Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Севээн Айсуля Алдын-ооловна

Рабочая программа по информатике  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_informatika_gotovo.docx57.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цель курса: развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие  познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 Основные задачи курса:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера (постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);
  • организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • формирование умений и навыков самостоятельной работы;
  • стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме;
  • умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

в сфере познавательной деятельности

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления  информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наименование раздела

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Знакомство и работа в графическом редакторе Paint

11

Личностные:

Мотивация к обучению и познанию; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные:

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;  осознанно строить речевое высказывание в устной  форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам.

Коммуникативные:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD

16

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Регулятивные:

планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осознанно строить речевое высказывание в устной  форме; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника.

Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point7

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности.

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные:

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

Коммуникативные:

включаться в диалог, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; формулировать собственное мнение и позицию; оценивать собственное поведение и поведение окружающих; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,  владеть диалоговой формой речи.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Дата проведения

по плану

по факту

I

Компьютерная графика 11

1

Техника безопасности в кабинете ИИКТ. Введение в компьютерную графику

2

Интерфейс графического редактора Paint

3

Знакомство с  инструментами графического редактора

4

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

5

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Кубик».

6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

7

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Открытка для мамы».

8

Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Акула».

9

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Ветка рябины».

10

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Новогодняя елочка».

11

Индивидуальный проект «Скоро Новый год. Поздравления»

II

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. 16

12

Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

13

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

14

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

15

Оформление текста: выделение текста цветом. Создание текста «Скоро Новый год»

16

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

17

Нумерация и маркеры

18

Изменение формата нумерации и маркировки

19

Вставка специальных символов, даты и времени

20

Работа с колонками: оформление газетных колонок

21

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

22

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

23

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

24

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

25

Используем элементы рисования: объект WordArt

26

Создание рисунков с помощью панели рисования

27

Индивидуальный проект «Негативное воздействие продолжительности по времени компьютерных игр на здоровье ребенка»

III

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint8

28

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

29

Настройка анимации

30

Настройка анимации. Проект «Часы»

31

Использование гиперссылки в показе слайдов

32

Использование звука в презентации

33

Использование видео в презентации

34

Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедийной интерактивной презентации

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока по программе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I

Компьютерная графика

11

1

  1. Техника безопасности в кабинете ИИКТ. Введение в компьютерную графику

1

2.09

2

  1. Интерфейс графического редактора Paint

1

9.09

3

  1. Знакомство с  инструментами графического редактора

1

16.09

4

  1. Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

1

23.09

5

  1. Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

30.09

6

  1. Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

1

7.10

7

  1. Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

1

14.10

8

  1. Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

21.10

9

  1. Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

28.10

10

  1. Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

11.11

11

  1. Индивидуальный проект

1

18.11

II

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD.

16

12

  1. Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

1

25.11

13

  1. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

2.12

14

  1. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

9.12

15

  1. Оформление текста: выделение текста цветом

1

16.12

16

  1. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1

23.12

17

  1. Нумерация и маркеры

1

13.01

18

  1. Изменение формата нумерации и маркировки

1

20.01

19

  1. Вставка специальных символов, даты и времени

1

27.01

20

  1. Работа с колонками: оформление газетных колонок

1

3.02

21

  1. Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1

10.02

22

  1. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

17.02

23

  1. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

1

24.02

24

  1. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1

2.03

25

  1. Используем элементы рисования: объект WordArt

1

9.03

26

  1. Создание рисунков с помощью панели рисования

1

16.03

27

  1. Индивидуальный проект

1

30.03

III

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint

8

28

  1. Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

6.04

29

  1. Настройка анимации

13.04

30

  1. Настройка анимации. Проект «Часы»

20.04

31

  1. Использование гиперссылки в показе слайдов

27.04

32

  1. Использование звука в презентации

4.05

33

  1. Использование видео в презентации

11.05

34

  1. Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации

18.05

35

  1. Демонстрация и защита индивидуального проекта

25.05

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока по программе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I

Компьютерная графика

11

1

  1. Техника безопасности в кабинете ИИКТ. Введение в компьютерную графику

1

7.09

2

  1. Интерфейс графического редактора Paint

1

14.09

3

  1. Знакомство с  инструментами графического редактора

1

21.09

4

  1. Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

1

28.09

5

  1. Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Кубик».

1

5.10

6

  1. Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

1

12.10

7

  1. Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

18.10

8

  1. Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

26.10

9

  1. Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

2.11

10

  1. Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

16.11

11

  1. Индивидуальный проект

1

23.11

II

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD.

16

12

  1. Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

1

30.11

13

  1. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

7.12

14

  1. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

14.12

15

  1. Оформление текста: выделение текста цветом

1

21.12

16

  1. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1

28.12

17

  1. Нумерация и маркеры

1

11.01

18

  1. Изменение формата нумерации и маркировки

1

18.01

19

  1. Вставка специальных символов, даты и времени

1

25.01

20

  1. Работа с колонками: оформление газетных колонок

1

1.02

21

  1. Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1

8.02

22

  1. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

15.02

23

  1. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

1

22.02

24

  1. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1

29.02

25

  1. Используем элементы рисования: объект WordArt

1

7.03

26

  1. Создание рисунков с помощью панели рисования

1

14.03

27

  1. Индивидуальный проект

1

4.04

III

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint

8

28

  1. Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

11.04

29

  1. Настройка анимации

18.04

30

  1. Настройка анимации. Проект «Часы»

25.04

31

  1. Использование гиперссылки в показе слайдов

2.05

32

  1. Использование звука в презентации

9.05

33

  1. Использование видео в презентации

16.05

34

  1. Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации

23.05

35

  1. Демонстрация и защита индивидуального проекта

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...