается использование технологии критического мышления  на уроке информатики как средство развития у учащихся умения работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, умения задавать вопросы и решать проблемы, поставленные на уроке, аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других. Представлена методическая разработка урока информатики для учащихся 5 класса с использованием приемов и методов с технологии критического мышления.

Технология критического мышления (ТКР) получила развитие в системе российского образования с 1997 года.

Ее авторы – американские ученые Дженни Стил, Кертис Мередит Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно.

Структура данной технологии обладает логичностью, так как все ее этапы соответствуют закономерным этапам деятельности обучающегося.

Данная технология состоит из 3 этапов:

  • Вызов;
  • Осмысление;
  • Рефлексия.

На стадии вызова перед учениками  ставится задача не только в активизации его деятельности, но и мотивации на дальнейшую работу, необходимость извлечь уже имеющиеся знания по изучаемому материалу.

На этапе вызова учащимся предлагается ребус, разгадав который они вспоминают название изучаемой темы, а также знакомые им способы кодирования. Прочитанный отрывок стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и наводящие вопросы позволяют самостоятельно сформулировать ранее неизученный способ кодирования информации.

Так как урок интегрирован с математикой, где с данной темой ученики ознакомлены, но ее надо связать с уроком информатики, предлагается прием «Продолжи предложение», с помощью которого воспроизводятся имеющиеся знания, корректируется речь учащегося.

При использовании этого приема, ученик привлекается к участию в педагогическом процессе, где аргументировано высказывает свои гипотезы, при этом развивая профессиональную речь, что является одной из составляющих системно-деятельностного подхода.

Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори), подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий), мотивирующий прием с использованием стихов, шахмат, схемы зрительного зала, ребуса,  дешифровки обращают учащихся к своему личному опыту, что позволяет самостоятельно сформулировать цель урока, определить задачи для достижения цели,  сформулировать для себя вопрос: «Что мне надо узнать для решения задач урока?».  Таким образом, уже на первом этапе положено начало формированию системно-деятельностного подхода.

На стадии осмысления происходит работа,  позволяющая сохранить активность ученика, сделать слушание урока осмысленным. Прием «Продвинутая лекция», на котором  ученики получают заготовку таблицы, где в левом столбце приводятся вопросы и место для ответов учащихся, а в правом столбце появляется откорректированный учителем ответ, позволяет сделать процесс восприятия информации более целенаправленным и активным, так как в процессе заполнения таблицы учащиеся структурируют полученную информацию. После заполнения таблицы «Продвинутая лекция» у учеников остается алгоритм для решения аналогичных задач и самостоятельно выполненный пример на координатной плоскости.

Заключительным моментом на стадии объяснения является прием «Денататный граф», который является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков изучаемого понятия.

На стадии рефлексии учащимся предлагается выбрать для себя домашнее задание из соответствующих конвертов «Простое задание» и «Сложное задание», что позволяет самостоятельно соотнести полученные на уроке результаты с поставленными целями, а также  ученики осуществляют самооценку, что развивает личностные универсально-учебные действия.

В статье представлена методическая разработка урока информатики по теме «Кодирование информации. Метод координат» для учащихся 7 класса. На уроке ученики должны познакомиться с одним из способов графического кодирования информации – методом координат, составив конспект урока в форме таблицы, сделать вычленить опорные слова, используемые в прямоугольной системе координат,  по заданию учителя по заданным координатам представить полученный рисунок.

Роль учителя сводится к корректировке ответов учащихся и созданию алгоритма  с определением объекта в прямоугольной системе координат.

Тема: «Метод координат»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Вид урока: Урок смешанного типа.

Межпредметные связи: математика, география

Цели: формирование знаний о способах кодирования информации на примере метода координат.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Выявить представление у учащихся о способах кодирования информации;
  • Закрепить знания учащихся о различных способах кодирования информации;
  • Вовлечь максимальное число учащихся в работу по анализу изложенного нового материала и закреплению его;
  • Формировать целостную систему знаний о кодировании информации.

Воспитательные задачи:

  • Формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в паре;
  • Воспитывать исполнительность, ответственность, как при самостоятельной работе, так и при работе в коллективе;
  • Формировать черты социально направленной личности учащихся.

Развивающие задачи:

  • Продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
  • Способствовать развитию творческого подхода к учению.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные: развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; осуществление контроля и самоконтроля; формирование границ собственного знания и «незнания» способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: Знакомство с новым способом кодирования информации; самостоятельное решение проблем поискового характера: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Регулятивные:  Развитие умения формулировать тему и цель урока; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • Коммуникативные:  умение слышать и слушать; умение аргументировать свое мнение; ориентация на партнера по общению; умение убеждать и уступать.
  • Предметные: сформировать представление о методе координат как способе кодирования графической информации; уметь определять координаты вершин фигуры, представленной на координатной плоскости; применят полученные знания в рамках других учебных предметов и в практической жизни.

Информационно-образовательная среда: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД) Panasonic UB-T580, презентация, сопровождающая урок, раздаточный материал, задания для выполнения учащимися.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Технологии: элементы развития критического мышления

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся

Уровень сформированности  предметных умений учащихся учитель оценивает при устных ответах, работе с таблицей, на координатной плоскости. Метапредметные умения проверяются в анализе, сравнении результатов выполненной работы. Ученик на уроке выслушивает ответы одноклассников, не перебивает их и, при необходимости, добавляет свои комментарии, что способствует развитию коммуникативных УУД. Рефлексия, позволяющая сделать выбор задания на дом, позволяет оценить регулятивные и познавательные УУД.

Технологическая карта урока

Этапы и задачи этапа

Организация познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт деятельности

I. Общая культура поведения, воспитание бережного отношения к технике, школьному имуществу

Индивидуальная подготовка к уроку

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, напоминает правила поведения в компьютерном классе, знакомит учащихся с эпиграфом к уроку.

Осуществляют взаимопроверку готовности к уроку: наличие тетрадей, ручки, карандаша, линейки.

Наличие всех необходимых к уроку предметов: тетрадь, Рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка

II. Обобщение представления о кодировании информации и способах кодирования

Игровая деятельность (ребус);

Фронтальная эвристическая беседа;

Заполнение таблицы «Продолжи предложение»

Предлагает учащимся ребус, в котором зашифровано слово «Кодирование»; задает вопросы по термину «кодирование»; зачитывает отрывок из стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и задают по прочитанному тексту вопрос

Отгадывают ребус; выбирают правильный ответ из предложенных и раскрывают смысл определения; отвечают на вопросы учителя по анализу текста и преобразованию виды информации.

Заполненная таблица ответов;

Разгаданный ребус, содержащий тему урока

III. Формулирование задач урока,

Планирование собственной деятельности при изучении темы урока

Игровая деятельность (шифровка);

Фронтальная беседа

Предлагает учащимся игру «Продолжи предложение»; корректирует ответы; демонстрирует на экране высказанные учащимися действия; задает упражнение по шифровке с темой урока; задает вопросы, позволяющие ученикам сформулировать для каждого лично задачи урока.

Заканчивают начатое предложение, записывая ответ в заготовку таблицы; декодируют предложенную шифровку, тем самым определяют тему урока; формулируют личные задачи урока; записывают в тетрадь тему урока.

План предстоящей деятельности на уроке

IV. Понимание способов кодирования информации (символьном, графическом, числовом);

Закрепление понятий «числовой луч», «метод координат», «ось абсцисс», «ось ординат», «координаты точки на плоскости»;

Умение по заданным координатам отмечать точку на плоскости»;

Умение определять координаты вершин фигуры на координатной плоскости

Заполнение таблицы «Продвинутая лекция»;

Работа по определению точки на координатной плоскости и нахождение координат точки на плоскости

Задает вопросы по таблице «Продвинутая лекция»; по ответам учеников на экран последовательно выводит изображения.

Отвечают на вопросы таблицы; на раздаточном листе «Прямоугольная система координат» отмечают названия осей, начало координат, первую четверть, по заданным координатам находят местоположение точки, определяют координаты заданной точки.

Заполненная таблица в виде конспект урока;

Лист с вычерченной прямоугольной системой координат, на котором обозначены оси, начало координат и действия с точками А и М

V. Усвоение учащимися нового способа действия

Проговаривание вслух, способствующее запоминанию выполненных действий, т.е. определяется алгоритм.

Формулирует незаконченное предложение; корректирует ответ ученика; выводит действия на экран.

Заканчивает предложение учителя.

Исправления на листе «Прямоугольная система координат»

VI. Реализация выстроенного плана изучения темы урока

Вычленение из изучаемого понятия существенных признаков;

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Объясняет прием «Детонатный граф»; объясняет задание для работы в паре, проводит графический диктант с показом на ИД.

Вписывают изученные на уроке термины; выполняют задание на закрепление; проверяют решение соседа по парте, сверяя с выполненным учителем.

Денотатный граф;

Публичное представление работы;

Лист с выполненным заданием

VII. Определение уровня усвоения изученного материала

Анализ собственной учебной деятельности выполненной работы.

Предлагает на парте оставить смайлик, отражающий мнение ученика об усвоенном на уроке знания. На грустном смайлике написать фамилию ученика с целью индивидуальной помощи учителя.

Оставляют смайлик

Соответствие заполненных дидактических материалов урока заявленному плану действий;

Успешность решения задач урока.

VIII.Самооценка достижений учащегося

Выбор домашнего задания из конверта определенной степени сложности

Предлагает сделать выбор домашнего задания из конвертов «Простое задание» и «Сложное задание».

Выбирают задание из конверта в зависимости от усвоения материала урока

Самооценка усвоения урока - выбор задания

Таким образом, чем чаще использовать на уроках приемы и методы ТКР, которые помогают  учащимся самостоятельно осуществлять деятельность обучения, определять пути  и способы достижения поставленных задач, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, тем точнее будет осуществляться системно-деятельностного подхода в обучении, который является технологической основой ФГОС.

Материалы к методической разработке

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014
  3. И.В. Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2014
  4. Тур С.Н., Бокучава Т.П. CD «Страна Фантазия». Пакет педагогических программных средств к методическому пособию по информатике для учителей 2 – 4 классов. -  БХВ-Петербург, 2005
  5. https://ryazshkola-70.narod.ru/kollektiv/archive_metod/metodich_06.pdf
  6. Презентация к уроку: https://yadi.sk/i/bAezRW7X3PLhre

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Применение технологии критического мышления на уроках информатики

     Данная статья содержит мастер - класс по применению технологии критического мышления на уроках информатики....

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...