Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Мелихова Ольга Геннадьевна

Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tsikl_s_postusloviem.doc674 КБ
Файл tsikl_s_postusloviem_vfk.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Тема: Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Класс: 8 класс

Базовый учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 8 класса»

Цель урока: формирование у обучающихся понимания принципа работы цикла с постусловием и навыков написания программ с использованием оператора repeat.

Планируемые образовательные результаты:

   предметные: умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл;

   личностные: формирование алгоритмического мышления, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

   регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планирование, организация, контроль учебного труда;

   коммуникативные: формирование умения слушать, слышать, рассуждать, высказывать собственную точку зрения;

   познавательные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: смешанный.

 МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические. 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, технология проблемного обучения.

План занятия:

  1. Организационный этап (1 мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Изучение нового материала (12 мин)
  4. Физкульминутка (2 мин)
  5. Первичное закрепление изученного материала (10 мин)
  6. Закрепление изученного материала (5 мин)
  7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
  8. Домашнее задание (1 мин)
  9. Подведение итогов урока (2 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Пожелание хорошего настроения, удачи и думаю, что этот урок будет полезен.

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова Стива Джобса «Если хочешь идти новым путем, ты должен преодолеть его сам» (Слайд  ).  

Продолжаем изучать большой раздел информатики «Начала программирования»

  1. Актуализация знаний

Ранее мы с вами рассматривали задачу о солдате, который получил приказ командира «копать канаву от столба и до обеда». Копание канавы – это циклический процесс. Какой цикл при построении алгоритма надо использовать? И почему? (неизвестно число повторений)

Посмотрим на фрагмент блок-схемы (слайд  ). Условие выполнения тела цикла здесь указано вначале, перед телом цикла. Это оправдано. Мы с вами проверяли. Итак, здесь используется оператор WHILE.

Скажите, пожалуйста, как работает этот оператор? (Учащийся отвечает)

Может так случиться, что ни в ходе работы алгоритма мы не зайдем в этот цикл? В каком случае? (когда условие не будет выполнено).

Назовите мне основные моменты, которые надо предусмотреть в программе для правильной работы условного цикла WHILE. (задать начальные значения для первоначального входа в цикл, в теле цикла обязательно меня значение переменной, входящей в условие, иначе будет зацикливание)

Значит, мы сначала проверяем условие, а затем входим в тело цикла. Напоминаю, что этот цикл называется условным циклом с предусловием. 

Перед вами рабочие листы с таблицей. Заполните 1-ый столбец.

А теперь задача кота Леопольда (слайд  )

Посмотрим фрагмент мультфильма. Я думаю, он вам хорошо знаком. (слайд   )

Итак, задача для мышей «найти клад». Можем ли мы использовать цикл с предусловием в этом случае? Можем, но по идее для того, чтобы найти, надо копнуть, то есть мышь копнет и проверяет уперлась ли лопата в сундук. Если нет, то еще копнет, и так далее. Значит в этом алгоритме надо поменять местами блоки условие и тело цикла.

Построим фрагмент алгоритма решения задачи поиска клада кота Леопольда. (слайд  )

Далее попросить обучающегося смоделировать действия по алгоритму, вписать условие (Клад найден? Нет. Возвращаемся к оператору тела цикла)

Обратите внимание:

  1.  условие выполнения цикла находится после тела цикла,  
  2. цикл выполняется пока условие «ложно».

Такой цикл называется циклом с постусловием

Заметьте, что условие здесь стоит после тела цикла. Если цикл, в котором условие стоит перед телом цикла называют циклом с предусловием, то как можно назвать этот цикл?. Условие у него стоит после тела цикла? Его называют -  цикл с постусловием

Мы сегодня его и будем изучать. Как определим тему урока?

III. Изучение нового материала

Итак. Тема нашего урока «Цикл с постусловием».

Цель урока (слайд )

Исходя из темы урока и поставленной цели, формулируем задачи (слайд  )

Теперь я предлагаю вам поставить свою личную цель. Что вы хотите, предполагаете получить от этого урока.

Сформулируйте цель и запишите в тетради, можно перефразировать какую-либо из представленных на слайде, тогда запишите номер в тетради.

Продолжаем работу. Общий вид фрагмента  (Слайд )

Давайте смоделируем работу блок-схемы (отвечает учащийся)

Зайдем ли мы в цикл первый раз? (Да)

При каком условии мы продолжаем выполнение цикла? (Если условие ложно)

При каком условии мы выходим из цикла. (Когда условие истинно)

Сравним блок-схемы цикла с предусловием и цикла с постусловием:

  1. Зайдем ли мы в цикл первый раз?
  2. При каком условии мы продолжаем выполнение цикла?
  3. При каком условии мы выходим из цикла.

Далее. Оператор цикла с постусловием REPEAT

Формат оператора (Слайд).  Далее пояснить формат оператора.

Обращается внимание, что условие стоит в конце оператора.

При описании циклов с постусловием необходимо принимать во внимание следующее: (слайд )

- перед первым выполнением цикла условие его окончания (или продолжения) должно быть определено;

- тело цикла должно содержать хотя бы один оператор, влияющий на условие окончания (продолжения), иначе цикл будет бесконечным;

- условие окончания цикла должно быть в результате выполнено.

Скажите, пожалуйста, если у нас в теле цикла несколько операторов, нужно ли ставить их в блок begin – end? Почему?

Вернемся к таблице (на листочках) и заполним вторую колонку.

  1. Физкульминутка
  2. Первичное закрепление изученного материала.

Теперь задача: написать программу решения задачи. (Слайд   )  

Задача: составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.

  1. Закрепление изученного материала

Предлагается заполнить таблицу. (Слайд  )

Далее предлагается задача: с клавиатуры вводится четырехзначное целое число. Определить сумму его цифр.

  1.  Рефлексия учебной деятельности

Отмечается, что было пройдено на уроке. Учитель анализирует работу учащихся на уроке и выставляет оценки

  1. Домашнее задание
  1. На листочках вам даны две задачи. Предлагается выполнить одну из них. Если сделаете все задания – прекрасно.
  1. Подведение итогов урока

Итак, учебная цель выполнена.

Как вы считаете, достигнуты ли вами ваши личные цели (Слайд с целями)    

Хочется закончить урок словами Стива Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем?»

Спасибо за сегодняшнюю работу, спасибо за урок. Всего доброго. 

Практическое задание

Вопросы

Цикл с предусловием

Цикл с постусловием

Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений).

Известно

Неизвестно

Известно

Неизвестно

Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла).

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Условие – тело цикла

Тело цикла – условие

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно).

Истинно

Ложно

Истинно

Ложно

Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия).

Истинность

Ложность

Истинность

Ложность

Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin-end… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет

Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение …

Да

Нет

Да

Нет

Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет)

Да

Нет

Да

Нет

Домашнее задание

  1. Составить программу, используя цикл с постусловием:

Подсчитать сумму всех нечётных чисел от 230 до 430

  1. Напишите программу через цикл с постусловием для задачи:

Найти сумму цифр шестизначного числа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задача о солдате t T<=13.30 да нет копать условие да нет Тело цикла Цикл с предусловием while условие do оператор ;

Слайд 5

Фрагмент блок-схемы ? да нет копать t Клада нет? да нет копать

Слайд 11

Заполнить таблицу Вопросы Цикл с предусловием Цикл с постусловием Это цикл, у которого … (заранее известно/неизвестно количество повторений). Известно Неизвестно Известно Неизвестно Это цикл, у которого такой порядок: вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт(условие цикла/тело цикла). Условие – тело цикла Тело цикла – условие Условие – тело цикла Тело цикла – условие Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно). Истинно Ложно Истинно Ложно Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия). Истинность Ложность Истинность Ложность Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки begin - end … (да/нет) Да Нет Да Нет Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение … Да Нет Да Нет Тело цикла выполнится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет) Да Нет Да Нет

Слайд 12

условие да нет Тело цикла условие да нет Тело цикла Цикл с предусловием Цикл с постусловием while условие do оператор ; repeat оператор 1; оператор2; … until условие ;

Слайд 13

Физкультминутка Физкультминутка Физкультминутка

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.

Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

Учащиеся получат умения записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «цикл»....

Презентация и технологическая карта урока по информатике, 8 класс. Тема: "Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы."

Технологическая карта урока Предмет, класс:  Информатика  и ИКТ, 8 класс.Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.Тема урока: Алгоритмическая конструкция...

Цикл с заданным условием окончания работы

План-конспект  урока по информатике  для 8 класса....

Урок Цикл с заданным условием окончания работы

Тема урока: Цикл с заданным условием окончания работы Тип урока: открытие новых знаний.Технологии урока: смысловое чтение.Методы работы: частично- поисковый, проблемный.Цели урокаЛичностные:  раз...