Главные вкладки

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    статья на тему

    Починок Ирина Григорьевна
    "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Интегрированное обучение проблемных детей входит в практику образования. Процесс обучения детей с особыми потребностями базируется на следующих положениях: • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать; • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; • Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья Починок50.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРНАНИЧЕЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    И.Г.Починок,

    учитель истории

     МБОУ СОШ пос.Литовко

                                                                                                                         I:\неделя психологии\101_0562.JPG

    Совместное воспитание и обучение в условиях нашей  общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Интегрированное обучение проблемных детей входит в практику образования. Процесс обучения детей с особыми потребностями базируется на следующих положениях:

    · Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
      Каждый человек способен чувствовать и думать;
    · Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    · Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе;
     Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    · Для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать;
    ·  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

                Цель работы – осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, коррекция имеющихся недостатков развития.

    Этапы работы школы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

    I Социально-педагогическая диагностика.

    Основные принципы диагностической работы: комплексность, всесторонность, целостность.

    II Обработка полученных данных

    1 Систематизация

    2.Анализ и обобщение

    3. Перевод на язык конкретной педагогической практики

    Обработка полученных данных находит своё отражение в индивидуальном коррекционном дневнике учащегося.

    III Подборка  программ, образовательного маршрута

    Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений.

    IV Проведение коррекционно-развивающей работы в течение определенного периода

    Социальная реабилитация;

    Педагогическая коррекция;

    Психологическая  и логопедическая коррекция;

    Соматическая коррекция.

    Ожидаемые результаты для детей:

    ·  Усиление учебной мотивации(приобретения переносятся в учебную жизнь);

    ·  Способность работать в команде, принимать решения, использовать собственные и внешние ресурсы;

    ·  Развитие психических процессов;

    ·  Коррекция речевых нарушений;

    ·  Освоение новых культурных норм;

    ·  Повышение авторитета у сверстников;

    ·  Рефлексия, анализ деятельности, планирование (Чего хочу?)

    ·  Профессиональная ориентация с последующим устройством в средние специальные учебные заведения.

    Ожидаемые результаты для педагогов

    ·  Умение проектировать образовательные события, индивидуальные программы;

    ·  Выход за границу сложившейся практики;

    ·  Освоение новых форм образовательной деятельности;

    ·  Рефлексия;

    ·  Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок школьной программы, новые педагогические приёмы);

    ·  Готовность работать с новым содержанием образования;

    ·  Повышение мотивации к педагогическим открытиям, к исследованию и пробам;

    ·  Приобретение опыта работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья.
    Основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» педагогов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

             В школе разрабатывается алгоритм психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В школе  организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка и на желании ему помочь.

                  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

                                     

    Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Обучаться по данной форме могут дети с 1 по 11 классы.

    Такое обучение организуется только для больных детей на основании письменного заявления родителей или законных представителей ребенка, заключения медико-социальной экспертизы лечебно-профилактического учреждения, заключения ПМПК и решения администрации общеобразовательного учреждения, в котором обучается больной ребенок. В справке, выдаваемой медико-социальной экспертизой, указывается рекомендуемая программа обучения, а также в помощи каких специалистов нуждается ребенок (в индивидуальной программе реабилитации). При необходимости учащийся может быть направлен в районную психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения программы обучения в том случае, если это специальная программа.
                Учителя, нашей школы осуществляют обучение трёх детей на дому, они назначены администрацией школы из педагогических работников, непосредственно работающих в школе.  Индивидуальное обучение детей организованно на основе приказов по школе. На каждого обучающегося подобраны учебные планы. Составлено расписание занятий, которое обязательно согласовывается с родителями .
                  Отслеживание проведенных занятий осуществляется в журналах учета проведенных занятий. За ведением журналов, регулярным выставлением текущих и итоговых оценок ведется административный контроль со стороны заместителей директоров по учебно-воспитательной работе согласно планам внутришкольного контроля. Отмена индивидуального обучения или его приостановка в общеобразовательном учреждении осуществляется в соответствии с приказами.
    Аттестация и перевод учащихся осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». Ученик 9 класса Хусарь Г.успешно сдал выпускные экзамены получил аттестат основного образца без указания формы обучения  и собирается продолжить обучение в нашей школе.

            Литература:

    1. Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», Москва.

    2. Н.Н. Малофеев об инклюзии в РФ. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.

    3. Закон «Об образовании» Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

    Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

    Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

    Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

    Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

    Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

    Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....