Мастер класс на тему: «Работа с интерактивной доской Smart Board»
учебно-методический материал по информатике и икт

Лимина Надежда Владимировна

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется поделиться опытом использования ИД на уроках.

Что представляет собой интерактивная доска?

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом. Но использовать ИД только в качестве экрана для показа презентаций «кощунственно», так как в программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске (именно технология определяет – при помощи каких приспособлений мы будем на доске работать). Используемые в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_interaktivnoy_doske_smart_board.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Леплейская средняя общеобразовательная школа»

Мастер класс на тему:

«Работа с интерактивной доской Smart Board»

Подготовила:

учитель математики

и информатики

 Лимина Н.В.

2018 г

Введение

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется поделиться опытом использования ИД на уроках.

Что представляет собой интерактивная доска?

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом. Но использовать ИД только в качестве экрана для показа презентаций «кощунственно», так как в программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске (именно технология определяет – при помощи каких приспособлений мы будем на доске работать). Используемые в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа.

Например, в досках Smart используется так называемая резисторная технология. В пластиковую поверхность интерактивной доски вмонтирована сетка из двух слоев очень тонких проводников, разделенных воздушным зазором. Проводники замыкаются от давления на поверхность при прикосновении. Это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер, собственный палец. Все, что физически не поцарапает доску.

Преимущества и недостатки интерактивных досок

Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, могу отметить несомненные преимущества проведения уроков с её помощью.

Преимущества для педагогов

  • Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
  • Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  • Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
  • Удобна при работе в большой аудитории;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению;
  • Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
  • Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
  • Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;
  • Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Но различия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться и удаляться не по заложенным заранее правилам, а в режиме «запланированной импровизации». На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.

Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPont, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и - проводить урок.

Итак, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и палец.

Перед учителем, который хочет научиться использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:

Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;

Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;

Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;

Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД и программы Smart Notebook, которые позволяют учителю иностранного языка использовать Доску на всех этапах урока. Это и фонетическая зарядка, и повторение лексики, и отработка каких-то грамматических навыков. Возможность встраивать аудио и видеофайлы прекрасно помогает развивать навыки аудирования, мотивирует учащихся к монологическому высказыванию, обсуждению, дискуссии и т.д. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.

Описание меню окна программы SMART NOTEBOOK.

Строка меню, плавающая панель инструментов, экранная клавиатура, правая клавиша мыши (активизируется и выполняется один раз).

  1. Работа с текстом.
  • Писать текст пальцем можно, выбрав перо, иначе письмо производится маркером.
  • Удалять текст можно с помощью ластика.
  • Чтобы переместить текст, необходимо активировать кнопку выбора, дотронуться до самих чернил и подвинуть.
  • Чтобы изменить цвет текста, необходимо дотронуться до текста, вызвать меню, выбрать свойства и изменить цвет.
  • Изменить размер можно при помощи правого нижнего маркера.
  • Можно группировать букву и слово, три слова и др. Для этого необходимо выделить текст и выполнить команду меню Группировать.
  • Можно преобразовать рукописный текст в печатный. Вызов меню-распознать.
  • Преобразованный печатный текст нельзя удалить ластиком, только сс помощью команды удаления в меню.
  • Вводим текст при помощи электронной клавиатуры.
  • Можно сгруппировать три слова и для них изменить цвет, тип и размер шрифта. Меню-свойства-стиль.
  • Использование художественного пера. Перо-художественное перо-ОРТ. Можно увеличить (уменьшить), изменить толщину.
  • Задание. Написать пример, показать, что результат можно удалить ластиком, распознать и показать, что уже удалить ластиком нельзя. Художественное перо - смайл, выделить - увеличить, результат примера спрятать под смайлик и стереть.

 

2. Работа с геометрическими формами.

  • Нарисовать линию. Изобразить треугольник.  Выполнить группировку.
  • Выбрать перо распознавания фигур. Изобразить прямоугольник.
  • Изобразить фигуру начиная от центра.
  • Добавить можно только остроугольный и равнобедренный треугольники, чтобы сделать тупоугольный треугольник, достаточно его растянуть.

Задание. Построить чертеж к задаче по геометрии. Сдвинуть его влево и освободить место для решения задачи. Использовать перо выделения для акцентирования внимания на каком-либо объекте.

3. Работа с таблицами.

  • Вставить таблицу.
  • Написать текст в ячейке таблицы (текст не привязан к таблице)
  • Написать вне таблицы текст и переместить его в ячейку таблицы.
  • Передвинуть границу столбца или строки можно, нажав на саму линию границы.
  • выбрать функцию затемнение ячейки.
  • Выделить и объединить ячейки., разделить ячейки.
  • Выбрать рисунки из коллекции.

Задание. Создать таблицу «Основные события смуты». Подвинуть границы, добавить текст, затемнить ячейки.

4. Работа с инструментами.

  • Выбрать линейку, переместить, наклонить, поменять местами сантиметры и дюймы.
  • Провести линию пером по линейке.

Задание 1. Изобразить линию и измерить ее линейкой.

  • Выбрать транспортир, переместить, наклонить, увеличить.
  • Показать, как вычленить угол.

Задание 2. Изобразить угол и измерить его транспортиром.

  • Выбрать циркуль, изменить размеры затвора, изменить положение грифеля, повернуть.
  • Изменить цвет грифеля можно, изменив цвет пера. Аналогично с толщиной.

Задание 3. Построить перпендикуляр.

5. Использование волшебного пера

  •  Вставить изображение из файла (карта).
  • Выбрать волшебное перо. Обвести нужные элементы. Изобразив прямоугольник волшебным пером, активизируется функция лупы.

6. Захват экрана

1) Захват прямоугольной области

2) Захват рабочей области

3) Захват экрана

4) Захват произвольной области

7. Работа с документом pdf.

  • Открыть документ pdf.
  • Вернуться к окну программы и установить прозрачный фон.
  • Показать, как работать пером в документе.
  • Сделать захват области с какой-либо задачей.

8.Работа с коллекцией

9. Демонстрация заданий

10. Запись видео

 

Заключение

Я работаю с интерактивной доской более четырех лет. В своей практике использую как  компьютерные  обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создаю собственные  презентации в ПО для интерактивной доски и в программе Smart Notebook.  Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, а детям становится интересно учиться. А ведь мотивация – двигатель прогресса!

Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Использованные ресурсы и полезные ссылки

Драговская Светлана Тимофеевна. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка http://festival.1september.ru/

Злобина Ираида Григорьевна. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. Самара 2010 http://festival.1september.ru/

Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд) http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com 

Станьева Наталья Павловна. Использование Smart доски на уроках английского языка в начальной школе г.Новосибирск http://festival.1september.ru/

Тарасова  Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке  –  плюс или минус?» г.  Барнаулhttp://festival.1september.ru/

Шпак Валентина Викторовна. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка http://festival.1september.ru/

http://www.smartboard.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Эффективность использования интерактивной доски SMART Board на уроках математики "

В ходе данного мастер-класса учитель демонстрирует основные возможности использования интерактивной доски на уроках....

Интерактивный урок по природоведению для 5 класса по теме: «Суша» с использованием доски SMART Board.

   Урок природоведения для 5 класса по теме: «Суша» с использованием АРМ учителя и SMART Board разработан в соответствии с  учебниками  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина....

Опорный интерактивный поурочный план к уроку "Атом и атомное ядро" дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board.

Дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board.  К дидактическому описанию прилагается  подробное  методи...

Разработка урока по математике 5 класс "Сложение десятичных дробей" с использованием интерактивной доски SMART BOARD

Разработка урока по математике в 5 классе с использованием интерактивной доски...

Урок по теме "Работа сердца" (разработка для интерактивной доски SMART Board)

Урок с традиционной методикой  с использованием разнообразных приёмов организации деятельности учащихся, с использованием информационных технологий. Разработка содержит конспект урока и презентац...

Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board

Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....