Виды компьютерной графики. Урок-исследование
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Васильева Надежда Владимировна

Конспект урока по информатике для учащихся 7 классов по теме "Виды компьютерной графики" с практическими заданиями в виде небольшого исследования - самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_7_klass.docx131.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

 Тема: Виды компьютерной графики. 7 класс

Цель: Продолжить формирование представления о видах компьютерной графики. Научить отличать изображение одного вида от другого. Раскрыть способы кодирования графической информации.

Задачи:

Образовательная:

Создать условия для формирования учащимся представлений о технологии обработки графической информации на компьютере путем знакомства с типами графических редакторов.

Развивающая:

Создать условия для развития мышления учащихся путем классификации, исследования, сравнения результатов исследования типов графических редакторов;

Прогнозировать и экспериментально доказывать поведение графических объектов (объем файла определенного типа графики, масштабирование и т.д.), сравнивать свойства изучаемых объектов;

Применение полученных ранее знаний и практических навыков при решении поставленных задач.

Воспитательная:

Создать условия для повышения информационной культуры учащихся путем знакомства с разновидностями компьютерных технологий обработки графических изображений.

Тип урока: урок – исследование.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- виды компьютерной графики;

- сферы применения графики;

Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды компьютерной графики;

- выявлять достоинства и недостатки растровой и векторной графики.

Программно-дидактичекое обеспечение урока: раздаточный материал, программные продукты:  графический редактор MS Paint, графический редактор CorelDraw.

Структура урока:

Этапы урока:

1. Познавательная мотивация. Постановка проблемы.

2.Исследование.

3.Обмен информацией.

4.Организация информации. Обобщение.

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент

Познавательная мотивация. Постановка проблемы.

На предыдущем уроке мы познакомились с новым понятием «компьютерная графика». Давайте сейчас кратко вспомним основные понятия данного раздела.

Вся работа с компьютерной графикой строится на графических объектах.

Мы знаем, что компьютер является моделью человека, работающего с информацией. Значит, компьютер может работать с графической информацией.

“Графические объекты” + “Компьютер = ?”

Значит, на сегодняшнем уроке мы должны ответить на этот вопрос.

Вопрос: Как создаются компьютерные графические объекты?

Проблемные вопросы:

1.Все ли графические объекты в компьютере формируются одинаково?

2.Влияет ли способ формирования графического объекта на качество изображения?

Учебные вопросы:

Как мы будем находить ответы на заданные вопросы? (формулировка учебных вопросов с учащимися)

  1. Изучить компьютерные изображения.
  2. Проанализировать полученные результаты, сделать вывод.
  3. Как можно использовать полученные результаты?
  4. Где в жизни используются разные компьютерные графические изображения?

2.Исследование

Учащимся предлагается разделиться на 2 группы.

Работа в группе состоит из двух этапов:

1 этап – Проведение исследования предложенного задания:

группе 1  – “Растровое изображение – какое оно?”, задание 1

группе 2  – “Векторное изображение – какое оно?”, задание 1

Результатом исследования является заполненная таблица.

2 этап – Формулирование выводов исследования.

Группы обмениваются результатами исследования (заполненными таблицами) и отвечают на поставленные вопросы в задании:

группа 1  – “Векторное изображение – какое оно?”, задание 2

группа 2  – “Растровое изображение – какое оно?”, задание 2

Результатом этой работы является сформулированный вывод.

3. Обмен информацией

Заслушивается отчет групп о проделанной работе. В ходе отчета учащиеся формулируют вывод по вопросу:

“Растровое изображение – какое оно?” – группа 2;

“Векторное изображение – какое оно?” – группа 1.

4. Организация информации. Обобщение

Итак, проблемной ситуацией нашего урока являлась незаконченная схема:

“Графические объекты” + “Компьютер = ?”.

Используя результаты исследования, дополните данную схему.

Для создания и обработки графических изображений используются графические редакторы, поэтому схема имеет следующий вид:

“Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор”.

Дайте определение графическому редактору, используя имеющиеся знания и приобретенные в ходе исследовательской деятельности.

Учащиеся: Графический редактор — это компьютерная программа, предназначенная для создания, редактирования и просмотра графических изображений, а также для их сохранения на внешних носителях и печати на бумаге.

Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?

Учащиеся: Поскольку для создания и обработки графических изображений используются графические редакторы, то по типу создаваемых изображений графические редакторы делятся на две категории: растровые и векторные. Растровые графические редакторы создают растровые изображения (его примером является ГР MS Paint), векторные графические редакторы создают векторные изображения (его примером является графический редактор CorelDraw).

Сформулируйте возможности графического редактора.

Учащиеся: Графические редакторы позволяют:

  1. Изменять размеры изображений;
  2. С помощью специальных инструментов строить фигуры;
  3. Выбирать цвета, толщину линий;

Остальные возможности помогает дополнить учитель:

  1. Изменять масштаб изображений;
  2. Закрашивать нужную область;
  3. Добавлять текстовую информацию.

Закончите полученную формулу:

“Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор” = ?

Учащиеся: “Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор” = компьютерные графические изображения растрового или векторного типа.

1.Все ли графические объекты в компьютере формируются одинаково?

2.Влияет ли способ формирования графического объекта на качество изображения?

Давайте попробуем систематизировать полученные данные, построим схему:https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/14/s_5b4a5d6381708/928949_1.png

Давайте попробуем ответить на последний вопрос нашего исследования.

Где в жизни используются разные компьютерные графические изображения?

Растровое изображение используется:

ретуширование, реставрирование фотографий;

создание и обработка фотомонтажа;

оцифровка фотоматериалов при помощи сканирования (изображения получаются в растровом виде).

Векторное изображение используется:

для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;

для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;

для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов.

5. Рефлексия

Учитель выясняет, что наиболее значимое узнали или чему научились на уроке учащиеся, что им может пригодиться в жизни, какие значимые умения приобрели.

Учитель: Что еще хотелось бы узнать о графических редакторах?

Учащиеся: Познакомиться с технологией работы с графическими изображениями, как работать в графических редакторах.

6. Домашнее задание

закончить работу с опорной схемой

«Технология работы с графической информацией».

Подготовить буклет «Основные понятия: технология работы с графической информацией» (для группы 1)

Подготовить тезаурус «Основные понятия: технология работы с графической информацией» (для группы 2)

Раздаточный материал к уроку-исследованию

Исследовательская работа «Растровое изображение – какое оно?»

Цель работы:

исследовать графическое изображение растрового типа, выявить характеристики растрового изображения.

Задачи работы:

сравнить полученные графические изображения растрового типа.

Задание 1.

1. Откройте папку Исследование (на Рабочем столе).

2. Определите размер файла и расширение файла Изображение1. Запишите результаты в таблицу.

3.Откройте графический редактор MS Paint.

4.Откройте файл Изображение1 с помощью команды Файл – Открыть – Рабочий стол – Исследование – Изображение1.

5. Увеличьте изображение:

1) Выберите инструмент Масштаб (Лупа). Выберите 8-ми кратное увеличение.

2) Как выглядит изображение? Из каких частей оно состоит? Запишите полученные данные в таблицу.

3) Вернитесь в обычный режим.

6. Попробуйте раскрасить изображение. Выберите любой цвет, возьмите инструмент Заливка, попробуйте закрасить любую область рисунка. Что вы наблюдаете? Запишите полученные данные в таблицу.

7. Увеличьте изображение картинки до размеров окна, для этого:https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/14/s_5b4a5d6381708/928949_2.png

1) на панели инструментов выберите инструмент выделения прямоугольного фрагмента

2) выделите прямоугольником изображение.

3)установите указатель мыши на правый нижний угловой ограничитель выделенного фрагмента и, нажав ЛКМ, растяните фигуру на все рабочее поле

4) попробуйте уменьшить изображение. Изменилось ли изображение? Запишите полученные данные в таблицу.

Имя файла

Тип файла

Размер файла (Кбайт)

Как закрашивалось изображение при помощи инструмента Заливка?

Как изменилось качество изображения при его масштабировании?

Задание 2.

Сформулируйте вывод «Растровое изображение – какое оно?»

Ход работы:

  1. Внимательно проанализируйте данные таблицы
  2. Ответьте на вопросы:
  • Каких размеров файлы с растровым изображением (большие, маленькие)?

_________________________________________________________________________

  • Как изменяется качество растрового изображения при его преобразовании (изменении размера)?

_________________________________________________________________________

  • Как изменяется качество растрового изображения при его преобразовании (раскрашивании)?

_________________________________________________________________________

  • Каков один из форматов файла с растровым изображением?

_________________________________________________________________________

  • Каковы достоинства растровых изображений?

_________________________________________________________________________

  • Каковы недостатки растровых изображений?

_________________________________________________________________________

  • Какие основные операции с графическим изображением в практической работе выполняли?

________________________________________________________________________

  • Что позволило выполнить это?

________________________________________________________________________

  • Что такое графический редактор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?

_________________________________________________________________________

  • Какой графический редактор позволил работать с растровыми изображениями?

_________________________________________________________________________

  • Для чего можно использовать растровые графические редакторы?

_________________________________________________________________________

  • В каких областях удобнее использовать растровые графические редакторы?

_________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте вывод «Растровое изображение – какое оно?», используя ответы предыдущего задания:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Исследовательская работа «Векторное изображение – какое оно?»

Цель работы:

исследовать графическое изображение векторного типа

Задачи работы:

сравнить полученные графические изображения векторного типа, выявить характеристики векторного изображения.

Задание 1.

1. Откройте папку Исследование (на Рабочем столе).

2. Определите размер файла и расширение файла Изображение2. Запишите результаты в таблицу.

3.Откройте графический редактор CorelDraw.

4.Откройте файл Изображение2 с помощью команды Файл – Открыть – Рабочий стол – Исследование – Изображение2.

5. Увеличьте изображение:

1) Выберите инструмент Масштаб (Лупа). Щелкайте левой кнопкой мыши на изображение.

2) Как выглядит изображение? Меняется ли изображение? Запишите полученные данные в таблицу.

3) Вернитесь в обычный режим (для этого щелкайте правой кнопкой мыши на изображение).

6. Попробуйте раскрасить изображение. Выберите любой цвет, возьмите инструмент Заливка, попробуйте закрасить любую область рисунка. Что вы наблюдаете? Запишите полученные данные в таблицу.

7. Увеличьте изображение картинки до размеров окна, для этого:

1) на панели инструментов выберите инструмент стрелка.

2) Путем протягивания выделите все изображение. Появятся по углам фигуры черные квадраты. Увеличьте изображение.

3) попробуйте уменьшить изображение. Изменилось ли изображение ? Запишите полученные данные в таблицу.

Имя файла

Тип файла

Размер файла (Кбайт)

Как закрашивалось изображение при помощи инструмента Заливка?

Как изменилось качество изображения при его масштабировании?



Задание 2.

Сформулируйте вывод «Векторное изображение – какое оно?»

Ход работы:

1.Внимательно проанализируйте данные таблицы

2.Ответьте на вопросы:

  • Каких размеров файлы с векторным изображением (большие, маленькие)?

_________________________________________________________________________

  • Как изменяется качество векторного изображения при его преобразовании (изменении размера)?

_________________________________________________________________________

  • Как изменяется качество векторного изображения при его преобразовании (раскрашивании)?

_________________________________________________________________________

  • Каков один из форматов файла с векторным изображением?

_________________________________________________________________________

  • Каковы достоинства векторных изображений?

_________________________________________________________________________

  • Каковы недостатки векторных изображений?

________________________________________________________________________

  • Какие основные операции с графическим изображением в практической работе выполняли?

_________________________________________________________________________

  • Что позволило выполнить это?

________________________________________________________________________

  • Что такое графический редактор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?

_________________________________________________________________________

  • Какой графический редактор позволил работать с векторными изображениями?

_________________________________________________________________________

  • Для чего можно использовать векторные графические редакторы?

_________________________________________________________________________

  • В каких областях удобнее использовать векторные графические редакторы?

_________________________________________________________________________

3.Сформулируйте вывод «Векторное изображение – какое оно?», используя ответы предыдущего задания:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изображение1

C:\Install\Disk_D\Мои рисунки\рисунки Paint\8 марта4.jpg

        

Изображение2

C:\Install\Disk_D\Мои рисунки\галерея портретов\графика\векторная графика.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

Методическая разработка урока "Виды компьютерной графики"

Цель:Формирование развитие навыков и умений работы с графикой.Задачи:Образовательные:Научить отличать векторную графику от растровой.Ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики.Акцентиро...

Урок информатики "Виды компьютерной графики"

На уроке ребята знакомятся с четырьмя видами компьютерной графики,в ходе практической работы определяют преимущества и недостатки разных видов графики,выполняют занимательную физминутку, работают...

Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики

Лекция  «Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики»Для студентов СПО 1 курса (на базе образования - 9 классов)...

Урок-исследование "Виды компьютерной графики"

Дать полное представление о видах компьютерной графики. Научить отличать изображение одного вида от другого....

Урок-исследование по теме "Виды компьютерной графики"

Урок -исследование по теме "Виды компьютерной графики" для учащихся 7 класса, включающий в себя прктическую работу (самостоятельной исследование) и заполнение отчета с элементами творческой ...