Выступление на педагогическом совете. Оценивание уровня знаний учащихся на уроках инфоматики
консультация по информатике и икт

Е.В. Максимова

1. В индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре» (описанный французским социологом А. Молем). Классическая система образования, сложившаяся в 17— 18 вв. давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней». Современный человек значительную, если не большую, часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации.

2. Качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы, уже не являются «передним краем» знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vystuplenie_otsenka_znaniy_u_uchashchihsya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание учебных достижений учащихся на уроках информатики

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.). Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:

- связь с процессом образования и воспитания;

- объективность, справедливость и гласность;

- надежность, эффективность, валидность;

- системность и всесторонность.

Существующая система оценивания не распознаёт талантов учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.

Изучив литературу по данной теме, я выделила две глобальные тенденции, которые усугубляют сложность оценивания.

1. В индивидуальном плане происходит переход от так называемой «классической культуры» к «мозаичной культуре» (описанный французским социологом А. Молем). Классическая система образования, сложившаяся в 17— 18 вв. давала относительно стройную, иерархическую систему знаний о мире, отличающуюся системным характером. Учащийся усваивал их по принципу «ступеней». Современный человек значительную, если не большую, часть знаний получает не в системе рационального образования. «Оснащение» его ума происходит сейчас не столько через систему образования, сколько через средства массовой коммуникации.

2. Качественно изменяется само положение педагога в системе образования, что вызывается прежде всего, интенсивной компьютеризацией всех сторон общественной жизни, в том числе учебного процесса. Информационный взрыв привел к ситуации, когда ни вузовский профессор, ни тем более преподаватель школы, уже не являются «передним краем» знания.

Осознание перечисленных выше тенденций подтолкнуло меня к поиску альтернативных форм обучения, к отходу от привычных стандартов.

Мои нововведения заключаются в следующих взаимосвязанных тенденциях.

1. Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Устная форма оценки при всех своих достоинствах, обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания.

2. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании.

3. Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего преподавателя от рутинной части его работы.

4. Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют преподавателю отображать нюансы оценки.

Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.

Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагаю использовать модульно-рейтинговую технологию.

В основу методики положены основополагающие принципы:

- обоснованность и гласность оценивания:

- открытость и наглядность оценок:

- объективность оценки и самооценки знаний,

Вернуться к просмотру

РЕКЛАМА

- индивидуализация обучения;

- самостоятельность изучения;

- изучение учебного материала модулями.

Что понимать под “модулем”?

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Что такое “рейтинг”?

Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия.

Что я сделала? Для начала я весь курс информатики разбила на тематические модули, контроль по которым обязателен.  На первых уроках провела подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, а через них – с родителями. По окончанию каждого раздела провожу достаточный полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Ученики, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов.

Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов; за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл. В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его «личной» суммы баллов и максимально возможной. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности.

В журнал я выставляю оценки по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать

1. Аналитическое и критическое мышление;

2. Коммуникативные способности;

3. Ответственность за результаты своей работы;

4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;

5. Умение рационально распределять своё время;

6. Чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

Литература

1. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать. Управление школой. № 22 – 2005. Методическая газета для школьной администрации.

2. Кушнир М. Э., Лебедев В. В. «Критериальное оценивание работ учащихся по ИТ»

3. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.Г.Хеннер; Под общей ред. М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.

4. Модернизация российского образования.

5. Семакин И. Г, Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002.

7. Фалина И. Н. Выравнивающе-развивающая методика преподавания информатики // Информатика, №33/99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В работе даны теоретические и практические реколмендации по оцениванию уровня знаний учащихся...

Выступление на педагогическом совете школы "Воспитание у учащихся культуры толерантности"

Тема толерантности актуальна в каждой школе. В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей. У нас многонациональная школа, многонациональный город и многонациональная страна. Наша задача...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Поставить  объективную оценку  ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у  уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному,...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"...

Выступление на педагогическом совете «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Кто не изучал человека в самом себе, нигде не достигнет глубокого знания людей. (Н.Г.Чернышевский )...

Выступление на педагогическом совете «Организация аналитической деятельности учащихся»

Воспитательная эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сами анализируют свою деятельность. В формировании надпредметных навыков и умений учащихся, ключевых компетенций недостато...