Педагогический совет «Интеллектуальная составляющая личности учащихся»
презентация к уроку на тему

Педагогический совет 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Интеллектуальная составляющая личности учащихся»

Слайд 2

Цель и задачи педсовета: Расширить знания и умения учителей об особенностях интеллектуального развития учащихся в соответствии с их природными типами мышления, психологическими особенностями и стилями обучения. Дать комплексную оценку различным системам интеллектуального развития личности учащихся. Способствовать развитию интеллектуальной составляющей личности через различные формы организации учебно-воспитательного процесса.

Слайд 3

Форма педсовета : «Панельная дискуссия». В дискуссии могут участвовать 2-3 и более предметных МО. Выделяются группы по 6-8 участников. Они обсуждают намеченную проблему. Совместно приходят к определённому выводу, решению. Участники педсовета : Весь педагогический коллектив.

Слайд 4

Этапы подготовки педсовета: Создание творческих групп. Разработка содержания и формы проведения педсовета. Создание видеоматериалов по содержанию педсовета. Разработка проекта решения педсовета.

Слайд 5

План проведения педсовета 1. Теоретическая часть : Понятие интеллекта; Классификация видов интеллекта; Теория измерения интеллекта; Процесс формирования умственных действий; концепция П. Я. Гальперина; Содержание личности учащихся. Роль педколлектива в развитии интеллектуальных способностей школьников.

Слайд 6

2. Практическая часть : Как развивать интеллект учащихся? Формы организации УВП, обеспечивающие каждому ученику индивидуальную педагогическую помощь с целью развития его интеллектуальных возможностей. Личностно-деятельностный метод и ИКТ. Многообразие устной и письменной речи. Познавательная активность, проблемное обучение. Система самостоятельной работы учащихся. Формирование физического интеллекта учащихся. Формирование социально-личностного интеллекта учащихся. 3. Итоги учебной деятельности учащихся за I семестр 2011-2012 уч . г. 4. Принятие проекта решения.

Слайд 7

В конце ХХ в. главной задачей образования являлось всестороннее гармоничное развитие личности учащихся в основе которого лежало умственное развитие учащихся. В государственной национальной программе образования «Ос віта » Украина в XXI столетии приоритетными направлениями образования является обеспечение моральной, интеллектуальной и психологической готовности граждан к получению образования. Социальный заказ общества – Украина в III тысячелетии должна стать государством интеллектуальных людей и технологий, отсюда наша задача – воспитание интеллектуально-развитой личности. В истории педагогических исследований проблема интеллекта с одной стороны является наиболее изучаемой, а с другой стороны самой дискуссионной! До сих пор не сложилось однозначного определения понятия интеллекта.

Слайд 8

Понятия интеллекта Интеллект - система познавательных способностей индивида, проявляющаяся в способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, так же в умении найти выход из нестандартной ситуации, адаптироваться к сложной, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего в творчестве. Интеллект – это те проявления индивидуальности человека, которые имеют отношение к его познавательным свойствам и особенностям. Интеллект – способность к обучению только лишь одного вида деятельности. Интеллект – общая умственная способность рассуждать, решать задачи, планировать. Так же это способность к абстрактному мышлению, пониманию сложных идей, быстрому обучению. Интеллект (понимание, познание) – способность человека к познанию и разрешению возникающих проблем.

Слайд 9

Классификация видов интеллекта В науке существуют разные виды классификаций интеллектов: 1. Психолог Г. Айзенк выделяет три вида интеллекта : Биологический интеллект – основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга; Психометрический интеллект определяется стандартными тестами ( IQ ); Социальный (практический) интеллект – проявление социально полезной адаптации.

Слайд 10

2. Некоторые психологи выделяют 10 видов интеллектов которыми обладает индивид: Творческий интеллект; Личностный интеллект; Социальный интеллект; Духовный интеллект; Физический интеллект; Чувственный интеллект; Сексуальный интеллект; 8. Математический интеллект; Пространственный интеллект; Речевой интеллект.

Слайд 11

Тесты IQ В начале 20 века группа французских психологов под руководством Альфреда Бине разработали самый первый тест по измерению интеллекта способностей человека. Историческая справка: В начале ХХ в. Во Франции ввели всеобщее начальное образование и выяснялось, что способности детей к обучению разные. Учителям необходима была простая и быстро работающая методика которая позволила бы разделить учеников на сильных, слабых, необучаемых. Французский психолог Бине создал ряд задач, для решения которых детям нужно было проявить определённые психические качества: способность к суждению, память, воображение и т.д. На основании тестов открыли понятие «умственного возраста» - возраста которому соответствуют задачи решённые ребёнком. С этой же проблемой столкнулись в США в 1914 году. Нужен был простой способ, из множества армейских новобранцев, отсеять умственно отсталых. Тесты проводили капралы и если солдат набирал меньше нормы, он считался умственно отсталым. Нормой считается 100 балов. На высококвалифицированную работу берут людей с IQ выше 115 балов. А ниже IQ 95 балов предлагают низкооплачиваемую работу. Люди набравшие IQ 150 балов считаются национальным достоянием, для них создаются специальные школы, клубы.

Слайд 12

Наибольшее применение этот тест приобрёл в США. Intelligence Quotient (коэффициент интеллекта) – это количественная оценка уровня интеллекта человека (уровень среднестатистического человека). IQ определяется с помощью специальных тестов интеллекта. Каждый тест интеллекта или тесты IQ состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Тестовые задания бывают на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ, при этом чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.

Слайд 13

Основные концептуальные положения теста IQ : интеллект – это нечто, с ним человек рождается; он не изменяется на протяжении всей жизни; интеллект можно измерить в лаборатории, искусственных условиях (тестами); расовые и религиозные различия можно объяснить базируясь на этих тестах; гендерное неравенство.

Слайд 14

Теория множественности Через 80 лет профессор Гарвардского университета Говард Гарднер бросил вызов этой теории, которую многие учёные считали дискриминационной, антигуманной. Гарднер предложил теорию множественности интеллекта , которая по многим позициям является противоположной IQ . Под интеллектом Г. Гарднер понимает: неординарную способность человека к нестандартному решению проблем; генерированию новых проблем и идей; созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают высокой степенью ценности в данной культуре.

Слайд 15

Основные концептуальные положения теории множественности : интеллект нельзя измерить в лабораторных искусственных условиях путём выполнения каких-либо тестов (в точности IQ ); на основе тестов нельзя объяснить расовые и религиозные отличия; интеллект человека – неоднозначен, он множествен; интеллект может быть развит по 7-ми направлениям; каждый человек имеет способность к тому или иному виду интеллектуальной деятельности; большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности (т.е. каждый школьник обладает потенциалом к изучению математики, только нужно создать ему необходимые условия); различные типы интеллекта могут быть тесно взаимосвязаны и влиять на развитие друг друга (занятия музыкой, танцами способствует развитию математических способностей); существует множество способов развития интеллекта.

Слайд 16

Ключевыми позициями ТМИ являются следующие моменты: Каждый человек имеет способности к тому или иному типу интеллектуальной деятельности. Одни обладают универсальными интеллектуальными способностями. Например: Великий немецкий поэт Гёте был одновременно и государственным деятелем, учёным и философом. Гениальными интеллектуальными способностями обладал М.В. Ломоносов. Другие проявляют свой интеллект в какой-либо узкой области. Например: Ф. Гаусс – в математике, Р. Фишер – в шахматах. 2) Большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности. Нельзя сказать что тот или иной человек не имеет способности к математике, музыке, искусству, они просто у него не развиты должным образом. Таким образом, каждый школьник обладает потенциалом к изучению, например, школьной математики, если создать для этого необходимые условия. 3) Различные типы интеллекта могут быть взаимосвязаны и влиять на развитие друг друга. Например, занятие классической музыкой способствует развитию математических способностей школьника. 4) Существует множество способов развития того или иного интеллекта. Пример: для того чтобы быть хорошим рассказчиком не обязательно уметь читать и писать (няня Пушкина А.С. Арина Родионовна).

Слайд 17

Типы интеллектов Вербально-лингвистический – несёт в себе многообразие устной и письменной речи, способность к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, юмору – этот тип интеллекта присущ писателям , поэтам, рассказчикам, сатирикам. Логико-математический - ассоциируется с научным мышлением, способностью к индуктивным и деиндуктивным умозаключениям, сильно развитым логическим мышлением, умением оперировать абстракциями, символами и числами, способностью -устанавливать причинно-следственной связи, раскрывать закономерности, умением соотносить частное и целое. Тип присущий научным работникам компьютерным программистам, бухгалтерам, юристам, математикам, банкирам. Визуально-пространственный – имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура, игра в шахматы. Этот тип предполагает высоко развитые способности к образному мышлению, он присущ архитекторам, художникам, специалистам в области рекламы.

Слайд 18

4 . Моторно-двигательный – отражает способность человека в творческому выражению эмоций, силы и красоты с исполнением пластинки движения отдельных групп мышц и тела в целом. Этот тип ярко выражен у танцоров, артистов балета, спортсменов. 5. Музыкально-ритмический – включает в себя способности к распознанию и использования ритма чувствительности к звукам и тональности, высокоразвитому музыкальному слуху, умению играть на музыкальных инструментах. Это всё заложено в человека природой. Он находит выражение у певцов, композиторов, исполнителей, учителей музыки. 6. Межличностный – предполагает высокоразвитые коммуникативные способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Этот тип присущ политикам, религиозным деятелям, менеджерам. 7. Внутриличностный – включает знания внутренних механизмов психической деятельности человека на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции. Он предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, к глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлений. Его можно обнаружить у мыслителей, философов.

Слайд 19

Формирование интеллектуальных возможностей. Опыт показывает, что разные подходы, дополняя один другого, позволяют более эффективно решать задания интеллектуального развития учеников. Стратегическое мышление. Альберт Альтон в данной концепции сосредотачивает внимание на шести способах решения проблемы: 1) анализ; 2) классификация; 3) разделения целого на части; 4) установление и определение последовательности; 5) определение взаимосвязей; 6) синтез. При обучении используются упражнения, не связанные с школой, и освоенные принципы переносятся на школьные и жизненные ситуации. 2. Повышение возможностей. Рувен Фейерстон. В данной концепции ставится цель вывести слабых учеников на уровень развития, что позволяет им успешно осваивать программу. Делается попытка пробудить врождённую тягу к обучению с помощью заданий, которые развивают способности.

Слайд 20

3. Всесторонний подход к вопросу. Эдвард де Боно. Обучение по данному направлению ведётся во всех предметах. Особое значение имеют такие предметы, как русский язык и математика. Цель – научить при развязке проблемы использовать всесторонний подход. Подход выполняется по трём направлениям: Научить творчески мыслить, чтоб видеть взаимосвязи, которые ведут к новым идеям. Научить логично мыслить, чтоб строить гипотезы и замечать обман. Научить критично мыслить, чтоб задавать вопросы и составлять суждения. Во многих школах и университетах мышлению учат путём написания сочинений. Необходимость высказывать мысли на бумаге принуждает привести в порядок и уточнить свои желания, достичь чёткость воспроизведения, которую очень сложно добиться. Философия для школьников. Джеймс Баррон. В начальной процесс школ вводится курс «Философия для школьников». Цель курса – научить детей думать, используя их природный интерес и любознательность.

Слайд 21

Теории интеллектуального развития в советской педагогике и психологии. Их разрабатывали Леонтьев, Выготский, Рубенштейн, Эльконин, Гальперин, Талызина, Холодная. М.А. Холодная упорядочила информацию в теориях и исследованиях интеллекта. Она выделила 8 основных подходов формирования интеллектуальных способностей: Социокультурный; Генетический; Деятельностный; Образовательный; Информационный; Феноменологический; Структурно-уровневый; Регуляционный.

Слайд 22

Теория Гальперина На основании достижений западной науки, теории множественности интеллекта была разработана теория П.Я. Гальперина. В своих работах П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации (перехода) внешних действий и определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Развитие мышления ребёнка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Перевод внешних действий во внутренние с превращение их в определённые мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляются лишь по ряду параметров.

Слайд 23

Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы: – Первый этап: ознакомление на практике с составом будущего действия, создание мотивации обучаемого. – Второй этап: формирование умственного действия, связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов, т.н. ориентировочной основы действия. – Третий этап: освоение заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы, т.е. выполнение реальных действий. – Четвёртый этап: отказ от внешней речи. – Пятый этап: действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими превращениями и преобразованиями.

Слайд 24

Теория сформированная П. Я. Гальпериным в середине ХХв . Основана на организации внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения ЗУН. Согласно этой теории формирования умственных действий проходит по следующим этапам: Создание мотивации обучаемого – мотивационный. Составление схемы, т.н. ориентированной основы действия. Выполнение реальных действий – ориентировочный, материальный. Проговаривание вслух описаний того реального действия – громкой речи. Проговаривание про себя. Полный отказ от речевого сопровождения формирования умственного действия в свёрнутом виде (интериоризация - переход). На каждом этапе действие сначала развёрнуто, а потом постепенно сокращается «свёртывается».

Слайд 25

Гальперин выделил 3 типа учения. 1 тип: Ученикам в готовом виде даётся неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которой необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом проб о ошибок. Он часто действует вслепую, часто ошибается, но действия остаются не полностью осознанными. 2 тип: Ученикам дается задание в полном виде. Это освобождает его от ошибок, экономия время и сил. 3 тип: Ориентированная основа имеет полный состав. Ориентиры имеются в обобщенном виде. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общей методики, которой ему даётся.

Слайд 26

По первому типу - дети учатся писать буквы по образцу, до тех пор пока не сумеют самостоятельно написать букву 3 раза подряд. Подсчитано, что для написания первой буквы необходимо 174 повторения, для написания второй буквы 163 повторения. По второму типу - детям давался образец буквы с написанными на нём точками, соединяя которые плавнями линями, можно написать легко букву. По сравнению с первым типом обучение шло быстрее. На первые три буквы потребовалось в среднем 23 повторения, а на последующие по 6. По третьему типу - ученикам объяснялся принцип растравления опорных точек на образце какой-либо буквы. На овладение написанием первой буквы понадобилось 14 повторений, второй 8. Причём усвоенный принцип дети переносили на написание цифр и букв незнакомого алфавита.

Слайд 27

Личность Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как социокультурной жизни. Под «личностью» понимают: Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; Устойчивую систему социально значимых черт.

Слайд 28

Память Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Типологии памяти : 1) По сенсорной модальности – зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая. 2) По содержанию – образная, моторная, эмоциональная. По организации запоминания – эпизодическая, семантическая, процедурная. По временным характеристикам – долговременная, кратковременная, ультракратковременная. По физиологическим принципам – определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная). По наличию цели – произвольная и непроизвольная. По наличию средств – опосредованная и неопосредованная. По уровню развития – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Слайд 29

Свойства памяти : Точность; Объём; Скорость процессов запоминания; Скорость процессов воспроизведения; Скорость процессов забывания. Закономерности памяти : Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Слайд 30

Долговременная и кратковременная память Долговременная память Может хранить большое количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). В ней информация кодируется семантически. Поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределённых по всему мозгу. Кратковременная память Существует за счёт временных паттернов нейтронных связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Её ёмкость весьма ограничена.

Слайд 31

Внимание Внимание – функциональная характеристика осознания, определяющая способ восприятия мира, объём и качество связей с внешними полями, а так же даёт осознанию возможность усиливать самого себя. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Функции внимания: Обнаружение сигнала; Бдительность; Поиск; Избирательное внимание; Распределённое внимание.

Слайд 32

Роль педколлектива в развитии интеллектуальных способностей учащихся. Интеллектуальное развитие формируется всей системой жизнедеятельности учащихся, в которой школе принадлежит ведущая роль.

Слайд 33

Система интеллектуального развития учащихся Администрация Психологическая служба Предметные методические комиссии Родители Классные руководители Учителя-предметники

Слайд 34

РОЛЬ ПЕД. КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ До 6 класса пед . коллектив создает условия для всестороннего и гармоничного развития школьников, их интересов и способностей. Для этого проводятся познавательные и просветительские беседы, организовываются встречи с представителями различных профессий, экскурсии по учреждениям, просматриваются учебные фильмы. Проводится психодиагностическая работа - карты интересов. В 7-8 классе пед . коллектив способствует формированию познавательных и профессиональных интересов учащихся через активные информационные методы. Для этого проводятся специальные лекции, интервью, профориентационные занятия. Проводится психодиагностическая работа – опросники мотиваций и ценностей. В 9-11 классах пед . коллектив проводит систематическую работу по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии, ориентируя на индивидуальные ресурсы. Для этого составляются профессиограммы , проводятся индивидуальные консультации. Проводится психодиагностическая работа – опросники профессиональных интересов и способностей, активизирующие профессиональные опросники .

Слайд 35

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет» К.Д. Ушинский

Слайд 36

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Методика: Карта интересов для младших школьников (содержит 35 вопросов) Цель : выявление интересов и склонностей учащихся. Определение «первичной» одаренности. Выборка: 2-А (19 чел.) 2-Б (23 чел.) 3-А (25 чел.) 3-Б (18 чел.) Всего: 85 чел.

Слайд 37

Место -рейтинг видов деятельности в интересах младших школьников (общие результаты)

Слайд 38

«Самое главное — чтобы ребятам не надоело, чтобы в детские сердца не закралось тоскливое ожидание того мгновенья, когда учитель скажет: «Пора домой». Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у детей обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть обещает он им новые радости». В.А. Сухомлинский

Слайд 39

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Методика: ДДО Климова (содержит 20 вопросов) Тест личности Дж. Холланда (содержит 42 вопроса) Цель : определение взаимосвязи типа личности и профессиональных предпочтений старшеклассников Выборка: 9-А 9-Б 10-А 10-Б 11-А 11-Б

Слайд 40

Общие результаты исследования профессиональных интересов старшеклассников по тесту ДДО

Слайд 41

Общие результаты исследования взаимосвязи типа личности и проф. предпочтений старшеклассников по тесту Дж. Холланда

Слайд 42

Возрождение интеллектуального потенциала требует систематического, целенаправленного развития у школьников всех типов школьного обучения ЗУН . Интеллектуальные умения 5-11 классов содержатся в блоках : Получение и осмысливание информации. 1) Анализ и выделение главного. 2) Сравнение. II . Обучение, систематизация, оценивание. 1) Усовершенствование и систематизация. 2) Выделение понятий, оценивание. 3) Конкретизация. 4) Доказательство и опровержения. Творческие умения. ВНО, МАН, олимпиады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

Педагогический совет "Интеллектуальная одарённость:реалии, проблемы, перспективы"

Цель педагогического совета: проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и раннему выявлению одаренных детей с целью дальнейшей корректировки своей работы; разработат...

Выступление на педагогическом совете «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Кто не изучал человека в самом себе, нигде не достигнет глубокого знания людей. (Н.Г.Чернышевский )...

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка.

Использование современных педагогических технологий для развития личности учащихся на уроках английского языка....

Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся

В настоящее время психологическая наука и практика располагает большим количеством классификаций моделей сопровождения, в основе которых лежат самые разные критерии....