Технология критического мышления на уроках информатики
материал на тему

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Миниханова В.А. учитель информатики и ИКТ Технология критического мышления на уроках информатики. Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Восток

Слайд 2

В сегодняшнем демократическом обществе, где каждому гражданину предстоит принимать важные решения, особое значение имеет умение критически мыслить. Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её. Школа не должна научить на всю жизнь – она должна научить учиться всю жизнь. Актуальность темы заключается в роли данной технологии на уроках информатики, а также в результатах от использования ее приемов. Актуальность

Слайд 3

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг Цель технологии критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: - умение принимать взвешенные решения, - работать с информацией, - анализировать различные стороны явлений .

Слайд 4

Технология критического мышления позволяет: Организовать самостоятельную работу на уроке; Вовлечь каждого ученика в учебный процесс; Развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; Повышать уровень самоорганизации учащихся; Овладевать рациональными приемами самообразования; Стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; Развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Слайд 5

Трехфазовая структура урока Мозговой штурм Корзина идей Таблица З-Х-У Пометки на полях ( инсерт ) Синквейн Кластер Метод записной книжки Метод фокальных объектов Шляпа мышления осмысление вызов рефлексия актуализация знаний получение новой информации рождение нового знания

Слайд 6

За неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7. Алгоритмы и их виды в нашей жизни Создание мультимедийных презентаций (проектная работа) Метод записной книжки Хефеле Жизнь и творчество писателя

Слайд 7

Кластер – это графический приём, систематизирующий материал. Бумажный Классичес-кий Арт- кластер С нумерацией Обратный Групповой Кластеры

Слайд 8

Кластер с нумерацией слов Этапы создания Интернета III. 1981-1990 гг. IV. 1991–2000 гг. V. 2001-2010 гг. II. 1971–1980 гг. I. 1961 – 1970 гг.

Слайд 9

Арт-кластер

Слайд 10

Обратный кластер ???????????? Локальные Отдалённые Одноран-говые Междуна-родные Региональ-ные Многоран-говые

Слайд 11

Групповой кластер

Слайд 13

Позволяет выяснить все, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока Какими «профессиями» владеет компьютер? Почтальон Бухгалтер Архитектор Переводчик Модельер Корзина идей, понятий, имен

Слайд 14

Технология критического мышления даёт:

Слайд 15

Знание может быть только у того, у кого есть вопросы… Генри Форд Мысль в подарок…



Предварительный просмотр:

Для успешной социализации ребёнка в окружающем мире необходима активизация мыслительной деятельности учащихся. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, но и выработку собственного социального опыта, что требует от нас федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления. 

Актуальность темы заключается в роли данной технологии на уроках информатики, а также в результатах от использования ее приемов.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

Технология критического мышления позволяет:

  • Организовать самостоятельную работу на уроке;
  • Вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • Повышать уровень самоорганизации учащихся;

К особенностям критического мышления относят наличие трех фаз:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Технология критического мышления предполагает использование различных методов и приемов, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.


 Метод записной книжки Хефеле

За неделю до коллективного обсуждения  учащимся  сообщается тема, по которой они должны, в течение недели делает записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7.

Результатом анализа собранного материала обучающихся может быть данный кластер. Что же такое кластер?

 Кластер – это графический приём, систематизирующий материал.

Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. Так выглядит классический кластер.

Так может выглядеть бумажный кластер, когда дети получают набор наглядного материала, либо оформляя рисунком. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей преподавателя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для обучающихся.

Следующий вид кластера кластер с нумерацией слов. Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить хронологию событий.

Арт-кластер. Базой кластера является сюжетные картинки вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой обучающиеся наклеивают или подписывают составляющие ее компоненты. Например, тема «Архитектура ПК». В середине листа наклеивается картинка с изображением системного блока. Обучающиеся должны подписать состав системного блока, затем по кластеру рассказать из чего состоит системный блок.

Обратный кластер. Данный вид кластера используется на любой фазе для привлечения интереса у обучающихся, или например определения темы урока. Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.

Например, для определения темы урока «Компьютерные сети», может применяться следующий кластер.

Мне кажется, что самый интересный вид работы это составления группового кластера.  Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Например тема  «Машинные системы счисления», необходимо выписать краткую характеристику каждой СС. Одна группа составляет кластер «Двоичная СС», вторая – «Восьмеричная СС», третья – «Шестнадцатеричная СС». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа обсуждает часть рассказа по своему кластеру, остальные помогают, дополняют, затем записывают. Дети учатся не только добывать знания, но и работать в команде

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Кластеры позволяют развивать метапредметные связи, актуальны на интегрированных уроках. Кластер может выглядеть по-разному. Педагог мажет использовать любые способы привлечения внимания

Следующий метод  это корзина идей, понятий, имен

На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре: классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме; ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.) З минуты для обмена информацией в группах, парах; Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного, учителем составляется список всех предложенных идей, ошибки исправляются по мере изучения новой информации.


Технология критического мышления дает ученику:

  1. повышение эффективности восприятия информации;
  2. повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  3. умение критически мыслить;
  4. умение работать в сотрудничестве с другими;

Технология критического мышления дает учителю:

  1. умение создать в классе атмосферу открытости
  2. развитие критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  3. стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
  4. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания,

Вывод. Можно сделать вывод, что использование на уроках информатики кластера помогает систематизировать изучаемую информацию, повышать интерес к предмету. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Применение технологии критического мышления на уроках информатики

     Данная статья содержит мастер - класс по применению технологии критического мышления на уроках информатики....

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Технологии критического мышления на уроках информатики

В статье описывается использование технологии критического мышления  на уроке информатики как средство развития у учащихся умения работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационн...