Использование АМО при обучении предмету «информатика» в условиях реализации ФГОС ОО
статья

Верещагина Полина Александровна

Как  сделать так, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС? Можно использовать активные методы обучения (АМО). Несколько советов вы найдете в данной статье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование АМО при обучении предмету «информатика» в условиях реализации ФГОС ОО

Верещагина П.А.

Сегодня, каждый из нас пытается для себя определить, как перестроить нашу традиционную систему преподавания так, чтобы действительно наши уроки были современными и отвечали всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

А перестраивать нужно многое:

  • Составить сценарный план урока, в котором до 60%  - свободный выбор учителя в зависимости от ситуации на уроке (вместо жестко структурированного традиционного конспекта урока);
  • Формулировка целей урока через активную деятельность учащихся (а не декларирование учителем целей в начале урока);
  • Объяснение нового материала занимает 20-30% урока, 10% - закрепление нового материала
    (в традиционной форме – этот этап занимал 80%), а все остальное время учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся – около 60% и более;
  • Формулировки задания звучат иначе: проанализируйте, докажите, создайте схему или модель, исследуйте и оцените (вместо назовите, решите, спишите, найдите, выпишите и т.д. в традиционном уроке)
  • Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося, работа над развитием у учеников способности к самооценке, критериальное оценивание (вместо системы «решил»-«не решил», «из пяти заданий выполнил три»)

Я совершенно не хочу сказать, что традиционная форма урока плоха или, что используя ее, мы не сможем научить детей. Нет. Но многие со мной согласятся, что изменилось не только время, но и сами дети. Им кажется, что мы даем им совершенно ненужные знания (они не могут увидеть каким образом эти знания можно применить в реальной жизни), и теряют интерес не только к теме изучения, но и к самому предмету. Заинтересовать, активизировать учащихся, научить их самостоятельно добывать знания, применять, оценивать, анализировать и синтезировать полученную информацию – вот что ставит в приоритет новый стандарт.

Мы с вами услышали много рекомендаций от наших коллег. Мой совет – это использование активных методов обучения.

Что такое АМО? На сегодня – четкого определения нет. Предложу вам понятие, которое более мне близко’.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Почему АМО? Технологии АМО позволяют традиционный урок перевести в ранг современного, интерактивного урока, они являются одним из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу, так как достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической и мыслительной деятельности.

АМ можно проводить на различных этапах урока: инициация (орг.момент), вхождение или погружение в тему, формирование ожиданий учеников, интерактивная лекция, практическая часть, подведение итогов, эмоциональная разрядка.

Приведу примеры, которые, на мой взгляд, могут иметь место на уроках информатики:

АМО «Систематик» (проверка домашнего задания или на этапе закрепления изучения нового материала)

Цель: Закрепить и применить знания о признаках ранее изученной темы.

Участники: Все учащиеся, которые делятся на 4 группы.

Время проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: нарисованные на бумаге корзины (коробки), набор карточек с признаками разных групп, магниты ИЛИ файл для интерактивной доски ИЛИ (как показали курсы) Интерактивное упражнение для ПК, созданное средствами Google.

Проведение: Учитель вывешивает на доску нарисованные корзины.

У: «Представьте, что мы с вами купили дом и на чердаке обнаружили следующие предметы. Давайте попробуем навести порядок и разложим эти предметы по корзинам». Учащиеся анализируют предложенные наборы карточек, выбирают те, на которых напечатаны правильные признаки нужной группы и вывешивают их под нужной корзиной. Затем учитель предлагает осуществить взаимопроверку по принципу «группа-группа» (I и III группа, II и IV группа), при необходимости направляет и корректирует деятельность.

Этот метод можно применить для тем: Устройство компьютера, Программное обеспечение, Информационные процессы, Свойства информации, Моделирование и др.

АМО презентации учебного материала «Галерея секретов» (изучение новой темы)

Цель: Мотивировать учащихся на активное восприятие нового учебного материала.

Участники: Все учащиеся, которые объявляются сотрудниками нескольких детективных агентств.

Время проведения: 8 минут.

Необходимые материалы: Мультимедийная презентация «Фамильные секреты Объектов изучения новой темы» («секреты» — характерные признаки).

Этот метод можно применить для тем: Системы объектов, Компьютерные объекты, Графические Информационные модели, Типы алгоритмов и т.д.

Проведение: Учащимся демонстрируется презентация «Фамильные секреты»

У: Для успешной работы наших агентств я предлагаю вам, уважаемые детективы, отправиться за сбором информации на экскурсию в необычную «Галерею секретов». Побывав в виртуальной галерее, вы познакомитесь с «секретами» группы. Будьте очень внимательны во время экскурсии. Эта информация будет очень важна в дальнейшей работе ваших агентств.

(просмотр презентации)

Уч-ся: Воспринимают новую информацию. Визуальная демонстрация нового материала повышает эффективность восприятия учебной информации.

Предполагаемый результат: «Собираем досье» – выделяем характерные признаки групп объектов.

АМО «Тест достижений» (контроль изученной темы)

Цель: Предварительный контроль уровня усвоения знаний о признаках объектов путём тестирования.

Участники: Все учащиеся.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: Индивидуальные тесты по количеству учащихся в классе.

Проведение: Учитель объясняет, что учащимся нужно будет выполнить тестовое задание с выбором 1-го верного ответа, а затем провести взаимоконтроль, обменявшись со своим соседом по парте тестами.

После проверки тестов учитель просит поднять руки тех школьников, которые не сделали в тесте ни одной ошибки.

У: Сейчас вам предстоит выполнить Тест достижений (с выбором 1-го ответа). После этого вы в группе обменяетесь тестами и проведёте взаимопроверку.

Уч-ся: Выполняют тест, обмениваются работами и, сверяясь с эталоном ответов, проверяют результат выполнения.

У: Поднимите руки те, кто не допустил, ни одной шибки. Я вас поздравляю, вы успешно освоили учебный материал. А остальные ребята, допустившие ошибки, доработают материал дома.

Предполагаемый результат: Получить информацию об уровне личных достижений каждого учащегося.

В старшей школе  в качестве АМ на различных этапах урока можно использовать приемы из различных технологий.

Например, КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ.

Приемы:

  • Софт-анализ. Озвучивается проблема, дается время на обдумывание. Далее, на большое поле записываются индивидуальные мнения, а в центре поля – общее мнение группы.
  • Swot-анализ. У каждого решения выделяются сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

Технология ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

  • Задания с последующим письменным выполнением
  • Под диктовку определения записана формула. Задание: выразить каждый параметр через все другие;
  • Составить схему (можно в виде графа) новой темы, а затем прокомментировать ее своим одноклассникам;
  • Из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют данный предмет, выделить его свойства и признаки.

Вы видите, что приведенные мною примеры активных методов – это либо обыгранные различные задания, либо использование приемов различных современных педагогических технологий.

Поэтому каждый из вас может создать свою копилку методов, превращающих традиционный урок в современный, отвечающий требованиям ФГОС.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе»

Важнейшей задачей изучения информатики в школе является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобрете...

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...

Доклад на тему Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей изучения информатики является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение обуч...

Условия преподавания информатики в условиях реализации ФГОС.

Одной из основных целей общего образования - формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей способствует формированию у обучающихся цельного представлени...

"Использование облачных технологий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процес...

«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».

Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики»   «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования  методики преподавания предмета &l...