«Интеллектуальная составляющая личности учащихся»
презентация к уроку на тему

Акинфиева Галина Владимировна

Педагогический совет 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Интеллектуальная составляющая личности учащихся»

Слайд 2

Цель и задачи педсовета: Расширить знания и умения учителей об особенностях интеллектуального развития учащихся в соответствии с их природными типами мышления, психологическими особенностями и стилями обучения. Дать комплексную оценку различным системам интеллектуального развития личности учащихся. Способствовать развитию интеллектуальной составляющей личности через различные формы организации учебно-воспитательного процесса.

Слайд 3

Форма педсовета : «Панельная дискуссия». В дискуссии могут участвовать 2-3 и более предметных МО. Выделяются группы по 6-8 участников. Они обсуждают намеченную проблему. Совместно приходят к определённому выводу, решению. Участники педсовета : Весь педагогический коллектив.

Слайд 4

Этапы подготовки педсовета: Создание творческих групп. Разработка содержания и формы проведения педсовета. Создание видеоматериалов по содержанию педсовета. Разработка проекта решения педсовета.

Слайд 5

План проведения педсовета 1. Теоретическая часть : Понятие интеллекта; Классификация видов интеллекта; Теория измерения интеллекта; Процесс формирования умственных действий; концепция П. Я. Гальперина; Содержание личности учащихся. Роль педколлектива в развитии интеллектуальных способностей школьников.

Слайд 6

2. Практическая часть : Как развивать интеллект учащихся? Формы организации УВП, обеспечивающие каждому ученику индивидуальную педагогическую помощь с целью развития его интеллектуальных возможностей. Личностно-деятельностный метод и ИКТ. Многообразие устной и письменной речи. Познавательная активность, проблемное обучение. Система самостоятельной работы учащихся. Формирование физического интеллекта учащихся. Формирование социально-личностного интеллекта учащихся. 3. Итоги учебной деятельности учащихся за I семестр 2011-2012 уч . г. 4. Принятие проекта решения.

Слайд 7

В конце ХХ в. главной задачей образования являлось всестороннее гармоничное развитие личности учащихся в основе которого лежало умственное развитие учащихся. В государственной национальной программе образования «Ос віта » Украина в XXI столетии приоритетными направлениями образования является обеспечение моральной, интеллектуальной и психологической готовности граждан к получению образования. Социальный заказ общества – Украина в III тысячелетии должна стать государством интеллектуальных людей и технологий, отсюда наша задача – воспитание интеллектуально-развитой личности. В истории педагогических исследований проблема интеллекта с одной стороны является наиболее изучаемой, а с другой стороны самой дискуссионной! До сих пор не сложилось однозначного определения понятия интеллекта.

Слайд 8

Понятия интеллекта Интеллект - система познавательных способностей индивида, проявляющаяся в способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, так же в умении найти выход из нестандартной ситуации, адаптироваться к сложной, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего в творчестве. Интеллект – это те проявления индивидуальности человека, которые имеют отношение к его познавательным свойствам и особенностям. Интеллект – способность к обучению только лишь одного вида деятельности. Интеллект – общая умственная способность рассуждать, решать задачи, планировать. Так же это способность к абстрактному мышлению, пониманию сложных идей, быстрому обучению. Интеллект (понимание, познание) – способность человека к познанию и разрешению возникающих проблем.

Слайд 9

Классификация видов интеллекта В науке существуют разные виды классификаций интеллектов: 1. Психолог Г. Айзенк выделяет три вида интеллекта : Биологический интеллект – основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга; Психометрический интеллект определяется стандартными тестами ( IQ ); Социальный (практический) интеллект – проявление социально полезной адаптации.

Слайд 10

2. Некоторые психологи выделяют 10 видов интеллектов которыми обладает индивид: Творческий интеллект; Личностный интеллект; Социальный интеллект; Духовный интеллект; Физический интеллект; Чувственный интеллект; Сексуальный интеллект; 8. Математический интеллект; Пространственный интеллект; Речевой интеллект.

Слайд 11

Тесты IQ В начале 20 века группа французских психологов под руководством Альфреда Бине разработали самый первый тест по измерению интеллекта способностей человека. Историческая справка: В начале ХХ в. Во Франции ввели всеобщее начальное образование и выяснялось, что способности детей к обучению разные. Учителям необходима была простая и быстро работающая методика которая позволила бы разделить учеников на сильных, слабых, необучаемых. Французский психолог Бине создал ряд задач, для решения которых детям нужно было проявить определённые психические качества: способность к суждению, память, воображение и т.д. На основании тестов открыли понятие «умственного возраста» - возраста которому соответствуют задачи решённые ребёнком. С этой же проблемой столкнулись в США в 1914 году. Нужен был простой способ, из множества армейских новобранцев, отсеять умственно отсталых. Тесты проводили капралы и если солдат набирал меньше нормы, он считался умственно отсталым. Нормой считается 100 балов. На высококвалифицированную работу берут людей с IQ выше 115 балов. А ниже IQ 95 балов предлагают низкооплачиваемую работу. Люди набравшие IQ 150 балов считаются национальным достоянием, для них создаются специальные школы, клубы.

Слайд 12

Наибольшее применение этот тест приобрёл в США. Intelligence Quotient (коэффициент интеллекта) – это количественная оценка уровня интеллекта человека (уровень среднестатистического человека). IQ определяется с помощью специальных тестов интеллекта. Каждый тест интеллекта или тесты IQ состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Тестовые задания бывают на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ, при этом чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.

Слайд 13

Основные концептуальные положения теста IQ : интеллект – это нечто, с ним человек рождается; он не изменяется на протяжении всей жизни; интеллект можно измерить в лаборатории, искусственных условиях (тестами); расовые и религиозные различия можно объяснить базируясь на этих тестах; гендерное неравенство.

Слайд 14

Теория множественности Через 80 лет профессор Гарвардского университета Говард Гарднер бросил вызов этой теории, которую многие учёные считали дискриминационной, антигуманной. Гарднер предложил теорию множественности интеллекта , которая по многим позициям является противоположной IQ . Под интеллектом Г. Гарднер понимает: неординарную способность человека к нестандартному решению проблем; генерированию новых проблем и идей; созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают высокой степенью ценности в данной культуре.

Слайд 15

Основные концептуальные положения теории множественности : интеллект нельзя измерить в лабораторных искусственных условиях путём выполнения каких-либо тестов (в точности IQ ); на основе тестов нельзя объяснить расовые и религиозные отличия; интеллект человека – неоднозначен, он множествен; интеллект может быть развит по 7-ми направлениям; каждый человек имеет способность к тому или иному виду интеллектуальной деятельности; большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности (т.е. каждый школьник обладает потенциалом к изучению математики, только нужно создать ему необходимые условия); различные типы интеллекта могут быть тесно взаимосвязаны и влиять на развитие друг друга (занятия музыкой, танцами способствует развитию математических способностей); существует множество способов развития интеллекта.

Слайд 16

Ключевыми позициями ТМИ являются следующие моменты: Каждый человек имеет способности к тому или иному типу интеллектуальной деятельности. Одни обладают универсальными интеллектуальными способностями. Например: Великий немецкий поэт Гёте был одновременно и государственным деятелем, учёным и философом. Гениальными интеллектуальными способностями обладал М.В. Ломоносов. Другие проявляют свой интеллект в какой-либо узкой области. Например: Ф. Гаусс – в математике, Р. Фишер – в шахматах. 2) Большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности. Нельзя сказать что тот или иной человек не имеет способности к математике, музыке, искусству, они просто у него не развиты должным образом. Таким образом, каждый школьник обладает потенциалом к изучению, например, школьной математики, если создать для этого необходимые условия. 3) Различные типы интеллекта могут быть взаимосвязаны и влиять на развитие друг друга. Например, занятие классической музыкой способствует развитию математических способностей школьника. 4) Существует множество способов развития того или иного интеллекта. Пример: для того чтобы быть хорошим рассказчиком не обязательно уметь читать и писать (няня Пушкина А.С. Арина Родионовна).

Слайд 17

Типы интеллектов Вербально-лингвистический – несёт в себе многообразие устной и письменной речи, способность к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, юмору – этот тип интеллекта присущ писателям , поэтам, рассказчикам, сатирикам. Логико-математический - ассоциируется с научным мышлением, способностью к индуктивным и деиндуктивным умозаключениям, сильно развитым логическим мышлением, умением оперировать абстракциями, символами и числами, способностью -устанавливать причинно-следственной связи, раскрывать закономерности, умением соотносить частное и целое. Тип присущий научным работникам компьютерным программистам, бухгалтерам, юристам, математикам, банкирам. Визуально-пространственный – имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура, игра в шахматы. Этот тип предполагает высоко развитые способности к образному мышлению, он присущ архитекторам, художникам, специалистам в области рекламы.

Слайд 18

4 . Моторно-двигательный – отражает способность человека в творческому выражению эмоций, силы и красоты с исполнением пластинки движения отдельных групп мышц и тела в целом. Этот тип ярко выражен у танцоров, артистов балета, спортсменов. 5. Музыкально-ритмический – включает в себя способности к распознанию и использования ритма чувствительности к звукам и тональности, высокоразвитому музыкальному слуху, умению играть на музыкальных инструментах. Это всё заложено в человека природой. Он находит выражение у певцов, композиторов, исполнителей, учителей музыки. 6. Межличностный – предполагает высокоразвитые коммуникативные способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Этот тип присущ политикам, религиозным деятелям, менеджерам. 7. Внутриличностный – включает знания внутренних механизмов психической деятельности человека на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции. Он предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, к глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлений. Его можно обнаружить у мыслителей, философов.

Слайд 19

Формирование интеллектуальных возможностей. Опыт показывает, что разные подходы, дополняя один другого, позволяют более эффективно решать задания интеллектуального развития учеников. Стратегическое мышление. Альберт Альтон в данной концепции сосредотачивает внимание на шести способах решения проблемы: 1) анализ; 2) классификация; 3) разделения целого на части; 4) установление и определение последовательности; 5) определение взаимосвязей; 6) синтез. При обучении используются упражнения, не связанные с школой, и освоенные принципы переносятся на школьные и жизненные ситуации. 2. Повышение возможностей. Рувен Фейерстон. В данной концепции ставится цель вывести слабых учеников на уровень развития, что позволяет им успешно осваивать программу. Делается попытка пробудить врождённую тягу к обучению с помощью заданий, которые развивают способности.

Слайд 20

3. Всесторонний подход к вопросу. Эдвард де Боно. Обучение по данному направлению ведётся во всех предметах. Особое значение имеют такие предметы, как русский язык и математика. Цель – научить при развязке проблемы использовать всесторонний подход. Подход выполняется по трём направлениям: Научить творчески мыслить, чтоб видеть взаимосвязи, которые ведут к новым идеям. Научить логично мыслить, чтоб строить гипотезы и замечать обман. Научить критично мыслить, чтоб задавать вопросы и составлять суждения. Во многих школах и университетах мышлению учат путём написания сочинений. Необходимость высказывать мысли на бумаге принуждает привести в порядок и уточнить свои желания, достичь чёткость воспроизведения, которую очень сложно добиться. Философия для школьников. Джеймс Баррон. В начальной процесс школ вводится курс «Философия для школьников». Цель курса – научить детей думать, используя их природный интерес и любознательность.

Слайд 21

Теории интеллектуального развития в советской педагогике и психологии. Их разрабатывали Леонтьев, Выготский, Рубенштейн, Эльконин, Гальперин, Талызина, Холодная. М.А. Холодная упорядочила информацию в теориях и исследованиях интеллекта. Она выделила 8 основных подходов формирования интеллектуальных способностей: Социокультурный; Генетический; Деятельностный; Образовательный; Информационный; Феноменологический; Структурно-уровневый; Регуляционный.

Слайд 22

Теория Гальперина На основании достижений западной науки, теории множественности интеллекта была разработана теория П.Я. Гальперина. В своих работах П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации (перехода) внешних действий и определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Развитие мышления ребёнка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Перевод внешних действий во внутренние с превращение их в определённые мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляются лишь по ряду параметров.

Слайд 23

Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы: – Первый этап: ознакомление на практике с составом будущего действия, создание мотивации обучаемого. – Второй этап: формирование умственного действия, связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов, т.н. ориентировочной основы действия. – Третий этап: освоение заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы, т.е. выполнение реальных действий. – Четвёртый этап: отказ от внешней речи. – Пятый этап: действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими превращениями и преобразованиями.

Слайд 24

Теория сформированная П. Я. Гальпериным в середине ХХв . Основана на организации внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения ЗУН. Согласно этой теории формирования умственных действий проходит по следующим этапам: Создание мотивации обучаемого – мотивационный. Составление схемы, т.н. ориентированной основы действия. Выполнение реальных действий – ориентировочный, материальный. Проговаривание вслух описаний того реального действия – громкой речи. Проговаривание про себя. Полный отказ от речевого сопровождения формирования умственного действия в свёрнутом виде (интериоризация - переход). На каждом этапе действие сначала развёрнуто, а потом постепенно сокращается «свёртывается».

Слайд 25

Гальперин выделил 3 типа учения. 1 тип: Ученикам в готовом виде даётся неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которой необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом проб о ошибок. Он часто действует вслепую, часто ошибается, но действия остаются не полностью осознанными. 2 тип: Ученикам дается задание в полном виде. Это освобождает его от ошибок, экономия время и сил. 3 тип: Ориентированная основа имеет полный состав. Ориентиры имеются в обобщенном виде. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общей методики, которой ему даётся.

Слайд 26

По первому типу - дети учатся писать буквы по образцу, до тех пор пока не сумеют самостоятельно написать букву 3 раза подряд. Подсчитано, что для написания первой буквы необходимо 174 повторения, для написания второй буквы 163 повторения. По второму типу - детям давался образец буквы с написанными на нём точками, соединяя которые плавнями линями, можно написать легко букву. По сравнению с первым типом обучение шло быстрее. На первые три буквы потребовалось в среднем 23 повторения, а на последующие по 6. По третьему типу - ученикам объяснялся принцип растравления опорных точек на образце какой-либо буквы. На овладение написанием первой буквы понадобилось 14 повторений, второй 8. Причём усвоенный принцип дети переносили на написание цифр и букв незнакомого алфавита.

Слайд 27

Личность Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как социокультурной жизни. Под «личностью» понимают: Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; Устойчивую систему социально значимых черт.

Слайд 28

Память Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Типологии памяти : 1) По сенсорной модальности – зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая. 2) По содержанию – образная, моторная, эмоциональная. По организации запоминания – эпизодическая, семантическая, процедурная. По временным характеристикам – долговременная, кратковременная, ультракратковременная. По физиологическим принципам – определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная). По наличию цели – произвольная и непроизвольная. По наличию средств – опосредованная и неопосредованная. По уровню развития – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Слайд 29

Свойства памяти : Точность; Объём; Скорость процессов запоминания; Скорость процессов воспроизведения; Скорость процессов забывания. Закономерности памяти : Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Слайд 30

Долговременная и кратковременная память Долговременная память Может хранить большое количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). В ней информация кодируется семантически. Поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределённых по всему мозгу. Кратковременная память Существует за счёт временных паттернов нейтронных связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Её ёмкость весьма ограничена.

Слайд 31

Внимание Внимание – функциональная характеристика осознания, определяющая способ восприятия мира, объём и качество связей с внешними полями, а так же даёт осознанию возможность усиливать самого себя. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Функции внимания: Обнаружение сигнала; Бдительность; Поиск; Избирательное внимание; Распределённое внимание.

Слайд 32

Роль педколлектива в развитии интеллектуальных способностей учащихся. Интеллектуальное развитие формируется всей системой жизнедеятельности учащихся, в которой школе принадлежит ведущая роль.

Слайд 33

Система интеллектуального развития учащихся Администрация Психологическая служба Предметные методические комиссии Родители Классные руководители Учителя-предметники

Слайд 34

РОЛЬ ПЕД. КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ До 6 класса пед . коллектив создает условия для всестороннего и гармоничного развития школьников, их интересов и способностей. Для этого проводятся познавательные и просветительские беседы, организовываются встречи с представителями различных профессий, экскурсии по учреждениям, просматриваются учебные фильмы. Проводится психодиагностическая работа - карты интересов. В 7-8 классе пед . коллектив способствует формированию познавательных и профессиональных интересов учащихся через активные информационные методы. Для этого проводятся специальные лекции, интервью, профориентационные занятия. Проводится психодиагностическая работа – опросники мотиваций и ценностей. В 9-11 классах пед . коллектив проводит систематическую работу по оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии, ориентируя на индивидуальные ресурсы. Для этого составляются профессиограммы , проводятся индивидуальные консультации. Проводится психодиагностическая работа – опросники профессиональных интересов и способностей, активизирующие профессиональные опросники .

Слайд 35

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет» К.Д. Ушинский

Слайд 36

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Методика: Карта интересов для младших школьников (содержит 35 вопросов) Цель : выявление интересов и склонностей учащихся. Определение «первичной» одаренности. Выборка: 2-А (19 чел.) 2-Б (23 чел.) 3-А (25 чел.) 3-Б (18 чел.) Всего: 85 чел.

Слайд 37

Место -рейтинг видов деятельности в интересах младших школьников (общие результаты)

Слайд 38

«Самое главное — чтобы ребятам не надоело, чтобы в детские сердца не закралось тоскливое ожидание того мгновенья, когда учитель скажет: «Пора домой». Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у детей обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть обещает он им новые радости». В.А. Сухомлинский

Слайд 39

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Методика: ДДО Климова (содержит 20 вопросов) Тест личности Дж. Холланда (содержит 42 вопроса) Цель : определение взаимосвязи типа личности и профессиональных предпочтений старшеклассников Выборка: 9-А 9-Б 10-А 10-Б 11-А 11-Б

Слайд 40

Общие результаты исследования профессиональных интересов старшеклассников по тесту ДДО

Слайд 41

Общие результаты исследования взаимосвязи типа личности и проф. предпочтений старшеклассников по тесту Дж. Холланда

Слайд 42

Возрождение интеллектуального потенциала требует систематического, целенаправленного развития у школьников всех типов школьного обучения ЗУН . Интеллектуальные умения 5-11 классов содержатся в блоках : Получение и осмысливание информации. 1) Анализ и выделение главного. 2) Сравнение. II . Обучение, систематизация, оценивание. 1) Усовершенствование и систематизация. 2) Выделение понятий, оценивание. 3) Конкретизация. 4) Доказательство и опровержения. Творческие умения. ВНО, МАН, олимпиады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

Разработка материала для активизации лексической составляющей для учащихся 7 класса

Материал предназначен для учащихся 7 класса. Служит тренажером для отработки лексики по Уроку 6....

"Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Аннотация к статье: Данная статья посвящена цели и задачам творческой составляющей учащихся на уроках биологии. Показано конструктивно-позитивное влияние основных компонентов биологической дисциплины ...

Сообщение "Речевая культура как основная составляющая личности педагога"

Выступление на традиционных гимназических Педагогических чтениях...

Формирование патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося на уроках химии

Проблема формирования патриотической, нравственной и духовной составляющей личности, несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориент...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....