Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
статья по информатике и икт (8, 9 класс)

Наша жизнь меняется, появляются новые цифровые технологии, новые «умные» гаджеты. Появляется новый термин «дети цифрового века».  Задача школы - дать возможность подключится к решению этих новых задач современности, создать инфраструктуру обучения, выявить умных, креативных детей, показать возможности и мощь современной компьютерной техники, научится управлять и программировать ее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_programmirovanieparshukov_a.yu_.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей?

  1. Проблема школьного обучения программированию

Почему нужно работать именно со школьниками? Мне кажется, что наибольшего успеха можно достичь, начиная обучать программированию учеников 8-9 класса — в дальнейшем обучаемость снижается. Детей успевают «научить плохому» школьные учителя информатики, в том числе они часто отбивают интерес к программированию, в результате остаются только те, кто готов учиться «не благодаря, но вопреки» — те, кто в любом случае будут стремиться стать программистами, «технарями». Имеющие же меньшую тягу к этой области, но весьма способные ребята, к сожалению, отсеиваются уже на этом этапе.

Главная проблема школьного обучения программированию — отсутствие системного подхода в этом вопросе. Беда в том, что в школе учат не решению проблем с помощью программирования, не разработке программ, а лишь языку программирования как таковому. Школьные уроки сводятся, по сути, к изучению конструкций языка и выполнению каких-либо заданий на эти конструкции, но не учат намного более важному умению — применять их для решения возникающих на практике задач. Те из учащихся, кто имеет талант к программированию, учатся этому самостоятельно, остальные получают представление о программировании как «скучном и нудном занятии для ботаников».

Но программирование ведь нужно не только «избранным». На уроках программирования дети учатся в первую очередь работать с информацией, структурировать её, управлять ею, а эти навыки жизненно необходимы в условиях все нарастающего «информационного вала» современной жизни. Даже приблизительное понимание, как устроен компьютер, как он работает и исполняет программы, каковы его возможности и ограничения, — важный навык в нынешних условиях, когда компьютеры проникли буквально повсюду и все больше и больше становятся для обычного человека какой-то магией («я только кнопочку нажал, и тут тако-о-ое!!!»). Даже если ребенок и не станет программистом, приобретенные во время занятия программированием навыки будут для него хорошим подспорьем в будущей жизни. От компьютеров ведь он никуда не уйдет.

  1. Зачем учить детей программированию

  1. Программирование и навыки работы с компьютером — новая универсальная грамотность как умение читать или писать.
  2. Помогает в работе специалистам разных дисциплин. Работники с навыками программирования более востребованы на рынке.
  3. Развивает вычислительное мышление. Помогает решать задачи, принимать решения и анализировать их.
  4. Поддерживает, подпитывает и стимулирует креативное мышление. Помогает придумывать новые решения и проекты.
  5. Развивает умение учиться, исправлять ошибки и искать новые области знаний.
  6. Объединяет и помогает находить общий язык с другими людьми.
  7. Мотивирует детей учиться, задавать вопросы и искать на них ответы.

  1. Некоторые аспекты решения задачи обучения программированию в гимназии №116

В гимназии с 2019 года реализуется проект дополнительного образования Центр цифрового образования (ЦЦО). Одним из важных направлений этого центра является Яндекс лицей – обучение детей программированию. Курс рассчитан на 2 года по 4 часа в неделю. Первый год посвящен основным конструкциям и базовым методам языка Python. Первый год заканчивается изучение классов и подготовкой ко второй ступени – Промышленному программированию. Во второй год обучения студенты обучаются модулям:

  • PyQt -создание графического интерфейса программ
  • PyGame – создание игр
  • WEB – Программирование Web интерфейсов (Яндекс платформа)

Курс достаточно интересный, построен на специальной платформе. Создана к каждому уроку, серия задач от классных к домашним и дополнительным. Задачи проверяются специальной системой LMS. Ребята сразу видят свои результаты, исправляют свои ошибки. Стимулом является рейтинг, который позволяет ученикам получить сертификаты разной степени.

В начале сентября ребята проходят 2-х ступенчатый контроль, и создаются группы в составе 15-17 человек. Как показывает опыт, проходят ребята целеустремленные, которые понимают о дополнительной нагрузке обучения. После первого полугодия происходит отсев и остаются в среднем 10 учеников, которые поняли «вкус» программирования.

Так как основу составляют ученик нашей школы, то мы решаем одновременно 2 задачи.

  1. Создать для мотивированных детей условия, для получения дополнительного образования программирования в комфортной среде - в своей школе.
  2. Поднимает уровень обучения физико-математического профиля в целом.

Подводя итоги можно сказать следующее.

Наша жизнь меняется, появляются новые цифровые технологии, новые «умные» гаджеты. Появляется новый термин «дети цифрового века».  Задача школы - дать возможность подключится к решению этих новых задач современности, создать инфраструктуру обучения, выявить умных, креативных детей, показать возможности и мощь современной компьютерной техники, научится управлять и программировать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять причин отдать ребёнка учиться музыке или получить профессию учителя музыки, чтобы учить этого ребенка.

Это замечательная удивительная статья  Кирнарской Д.К.,доктора искусствоведения и психологических наук, написана живым доступным языком.  Весело , с огоньком она рассказывает о серьезных вещ...

Почему не хотят учиться наши дети?

       Как это ни странно звучит, все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу. И совсе...

Статья " Зачем учить детей музыке"

Мои рассуждения и наблюдения на тему "Нужно ли в наше время обучать ребенка музыке?"...

Зачем учить английский язык детям?

Многих родителей беспокоит вопрос: с какого возраста детям начинать изучать иностранные языки. Свободное владение английским значительно облегчит ребенку будущее, позволит получить престижную работу и...

Статья «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Более 100 лет нназад Д.Дьюи сказал эти слова, но актуальными они стали именно сегодня, при внедрении ФГОС......

Программирование - новая грамотность

Умение программировать также важно как умение читать. Это требования рынка и нового мира....

Зачем учить стихи с ребенком к Новому году?

     В первую очередь, новогоднее четверостишие – это подарок малыша Деду Морозу и Снегурочке, его участие в этом большом празднике....