Рабочая программа по информатики 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Хирьянова Виктория Александровна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК) и на примерной программе основного общего образования по информатике с учётом авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.  «Информатика: Учебник для 6 класса», требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass_informatika.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

Учебники, образующие завершенную предметную линию по информатике для основной школы:

  1. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа»  относится к двум различным  возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 6 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа разработана для параллели учащихся 6-х классов, с учетом количественного и качественного состава каждого класса, умственных и физиологических особенностей учащихся. Часы для изучения информатики в 5 классе выделены из школьного компонента

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

  1. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  3. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова .– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Место изучаемого предмета в учебном плане

  1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану 2020-2021 учебного года ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 552 на изучение информатики   в 6 классе отводится 1 ч в неделю (34 часа в год).
  2. Разделы углублённого курса предлагается изучать в рамках домашних заданий, самостоятельной работы и элективных курсов предпрофильной подготовки или факультативных занятий.
  3. Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.


Формы обучения информатике

1.        Фронтальное обучение;

2.        Коллективная форма;

3.        Групповая форма;

4.        Парное обучение;

5.        Индивидуальная форма;

6.        Демонстрация;

7.        Лабораторная работа (фронтальная);

8.        Лабораторная работа (индивидуальная);

9.        Семинар;

10.        Проектная форма обучения.

Современные типы и виды уроков информатики

•        уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);

•        уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок);

•        уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект);

•        уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).

Используются следующие средства обучения учебно-наглядные пособия (иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.), демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: диктант, самостоятельная. контрольная, зачет, тест. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • объекты и системы;
  • информация вокруг нас;
  • информационное модели;
  • алгоритмика.

  1. Объекты и системы (10 часов).

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3).

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3).

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 6).

  1. Информация вокруг нас (3 часа).

Информация. Информативность. Знание. Чувственное познание (ощущение, восприятие, представление). Мышление (понятие суждение, умозаключение). Объект. Признаки объекта. Существенные признаки. Понятие. Логические операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Понятие (видовое, родовое). Логические операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Определение понятия.

Практические работы:

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1).

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 2,3).

  1.  Информационное модели (9 часов).

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Практические работы:

Практическая работа №8 «Создаём графические модели».

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели».

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки».

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4).

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3).

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4,6).

  1. Алгоритмика (10 часов).

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Практические работы:

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».  

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками».

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию».

Резерв 2 часа.

Календарно-тематическое планирование

по «Информатике» в 6 классе

на 2021-2022 учебный год

(34 ч., 1 час в неделю)

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Виды, формы контроля

Планируемые результаты

Планируемые сроки

По плану

По факту

Объекты и системы (10 часов)

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Объект. Множество. Общее имя. Едичное имя. Собственное имя. Свойства объекта. Действия объекта. Поведение объекта. Состояние объекта. Техника безопасности.

Повторение  правил поведения в компьютерном классе, изучение новой темы  с использованием презентации «Объекты окружающего мира», знакомство с понятиями «объект», «множество», «общее имя», «единичное имя», «собственное имя», «свойства объекта», «действия объекта», «состояние объекта».

Выполнение заданий «3, 4, 9, 10 из учебника. Работа с клавиатурным тренажером

Предметные — общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках;

Метапредметные — умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

Личностные — навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

+

2

Объекты операционной системы.

Файл. Имя файла. Тип файла. Папка. Файловая система. Операции с файлами (модификация, копирование, удаление, перемещение). Бит. Байт. Килобайт. Мегабайт. Гигабайт. Окно Мой компьютер.

Изучение нового материала с использованием презентации «Компьютерные объекты»,  знакомство с понятиями «файл», «имя файла», «тип файла», «папка».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»  

Предметные — представления о компьютерных объектах и их признаках;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки);

Личностные — понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

+

3

Файлы и папки. Размер файла.

Изучение нового материала с использованием презентации «Компьютерные объекты». Знакомство с понятиями «файловая система», «операции с файлами», «бит», «байт», «килобайт», «мегабайт», «гигабайт».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

+

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Объект. Отношение. Имя отношения. Множество. Круги Эйлера.

Изучение нового материала с использованием презентации «Отношение объектов и множеств».  Знакомство с понятиями «объект», «отношение», «имя отношения», «множество», «круги Эйлера»

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

Предметные — представления об отношениях между объектами;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими

объектами;

Личностные — понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

+

5

Отношение «входит в состав».

Объект. Отношение. Отношение «Входит в состав». Схема состава.

Изучение нового материала с использованием презентации «Отношение объектов и множеств».  Знакомство с понятиями «отношение входит в состав», «схема состава».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

+

6

Отношение является разновидностью. Классификация объектов

Объект. Отношение. Отношение «Является разновидностью». Схема разновидностей. Классификация (естественная, искусственная). Основание классификации.

Изучение нового материала с использованием презентации «Разновидность объектов и их классификация».  Знакомство с понятиями «отношение  является разновидностью», «схема разновидностей», «классификация»

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Предметные — представление об отношении «является разновидностью»;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

Личностные — понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления.

+


7

Классификация компьютерных объектов.

Объект. Отношение. Отношение «Является разновидностью». Классификация.

Изучение нового материала с использованием презентации «Разновидность объектов и их классификация».  

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Предметные — подходы к классификации компьютерных объектов;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

Личностные — понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления.

+

8

Системы объектов. Состав и структура системы

Объект. Система. Структура. Состав. Системный подход. Системный эффект.

Изучение нового материала с использованием презентации «Системы объектов».  Знакомство с понятиями «структура», «системный подход», «системный эффект».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

 Предметные — понятия системы, черного ящика;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

Личностные — понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

2 четверть 6а +

6б и 6в+

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Объект. Система. Входы системы. Системный подход. Системный эффект. «Черный ящик».

Изучение нового материала с использованием презентации «Системы объектов».  Знакомство с понятием «черный ящик».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение заданий №63-66 из РТ

2 четверть 6б и 6в +  6а+

10

Персональный компьютер как система.

Объект. Система. Входы системы. Системный подход. Системный эффект. Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение. Информационные ресурсы. Интерфейс.

Изучение нового материала с использованием презентации « Персональный компьютер как система»

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

+


Информация вокруг нас (3 часа)

11

Способы познания окружающего мира.

Информация. Информативность. Знание. Чувственное познание (ощущение, восприятие, представление). Мышление ( понятие суждение, умозаключение).

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  Изучение нового материала с использованием презентации «Как  мы познаем окружающий мир». Знакомство с понятиями «знание», «чувственное познание», «мышление», «суждение», «умозаключение».

Тематический контроль «Объекты и системы» в форме тестирования. 10-15 мин.

Выполнение задач №1-6 из учебника.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Предметные — представления о способах познания окружающего мира;

Метапредметные — ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

+

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Объект. Признаки объекта. Существенные признаки. Понятие. Логические операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Изучение нового материала с использованием презентации « Понятие как форма мышления».  Знакомство с понятиями «объект», «признаки объекта», «понятие», «логические операции».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение задач №87, 88, 90, 92 из РТ.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)  

Предметные — представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта;

Метапредметные — владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека.

+

13

Определение понятия.

Понятие (видовое, родовое). Логические операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Определение понятия.

Изучение нового материала с использованием презентации « Понятие как форма мышления».  Знакомство с определением «понятие».  

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение задач №94, 95, 98 из РТ.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)  

+


Информационные модели (9 часов)

14

Информационное моделирование как метод познания.  

Объект-оригинал. Модель. Моделирование. Натуральная модель. Информационная модель.

Изучение нового материала с использованием презентации « Информационное моделирование». Знакомство с понятиями «объект-оригинал», «модель», «моделирование», «натуральная модель», «информационная модель».

Тематический контроль «Человек и информация» в форме тестирования. 10-15 мин.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Предметные — представления о моделях и моделировании;

Метапредметные — владение знаково-символическими действиями;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

+

15

Словесные информационные модели. Словесные описания.

Объект-оригинал. Модель. Объект-оригинал. Модель. Моделирование. Информационная модель. Знаковая информационная модель. Словесное описание (научное, художественное).

Изучение нового материала с использованием презентации «Информационное моделирование», Знакомство с понятиями «знаковая информационная модель», «словесное описание».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Предметные — представления о знаковых словесных информационных моделях;

Метапредметные — владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

+

16

Словесные информационные модели. Математические модели.

Объект-оригинал. Модель. Моделирование. Информационная модель. Знаковая информационная модель. Словесное описание. Многоуровневый список. Математическая модель.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Информационное моделирование».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Предметные — представления о математических моделях как разновидности информационных моделей;

Метапредметные — владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

+

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Объект-оригинал. Модель. Моделирование. Информационная модель. Табличная информационная модель. Таблицы типов «объекты-свойства» и «объект-объекты-один».

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Табличные информационные модели».   Знакомство с понятием «Табличная информационная модель».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Предметные — представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей;

Метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

+

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Модель. Моделирование. Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица. Класс. Объект. Взаимно однозначное соответствие.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Табличные информационные модели».   Знакомство с понятием «взаимно однозначное соответствие».  

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение задач №129, 131 из РТ.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Предметные — представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;

Метапредметные — умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

+

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

Модель. Информационная модель. График. Диаграмма.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Графики и диаграммы».  

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Выполнение задач №1-6 из учебника.

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

Предметные — представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;

Метапредметные — умение визуализировать числовые данные, читать простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

20

Наглядное представление о соотношении величин.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Графики и диаграммы». Деление класса на группы для выполнения проекта.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

21

Многообразие схем

Модель. Информационная модель. Схема.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Схемы».  Знакомство с понятием «схема».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Выполнение задач №142-145 из РТ.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

Предметные — представления о схемах как разновидностях информационных моделей;

Метапредметные — умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Модель. Информационная модель. Схема. Вершина. Дуга. Ребро. Граф (ориентированные, неориентированный, взвешенный). Путь. Сеть. Семантическая сеть. Иерархия. Дерево.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Схемы». Знакомство с понятиями  «вершина», «дуга», «ребро», «граф», «путь», «сеть», «семантическая сеть», «иерархия», «дерево».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

Предметные — представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве — графе иерархической системы;

Метапредметные — умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.


Алгоритмика (10 часов)

23

Что такое алгоритм.

Постановка задачи. Исходные данные. Результат. Алгоритм.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Что такое алгоритм».   Знакомство с понятиями «исходные данные», «результат», «алгоритм».

Тематический контроль «Информационное моделирование» в форме тестирования. 10-15 мин.

Выполнение задания №3 из учебника.

Предметные — умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;

Метапредметные — умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

24

Исполнители вокруг нас.

Алгоритм. Исполнитель. Система команд исполнителя. Формальный исполнитель. Автоматизация.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Алгоритмы и исполнители».   Знакомство с понятиями «исполнитель», «СКИ», «формальный исполнитель», «автоматизация».  Работа в среде исполнителя Кузнечик.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

25

Формы записи алгоритмов.

Алгоритм. Исполнитель. Блок-схема.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Алгоритмы и исполнители».   Знакомство с понятием «блок-схема».   Работа в среде исполнителя Водолей.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

26

Линейные алгоритмы.

Алгоритм. Исполнитель. Блок-схема. Линейный алгоритм.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Типы алгоритмов».  Знакомство с понятием «линейный алгоритм». Создание блок-схемы линейного алгоритма.

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».  


27

Алгоритмы с ветвлениями.

Алгоритм. Тип алгоритма. Линейный алгоритм. Условие. Ветвление. Гиперссылка.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Типы алгоритмов».  Знакомство с понятиями «условие», «ветвление», «гиперссылка».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

28

Алгоритмы с повторениями.

Алгоритм. Тип алгоритма. Линейный алгоритм. Условие. Ветвление. Повторение. Цикл.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Типы алгоритмов».  Знакомство с понятием «повторение».

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления  Чертежник.

Алгоритм. Исполнитель. Формальный исполнитель. Круг решаемых задач. Среда исполнителя. Схема команд исполнителя. Система команд исполнителя. Режимы работы исполнителя (непосредственный, программный). Управление.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Управление исполнителем Чертежник».   Знакомство с понятиями «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «режимы работы исполнителя».

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Работа в среде исполнителя Чертёжник

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Алгоритм. Исполнитель. Формальный исполнитель. Круг решаемых задач. Среда исполнителя. Схема команд исполнителя. Система команд исполнителя. Система отказов исполнителя. Режимы работы исполнителя (непосредственный, программный). Управление. Основной алгоритм. Вспомогательный алгоритм.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Управление исполнителем Чертежник».  Знакомство с понятиями «основной алгоритм», «вспомогательный алгоритм».

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Работа в среде исполнителя Чертёжник

31

Конструкция повторения.

Алгоритм. Исполнитель Управление. Основной алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Циклический алгоритм.

Изучение нового материала в виде беседы с использованием презентации «Управление исполнителем Чертежник».  Знакомство с понятием «циклический алгоритм».

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Экспресс-опрос изученного на прошлом уроке.  

Работа в среде исполнителя Чертёжник

32

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика»

Алгоритм. Исполнитель Управление. Линейный алгоритм. Алгоритм с ветвлением. Циклический алгоритм.  Основной алгоритм. Вспомогательный алгоритм.

Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители». Тест 10-15 мин., практическая часть – решение задач в среде исполнителя Чертежник.

Предметные — владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур;

Метапредметные — умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

33

Резерв

34

Резерв

ИТОГО: 34 часа.

Преподаватель __________________________________________(В.А. Хирьянова)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная и дополнительная литература:

Для обучающихся:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Для учителя:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. – 2-е изд. -  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Интернет ресурсы:

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов»

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

6. http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

7. https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/  Издательство БИНОМ, Лаборатория знаний.

Аппаратные средства:

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер– позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации– наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации(музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства– дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства:

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  •  Программа интерактивного общения
  •  Простой редактор Web-страниц
  •  Среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

и другие свободно распространяемые программные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...