ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
статья на тему

Починок Ирина Григорьевна
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Интегрированное обучение проблемных детей входит в практику образования. Процесс обучения детей с особыми потребностями базируется на следующих положениях: • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать; • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; • Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья Починок50.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРНАНИЧЕЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.Г.Починок,

учитель истории

 МБОУ СОШ пос.Литовко

                                                                                                                     I:\неделя психологии\101_0562.JPG

Совместное воспитание и обучение в условиях нашей  общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Интегрированное обучение проблемных детей входит в практику образования. Процесс обучения детей с особыми потребностями базируется на следующих положениях:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе;
 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать;
·  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

            Цель работы – осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, коррекция имеющихся недостатков развития.

Этапы работы школы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

I Социально-педагогическая диагностика.

Основные принципы диагностической работы: комплексность, всесторонность, целостность.

II Обработка полученных данных

1 Систематизация

2.Анализ и обобщение

3. Перевод на язык конкретной педагогической практики

Обработка полученных данных находит своё отражение в индивидуальном коррекционном дневнике учащегося.

III Подборка  программ, образовательного маршрута

Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений.

IV Проведение коррекционно-развивающей работы в течение определенного периода

Социальная реабилитация;

Педагогическая коррекция;

Психологическая  и логопедическая коррекция;

Соматическая коррекция.

Ожидаемые результаты для детей:

·  Усиление учебной мотивации(приобретения переносятся в учебную жизнь);

·  Способность работать в команде, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы;

·  Развитие психических процессов;

·  Коррекция речевых нарушений;

·  Освоение новых культурных норм;

·  Повышение авторитета у сверстников;

·  Рефлексия, анализ деятельности, планирование (Чего хочу?)

·  Профессиональная ориентация с последующим устройством в средние специальные учебные заведения.

Ожидаемые результаты для педагогов

·  Умение проектировать образовательные события, индивидуальные программы;

·  Выход за границу сложившейся практики;

·  Освоение новых форм образовательной деятельности;

·  Рефлексия;

·  Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок школьной программы, новые педагогические приёмы);

·  Готовность работать с новым содержанием образования;

·  Повышение мотивации к педагогическим открытиям, к исследованию и пробам;

·  Приобретение опыта работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья.
Основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» педагогов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

         В школе разрабатывается алгоритм психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В школе  организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка и на желании ему помочь.

              ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

                                 

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Обучаться по данной форме могут дети с 1 по 11 классы.

Такое обучение организуется только для больных детей на основании письменного заявления родителей или законных представителей ребенка, заключения медико-социальной экспертизы лечебно-профилактического учреждения, заключения ПМПК и решения администрации общеобразовательного учреждения, в котором обучается больной ребенок. В справке, выдаваемой медико-социальной экспертизой, указывается рекомендуемая программа обучения, а также в помощи каких специалистов нуждается ребенок (в индивидуальной программе реабилитации). При необходимости учащийся может быть направлен в районную психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения программы обучения в том случае, если это специальная программа.
            Учителя, нашей школы осуществляют обучение трёх детей на дому, они назначены администрацией школы из педагогических работников, непосредственно работающих в школе.  Индивидуальное обучение детей организованно на основе приказов по школе. На каждого обучающегося подобраны учебные планы. Составлено расписание занятий, которое обязательно согласовывается с родителями .
              Отслеживание проведенных занятий осуществляется в журналах учета проведенных занятий. За ведением журналов, регулярным выставлением текущих и итоговых оценок ведется административный контроль со стороны заместителей директоров по учебно-воспитательной работе согласно планам внутришкольного контроля. Отмена индивидуального обучения или его приостановка в общеобразовательном учреждении осуществляется в соответствии с приказами.
Аттестация и перевод учащихся осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». Ученик 9 класса Хусарь Г.успешно сдал выпускные экзамены получил аттестат основного образца без указания формы обучения  и собирается продолжить обучение в нашей школе.

        Литература:

1. Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», Москва.

2. Н.Н. Малофеев об инклюзии в РФ. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.

3. Закон «Об образовании» Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...