Цикл с заданным условием окончания работы
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Нуну Екатерина Ивановна

План-конспект  урока по информатике  для 8 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блок-схема № 1 Блок-схема №2 Цикл с предусловием, цикл-ПОКА Цикл с постусловием, цикл-ДО

Слайд 2

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОВТОРЕНИЕ «Цикл с заданным условием окончания работы (цикл - ДО)» Информатика и ИКТ

Слайд 3

Цикл с заданным условием окончания работы (цикл-ДО, цикл с постусловием) Тело цикла Условие да нет Запись на алгоритмическом языке: нц <тело_цикла(последовательность действий)> кц при <условие>

Слайд 4

Вычисление переменной b Конец да нет Начало a := 1 b := 1 a = 8 a := a *2 b := b + a b

Слайд 5

Домашнее задание п.2.4.3 Цикл с заданным условием окончания работы (цикл - ДО) прочитать, стр.95 №2 9

Слайд 6

«Ура! Я все понял» «Есть над чем поработать, но буду делать домашнее задание – научусь» «Я не уверен в своих знаниях, боюсь, что домашнее задание не выполню»



Предварительный просмотр:

План-конспект  урока по информатике  для 8 класса.

Учитель информатики: Нуну Е.И.

Дата:1.03.2018.

Тема урока: «Цикл с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием)».

Тип урока: урок изучения нового материал.

Вид урока: комбинированный урок.

Цели и задачи:

  1. Образовательная:  закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; ознакомление с циклом с постусловием; получение навыков в составлении компьютерных программ на основе приобретенных сведений.
  2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-техническом обществе XXI века.
  3. Развивающая: активизация логического, комбинированного мышления. Расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и остальных сферах человеческих знаний.

Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально,  в группах.

Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы.

Мультимедиа-конспект: урок-презентация «Цикл с заданным условием окончания работы». Информатика 8 класс.

Структура урока:

План-конспект открытого урока по информатике для 8 класса 

Учитель информатики: Бауер Н. В., 

Дата: 12.05.2015 

Тема урока: «Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным

условием продолжения работы». 

Тип урока: Урок изучения нового материала. 

Вид урока: комбинированный урок (лекция, мультимедиа, практикум, самостоятельная

работа). 

Цели и задачи:  

1.  Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; ознакомление

с циклом с предусловием; получение навыков в составлении компьютерных программ на  

основе приобретѐнных сведений. 

2.  Воспитательная:  подготовка учеников к активной жизни в информационно-

технологическом обществе XXI века. 

3.  Развивающая: активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. 

Расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах

человеческих знаний. 

Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования

ИКТ (ИКТ-компетенции). 

Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами. 

Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально и в группе. 

Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в

условиях развития информационного общества. 

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы,  

специализированное программное обеспечение (среда программирования  «Pascal»). 

Мультимедиа-контент: урок-презентация «Цикл с заданным условием продолжения 

работы». Информатика. 8класс. Язык программирования Паскаль. 

План-конспект открытого урока по информатике для 8 класса 

Учитель информатики: Бауер Н. В., 

Дата: 12.05.2015 

Тема урока: «Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным

условием продолжения работы». 

Тип урока: Урок изучения нового материала. 

Вид урока: комбинированный урок (лекция, мультимедиа, практикум, самостоятельная

работа). 

Цели и задачи:  

1.  Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; ознакомление

с циклом с предусловием; получение навыков в составлении компьютерных программ на  

основе приобретѐнных сведений. 

2.  Воспитательная:  подготовка учеников к активной жизни в информационно-

технологическом обществе XXI века. 

3.  Развивающая: активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. 

Расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах

человеческих знаний. 

Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования

ИКТ (ИКТ-компетенции). 

Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами. 

Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально и в группе. 

Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в

условиях развития информационного общества. 

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы,  

специализированное программное обеспечение (среда программирования  «Pascal»). 

Мультимедиа-контент: урок-презентация «Цикл с заданным условием продолжения 

работы». Информатика. 8класс. Язык программирования Паскаль. 

План-конспект открытого урока по информатике для 8 класса 

Учитель информатики: Бауер Н. В., 

Дата: 12.05.2015 

Тема урока: «Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным

условием продолжения работы». 

Тип урока: Урок изучения нового материала. 

Вид урока: комбинированный урок (лекция, мультимедиа, практикум, самостоятельная

работа). 

Цели и задачи:  

1.  Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; ознакомление

с циклом с предусловием; получение навыков в составлении компьютерных программ на  

основе приобретѐнных сведений. 

2.  Воспитательная:  подготовка учеников к активной жизни в информационно-

технологическом обществе XXI века. 

3.  Развивающая: активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. 

Расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах

человеческих знаний. 

Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования

ИКТ (ИКТ-компетенции). 

Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами. 

Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально и в группе. 

Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в

условиях развития информационного общества. 

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы,  

специализированное программное обеспечение (среда программирования  «Pascal»). 

Мультимедиа-контент: урок-презентация «Цикл с заданным условием продолжения 

работы». Информатика. 8класс. Язык программирования Паскаль. 

  1. Организационный момент (2 минута);
  2. Проверка ранее изученного материала (5 минут);
  3. Изучение нового материала (15 минут);
  4. Закрепление нового материала (12 минут);
  5. Итог урока или коррекция отметок (3 минут);
  6. Домашнее задание (3 минуты).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

  1. Проверка ранее изученного материала.

Актуализация знаний.

Google тест: https://docs.google.com/forms/d/13aW3TCTbYD6cUwbnQMuSk749ouSQErzFcqATBRc8e_c/edit

  1. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена ниже?

а) линейный;

б) разветвляющийся;

в) циклический;

г) вспомогательный.

  1. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена ниже?

а) линейный;

б) разветвляющийся с неполным ветвлением;

в) циклический;

г) разветвляющийся с полным ветвлением;

  1. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена ниже?

а) линейный;

б) разветвляющийся с неполным ветвлением;

в) циклический;

г) разветвляющийся с полным ветвлением;

Ответы: 1-а;2-г;3-б.

Критерии оценивания (взаимопроверка):

Оценка

Количество правильно решенных заданий.

«5»

3

«4»

2

«3»

1

Самостоятельная работа у интерактивной  доски 1 ученика, критерии оценивания те же самые.

Полученные оценки выставляются в оценочный лист.

Анализ выполненной работы:

  1. Кто выполнил работу без единой ошибки?
  2. Кто выполнил работу с 1 ошибкой?

Все молодцы, приступаем к изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала (15 минут).

Слайд №1. На прошлом уроке мы с вами изучили ЦИКЛ-ПОКА или цикл с предусловием. На слайде вы видите две блок-схемы, одна из них цикл-пока (которую мы изучили ранее, какая из них 1 или 2). Обратите внимание на соседнюю блок-схему, в чем же отличие от предыдущей блок-схемы? В цикле с предусловием сначала выполнялась проверка условия, а затем тело цикла. А на второй блок схеме (сначала выполняется тело цикла, а затем проверка условия). Как вы думаете, как называется данная алгоритмическая конструкция? (ЦИКЛ-ДО, цикл с постусловием). Записываем тему урока: «Цикл с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием)».

Слайд 2. Логика работы этой конструкции описывается схемой, показанной на рисунке 1.

http://infoegehelp.ru/my_image_zadachi/blok_schema_cycle4.jpg рис. 1

Алгоритмический язык

Нц

<тело цикла (последовательность действий)>

кц при <условие>

Выполняется цикл-ДО следующим образом:

1) выполняется тело цикла;

2) проверяется условие (вычисляется значение логического выражения); если условие не удовлетворяется (НЕТ), то снова выполняется тело цикла и осуществляется переход к проверке условия; если же условие удовлетворяется, то выполнение цикла заканчивается. В любом случае тело цикла будет выполнено хотя бы один раз.


Пример 1. Вычислим значение переменной b согласно следующему алгоритму.

Решение данной задачи оформим в виде таблицы.

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие

а

b

1

a:=1

1

-

2

b:=1

1

3

a:=a*2

2

4

b:=b+a

3

5

a=8

2=8(нет)

6

a:=a*2

4

7

b:=b+a

7

8

a=8

4=8(нет)

9

a:=a*2

8

10

b:=b+a

15

11

a=8

8=8 (да)

12

Вывод b

15

  1. Закрепление нового материала (13 минут);

Работа в группах, ребята делятся на две группы.

Работа каждого ученика оценивается в оценочном листе.


Группа 1

Группа 2

Задание 1.

Задание 1.

Задание 2. Определите значения переменных  после выполнения фрагмента алгоритма.

x

y

x

y

4

8

15

5

Задание 2. Определите значения переменных  после выполнения фрагмента алгоритма.

x

y

x

y

4

8

15

5

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4

Творческое задание: Составить блок-схему с циклом- ДО.

Творческое задание: Составить блок-схему с циклом- ДО.


Решение:

Группа 1

Задание 1.

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие

m

n

1

m:=15

15

2

n:=1

1

3

m:=m-2

13

4

n:=n*2

2

5

m<6

13<6(нет)

6

m:=m-2

11

7

n:=n*2

4

8

m<6

11<6(нет)

9

m:=m-2

9

10

n:=n*2

8

11

m<6

9<6(нет)

12

m:=m-2

7

13

n:=n*2

16

14

m<6

7<6(нет)

15

m:=m-2

5

16

n:=n*2

32

17

m<6

5<6(да)

18

Вывод n,m

5

32

Задание 2.

x

y

x

y

4

8

15

5

2

4

13

-10

0

2

-2

2

-4

4

-6

8

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4

8

10

6

4

6

18

4

10

4

24

2

14

2

28

0

16

0

30

Группа 2. Задание 1.

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие

m

n

1

x:=17

17

2

y:=2

2

3

x:=x-3

14

4

y:=y*3

6

5

x<4

14<4(нет)

6

x:=x-3

11

7

y:=y*3

18

8

x<4

11<4(нет)

9

x:=x-3

9

10

y:=y*3

54

11

x<4

9<4(нет)

12

x:=x-3

6

13

y:=y*3

162

14

x<4

6<4(нет)

15

x:=x-3

3

16

y:=y*3

486

17

x<4

3<4(да)

18

Вывод x,y

3

486

Задание 2.

x

y

x

y

4

8

15

5

2

4

13

-10

0

2

-2

2

-4

4

-6

8

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4

8

10

6

4

6

18

4

10

4

24

2

14

2

28

0

16

0

30

  1. Итог урока или коррекция отметок.

Учитель оценивает работу каждой группы (говорит оценки).

Сбор оценочных листов, в журнал будут выставлены оценки с учетом ваших оценочных листов.

А теперь проведем рефлексию.

Дети, перед вами цветные жетоны. Возьмите цвет и наклейте на светофор, который висит на доске.

hello_html_m4d466bb7.png«Ура! Я все понял» – зеленый цвет.

hello_html_m4d466bb7.png«Есть над чем поработать, но буду делать домашнее задание – научусь» – желтый.

hello_html_m4d466bb7.png«Я не уверен в своих знаниях, боюсь, что домашнее задание не выполню» – красный цвет.

  1. Домашнее задание (3 минуты).

п.2.4.3 Цикл с заданным условием продолжения работы (цикл - ДО) прочитать, стр.95 №29


Приложение

Оценочный лист ученика.

ФИО

Повторение

Работа в группах

Итог

учитель

группа

 

Заготовки:

Задание 1.  (вместе с учителем)

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие


Группа 1

Задание 1.

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие


Задание 2.

x

y

x

y

4

8

15

5

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4


Группа 2.

Задание 1.

Шаг алгоритма

Операции

Переменные

Условие


Задание 2.

x

y

x

y

4

8

15

5

Дополнительно задание.

x

y

x

y

10

0

8

-4

Рефлексия

Цвет

Значение

hello_html_m4d466bb7.png«Ура! Я все понял»

hello_html_m4d466bb7.png«Есть над чем поработать, но буду делать домашнее задание – научусь»

hello_html_m4d466bb7.png«Я не уверен в своих знаниях, боюсь, что домашнее задание не выполню»


Цикл с заданным условием окончания работы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Тест на актуализацию знаний

Google формы

Тест

https://docs.google.com/forms/d/13aW3TCTbYD6cUwbnQMuSk749ouSQErzFcqATBRc8e_c/edit?usp=drive_web 

2.

Физкультминутка

Microsoft Power Point

Видеофрагмент

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3798229099284213144&from=tabbar&parent-reqid=1639366460819820-14140252979224539306-sas3-0667-06b-sas-l7-balancer-8080-BAL-4085&text=физкультминутка+на+уроках+информатики 

3.

Изучение нового материала

Microsoft Power Point

Презентация

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.

Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

Учащиеся получат умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «цикл»....

Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"

Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс....

Урок Цикл с заданным условием окончания работы

Тема урока: Цикл с заданным условием окончания работы Тип урока: открытие новых знаний.Технологии урока: смысловое чтение.Методы работы: частично- поисковый, проблемный.Цели урокаЛичностные:  раз...