КТП по информатике 8 кл
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс)

Тютиков Юрий Сергеевич

КТП по информатике 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8a_informatika_tyutikov.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета информатика составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по информатике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по информатике Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, планируемых результатов основного общего образования раздела ООП ООО ГБОУ «СОШ № 539».

В системе предметов общеобразовательной школы курс информатики представлен в предметной области Математика и Информатика.  Назначение предмета «Информатика» в основной школе состоит в том, чтобы школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на час в неделю.

Формы работы с учащимися можно подразделить на учебно-плановые (урок, домашняя работа), внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии) и вспомогательные (индивидуально-групповые занятия).

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ. 

Количество учебных недель

Количество самостоятельных работ

Количество контрольных работ

31

27

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в прочесе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметнрыми результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и п аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ-фиксации изображений и звуков; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность:

Раздел 1. Введение в информатику

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Виды контроля

Дата

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

Информатика. Теоретическая информатика. Средства информатизации. Информационные технологии. Социальная информатика

2.09

Общие сведения о системах счисления

Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа

Самостоятельная работа № 1 «Общие сведения о системах счисления»

9.09

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Самостоятельная работа № 2 «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»

16.09

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Развернутая форма записи числа. Свернутая форма записи числа. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления

Самостоятельная работа № 3 «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

23.09

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Система счисления. Цифра. Алфавит. Позиционная система счисления. Основание. Система счисления с основанием q

Самостоятельная работа № 4 «Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q»

30.09

Представление целых и вещественных чисел. Контрольная работа № 1 «Системы счисления»

Ячейка памяти. Разряд. Беззнаковое представление целых чисел Представление целых чисел со знаком. Представление вещественных чисел. Формат с плавающей запятой. Мантисса. Порядок

Самостоятельная работа № 5 «Представление чисел в компьютере»

Контрольная работа № 1 «Системы счисления»

7.10

Множества и операции с ними

Множество. Подмножество. Объединение множеств. Пересечение множеств. Дополнение

Самостоятельная работа № 6 «Элементы теории множеств»

Самостоятельная работа № 7 «Элементы комбинаторики»

14.10

Высказывание. Логические операции

Алгебра логики. Высказывание. Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание

Самостоятельная работа № 8 «Высказывание. Логические операции»

21.10

Построение таблиц истинности для логических выражений

Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Таблица истинности

Множества и операции с ними

Логическая переменная. Логическое значение. Логическая операция. Конъюнкция. Дизъюнкция. Отрицание. Таблица истинности. Законы алгебры логики

Самостоятельная работа № 9 «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Решение логических задач

Логическое высказывание. Логическое выражение. Логическое значение. Логическая операция. Таблица истинности. Законы алгебры логики

Самостоятельная работа № 10 «Свойства логических операций. Решение логических задач»

Логические элементы

Логический элемент. Конъюнктор. Дизъюнктор. Инвертор. Электронная схема

Самостоятельная работа № 11 «Логические элементы»

Контрольная работа № 2 «Элементы алгебры логики»

Система счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логическая операция. Логическое выражение. Таблица истинности. Законы логики. Электронная схема

Контрольная работа № 2 «Элементы алгебры логики»

Алгоритмы и исполнители

Алгоритм. Свойства алгоритма: дискретность; понятность; определенность; результативность;

массовость. Исполнитель. Характеристики исполнителя: круг решаемых задач; среда; режим работы; система команд. Формальное исполнение алгоритма

Самостоятельная работа № 12 «Алгоритмы и исполнители»

Способы записи алгоритмов

Алгоритм. Словесное описание. Построчная запись. Блок-схема. Школьный алгоритмический язык

Самостоятельная работа № 13 «Способы записи алгоритмов»

Объекты алгоритмов

Алгоритм. Величина. Константа. Переменная. Тип. Имя. Присваивание. Выражение. Таблица

Самостоятельная работа № 14 «Объекты алгоритмов»

Алгоритмическая конструкция следование

Алгоритм. Следование. Линейный алгоритм. Блок-схема. Таблица значений переменных

Самостоятельная работа № 15 «Алгоритмическая конструкция «следование»»

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращенная форма ветвления

Алгоритм. Ветвление. Разветвляющийся алгоритм. Блок-схема. Операции сравнения. Простые условия. Составные условия

Самостоятельная работа № 16 «Алгоритмическая конструкция «ветвление»»

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла

Самостоятельная работа № 17» Цикл с заданным условием продолжения работы»

Цикл с заданным условием окончания работы

Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла

Самостоятельная работа № 18 «Цикл с заданным условием окончания работы»

Цикл с заданным числом повторений

Алгоритм. Повторение. Циклический алгоритм (цикл). Тело цикла

Самостоятельная работа № 19 «Цикл с заданным числом повторений»

Алгоритмы управления

Кибернетика. Управление. Управляемый объект. Управляющий объект. Алгоритм управления. Обратная связь. Программа. Язык программирования

Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители»

Алгоритм. Способы описание алгоритма. Объекты алгоритмов. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм

Контрольная работа № 3 «Алгоритмы и исполнители»

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных

Язык программирования. Программа. Алфавит. Служебные слова. Типы данных. Структура программы. Оператор присваивания. Оператор вывода write. Формат вывода. Оператор ввода read

Самостоятельная работа № 20 «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

Самостоятельная работа № 21 «Организация ввода и вывода данных»

Программирование линейных алгоритмов

Вещественный тип данных. Целочисленный тип данных. Символьный тип данных. Строковый тип данных. Логический тип данных

Самостоятельная работа № 22 «Программирование линейных алгоритмов»

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

Условный оператор. Неполная форма условного оператора. Составной оператор. Вложенные ветвления

Самостоятельная работа № 23 «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

Самостоятельная работа № 24 «Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления»

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Оператор while. Оператор repeat. Оператор for

Самостоятельная работа № 25 «Программирование циклических алгоритмов. Оператор while»

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Самостоятельная работа № 26 «Программирование циклических алгоритмов. Оператор repeat»

Программирование циклов с заданным числом повторений

Самостоятельная работа № 27 «Программирование циклических алгоритмов. Оператор for»

Различные варианты программирования циклического алгоритма

Контрольная работа № 4 «Начала программирования»

Язык программирования. Программа. Этапы решения задачи на компьютере. Типы данных. Оператор присваивания. Оператор write. Оператор read. Условный оператор. Составной оператор. Операторы цикла

Контрольная работа № 4 «Начала программирования»

Итоговое повторение: основные понятия курса

Итоговое тестирование

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 8 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
  3. .
  4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 8 класс»
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...