Рабочая программа по информатике 7-9 класс
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Сергеева Светлана Александровна

Программа разработана на основе Примерной рабочей программы для основной школы ИНФОРМАТИКА  7 - 9 классы. Авторы: Семакин И.Г., Цветкова Т.С. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Приморско-Ахтарск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 имени 30-летия Победы

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                     решением педагогического совета

                                                                                от  «30» августа 2021   года протокол № 1

                                                                                Председатель

               _____________         Бурун М.Н.

                подпись руководителя ОУ                     Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По   _______информатике_и ИКТ_____

(указать учебный  предмет, курс)

Уровень образования (класс) _основное общее образование 7-9 класс 

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов __102 ч__( 34ч. в год в каждом классе)_____              

Учитель    Сергеева Светлана Александровна

Программа разработана на основе Примерной рабочей программы для основной школы ИНФОРМАТИКА  7 - 9 классы. Авторы: Семакин И.Г., Цветкова Т.С. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016г.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

1) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до

 действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

2) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры,  интерпретировать полученный результат;  

3) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:

формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;

решение простейших комбинаторных задач;

определение основных статистических характеристик числовых наборов;

оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;

наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;

умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

4) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

распознавание верных и неверных высказываний;

оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

решение практических задач с применением простейших свойств фигур;

выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;

5) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

6) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

7) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

8) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

9) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

10) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений; умение использовать персональные средства доступа.

Предметные результаты освоения курса информатики на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося будут сформированы умения:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);  
  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

1.        Гражданского воспитания

формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

2.        Патриотического воспитания

ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения информатик как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3.        Духовно-нравственного воспитания

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,

стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

5.        Физического   воспитания,    формирования    культуры    здоровья    и

эмоционального благополучия

осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия

вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

6. Трудового воспитания

коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

7. Экологического воспитания

экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;

экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

8. Ценностей научного познания

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

познавательной и        информационной                культуры,        в        том        числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса        к обучению        и познанию,                любознательности,                готовности        и способности к самообразованию,        исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной  задачи, собственные возможности ее решения
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования  ИКТ (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты  освоения информатики

В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к знаниям и умениям по окончанию курса 7 класса:

  1. Человек и информация

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании  компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;ЯЯ
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,  устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты);  понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность  программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение  программного обеспечения  и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  1. Текстовая информация и компьютер

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение  текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  1. Графическая информация и компьютер

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  1. Мультимедиа и компьютерные презентации

Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа;

принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Требования к знаниям и умениям по окончанию курса 8 класса:

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование  

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Табличные вычисления на компьютере

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных  расчетов.

Требования к знаниям и умениям по окончанию курса 9 класса:

  1. Управление и алгоритмы  

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование  

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования..

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема безопасности информации;
  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

 Учащийся должен уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа в отличии от авторской (35 ч) рассчитана на 34 учебные недели. Поэтому сокращено резервное время за каждый год обучения на 1 час.

7 класс

Общее число часов: 32 ч. Резерв учебного времени: 2 часа.

Введение в предмет 1 ч.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов,  текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

8 класс

Общее число часов: 32 ч. Резерв учебного времени: 2 часа.

Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Информационное моделирование  4 ч (3+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Хранение и обработка информации в базах данных 10ч  (5+5)

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

  Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;  формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;  формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

9 класс

Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа.

Управление и алгоритмы  12 ч (5+7)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Введение в программирование  15 ч (5+10)+ 2ч из резерва =17ч (6+11)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

  1. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Линия «Информация и информационные процессы»

Проект «Новости компьютерного мира»

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал и снабдить его собственными комментариями типа «это 34-скоростной CD-ROM, который я хотел бы купить для игр» и так далее. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Длительность: четверть, учебный год.

Линия «Компьютер»

Проект «Выбери ПК»

Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую  конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

Линия «Моделирование»

Проект «Модель процесса»

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.

Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Линия «Управление и алгоритмы»

Проект «Управляющие системы»

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью.

Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме. Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель учителю.

Линия «Информационные технологии»

Проект «Кроссворд - проверь свои знания».

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Размещение проектов дистанционном курсе СДО Кубани.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Проект «Открытка»

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление поздравителной открытки на одну из актуальных тем. Размещение проектов дистанционном курсе СДО Кубани.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для работы с текстом и графикой, расширение круга их практического применения.

                       При составлении рабочей  программы по информатике учитывается воспитательная составляющая, что отражается в личностных результатах. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая  2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определено, что личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе по следующим направлениям воспитательной деятельности:

1) гражданского воспитания:

2) патриотического воспитания;

3) духовно-нравственного воспитания;

4) эстетического воспитания;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;

6) трудового воспитания;

7) экологического воспитания;

8) ценности научного познания.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания образовательной организации  представлено в следующем виде:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ урока

Тема урока

кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основные направления воспитательной деятельности

Раздел I.                                                         Введение в предмет (1 ч.)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе  

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи (подбирать синонимы);
  • приводить примеры действий по обеспечению безопасности в компьютерном классе

1,5, 6, 8

Раздел II.                                                     Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры различных способов передачи сведений (произнесение при разговоре по телефону фразы «Меня зовут Женя», передача соседу по парте шпаргалки с текстом «Волга впадает в Каспийское море», заполнение на компьютере заказа на покупку в интернет-магазине книги «Робинзон Крузо») и пояснять, какие физические процессы при этом происходят.

2,5, 7

Информационные процессы

1 ч.

2, 8

Работа с тренажёром клавиатуры  

1 ч.

5, 8

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры символов, которые встречаются в книгах, написанных на русском языке;
  • приводить примеры общеупотребительных символов, которые, как правило, не встречаются в книгах, написанных на естественных языках (дорожные знаки и т. п.).

Практическая деятельность:

  • Решение задач вида:
  • Сколько есть текстов данной длины в данном алфавите?
  • Перечислить все тексты длины 4 в алфавите из двух букв.
  • Найти наименьшее число к, для которого есть не менее 20 различных текстов длины к в 4-буквенном алфавите

8

Раздел III.                                                Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать причины физических ограничений вычислительной мощности компьютера заданного размера;
  • сравнивать производительность, стоимость приобретения и стоимость эксплуатации суперкомпьютера и персонального компьютера;
  • анализировать различные гигиенические, эргономические и технические нормы эксплуатации средств ИКТ и ущерб от несоблюдения этих норм.

Практическая деятельность:

  • исследование компонент компьютера;
  • сравнение характеристик различных однотипных устройств

6, 8

Устройство ПКи его основные характеристики.

Знакомство с комплектацией ПК, подключение внешних устройств.

1 ч.

8

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • сравнивать функции сходных по назначению программных систем и сервисов.

3,8

Пользовательский интерфейс

Знакомство с  интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

1 ч.

8

Работа с файловой структурой операционной системы

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • выражать одни операции файловой системы через другие (если это возможно);
  • выполнять различные команды файловой системы в различных файловых менеджерах.

Практическая деятельность:

  • оценивать размер файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени: клавиатура, микрофон, фотокамера, видеокамера;
  • выполнять лабораторные работы по измерению степени сжатия данных (относительных размеров файлов), обеспечиваемого различными алгоритмами

6, 8

Итоговое тестирование  по темам: Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

1 ч.

6, 8

Раздел IV.                                               Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, которые встречаются в окружающей жизни;
  • зашифровывать тексты с помощью своих кодов.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать текст при заданной кодовой таблице;
  • определять количество символов, которые можно закодировать, используя двоичный код с фиксированной длиной кодового слова;
  • выражать длину заданного двоичного текста в байтах, килобайтах и т. д. Оперировать с единицами измерения размеров двоичных текстов;
  • переводить числа из двоичной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную;
  • выполнять кодирование и декодирование текстов, написанных на смеси латиницы и кириллицы (66 русских букв и 52 латинские буквы, пробел, цифры и специальные знаки), используя таблицы: а) Юникода; б) КОИ-8; в) Windows 1251

4, 5, 8

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • называть несколько команд обработки текстов, общих для различных текстовых редакторов.

Практическая деятельность:

  • создавать различные виды текстов в одном из редакторов

6, 8

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1 ч.

4, 8

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1 ч.

4, 8

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1 ч.

6, 8

Работа с таблицами

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

4, 6

Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль,  стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов

1 ч.

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать на и более эффективные способы решения учебных и познавательных задач

4, 8

Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1 ч.

4, 6, 8

Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер

1 ч.

8

Раздел V.                                                  Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • знать способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
  • Какие существуют области применения компьютерной графики.

Назначение графических редакторов.

4, 6, 8

Работа с растровым графическим редактором

1 ч.

4, 8

Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором, работа с конструктором цветов

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • знать способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
  • Какие существуют области применения компьютерной графики.
  • Назначение графических редакторов.
  • Назначение основных компонентов среды графического редактора.

Практическая деятельность:

  • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов.

4, 8

Работа с векторным графическим редактором

1 ч.

4, 8

Технические средства компьютерной графики

1 ч.

6, 8

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

1 ч.

4, 6, 8

Раздел VI.                                               Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • знать что такое мультимедиа.
  • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера.

Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

4, 6, 8

Создание презентации с применением текста и графики

1 ч.

4, 6, 8

Представление звука в памяти компьютера. Запись звука с использованием цифровой техники

1 ч.

Практическая деятельность:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение и текст.

6, 8

Технические средства мультимедиа.

1 ч.

Практическая деятельность:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

6, 8

Создание презентации с применением записанного звука и изображения.

1 ч.

4, 6, 8

Создание презентации с использованием гиперссылок

4, 6, 8

РазделVII.                                             Закрепление (резерв) 2 ч

Итоговое тестирование

1 ч.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

8

Обобщение изученного

1 ч.

8

8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основные направления воспитательной деятельности

Раздел I.                                                                      Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)

1

ТБ при работе в компьютерном классе. Регистрация  в ЭУК  СДО Кубани.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию; аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

 Практическая деятельность:

  • уметь использовать электронную почту, чат, форум;
  • участвовать в работе форума СДО Кубани;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными свойствами

6, 8

2

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

1 ч.

6, 8

3

Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей

1 ч.

6, 8

4

Работа с электронной почтой. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

1 ч.

6, 8

5

ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете

1 ч.

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете

6, 8

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • описывать возможные пути поиска информации с использованием и без использования компьютера, с использованием и без использования Интернета;
  • указывать преимущества и недостатки различных способов поиска.

Практическая деятельность:

  • проводить поиск информации в Интернете, в файловой системе, в словаре

6,8

7

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1 ч.

4, 6, 8

8

Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях

8

Раздел II.                                                                      Информационное моделирование  4 ч (3+1)

9

Понятие модели и свойства моделей. Графические информационные модели.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры носителей информации (электронных и неэлектронных);
  • уметь объяснять сравнительные преимущества и недостатки различных носителей информации

Практическая деятельность:

  • оценивать размер файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени: клавиатура, микрофон, фотокамера, видеокамера;
  • выполнять лабораторные работы по измерению степени сжатия данных (относительных размеров файлов), обеспечиваемого различными алгоритмами

4, 6, 8

10

Табличные модели

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

4, 6, 8

11

Информационное моделирование на компьютере

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью

1 ч.

4, 6, 8

12

Итоговое тестирование по теме  Информационное моделирование.

1 ч.

4, 8

Раздел III.                                                                         Хранение и обработка информации в базах данных 1 0ч (5+5)

13

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1 ч.

8

14

Назначение СУБД.

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

1 ч.

6, 8

15

Проектирование и создание однотабличной базы данных на компьютере

1 ч.

6, 8

16

Условия поиска информации, простые логические выражения

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать логическую структуру фраз естественного языка.

Практическая деятельность:

  • вычислять истинное значение логической формулы

8

17

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

1 ч.

8

18

Логические операции. Сложные условия поиска

1 ч.

8

19

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

1 ч.

8

20

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1 ч.

8

21

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

1 ч.

8

22

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

1 ч.

8

Раздел IV.                                                                   Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)

23

Системы счисления.  Двоичная система счисления.

1 ч.

8

24

Представление чисел в памяти компьютера

1 ч.

8

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

6, 8

25

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

8

26

Абсолютная и относительная адресация. Диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

8

27

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

1 ч.

8

28

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

4, 8

29

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

1 ч.

Практическая деятельность:

  • анализировать данные с помощью динамических таблиц;
  • строить графики и диаграммы

4, 6, 8

30

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры математических моделей, изучаемых в школе (модель объекта «материальная точка на прямой»; модель процесса «равномерное движение материальной точки на прямой до столкновения с препятствием» и др.);
  • выделять математические модели среди представленных описаний явлений окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • подбор параметров модели с помощью натурных экспериментов или известных данных;
  • поиск необходимых данных в Интернете и учебнонаучной литературе (самостоятельно или с помощью учителя);
  • проведение компьютерных экспериментов

6, 8

31

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

1 ч.

8

Раздел V.                                                                           Резерв 2 ч.

32

Итоговый тест по курсу 8 класса

1 ч.

8

33–34

Резерв

2 ч.

6, 8


9 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

  1. Управление и алгоритмы  12 ч (5+7)

1

Управление и кибернетика.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать системы команд и отказов учебных действия и команды-вопросы;
  •  процессы функционирования исполнителей, описывать обстановки этих исполнителей, команды-действия и команды-вопросы;
  • уметь составить и записать алгоритм решения для несложных задач, которые решаются исполнителем, управляемым с помощью пульта;
  • анализировать работу алгоритмов в зависимости от исходных данных алгоритмов.

Практическая деятельность:

  • решать задачи по управлению исполнителем для достижения требуемого результата, командуя учебным исполнителем с помощью пульта;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для Робота; для вычисления значения конкретного арифметического выражения (исполнителем арифметических действий);
  • уметь записать (неформально) план управления учебным исполнителем при решении простейших задач, уметь записать (формально) план управления в какой-либо реальной системе программирования;
  • исполнять алгоритм при заданных исходных данных;

строить линейные программы на выбранном алгоритмическом языке по словесному описанию алгоритма, записывать и выполнять их в выбранной среде программирования

6, 8

2

Определение и свойства алгоритма. Знакомство с графическим исполнителем.

1 ч.

8

3

Разработка линейных алгоритмов для графического исполнителя.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать программы, написанные с применением перечисленных управляющих конструкций;
  • анализировать изменение значений величин путём пошагового выполнения программ.

Практическая деятельность:

  • создавать и выполнять программы управления исполнителями с применением перечисленных управляющих конструкций;
  • вносить добавления и исправления в представленные учителем программы так, чтобы они решали поставленную задачу;
  • создавать и выполнять несложные программы с использованием перечисленных типов величин;
  • рисовать графики изменения значений числовых величин с помощью графического исполнителя

6, 8

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

1 ч.

8

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

1 ч.

8

6

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

1 ч.

8

7

Разработка циклических алгоритмов с постусловием.

1 ч.

8

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

1 ч.

8

9

Ветвящиеся алгоритмы. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

1 ч.

8

10

Составление алгоритмов со сложной структурой

1 ч.

8

11

Зачётное задание: Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для ГРИС

1 ч.

8

12

Тест  по теме Управление и алгоритмы

1 ч.

8

Введение в программирование  15 ч (5+10)+ 2ч из резерва =17ч (6+11)

13

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных.

1 ч.

6, 8

14

Линейные вычислительные алгоритмы

1 ч.

8

15

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной  программе)

1 ч.

4, 8

16

Знакомство с языком Паскаль. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы;
  • составлять документации программ по образцам

4, 6, 8

17

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

6, 8

18

Оператор ветвления.  Логические операции на Паскале

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

19

Разработка программы  с использованием ветвления и логических операций

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

20

Циклы на языке Паскаль

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

21

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

22

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида

Использование алгоритма Евклида при решении задач

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

23

Одномерные массивы в Паскале

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

24

Разработка программ обработки  одномерных массивов

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

25

Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

26

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.  

1 ч.

8

27

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

Составление программы  на Паскале поиска минимального и максимального элементов

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы в выбранной среде программирования;
  • составлять документации программ по образцам

8

28

Сортировка массива

Составление программы  на Паскале сортировки массива

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • определять зависимость времени работы программы (количества шагов выполнения) от размера исходных данных, например длины массива.

Практическая деятельность:

  • решать задачи на составление алгоритмов и программ;
  • разрабатывать и отлаживать программы;
  • составлять документации программ по образцам

8

29

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

1 ч.

8

Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)

30

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать охват территории России и всего мира мировыми информационными сетями;
  • приводить примеры стандартизации в области ИКТ, указывать примеры монополизации в области ИКТ и их воздействия на процессы информатизации

6, 8

31

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

1 ч.

1, 6, 8

32

Социальная информатика: информационная безопасность

1 ч.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ.

Практическая деятельность:

  • определять наличие вредоносной программы на персональном компьютере, приводить описание мер по недопущению распространения вредоносных программ с личных устройств ИКТ;
  • работать с антивирусными программами;
  • приводить примеры правовых актов (международных или российских), действующих в области ИКТ

1, 2, 8

33

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

1 ч.

8

Резерв

34

Обобщение изученного

1 ч.

8

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей математики МАОУСОШ № 18

от «30» августа 2021 г.  № 1

_____________________

  / ___________________/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УР

____________________

            /Н.Г.Падалка_/

от «30» августа 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...