"Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП"
презентация к уроку на тему

Епихина Елена Юрьевна

Презентация  для семинара  педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, раскрывающая психологические особенности познавательной сферы  детей с ДЦП. ( из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП». Педагог-психолог Епихина Елена Юрьевна

Слайд 2

ДЦП – обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают ДЦП

Слайд 3

Детский церебральный паралич(ДЦП)- проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, с возрастом состояние ребенка , как правило, улучшается. По наследству не передается. Чем раньше начато лечение и коррекция, тем больший эффект от них будет.

Слайд 4

Причины ДЦП наследственные генетические факторы; нарушение кровоснабжения или недостаток кислорода мозга плода; это фактор инфекционный (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и т.д.); действия токсических факторов; воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей, рентгеновского, радиационного излучения -физические неблагоприятные факторы; механический фактор – родовая травма.

Слайд 5

Характерные особенности церебрального паралича нарушения двигательной активности(происходит нарушение координации движений, мышечная патология- спастика ); непроизвольные движения; аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития; трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни

Слайд 6

Особенности ощущения и восприятия Недостатки развития анализаторов-ребенку не удается оценить форму предмета, пропорции, фактуру, детали; бедность сенсорного опыта

Слайд 7

Трудности пространственной ориентации

Слайд 8

Особенности памяти Механическая память в норме или превышает норму; Препятствовать актуализации знаний может истощаемость нервной системы; Словесно-логическая память может страдать из-за недоразвития речи

Слайд 9

Особенности мышления несущественные признаки предметов, имеют большее значение, чем для здоровых детей того же; с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями ;

Слайд 10

Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, преобладанием игровых мотивов .

Слайд 11

Особенности познавательной деятельности при ДЦП Неравномерный дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций ( мозаичный характер поражения мозга); Выраженность астенических проявлений(повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем; Трудности формирования пространственных представлений

Слайд 12

Психоорганические проявления-замедленность , истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема памяти; Низкая познавательная активность, которая проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель- ности .

Слайд 13

1 ) предотвращение утомляемости, 2) учет ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, 3) подкрепление мотивации через создание ситуации успеха, 4) развитие эмоционально-волевых и коммуникативных качеств

Слайд 14

При ранней коррекционной работе, организованном взаимодействии учителя и родителей учащихся с ДЦП всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Такие дети обычно легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.

Слайд 15

Литература 1.Инденбаум Е.Л. Специальная психология для начинающих :психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Иркутск-2014 2. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова , Р.Д. Бабенкова , Е.М. Мастюкова . — 2-е изд., перераб . и доп. - М. : Просвещение, 1993. 3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М. : Академия, 2001. 4. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис . докт . псх . н. – Москва, 2001 5. Осокин В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики /Под ред. Е.Л. Инденбаум . Уч.пос . Иркутск, 2005.-С.89-96. 6. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд …психол.наук.. Нижний Новгород, 2011 7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. . —— М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Психолого-педагогическая диагностика при обучении детей, находящихся на индивидуальном обучении

Трудности учителя, который обучает детей, находящихся  на индивидуальном обучении. Необходимость взаимодействия всех сторон педагогического процесса (родитель, медики, психологи, классный руковод...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС ООО

Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих ва...

Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....