Организация внеурочной деятельности по информатике
материал по информатике и икт на тему

Кудинова Валентина Валентиновна

Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание учащихся к своему предмету. Заинтересовать учащихся бывает совсем не просто. Урок-игра, проектная и исследовательская деятельность учащихся - вот пожалуй наиболее широко и повсеместно используемые формы организации деятельности учащихся, но если не ограничиваться только этими формами можно и нужно разнообразить деятельность учащихся и такими формами деятельности как: урок - игра, урок моделирование, урок – путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_po_informatike.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация внеурочной деятельности по информатике»

                                                        

                                                                                                                     Кудинова Валентина Валентиновна,                                                            учитель информатики

                                                           второй квалификационной категории                                                            МКОУ ООШ № 25 п. Бородыновка

Минераловодского района

                                                       

                                                       

 «Организация внеурочной деятельности по информатике»

Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание учащихся к своему предмету. Заинтересовать учащихся бывает совсем не просто. Урок-игра, проектная и исследовательская деятельность учащихся - вот пожалуй наиболее широко и повсеместно используемые формы  организации деятельности учащихся, но если не ограничиваться только этими формами можно  и нужно разнообразить деятельность учащихся и такими формами деятельности как: урок - игра,  урок моделирование, урок – путешествие. В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися. Такую форму деятельности и организации учебного процесса подсказала сама жизнь. При изучении темы «История ВТ» приходится использовать массу литературы, закладки книг и перечень файлов, которые  не всегда все легко удержать в памяти. Причем тематика подобных  сайтов многообразна и обширна, начиная от истории конкретной фирмы, например IBM и заканчивая сайтами,  рассказывающими об отдельных деталях и компонентах ПК. Теперь эту форму организации урока широко использую при объяснении таких тем как,  гипертекст и гиперссылки. Просматриваем лучшие и достойнейшие образцы сайтостроения. Осмысливаем структуру сайта, удобство навигации, дизайн, особенности технического решения. Эту практику широко используют и учителя предметники, в частности учителя изо и МХК. Урок-специализация использую при объяснении темы компоненты ПК, когда учащиеся получают задание собрать компьютер своей мечты после изучения темы «Компоненты ПК» и во время изучения элективного курса «Анатомия ПК». Часто  ученикам даю задание  найти и составить прайс-лист для покупки такого компьютера. После составления покупки проводим урок-защиту своего выбранного «детища» Урок-семинар тоже достаточно интересная форма работы, когда учащиеся получают задание найти и обосновать свою точку зрения по предложенной теме,  например во время семинара  «Актуальные вопросы информатики», была  предложена проблема «Хранения информации». Учащиеся в предварительном обсуждении выделили следующие проблемные места: «История хранения информации»,  «Современные устройства: достоинства и недостатки», « Что имеем не храним?». Для подтверждения и аргументации своих доводов они использовали факты из истории ВТ, статьи из СМИ, забавные и курьезные случаи из жизни.

На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности обучающихся отделения НПО по информатике и ИКТ, осуществляемой с помощью информационных технологий:

-       развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;

-       удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества;

-       формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

-       подготовка личности «информационного общества»;

-       вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности обучающихся по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

-       организация внеурочной деятельности обучающихся с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;

-       организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;

-       развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);

-       внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся по информатике и ИКТ, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся:

-       образовательная - обучение обучающихся по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;

-       воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;

-       креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;

-       рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;

-        функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

-       функция самореализации - самоопределение обучающихся в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-       контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;

-       интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства колледжа.

Принципы внеурочной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

  1. Принцип связи обучения с жизнью.
    Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
  2. Принцип коммуникативной активности учащихся.
    Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
  3. Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
    Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
    Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
    Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.
    Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
    Формы внеурочной работы по информатике:

-       факультативные занятия;

-       олимпиада;

-       интеллектуальный марафон;

-       декада по информатике (Приложение1).

Приложение 1.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Дата

Мероприятия

Ответственные

Начальные классы

Старшие классы

17.02.2014

Понедельник

 

«Конкурс газет»

«Конкурс Web-страниц»

Кудинова В.В., Коваленко Л.Д.

18.02.2014

Вторник

 «Викторина по информатике»

 

 

«Конкурс шифровальщиков»

Кудинова В.В., Розумяк Л.Н.

19.02.2014

Среда

 

«Любители кроссвордов»

 

Кудинова В.В., Трегубова В.М.

20.02.2014

Четверг

 «Конкурс по робототехнике»

 

 

 

 

Сербинович Г.И.

21.02.2014

Пятница

 

 «Знатоки информатики»

Кудинова В.В.

22.02.2014

Суббота

 

Подведение итогов

 

Кудинова В.В.

24.02.2014

Понедельник

Награждение победителей

Кудинова В.В., Шелухина М.Н.

 

Литература:

  1. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы : 7–9 классы. Авторы: Цветкова М. С., Богомолова О. Б. 
  2. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы. Авторы: Цветкова М. С., Богомолова О. Б.
  3. Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»
  4. http:// cis.rudn.ru/;
  5. http://sites.google.com/;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...

Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном...

Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"

Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах...

Организация внеурочной деятельности по информатике в ОУ

Презентация  и текст выступления об организации внеурочной деятельности по информатике...