Организация внеурочной деятельности по информатике в ОУ
презентация к уроку по информатике и икт (5 класс)

Рыжкова Татьяна Александровна

Презентация  и текст выступления об организации внеурочной деятельности по информатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Организация внеурочной деятельности по информатике»

Слайд 1.

Слайд 2. Внеурочная деятельность в основной школе определяется введением ФГОС.

Кроме ФГОС есть письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», которое определяет количество часов внеурочной деятельности и обязательность таких занятий в любой школе.

Помимо этого письма имеется «Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 21 г.Липецка в рамках ФГОС», в котором определены цели, задачи, направления, формы и виды, учёт и контроль таких занятий.  

Внеурочная деятельность по информатике отнесена к направлению развития личности – общеинтеллектуальному, а по виду – к познавательной.

Слайд 3.  Занятия организованы впервые и если посмотреть на учебный план, то увидим, что 5 классы – единственные, в которых есть внеурочка по информатике.

Слайд 4. Учащиеся занимаются во второй половине дня. Ребята уже в начальной школе посещали  занятия во второй половине дня и не возникает никаких вопросов о позднем времени занятий. Пропуски занятий систематические у отдельных учащихся имеются, но все проблемы решаются вместе с классными руководителями.

Каждый класс разбит на 2 группы из-за того, что в кабинете 12 персональных компьютеров, а занятия предполагают практикум на 25 уроках их запланированных 37. Занятия фиксируются в журнале внеурочной деятельности с записью тем и ведением посещаемости.

Результатом должны стать программы-проекты. В тематическом планировании предусмотрено обучение учащихся организации личного информационного пространства на школьных компьютерах локально и в сети Интернет в облачных сервисах. В современных условиях стал необходимым быстрый обмен информацией между учителем и учащимися.

Но, наверное, не нужно углубляться в специфику предмета информатика. Лучше рассмотрим положительные и отрицательные стороны организации внеурочной деятельности. Семь месяцев занятий в таком формате (внеурочка по ФГОС) – это новый опыт, новый взгляд даже на свой предмет и новый взгляд на детей в отличных от уроков условиях. И взвесив все «+» и «-», обнаружила явный перевес плюсов.

Итак, обнаруженные мною достоинство таких занятий.

Слайд 5.

  1. Появилась возможность  углубления знаний и изучения тем, не предусмотренных рабочей программой по информатике и ИКТ основного общего образования (и даже среднего). Я могу заниматься с детьми тем, что и мне самой интересно и им тоже в отличие от программы обязательного минимума ООО. На деле может получиться хороший пропедевтический курс. Уровень достижения предметных результатов я определила в пояснительной записке, но, подозреваю, что к 7 классу, когда у нынешних учеников 5 класса начнётся курс информатики для меня будет полным сюрпризом.

Слайд 6. Программа моего курса рассчитана на 2 года обучения. Потому что, согласно ФГОС, в 7 классе у них начнутся уроки информатики. И на слайдах я  представляю фрагменты КТП. Из тем видим, например, тему № 27 «Словарь и визуальная грамматика языка Scratch. Движение исполнителей, их направление».

Слайд 7. А для того, чтобы изучить эту тему, мы с пятиклассниками на сегодняшний день уже прошли проценты, декартову систему координат и учащиеся уже могут задавать движение героям по вектору, включая направление с отрицательными числами. Тема «Вектор» изучаться ими будет только в курсе «Геометрия» в 9 классе???. С подобной темой мы столкнулись по информатике также с девятиклассниками. Разница в освоении этой темы просто поражает. Пятиклассники играючи задают движение героя в их игре или мультике, а девятиклассники также на компьютере не могут просчитать направление вектора. У них за самостоятельную работу 20 «2» и 16 «5» из 89 выполнявших. Качество знаний составило 35,9%. А у пятиклассников этот показатель был бы значительно выше, если бы сделать контрольный срез.

Или тема № 28 «Команды группы Перо. Повороты на заданный угол. Команды группы Движение.» предполагает уже работу с углами.

Слайд 8. Вот пример как учащиеся решают возникшие проблемы. (видео)

Слайд 9.

Слайд 10. На этом слайде фрагмент КТП на 2 год обучения. Я наглядно хотела показать через какие темы учащиеся достигнут высоких метапредметных результатов. О предметных я уже говорила выше.

Темы «Индивидуальный проект», «Вычисление математических выражений», «Условные конструкции в скрипте. Программа-тренажёр по математике», «Разработка интерактивных моделей явлений (на примере движения атомов, молекул)», «Интернет-карты. Планирование проекта-путешествия» предполагают межпредметные связи.

Слайд 11.

  1. Хочу обратить ваше внимание на следующие достоинства внеурочных заниятий. Формат занятий (свободная форма одежды, разрешаемые учителем разговоры для решения проблем, помощь друг другу) помогают глубже узнать и понять каждого ученика, раскрыть его интересы и дать толчок в развитии. Во время уроков учащиеся стеснялись высказать, чем они интересуются. Т.е. личностные результаты освоения курса могут быть очень высокими.
  2. Выявленных на занятиях одарённых учеников за отдельными рабочими местами можно готовить к олимпиадам и конкурсам. А если серьёзный уровень олимпиады, то можно пригласить на 1-2 занятия только тех, кого нужно подготовить.
  3. Есть возможность организовать проектную деятельность для научной деятельности учащихся фронтально. Каждый из учащихся может взять свою тему для проекта, в КТП указать тему «Работа над индивидуальным проектом».
  4. Такие занятия можно использовать как подготовка к конкурсам различного уровня, ежегодным акциям, проводимыми ДО администрации города Липецка также как «Индивидуальный проект» или «Подготовка проекта для конкурса». При изучении опыта учителей других школ мне такие формулировки встречались.

Но я уже упоминала о имеющихся «-» во внеурочной деятельности.

Слайд 12. Сначала отвечу на второй вопрос «Где взять рабочие программы?». Отвечаю – разрабатывать самим. В сети Интернет конечно имеются разработки, но их содержание просто не соответствует структуре и требованиям по новому положению.

Второй и третий вопросы взаимосвязаны. И я сначала решила проблему с методическим обеспечением только потом разработала программу. И наконец проблема №1 – что вести? Здесь надо надеяться на озарение, именуют которое «Эврикой».

Слайд 13. Я вспомнила итоги одной всероссийской акции «Час кода», которую должны были провести учителя информатики, а отчёт с фотографиями выложить на сайт школы и дополнительно отчитаться перед ДО. Акция оказалась очень интересна ученикам 4 класса. Они с радостью прошли уровни одной игры, параллельно при этом программируя. Одиннадцатиклассники, кстати, все 12 уровней не смогли пройти, даже Пырьева Евгения, сдававшая ЕГЭ по информатике. В начале этого года я услышала от них вопрос «А будет ли у нас в этом году Час Кода?». Вот и Эврика. Этим и займёмся. Нашла бесплатное программное обеспечение, установила. Вот только как выстроить методику преподавания? Надо искать литературу и учебники. Вот тут и возникли сложности самые большие. Учебники для учителя оказались очень дороги.

Слайд 14. На этом слайде я представила скриншоты интернет магазинов, продающих учебную литературу. Единственный автор – Голиков Денис, выложил на своём сайте бесплатно электронную версию своей книги. Ссылку на скачивание даёт только сам лично при обращении к нему по форме из магазина. Учебники других авторов если и недороги, то на самом деле не представляют интереса. А если интересные – то очень дорогие.

Но благодаря только Денису Голикову у меня есть раздаточный материал. Не было бы этого учебника – пришлось бы вообще другое направление брать.

Слайд 15. И вот когда вы начнёте разрабатывать программы по внеурочной деятельности, то приступите к этому, учась на моих «набитых шишках».

  1. Проанализировать содержание различных УМК по своему предмету.
  2. В сети  Интернет ознакомиться с опытом работы педагогов-коллег других ОУ Российской Федерации.
  3. Тщательно изучить КИМы и материалы олимпиад и конкурсов, мониторингов  и акций,  проводимых различными организациями.

Слайд 16. Ещё при составлении программы

  1. Необходимо знать уровень подготовки учащихся по данному  предмету, т.е. вникнуть в образовательную программу НОО. У меня с этим проблем не было, т.к. я учила этих детей с 3 класса.
  2. Если берёмся за разработку пропедевтического курса, нужно понимать что в начале изучения предмета в ООО учащимся не должно быть скучно на уроках. По прежнему должна присутствовать новизна знаний.

И ещё немаловажный вопрос.

Слайд 17. Эту проблему озвучили сами дети. Они хотят оценки. Пусть и проучились они 4 года по ФГОС и они должны согласно ФГОС уметь сами себя оценивать и ставить перед собой задачу. Но психологически они хотят, чтобы их оценили насколько хорошо они это сделали. Оценка для них является определённой планкой, через которую они хотят перепрыгнуть. Я неофициально была вынуждена ввести им вот такое рейтинговое оценивание.

Слайд 18.

  • Правильно выполненное д/з – 1 балл,
  • Участие в олимпиаде по предмету - +все набранные баллы и +1 балл за участие,
  • Выполнение практических заданий –    1-2 балла в зависимости от сложности,
  • Проектная деятельность – 5 баллов.

Все баллы в итоге суммируются.

Ребята ждут рейтинг и постоянно «мониторят» свой уровень.

Всем успехов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Организация внеурочной деятельности по информатике

Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание учащихся к своему предмету. Заинтересовать учащихся бывает совсем не просто. Урок-игра, проектная и исследовательская д...

Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...

Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном...

Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"

Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах...