Конспект урока по информатике на тему «Социальные сервисы и сети»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Игошкина Юлия Викторовна

Конспект урока по информатике на тему «Социальные сервисы и сети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_servisy_seti_11_klass.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике на тему «Социальные сервисы и сети»

Цель урока: изучение наиболее распространенных сервисов сети Интернет с точки зрения их достоинств и недостатков
Задачи урока:
образовательные:
• выявление достоинств и недостатков сервисов сети Интернет;
• содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
развивающие:
• развитие познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
• формирование навыков самостоятельного, критического мышления, размышления, опираясь на знание фактов.
• развитие умения выносить самостоятельные аргументированные решения
• формирование гражданской позиции школьников, расширение их кругозора;
воспитательные:
• создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности;

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученной темы.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Одним из ярких примеров реализации в жизни пользователей компьютеров информационной среды являются социальные сервисы.

В реальной жизни каждый из нас ежедневно общается с другими людьми, оказывает им или получает от них какие-то услуги и т. д. Такие взаимоотношения людей в обществе (социуме) называют социальными взаимоотношениями.

С переходом социума к стадии информационного общества социальные взаимоотношения также изменяются, получают своё отражение в компьютерной сети Интернет. Сегодня при помощи Интернета можно не только общаться любому количеству людей почти одновременно, независимо от реального местоположения собеседников, но и получать различные услуги дистанционно через компьютерную сеть. Различные сервисы сети Интернет, нацеленные на реализацию социальных взаимоотношений, называют социальными сервисами.

Приведём примеры социальных сервисов.

Портал городских услуг (см. рис. 4.6) позволяет (после прохождения регистрации) получить доступ к большинству основных услуг, предоставляемых различными государственными организациями города Москвы. В частности, через этот портал выполняется запись учащихся в школу, на посещение дополнительных занятий в Дворцах детского творчества и т. д.

Сайт Федеральной налоговой службы (см. рис. 4.5) предоставляет возможности получения налоговой информации. Например, на этом сайте можно узнать свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и заказать соответствующий официальный документ (свидетельство) о присвоении ИНН.

Сайт Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС, http://emias.info, рис. 4.9) позволяет, указав номер своего медицинского полиса и дату рождения, посмотреть расписания работы врачей своей поликлиники и записаться на приём на выбранную дату и время. При этом предлагается распечатать на принтере талон на приём к выбранному врачу.

Ещё более популярными являются социальные сервисы Интернета, нацеленные на общение пользователей: электронная почта, телеконференции, чаты, IP-телефония, форумы, блоги, сетевые сообщества.

Электронная почта — сервис, предоставляющий возможность текстовой переписки с другими пользователями, пересылки вместе с письмами произвольных вложенных файлов («аттачей»), а также рассылки писем группам пользователей. Телеконференции и форумы — сайты, реализующие общение в форме текстовой переписки по определённым темам. После публикации в выбранной теме первого сообщения остальные пользователи могут добавлять к нему свои ответы или дополнения, а также ответы и дополнения на ранее размещённые ответы и дополнения других пользователей. Тем самым в составе темы форума или телеконференции формируется древовидная структура сообщений, в которой можно раскрывать и прочитывать желаемые ветви. Форумы и телеконференции могут быть свободными (немодерируемыми) или контролируемыми модератором. В качестве модератора может выступать пользователь, создавший тему (написавший в ней первое сообщение) либо, для очень популярных форумов или тем, могут назначаться модераторы из числа наиболее активных пользователей, участвующих в обсуждении.

Современные интернет-телеконференции и форумы часто используются для проведения различных коллективных научных и учебных мероприятий (конференций, семинаров), собраний, совещаний и т. д. При этом возможна реализация видеоконференций, предоставляющих участникам возможность при помощи подключённых к компьютерам микрофонов, аудиоколонок и вебкамер общаться голосом (в дополнение к текстовой переписке и демонстрации каких-либо информационных материалов — текстов, иллюстраций, презентаций) и видеть друг друга.

Чаты — сервисы, позволяющие общаться в письменном виде в реальном времени. Как правило, чат предполагает общение сразу множества пользователей. Каждый из зарегистрировавшихся в чате под некоторым именем (ником) пользователей может написать и отправить в чат желаемую фразу. Эта фраза, предваряемая ником её автора, появляется на экранах компьютеров всех участников чата в общем списке, и тот, кому была адресована фраза, отыскивает её среди остальных. Однако возможен и так называемый приват-режим, когда для общения выделяется отдельный чат для двух или нескольких пользователей по их желанию.

1Р-телефония — сервис, позволяющий реализовать голосовое общение (аналогичное телефонному) через сеть Интернет. Такая услуга по стоимости гораздо дешевле, чем обычная междугородняя телефонная связь, а при звонках с одного компьютера на другой обходится практически бесплатно (за исключением стоимости доступа в Интернет с учётом объёма трафика — передаваемой информации). Современные системы 1Р-телефонии, такие как Skype, позволяют также реализовать видеосвязь между абонентами при помощи подключенных к их компьютерам веб-камер.

Блоги (сетевые журналы) — это сайты, позволяющие зарегистрированным на них пользователям публиковать свои сообщения — заметки, фотографии и т. д., формируя тем самым свой сетевой дневник, доступный всем другим пользователям либо только выбранным пользователям (сетевым друзьям). Публикации в таких блогах обычно носят субъективный характер и отражают воззрения и эмоции их авторов, но зато в блогах можно найти уникальную информацию, отсутствующую в других источниках.

Википедия и другие вики-ресурсы — сетевые энциклопедии, авторами которых могут быть любые пользователи. Опубликованные ими статьи затем просматриваются другими пользователями, а также специалистами (экспертами), которые исправляют допущенные ошибки.

Интернет-магазины, сайты заказа билетов, туров, гостиниц и пр. — сайты, позволяющие посмотреть представленные товары или услуги (билеты на поезд или самолёт, в театр или кино, туристические поездки, гостиничные номера и пр.), прочитать информацию о них, включая отзывы пользователей, которые ранее приобрели такие товары или услуги, сравнить цены на один и тот же товар или услугу в разных интернет-магазинах и оформить заказ. При этом возможна дистанционная оплата товара или услуги при помощи имеющейся банковской карты.

Мобильный банк — сервис, обычно реализованный на сайтах крупных банков для их клиентов. Каждый зарегистрированный клиент банка получает на сайте доступ в свой личный кабинет, в котором может просматривать состояние своего счёта (оставшуюся сумму, поступления и затраты денег), а также выполнять те или иные денежные операции. Например, можно выполнить оплату коммунальных услуг (за квартиру, электроэнергию, и т. д.), перечислить оплату на свой мобильный телефон и пр.

Дистанционное обучение — возможность получения образовательных услуг заочно, через сеть Интернет, пользуясь своим компьютером. Как правило, обучающийся (клиент дистанционного обучения) получает доступ на сайт образовательного учреждения (например, вуза) — в свой личный кабинет и к коллекции различных учебных материалов — электронных учебников, пособий, видеоматериалов, электронных моделей и пр. Обучающийся самостоятельно изучает эти материалы, а также может консультироваться с назначенным для него преподавателем (тьютором, куратором). Преподаватель также пересылает обучающемуся задания и предлагает для выполнения компьютерные тесты, а затем проверяет результаты работы обучающегося. По завершении курса обучающийся получает соответствующий документ (сертификат, свидетельство или диплом). Это может быть как электронный сертификат, который предлагается скачать с сайта (из своего личного кабинета), так и документ об образовании государственного образца, для получения которого необходимо лично явиться в образовательное учреждение и в некоторых случаях очно сдать экзамен.

Дистанционное обучение позволяет обучаться и повышать свою квалификацию в ведущих образовательных учреждениях России и даже других стран без необходимости ехать туда на проживание на время обучения и без необходимости отрыва от основной работы. В будущем предполагается, что практически всё обучение может стать дистанционным, поэтому можно будет говорить о дистанционном образовании.

Сегодня в школах уже внедряются элементы дистанционного обучения — электронный журнал (дневник), в котором учителя выставляют оценки и сообщают домашнее задание, коллекции цифровых образовательных ресурсов (дополнительных материалов, иллюстраций, анимаций, аудио- и видеофрагментов, интерактивных моделей и пр.), а также электронные учебники, доступные с любого компьютера как в классе, так и дома. С 2015 года все бумажные школьные учебники, используемые в школах, сопровождаются электронными учебниками.

Сетевые сообщества (социальные сети) — это наиболее крупные комплексные социальные ресурсы, сочетающие в себе возможности блога, телеконференции (форума), а также в отдельных случаях — коллективного игрового сервиса, чата и интернет-магазина. Зарегистрировавшийся в социальной сети пользователь может разместить на своей личной странице некоторый желаемый объем личной информации, публиковать свои текстовые заметки, иллюстрации, аудио- и видеозаписи, размещать свои комментарии к публикациям других пользователей социальной сети и т. д. Публикуемые материалы можно сделать открытыми для всех пользователей социальной сети либо закрытыми, предназначенными только для выбранных пользователей (друзей, френдов — от англ, friend). Чтобы добавить кого-либо в список своих друзей либо, наоборот, попроситься к кому-нибудь в список друзей, нужно отправить выбранному пользователю запрос на добавление в друзья. При подтверждении пользователем этого запроса он автоматически будет добавлен в ваш список сетевых друзей.

Социальные сети могут быть общими (без выделения какой- то социальной группы пользователей и определённой тематики), тематическими либо ориентированными на определённую группу пользователей. Примерами общих социальных сетей являются Facebook, ВКонтакте и Twitter, а социальная сеть Одноклассники. Ру построена по групповому принципу — для пользователей, которые учатся или ранее учились в одном образовательном учреждении (школе, вузе и т. д.).

Преимуществом социальных сетей является реализация практически всех аспектов социального взаимодействия между людьми. Кроме того, крупные социальные сети, объединяющие множество пользователей, дают возможность достаточно быстро найти нужного человека или максимально быстро распространить требуемую срочную информацию при помощи «репостов» (повторных публикаций ранее опубликованных сообщений другими пользователями).

Недостатки социальных сетей прямо следуют из их преимуществ.

Лёгкость публикации и распространения информации зачастую делает социальные сети инструментом преступников, социальные сети могут использоваться экстремистами для планирова-

ния террористических актов, вербовки сторонников, а также для ведения информационной войны путём публикации заведомо ложной информации, порочащей честь и достоинство государств или государственных лидеров. Примерами таких публикаций являются многочисленные «информационные вбросы», публикуемые специально нанятыми провокаторами («сетевыми троллями»). Особая опасность таких «информационных вбросов», распространяемых через социальные сети, заключается в массовости их воздействия на сознание доверчивых пользователей (прежде всего молодежи, чьё мировоззрение и жизненные позиции ещё окончательно не сформировались). Кроме того, многие средства массовой информации (СМИ) очень часто ошибочно (не проверяя достоверность сведений) либо намеренно публикуют сведения, полученные из социальных сетей, в качестве официальных сообщений.

Возможность «заочного» общения в социальной сети нередко приводит к проявлениям грубости среди общающихся, к оскорблениям, проявлениям агрессии, унижению чести и достоинства. В случае подобных нарушений можно исключить оппонента из своей сферы общения (забанить его), предписав сайту социальной сети более не показывать вам сообщения и публикации, сделанные этим пользователем. Однако все остальные пользователи сети продолжают видеть эти сообщения. Другая возможность состоит в подаче жалобы владельцам данного сетевого сервиса: если модераторы социальной сети сочтут жалобу правильной, то могут забанить провинившегося пользователя — запретить ему возможность публиковать что-либо в данной социальной сети под выбранным им ником на некоторое время или навсегда. Наконец, во многих странах приняты законы, согласно которым за подобные публикации их авторов могут привлечь к реальной административной или уголовной ответственности. Например, в России такая ответственность (штраф или лишение свободы) предусмотрена за публикацию и распространение информации экстремистского характера, за призывы к национальной розни, к вражде, к свержению существующего государственного строя. А в некоторых зарубежных странах уголовная ответственность предусмотрена и за личные оскорбления, допускаемые в социальной сети.

Публикация в социальной сети личной конфиденциальной информации может принести вред её владельцу: такая информация может быть использована мошенниками или ворами. Например, известны случаи, когда квартиры пользователей были ограблены потому, что ранее они публиковали в социальной сети фотографии своей «роскошной жизни» и сведения о том, когда они уезжают на отдых в турпоездку, желая похвастаться этим перед другими пользователями. Ещё один недостаток социальных сетей характерен для практически любых сервисов удалённого общения — это полная или частичная анонимность: в большинстве социальных сетей можно в качестве личной информации указать вымышленные имя и фамилию. Это предоставляет удобство для различных мошенников.

Наконец, основной недостаток социальных сетей заключается в возможном проявлении психологической зависимости от них. Социальная сети предоставляет искусственную информационную среду, которая начинает подменять собой реальные социальные взаимоотношения между людьми. Пользователи социальной сети зачастую предпочитают общение друг с другом только через компьютер и проводят целые дни, читая и публикуя сообщения, забывая при этом о работе или учёбе, переставая общаться с реальными друзьями и даже с родными людьми. Социальная сеть в подобном случае превращается в «информационный наркотик», существование без которого становится для пользователя почти невозможным. Лишение же возможности общения с социальной сетью зачастую вызывает у «компьютерного наркомана» приступы агрессии, опасные для окружающих.

Таким образом, современные социальные сети представляют собой удобный инструмент для общения и самовыражения, но вместе с тем неконтролируемое использование этого инструмента может приводить к значительным негативным последствиям.

Вопросы и задания

  1. Что понимается под социальными взаимоотношениями? Как эти социальные взаимоотношения реализуются в информационном обществе?
  2. Что такое социальные сервисы? Приведите примеры социальных сервисов, которыми вам приходилось пользоваться.
  3. Что такое дистанционное обучение? Какие элементы дистанционного обучения реализованы в вашей школе?
  4. Что представляет собой социальная сеть? Какие сервисы она предоставляет?
  5. Каковы, по вашему мнению, преимущества социальных сетей?
  6. Опишите недостатки социальных сетей.
  7. Пользуетесь ли вы социальными сетями? Какими? Для каких целей?
  8. Приходилось ли вам в социальной сети сталкиваться с грубостью, оскорблениями или с заведомо ложными «информационными вбросами»? Каковы были ваши действия?
  9. Почему не рекомендуется открыто публиковать в социальной сети личную информацию?   Чем это может грозить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс...

Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Конспект  урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло...

Конспект урока по информатике на тему «Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»

Конспект урока по информатикена тему:«Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»...

Конспект урока по информатике на тему "Высказывание.Логическая величина"

Конспект урока с использованием дидактических игр,  цифровых образовательных ресурсов. Предмет "Информатика"  5 класс....

Конспект урока по информатике на тему "Кодирование информации"

Конспект урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации" с использованием авторских цифровых образовательных ресурсов...

Конспект урока по информатике на тему «Локальные компьютерные сети»

Конспект урока по информатике на тему «Локальные компьютерные сети»...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...