ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
методическая разработка по психологии на тему

Борисенко Валентина Владимировна

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога» , проходившей в г. Благовещенске, Амурской области в 2015 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисенко Валентина Владимировна

педагог-психолог МОБУ Талаканской СОШ № 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.

Для решения данной задачи в нашей школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Цель: создание в школе системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

 своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

 определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

 создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными

возможностями здоровья основной образовательной программы образования и их интеграции в образовательном учреждении;

 осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация

индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;

 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. [3]

Основные принципы реализации программы сопровождения

- Индивидуальный подход и дифференцированность. Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая помощь специалистов, система психолого-педагогического сопровождения создаёт условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду. [1]

- Целостность (в масштабах класса, школы), работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

- Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.).

- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения ребенка в школе.

- Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.

2. Участники психолого-педагогического сопровождения

  • Дети с ОВЗ, дети-инвалиды
  • Родители детей с ОВЗ, детей-инвалидов
  • Педагоги, работающие с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
  • Родители детей, обучающихся совместно с детьми с ОВЗ

А также: 

  • Учащиеся школы в целом
  • Родители учащихся школы
  • Весь педагогический коллектив

Специалисты: 

  • Психолог школы
  • Социальный педагог

Организующий центр: 

  • Психолого - педагогический консилиум школы

3. Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума

  • Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков
  • Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе
  • Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы
  • Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения.
  • Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению  образовательной и социализирующей среды

5. Содержание деятельности психолога в инклюзивном процессе 

  • Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей с ОВЗ.
  • Проведение просветительской работы с педагогами, работающими в классах с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ.
  • Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
  • Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям  школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками.
  • Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции.
  • Разработка программ и проведение индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы.
  • Проведение групповых занятий с учащимися класса, где обучаются дети с ОВЗ по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи.
  • Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода.
  • Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком.
  • Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ,  особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка. [2]

Основными показателями эффективности психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ, являются:

 - все дети с ОВЗ, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают школу, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

 - родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

 - специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями. [2]

В нашей школе обучается 6 детей с ограниченными возможностями здоровья, трое из них дети-инвалиды. Все они включены в образовательный процесс, обучаются в общеобразовательных классах со своими сверстниками, активно участвуют в жизни школы, посещают кружки, участвуют в конкурсах. Для обучающихся по VII виду (2 человека) и VIII (1 человек), разработаны и реализуются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с психологом, с учетом их индивидуальных особенностей. Ведется постоянная работа с родителями, которые получают необходимую консультационную помощь, рекомендации по поддержке и развитию их детей.

Таким образом, разработанная программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в полной мере с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На данный момент можно говорить о положительной динамике в развитии социальных навыков, все дети адаптированы и приняты детским коллективом, получают достаточную помощь и поддержку в обучении, чувствуют себя комфортно среди своих сверстников.

Подводя итог, необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение в обучении детей с ОВЗ – это необходимая составляющая в современном образовательном пространстве, позволяющая обеспечить благополучное включение детей не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
  2. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 30-31с.
  3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.  – 10-11с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Борисенко Валентина Владимировна педагог-психолог МОБУ Талаканской СОШ № 5

Слайд 2

Программа психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ Цель: создание в школе системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями. Задачи:  своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;  определение особых образовательных потребностей детей;  создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы образования и их интеграции в образовательном учреждении;  осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;  обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;  реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Слайд 3

Основные принципы реализации программы сопровождения - Индивидуальный подход и дифференцированность - Целостность (в масштабах класса, школы) - Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.) - Непрерывность - Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса - Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

Слайд 4

2. Субъекты психолого-педагогического сопровождения Дети с ОВЗ, дети-инвалиды Родители детей с ОВЗ, детей-инвалидов Педагоги, работающие с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Родители детей, обучающихся совместно с детьми с ОВЗ А также: Учащиеся школы в целом Родители учащихся школы Весь педагогический коллектив Специалисты: Психолог школы Социальный педагог Организующий центр: Психолого - педагогический консилиум школы

Слайд 5

3. Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению образовательной и социализирующей среды

Слайд 6

5. Содержание деятельности педагога-психолога Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей с ОВЗ. Проведение просветительской работы с педагогами, работающими в классах с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции Разработка программ и проведение индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы Проведение групповых занятий с учащимися класса, где обучаются дети с ОВЗ по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка

Слайд 7

Показатели эффективности психолого-педагогического сопровождения все дети с ОВЗ показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают школу, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой; родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями

Слайд 8

София К. обучающаяся 2 класса

Слайд 9

Конкурс «Безопасная дорога»

Слайд 10

День здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и преп...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...

Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями

Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...