выступление на педагогическом совете "Формирование самостоятельности у детей"
консультация по психологии по теме

Власенко Юлия Евгеньевна

Термин "самостоятельность". Этапы формирования самостоятельности.Результаты исследования произвольной регуляции деятельности у учащихся начальной школы.Как тип отношений взрослых влияет на развитие ребенка и формирование его волевых свойств личности, самостоятельности.Условия, влияющие на формирование самостоятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности у детей.

Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Ключевые слова- волевое свойство. Рассмотрим, как же формируются волевые способности личности.

1.Умение управлять своим телом

2.Умение управлять своими
психическими процессами

3.Формирование произвольности поведения
(психическое новообразование)

4.Сила воли

5.Самостоятельность

Результаты исследования сформированности произвольной регуляции деятельности учащихся начальной школы.

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Недостаточный уровень

Кол-во человек в классе

1 «а»

75%(3чел.)

-

25%( 1чел.)

4

1 «б»

29% (2 чел.)

43% (3 чел.)

29% (2 чел.)

7

1 «в»

-

40% (2 чел.)

60 % (3 чел.)

5

2 «а»

83 % (5 чел.)

17% (1 чел.)

-

6

2 «б»

83 % (5 чел.)

17% (1чел.)

-

6

3 «а»

-

 100% (5 чел.)

-

5

3 «б»

80% (4 чел.)

20% (1чел.)

-

5

3 «в»

100% (6 чел.)

-

-

6

4 «а»

100% (5 чел.)

-

-

5

4 «б» УО

25% (1чел.)

25% (1чел.)

50 % (2 чел.)

4

4 «в» УО

-

33% (1 чел.)

67% (2 чел.)

3

5 «б»

100 % (8 чел.)

-

-

8

Общее кол-во

39 чел.

61%

15 чел.

23%

10 чел.

16%

64

100%

На формирование произвольности поведения у ребенка влияет тип отношения к нему взрослых в повседневной жизни. Произвольность поведения формируется у ребенка также в игровой деятельности (различные игры с правилами- «Морская фигура замри», «Да и нет не говорить», «Съедобное- не съедобное» и т.д.

Рассмотрим как тип отношений взрослых влияет на развитие ребенка и формирование его волевых свойств личности, самостоятельности.

1-й тип отношений родителей с детьми – вседозволенность

Вседозволенность, потакание капризам детей  приводит к избалованности (неумение преодолевать трудности,  делает только то, что дается без напряжения, родители выступают в роли заложников у такого ребенка, рычаг воздействия на окружающих- агрессия, слезы, драка, истерика). Как следствие у ребенка замедляется развитие произвольности, замедляется психическое  ( в том числе и речевое) развития ребенка.

2-й тип отношений родителей с детьми- авторитарность

Жесткая регламентация поведения детей

(строгостью, угрозами, наказаниями родители добиваются слепого подчинения ребенка своей воле)

Дети стремятся быть лучше, умнее всех, у них формируется высокомерное отношение к окружающим, неумение строить отношения ,страх ошибки (т.к. за ошибку полагается наказание)

Трудности в адаптации в детском коллективе, психологические комплексы, эгоизм, неумение социализироваться.

Отношения на основе доверия, уважения, доброты

Предоставление ребенку разумной свободы поведения, исключающей грубость, наглость, неуважительное отношение к другим людям, воспитание заботливого и внимательного отношения к близким, знакомым и незнакомым людям.

Обучение детей при выполнении вместе со взрослыми  (и другими детьми) интересных и разнообразных дел. Родители придумывают ситуации, игры, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных» проблем, проявляют фантазию и т.д.

Дети и взрослые- друзья, партнеры, заинтересованные в друг друге и в жизни вообще.

При это происходит психологическая реабилитация самих родителей, детям же обеспечивается  интеграции в общество.

Мы можем сделать вывод, что для формирования самостоятельности у детей имеют определяющее значение следующие условия:

  • Правильный тип отношений взрослых с ребенком - ведет к формированию у ребенка произвольности поведения в соответствии с нормой развития, развитию силы воли и самостоятельности.
  • Наличие полноценной игровой деятельности (игры с правилами) -помогает ребенку овладеть своими психическими процессами, формирует у него умение самостоятельно регулировать свою деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Неуспевающие дети. Кто они?"

В выступлении на педагогическом совете "Неуспевающие дети. Кто они?" содержится определение кто такой неуспевающий ученик, причины возникновения трудностей у неуспевающих детей, классификация неуспева...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...