Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».
методическая разработка на тему

Панкратова Светлана Степановна

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_doklad.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида.

Выступление на педагогическом совете

                «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

                                                                           Подготовила

                                                                           Воспитатель II квалификационной категории

                                                                           Панкратова С.С.

   

МАРТ  

   Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.

   Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к  самостоятельной жизни и труду.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталыми детьми. Однако опыт работы многих  коррекционных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов: например уже в начальных классах мы учим детей складывать вещи на свои места, также убираться в спальной , в столовой, в кабинетах.

    На развитие трудовых возможностей учащихся коррекционных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практики.

   В процессе обучения учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащихся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.

   Профессионально- трудовое обучение в коррекционной школе строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель - подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Для  умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы.

  Учащиеся коррекционных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие  уже имеющиеся заболевания. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы.

  При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физические состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т.д.). В  целом у умственно отсталых  детей отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны.

  По мере развития и обучения  у обучающихся коррекционных школ дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определённой компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности  умственно отсталых несколько повышается.

  Имеющиеся исследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся коррекционных школ в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Например,  Куликов Владимир,  Михалёв Владислав, Равилов Айдар, не проявляют устойчивого интереса изучаемой профессии. У Куликова. В,  явно завышена профессиональная самооценка и уровень притязаний. Он претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессий.

  У учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий-от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на себя внимание заинтересованность профессий – либо интересует широкий круг профессий, либо ни одна. В ряде случаев возникновение неосознанного отрицательного отношения к профессиональному трудовому обучению связано как с особенностями психофизического развития, так и с внешними факторами (обстановка в учебных мастерских, непривлекательность работы).

  В   школе уже с 5-го класса дети выполняют более сложные виды работ: уборка снега,  на территории школы, уборка в кабинетах, в спальных комнатах, коридорах, а также  они приобщаются к сельскохозяйственному труду.   При уборке картофеля весь класс дружно работал на картофельных полях. Осенью и весной, дети задействованы на пришкольном участке.

   У учащихся более старших классов диапазон выбора  интересующих их профессий  сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Речь теперь идёт о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Мы  с ними проводим внеклассные занятия, беседы на темы: «К чему люди стремятся в жизни», «Сто дорог - одна твоя», « В мире профессий»  «Кем быть».  Н а занятиях внеклассного чтения читаем много книг о профессиях и обсуждаем их.

В свободное время  перед сном  девочки: Нигметзянова, Шакирова, Козловская и мальчики класса: Павлов, Садиков приводят в порядок свои вещи.

Также ведётся работа с родителями:  проводим профилактические беседы о том,  где будут учиться  и  работать после окончания школы их  дети. У Михалёва отец сказал, что сын будет работать вместе с ним. Щуплецов Анатолий  уже после уроков ходит на работу( в цех по обработке шкур,) разговаривала с его  матерью он пойдет после 9-го класса в  ПЛ-93. Тимофеев П, во время летних каникул работает на стройке ( очищает кирпичи), после окончания 9 классов пойдёт учиться в ПЛ-93.

  Умственно отсталые учащиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе.

   Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся 5-7 классов коррекционной школы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешние привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. Лишь незначительное число учащихся называет существенные качества профессии и её значимость. У многих учащихся коррекционной школы обнаруживается значительное несоответствие между назваными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе, что говорить о качестве профориентационной работы. У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. Таким образом, видно, что у умственно отсталых учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние случайные факторы.

    Слабоуспевающий подросток, как показывают исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, по его мнению, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление – если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями. Исследования различных авторов свидетельствует о том, что учащиеся коррекционной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период  у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носит, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако  при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступными для них специальностями, как водитель и т.д. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным  профессиям ( швея, столяр,  штукатур-маляр, кулинар). Также обнаруживается  завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика. Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому  профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Выступление на педагогическом совете "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения."

Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к  ЕГЭ.На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закреплени...

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете «Адаптация учащихся 5 класса»

Выступление на педагогическом совете"Адаптация учащихся в 5 классе"...

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...

Выступление к педагогическому совету: «Подготовка к аттестации педагогических работников в рамках обобщения опыта»

Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы образования, с другой. Ведь не се...