Выступление на педагогическом совете «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
материал на тему

Трофименко Светлана Витальевна

Кто не изучал человека в самом себе, нигде не достигнет глубокого знания людей. (Н.Г.Чернышевский )

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто не изучал человека в самом себе,

нигде не достигнет глубокого

знания людей.

Н.Г.Чернышевский

Выступление

«ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Сегодня во всех сферах  нашей жизни нужен человек творческий, деятельный, инициативный, поэтому так важно  развивать потенциал ответственности действия  у учащихся, формировать успешную личность, имеющую  лидерские качества.

Формирование лидеров -  это организованный процесс, при котором в ходе обучения и воспитания сам  ученик был бы активным участником, субъектом собственного становления. Чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя, «растить» в себе ответственность, инициативу, активность, для этого и разработана соответствующая воспитательная программа «Школа – Лидера».

Сегодня актуален вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления.

В педагогической практике применяются различные виды деятельности, способствующие формированию успешности учащихся, развитию их лидерских качеств.

Особую актуальность на современном этапе приобретает роль личности с позиций гражданской ответственности, самостоятельности, социальной активности. Динамическое развитие нашего общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ученику стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Общеизвестно, что современным школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, а это требует в свою очередь, новых подходов и методов во взаимодействии учащихся: гуманизации отношений с ними, демократизации их жизнедеятельности.

Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

   Отсюда очевидна необходимость разработки такой программы, которая раскроет внутренний потенциал учащихся, обучит приемам достижения успехов в жизненных ситуациях, сформирует потребность в самосовершенствовании, осознанное  стремление к достижению цели.

Ведущими видами деятельности будут: познавательная, интеллектуальная, духовная.

Работа представляет собой тематические циклы по классам (5-11) с целью организации работы учителя по саморазвитию учащихся, их интеллектуальных способностей и личностных возможностей.

Процесс самопознания, саморазвития и самосовершенствования – это сложный и длительный процесс, поэтому учащимся необходимо помочь обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха, стимулировать внутреннюю активность учащихся.

Развитие успешности личности, лидерства – целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков:

•        выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательность и упорство в реализации общих целей, осознание собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма.

•        развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность и строгость соблюдения общепринятых нравственных норм, развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотренном умении планировать и ставить цели.

•        обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательность в отношениях с окружающими. Это предполагает культуру общения, умения ясно выражать мысли, корректно выслушивать товарищей, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку.

•        приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания окружающих.

I  тематический цикл.

Самопознание (5 класс)

Цель цикла - повысить внутреннюю мотивацию к самопознанию. Пробудить желание узнать себя и стремиться изменить к лучшему.

Ученик узнает истину о себе, осмысливает себя как личность, осознает личную причастность к окружающему миру.

Ключевая фраза этого цикла - «познаю себя».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: обзор психологических качеств личности, психодиагностика, моделирование ситуаций как элемент психологического тренинга.

II  тематический цикл.

Самосовершенствование (6 класс)

Цель цикла - помочь учащимся создать образ своего «Я», сформировать представления о своей личности и оценить свои возможности, развивать в себе лучшие качества, которые необходимы учащимся в общении с людьми и достижении успеха.

В основе самосовершенствования личности лежат процессы самовоспитания.

Ключевое слово этого цикла - «характер».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: беседы о воспитании ответственности, воли, характера; совместная разработка с учащимися памяток «Как повысить самооценку», «Как стать организованным, ответственным»; написать письмо Миру «Здравствуй, это Я».

III  тематический цикл.

Самообразование  (7 класс)

Цель цикла: расширение кругозора, создание благоприятной образовательной среды для реализации потенциала учащихся, развития стремления к постоянному самообразованию, саморазвитию. Умение учащихся формировать учебно-познавательные навыки, пользоваться современными технологиями, повышать свой образовательный уровень, добиваться успехов в учебе, открывая для себя новые возможности в будущем.

Ключевое слово этого цикла - «учеба».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: элементы исследовательской деятельности, беседы «Что такое учение и обучение?», использование памятки «Умею ли я учиться?», ранжирование факторов, необходимых для успешной учебы.

IV тематический цикл.

Самообразование  (8класс)

Цель цикла: учить учащихся строить межличностные отношения, уметь раскрывать свои внутренние ресурсы, уметь общаться, совершенствовать свой характер и личностные качества, желание стремиться вперед.

Самоутверждение – важное качество в переходном возрасте 8-классников и одновременно механизм их социального поведения. В этом возрасте учащиеся способны осознать себя как личность и утверждать свое «Я» в коллективе.

Ключевая фраза этого цикла - «утверждаю себя».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: самопрезентация «Что значит быть лидером?», беседы «Как стать интересным собеседником?», анкетирование, тренинги общения.

V  тематический цикл.

Самоопределение  (9класс)

Цель цикла: помочь учащимся в выборе жизненных ценностей, умение ставить цель и планировать свое будущее («найти себя»).

Для учащихся 9 класса вопрос самоопределения очень актуален, в этот период жизни учащиеся пытаются самостоятельно найти пути реализации своего предназначения, своей профессиональной ориентации, осмыслить жизненные ценности.

Ключевое слово - «выбор».

Выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития.

Формы и методы взаимодействия с учащимися: построение своей «Лестницы успеха», диаграмма «Я и мои ценности», беседы по профориентации, встречи с интересными людьми.

VI  тематический цикл.

Саморегуляция  (10класс)

Цель цикла: формирование коммуникативных навыков, умение строить отношения, рефлексировать, совершать толерантные поступки; умение растить себя, управлять собой.

На этапе взросления очень важно сохранить у учащихся качество современной личности и успешного человека – строить и развивать толерантные отношения, готовность и способность понять проблемы другого человека и принимать его таким, какой он есть.

Умение активизироваться, сосредоточиться, сохранять уравновешенность – важные качества для успешной деятельности.

Ключевая фраза этого цикла: «учиться властвовать собой».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: блиц-игра «Самооценка», релаксирующие упражнения, анкетирование «Являюсь ли я толерантной личностью».

VII  тематический цикл.

Самореализация (11класс)

Цель цикла: усвоение способов достижения практических целей, построения карьеры, жизненных планов, самоактуализация и самореализация выпускников.

Выпускники могут осуществлять самоанализ своих успехов и достижений, оценивать умения, личностные качества. Они способны конструктивно выполнять разные социальные роли, стремиться к поиску знаний, самосовершенствоваться и самообразовываться, учатся определять свою гражданскую позицию.

Ключевая фраза этого цикла – «реализую себя».

Формы и методы взаимодействия с учащимися: анкетирование «Ожидания семьи», сочинения «Что такое успех в жизни?» и «Моя формула успеха», создание диагностической карты успешности.

Схема №1

Модель личности ученика

Схема №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Модель успешного ученика"

Выступление на педагогическом совете педагога-психолога Кадетской школы-интерната Имамовой Гульназ Галинуровны по теме "Модель успешного ученика" с применением интерактивной доски."... Таким образом, ...

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

выступление на педагогическом совете "Формирование самостоятельности у детей"

Термин "самостоятельность". Этапы формирования самостоятельности.Результаты исследования произвольной регуляции деятельности у учащихся начальной школы.Как тип отношений взрослых влияет на развитие ре...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...