"Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП"
презентация к уроку на тему

Епихина Елена Юрьевна

Презентация  для семинара  педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, раскрывающая психологические особенности познавательной сферы  детей с ДЦП. ( из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП». Педагог-психолог Епихина Елена Юрьевна

Слайд 2

ДЦП – обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают ДЦП

Слайд 3

Детский церебральный паралич(ДЦП)- проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, с возрастом состояние ребенка , как правило, улучшается. По наследству не передается. Чем раньше начато лечение и коррекция, тем больший эффект от них будет.

Слайд 4

Причины ДЦП наследственные генетические факторы; нарушение кровоснабжения или недостаток кислорода мозга плода; это фактор инфекционный (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и т.д.); действия токсических факторов; воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей, рентгеновского, радиационного излучения -физические неблагоприятные факторы; механический фактор – родовая травма.

Слайд 5

Характерные особенности церебрального паралича нарушения двигательной активности(происходит нарушение координации движений, мышечная патология- спастика ); непроизвольные движения; аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития; трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни

Слайд 6

Особенности ощущения и восприятия Недостатки развития анализаторов-ребенку не удается оценить форму предмета, пропорции, фактуру, детали; бедность сенсорного опыта

Слайд 7

Трудности пространственной ориентации

Слайд 8

Особенности памяти Механическая память в норме или превышает норму; Препятствовать актуализации знаний может истощаемость нервной системы; Словесно-логическая память может страдать из-за недоразвития речи

Слайд 9

Особенности мышления несущественные признаки предметов, имеют большее значение, чем для здоровых детей того же; с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями ;

Слайд 10

Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, преобладанием игровых мотивов .

Слайд 11

Особенности познавательной деятельности при ДЦП Неравномерный дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций ( мозаичный характер поражения мозга); Выраженность астенических проявлений(повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем; Трудности формирования пространственных представлений

Слайд 12

Психоорганические проявления-замедленность , истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема памяти; Низкая познавательная активность, которая проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель- ности .

Слайд 13

1 ) предотвращение утомляемости, 2) учет ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, 3) подкрепление мотивации через создание ситуации успеха, 4) развитие эмоционально-волевых и коммуникативных качеств

Слайд 14

При ранней коррекционной работе, организованном взаимодействии учителя и родителей учащихся с ДЦП всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Такие дети обычно легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.

Слайд 15

Литература 1.Инденбаум Е.Л. Специальная психология для начинающих :психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Иркутск-2014 2. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова , Р.Д. Бабенкова , Е.М. Мастюкова . — 2-е изд., перераб . и доп. - М. : Просвещение, 1993. 3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М. : Академия, 2001. 4. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис . докт . псх . н. – Москва, 2001 5. Осокин В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики /Под ред. Е.Л. Инденбаум . Уч.пос . Иркутск, 2005.-С.89-96. 6. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд …психол.наук.. Нижний Новгород, 2011 7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. . —— М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Слайд 16

Спасибо за внимание!