ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт

Толкачева Юлия Александровна

Статья раскрывает особенности современного интерактивного обучения школьников на уроках информатики. Описывает эффективность применения и возможности использования кейс – технологии для активизации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keysov.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Моей целью как учителя информатики, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики: дополнительные занятия в объединениях, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой организации, то это может привести к нежелательным последствиям:

– у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на “ты”. Практический опыт показывает, что ученики часто путают назначение предметов “Информатика” и “ИКТ”. Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;

– учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе на компьютере.

Проведя анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, в практике обучения информатике можно выделить следующие направления:

  • развивающее – акцент делается на развитии алгоритмического, логического и системного мышления школьников;
  • технологическое – основное внимание уделяется формированию у школьников умений работать за компьютером;
  • информационное – большая часть заданий ориентирована на обработку и преобразование информации в виде текстов.

Особенностью курса информатики является систематическое использование работы школьников на компьютере. На уроках информатики в компьютерном классе можно часто наблюдать, что объяснение и показ действий товарищем более эффективен, чем учителем. Я использую этот феномен при организации обучения на уроках. Одним из методов обучения, который я использую – это кейс-метод.

Кейс – это небольшой чемодан с бумагами. Технология эта пришла из бизнеса, с помощью которой обучают менеджеров решать реальные жизненные проблемы. В школьном обучении эти технологии помогут реализовать основные принципы ФГОС «учить учиться».

Кейс-технология современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В кейс-методе формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Цель кейс-метода научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной  задачи,
  • выявлять главные  проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  •  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Ограничения на использование кейс-метод: 

  1. Кейс-метод неэффективен в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. 
  2. В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-метод требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Кейс-метод можно применять при изучении различных тем из курса информатики, например:

  • Текстовой редактор;
  • Поисковые системы сети Интернет;
  • Персональный компьютер.

Достоинства использования кейс-метода:

  1. Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося.
  2. Легко достигается уровневая дифференциация обучения.
  3. Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций.
  4. Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
  5. Увеличивается количество тренировочных заданий.

Недостатки использования кейсовой технологии:

  1. Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени тратится на подбор как теоретической, так и практической части.
  2. При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя.
  3. Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.

Таким образом метод «кейс» придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и обработка навыков на необходимом уровне, личностное развитие ученика, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способности выслушать и понять альтернативную точку зрения, умения принимать обобщающее решение с учетом альтернатив, планировать свои действия и предусматривать их последствия.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные интерактивные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Литература:

  1. Михайлова Э.А. Кейс и кейс-метод. – М.: Центр Марк.исслед.и менежд., 1999
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие – Иц «Академия», 2009.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.. Практикум информатика и ИКТ 10-11 класс. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  4. Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Использование метода проектов на уроках информатики

Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...

Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...

Использование метода кейсов на уроках английского языка

Статья "Case Study Method. Pros and Cons." на английском языке.  Краткие характеристики метода и примеры его использования. Метод и идеи могут быть использованы на всех стадиях изучения...