Педагогические аспекты обучения информационной и кибер безопасности на уроках информатики
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Нечай Александр Анатольевич

Потребность в информации сегодня является одной из основных потребностей человека. Это так же важно, как тепло, еда, сон. С глубокой древности человек искал, обобщал и передавал информацию об окружающих его вещах. Вся деятельность тесно связана с обменом информацией. В ходе нее изучаются поведенческие модели, социальные нормы, основы науки, права и искусства. Когда взрослые что-то объясняют ребенку, они способствуют формированию вокруг него особого информационного поля. Между тем условия жизни постоянно меняются, меняется содержание и объем получаемых людьми данных. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обеспечения информационной безопасности населения в целом и несовершеннолетних в частности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 004.056

Педагогические аспекты обучения информационной и кибер безопасности на уроках информатики

Нечай Александр Анатольевич,

Учитель информатики

ГБОУ лицей № 393

Аннотация: Потребность в информации сегодня является одной из основных потребностей человека. Это так же важно, как тепло, еда, сон. С глубокой древности человек искал, обобщал и передавал информацию об окружающих его вещах. Вся деятельность тесно связана с обменом информацией. В ходе нее изучаются поведенческие модели, социальные нормы, основы науки, права и искусства. Когда взрослые что-то объясняют ребенку, они способствуют формированию вокруг него особого информационного поля. Между тем условия жизни постоянно меняются, меняется содержание и объем получаемых людьми данных. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обеспечения информационной безопасности населения в целом и несовершеннолетних в частности.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, информационная безопасность ребенка, интернет безопасность, концепция информационной безопасности.

Не секрет, что современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Сегодня человек получает разную информацию из разных источников. Не всегда удается отфильтровать информацию, выделить действительно нужные данные. Это особенно трудно для детей.

Чтобы понять масштаб проблемы, сравним получение информации с потреблением пищи. Такое сравнение вполне обоснованно. Ведь потребность в информации сегодня так же важна, как и потребность в пище. Есть продукты, которые нельзя употреблять или которые не подходят организму. То же самое можно сказать и об информации. Не вся информация должна восприниматься ребенком. Любая информация будет оказывать на него воздействие: слабое, сильное, вредное, полезное. Соответственно, необходимо быть избирательным при использовании той или иной информации. Но если взрослым в целом удается справиться с этой задачей, то детям это не удается. Поэтому обеспечение информационной безопасности детей лежит на взрослых. Особую роль в этом играют родители и учителя [1].

Глобальные изменения в информационном пространстве обусловлены техническим прогрессом. Развитие технологий не только способствует появлению новых возможностей, но и несет в себе всевозможные риски. Относительно недавно об информационной безопасности детей не так часто говорили. Дело в том, что раньше поток поступающей к ребенку информации строго контролировался взрослыми. Родителям не разрешалось разговаривать с незнакомыми людьми, дружить с "плохими сверстниками".

С появлением домашних компьютеров и без лимитного интернета ситуация кардинально изменилась. Дети получили бесплатный доступ к социальным сетям, чатам, форумам, сайтам, играм и другим ресурсам различного качества. В результате на них просто обрушилось огромное количество информации, которую не каждый может отфильтровать.

 Проблема усугубляется тем, что зачастую ребенок остается один на один с интернетом, а многие родители не очень хорошо умеют пользоваться персональным компьютером.

Согласно опросам, всемирная паутина для большинства старшеклассников является вторым по значимости источником информации. Третье место занимает школа, на первом месте пока стоят родители с небольшим отрывом. Интернет в настоящее время играет значительную роль в воспитании детей. На формирование картины мира, моделей поведения, способов мышления влияет информация из сети.

Интернет заслуженно называют виртуальным миром. Конечно, она тесно связана с реальностью. В интернете вы можете зарабатывать деньги, заказывать еду, одежду, обсуждать новости и т.д. Есть также “плохие " компании, форумы и чаты в Интернете. Запрещенные фильмы, клипы и т. д. часто показываются здесь.

Любому нормальному родителю небезразлично, с кем общается его ребенок, какие источники информации он использует, какие книги читает, смотрит фильмы, какую музыку слушает. Что касается Интернета, то очень часто взрослые забывают о важности информационной безопасности. Дети находятся дома, а не на улице - это успокаивает родителей. Тем временем несовершеннолетний остается наедине с виртуальным миром, с незнакомцами, которые могут повлиять на его поведение.

Надо сказать, что авторитет людей в сети значительно выше, чем у учителей. Это очень тревожный факт. Ведь раньше школа играла если не ключевую, то значительную роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время, влияние учителей значительно ниже. Если эта тенденция будет продолжаться и дальше, то формирование личности будет происходить не в реальном мире, а в виртуальном. В то же время авторитет родителей будет поставлен под угрозу.

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, конечно, комплексно. Прежде всего, родители должны принять меры информационной безопасности для детей. При этом необходимо принимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя обиженным. Важно не потерять доверие детей.

Информационная безопасность - это комплекс мер, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного воздействия информации. В данном случае речь идет не только об интернете, но и о других источниках-телевидении, радио, книгах и т.д. [2].

Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Вместе с родителями они должны разработать меры по защите подрастающего поколения. Важно работать сообща, иначе все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Большое значение имеет участие органов власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом образовательном учреждении должны действовать локальные акты, отражающие и уточняющие федеральные нормативные акты, адаптирующие их к конкретным условиям.

В наше время перед родителями стоит сложная задача. Они сами должны создать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не пропадет в интернете, если он занят интересными для него вещами.

Список литературы:

  1. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. // Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.— М.: ЮНИТИ, 2016. — 239 c.
  2. Нечай А.А. Актуальные проблемы защиты информации в современных автоматических телефонных станциях / А.А. Нечай, П.Е. Котиков // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 2. С. 65-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникационной компетентнсти учащихся на уроках информатики на основе личностно ориентированного обучения. Представление опыта.

Представлено краткое описание опыта работы, который возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя ...

"Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП"

Презентация  для семинара  педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, раскрывающая психологические особенности познавательной сферы  детей с ДЦП. ( из опыта работы)...

Педагогические аспекты использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках математики

В настоящее время наша школа оснащена компьютерным классом и компьютерами в учебных кабинетах и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при...

Мастер-класс «Информационная безопасность на уроках информатики»

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный дост...

Историко-педагогический аспект обучения слепоглухонемых в России и других странах.

История обучения слепоглухонемых насчитывает более 150 лет.Но, очевидно, что существует столько же, сколько человечество.  Досередины XIX в. большинство исследователей считали слепоглухонемых обу...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.Методика обучения...