Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования
статья по информатике и икт

Орлова Виктория Дмитриевна

Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» 

Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования // Фитнес: теория и практика. – 2022. – № 13; URL: fitness.esrae.ru/34-180


 

В статье рассматривается новое понятие в современном образовании - soft skills, предпринята попытка осмысления ценности формирования межпредметных / надпрофессиональных навыков в условиях изменяющихся тенденций рынка труда и с учетом ориентиров, заданных национальным проектом «Образование».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 магистрант 1 курса Лапин А.С.,

магистрант 1 курса Орлова В.Д.

научный руководитель - к.п.н., доцент Смирнова Юлия Владимировна

 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,

г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматривается новое понятие в современном образовании  - soft skills, предпринята попытка осмысления ценности формирования межпредметных /надпрофессиональных навыков в условиях изменяющихся тенденций рынка труда и с учетом ориентиров, заданных национальным проектом «Образование».

Ключевые слова: soft skills, физкультурное образование, формирование навыков, надпрофессиональные навыки.

«Конкурентные преимущества получат те люди,

которые не просто обладают набором интересных и важных

знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills…»

Президент РФ В.В. Путин на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов

Современное образование ориентировано на формирование ключевых компетенций, в том числе в области физической культуры и спорта, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направленные на совершенствование умений оперировать знаниями. Тенденции на рынке труда в будущем будут определять компетенции XXI века, получившие название soft skills («гибкие» / «мягкие» / универсальные / межпредметные / социальные / надпрофессиональные навыки), тесно связанные с личностными качествами, так или иначе важные в любой профессии, необходимые каждому желающему добиться успеха в жизни.

Разные подходы к определению понятия и классификации делают концепцию “soft skills” и сопряженную с ней проблематику актуальной и востребованной. Несмотря на популярность термина “soft skills”, универсального понимания пока не существует.

Страны - члены Европейского Союза приняли целый ряд документов, которые позволяют ввести унифицированную классификацию “soft skills” для Единого европейского экономического пространства.

Необходимость формирования навыков XXI века признается и в России. По оценкам, сделанным в докладе Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам», до 2025 года работодателям потребуется не менее 4,5 миллиона мотивированной талантливой молодежи «нового качества», способной работать с новыми технологиями и создавать инновации. Для этого потребуется совместная работа бизнеса и системы образования [4].

Инновационным центром «Сколково» уже в третьей версии выпущен «Атлас новых профессий» [2], в котором подробно описаны основные тенденции развития рынка труда, в том числе в области физической культуры и спорта, а также надпрофессиональные навыки, которые представляются работодателям наиболее важными для успеха в будущем, когда возрастет потребность в редких сочетаниях различных компетенций. Таким образом, чем лучше человек сможет позиционировать себя как носителя уникального набора навыков, тем успешнее он будет в мире будущего.

Система высшего и среднего профессионального образования должна эффективно справляться со своей основной функцией: готовить выпускников, которые смогут легко найти работу. С 2019 года Минпросвещения России при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи и по инициативе активистов из добровольческого движения «Волонтёр» организовали более 50 мероприятий, направленных на развитие универсальных навыков у студентов СПО. 1 сентября 2019 стартовал Первый Всероссийский чемпионат «Soft skills Russia» – соревнование, которое продемонстрировало степень освоения студентами СПО в возрасте от 15 до 22 лет своих компетенций, в рамках которого определили победителей по пяти надпрофессиональным компетенциям: коммуникабельность, креативность, работа в команде, проектное мышление и эмоциональный интеллект [9].

Все вышеперечисленное не может оставить в стороне и школу. В нацпроекте "Образование" представлен универсальный шаблон оформления образовательной программы, который подходит для написания программ общего и дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности. В шаблоне указаны блоки, которые необходимо отразить в программе, а также формируемые универсальные компетенции. Во ФГОС включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают компетенции XXI века [7].

В этом ключе актуальной педагогической проблемой современного общего образования является качественное оснащение ученика различными видами универсальных компетенций. Однако современная школьная программа в значительной степени опирается на обучение жестким / профессиональным навыкам (hard skills). Таким образом, педагогам приходится находить способы интеграции «гибких» навыков в образовательный процесс.

В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» [6] в части создания условий, соответствующих требованиям ФГОС актуальна проблема формирования современной образовательной среды, которая оптимально сочетала бы высокотехнологические и традиционные составляющие и с помощью современных образовательных технологий позволяла бы создать условия, при которых у обучающихся будут формироваться ключевые компетенции.

В связи с этим важной также является проблема выбора педагогических технологий, методов и форм обучения с учётом возрастных особенностей, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся межпредметных компетенций.

Мы вынуждены также констатировать и факт дефицита программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, отвечающих потребностям обучающихся в формировании образовательных коммуникаций, развитии универсальных компетенций.

Таким образом, профессиональная деятельность педагогов, организация образовательной среды, содержание образовательных программ определяют условия образования и его качество.

Впервые термины soft и hard skills употреблены в 1959 г. американскими учеными при исследовании компетенций военных [5].

Согласно данным Т. Ананьевой результаты исследования, проведенного Стенфордским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона, показали, что долговременный и стабильный успех работников на 75% определяется развитыми soft skills и только на 25% – hard skills [1].

Мы провели анализ различных теоретических и практических исследований, в которых подчеркивается значимость soft skills и можем констатировать, у авторов (О. Абашкина, О.В. Баринова, Е. Гайдученко, А.В. Гизатуллина, В. Давидова, Ю.М. Давлетшина, Н.В. Жадько, А.И. Ивонина, И. Канардов, А. Марушева, Л.К. Раицкая, О. Сосницкая, Д. Татаурщикова, Е.В. Тихонова, О.Л. Чуланова, М.А. Чуркина, О.В. Шатунова, В. Шипилов, Т.А. Яркова и др.) пока не сложилось единого мнения по поводу четкого определения «мягких» навыков.

Во всех классификациях зарубежные авторы выделяют три основные категории “soft skills”: социально-коммуникативные навыки, когнитивные навыки, качества личности и эмоциональный интеллект.

Несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития остается недостаточным.

Структура и содержание soft skills в данной статье раскрывается через следующие компетенции: коммуникация, кооперация (командная работа), креативность и критическое мышление - так называемую «Систему 4К».

В связи с представленными вызовами современности в рамках ФГОС алгоритм планирования деятельности педагогов школы следующий: определение цели - в чем развиваться; выбор необходимых для достижения цели компетенций / soft skills - что развивать; подбор подходящих инструментов - как развивать. Для достижения цели педагогами поставлены задачи, решение которых поможет применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях.

В различных источниках выделяют два подхода к формированию «гибких» навыков: учить естественно, вводя единичные установки в рамках изменчивой составляющей учебного плана или использовать возможность учебных предметов в синтезе с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием.

Но без помощи измерения компетенций невозможно доказать эффективность программ, направленных на формирование компетенций XXI века.

На сайте НИУ ВШЭ при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее» в рамках проекта с официальным названием «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии» представлен стандартизированный инструмент измерения универсальных компетенций и внутригруппового оценивания педагога, включающие задания сценарного типа с множеством вариантов развития событий, моментальную обратную связь (обработка результатов с помощью Байесовских сетей). Разработанные задания представляют собой модели учебных ситуаций [8].

Е.В. Восторгова, В.В. Михайлов и А. Сыщенко предлагают модель диагностики и развития soft skills школьников в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ для подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior [3].

Нами используется модель диагностики soft skills школьников на основе системы оценки метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющих основу умения учиться и личностных результатов, включающих социальные компетенции и личностные качества, хотя не все компетенции можно оценить с помощью традиционных методов тестирования. Особенностью организации педагогической диагностики является выявление: способов деятельности и их динамики; интересов, приоритетов и склонностей обучающегося; индивидуальных познавательных и коммуникативных способностей.

Оценка же прогресса развития 4К происходит в течение всей школы методами анализа индивидуальных достижений обучающихся по критериям, по результатам мониторинга развития soft skills в ходе различных процедур: текущей, тематической, промежуточной оценки.

Ключом к успеху в развитии soft skills обучающихся является создание особой образовательной среды школы, позволяющей обеспечить формирование данных навыков.

Рассмотрим инструменты и возможности развития soft skills.

Формирование универсальных компетенций невозможно обеспечить разом, требуется многоступенчатый, поступательный процесс, интеграция педагогических технологий. Развитие технологий позволяет переосмыслить подход к образовательному процессу: обучение в сотрудничестве; проектная деятельность; cтратегия flipped learning, или перевёрнутое обучение; кейс-метод; модель смешанного обучения, подразумевающая задействование ИКТ в большом количестве, посредством применения которых на занятиях осуществляется приобретение коммуникативной компетенции, т.к. обучающиеся находятся в ситуации постоянного общения и взаимодействия друг с другом, а также формируют умения выслушивать мнения других и приходить к консенсусу, находят компромиссы, что, в свою очередь, подразумевает развитие soft skills.

Арсенал эффективных методов обучения достаточно широк. К ним относятся: проблемно-ориентированный метод обучения; внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения; участие в профессионально-ориентированных мероприятиях (участие в различных проектах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и др.).

Развитие soft skills обучающихся происходит в различных видах деятельности. По нашему мнению, наиболее эффективной формой работы, которая может применяться в процессе занятий является групповая работа. При этом развиваются социальные формы работы и взаимодействия. Таким образом, осуществляется приобретение социальной компетенции за счет того, что обучающимся приходится находить компромиссы и приходить к совместному решению. К преимуществам проведения групповой работы также можно отнести перераспределение ролей педагога и обучающегося; использование альтернативных методов контроля. Во время групповой работы педагог занимает роль модератора, который направляет и контролирует ход работы. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. У обучающихся снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач, т.к. результат работы зависит от работы целой группы.

Применение квестов также является дополнительным стимулом развития soft skills.

Каждая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и каждая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, содержит набор методов, форм, приемов и средств обучения, которые позволяют планомерно развивать soft skills. Педагогами предусматривается такая организация изложения материала, при которой ранее изученное органически связывается и в комплексе применяется для теоретического освоения и практического применения нового знания.

Отдельно хочется остановиться на развитии soft skills с помощью смыслозадающего инструмента профориентации, который открывает новые горизонты перед школьниками «Атласа новых профессий», ведь нужно представлять, какие шаги помогут прийти к успеху в жизни. На занятиях по ранней профориентации на основе Атласа школьники знакомятся с профессиями, которые востребованы в современном обществе, в том числе с использованием набора профориентационных игр и уроков «Мир профессий будущего». Игры, в отличие от большинства других форм трансляции культуры, обладают важной характеристикой: они интерактивны, подразумевают активное участие и приглашают к сотворчеству. Например, игры "Профессии будущего" и "Будущее в твоих руках!", предназначенные для знакомства с миром существующих и будущих профессий в области физической культуры и спорта, таких как: онлайн-тренер; тренер киберспортсменов; data-тренер, который разрабатывает для спортсмена индивидуальную программу питания и тренировок; тренер по атлетике для зрелых спортсменов; аналитик больших данных о результатах спортсменов, динамике их физического состояния, способности играть на той или иной позиции; персональный фитнес-тренер, консультирующий клиента по всем направлениям здорового образа жизни с целью достижения запланированных им результатов; архитектор спортивных сообществ, который объединяет людей, увлекающихся различными видами спорта, «дворовых чемпионатов» и пр.

Систематическая работа наглядно доказывает свою эффективность в плане развития 4К компетенций: навыков взаимодействия в коллективе (умение работать в команде, коммуникабельность) и личностных навыков (креативность и критическое мышление). Данная классификация достаточно четко разделяет навыки на отдельные категории и позволяет выделять и развивать именно ту группу навыков, которая является проблемной.

Навык умения работать в команде подразумевает осознание того, что общее дело важнее личных интересов, а также подразумевает умение учитывать позиции других участников деятельности. В команде школьники учатся распределять свое время и другие ресурсы во времени для выполнения поставленной задачи точно в срок, расставлять приоритеты, рассчитывать силы, разбивать большие задачи на более мелкие, планировать пошаговые действия, уметь воспринимать чувства других участников команды и контролировать свои собственные эмоции. В дальнейшем эти навыки помогут конструктивно взаимодействовать с окружающим миром. Следует отметить, что весьма диагностично, с точки зрения наблюдения групповой динамики, как обучающиеся распределяют роли в команде, как организуют обсуждение проблемы, как принимают решение. Таким образом, образуется среда, в которой главными действующими лицами становятся сами обучающиеся, у которых формируется внутренняя мотивация и самостоятельность.

Без навыка коммуникации сложно адаптироваться в социуме. Важным является: умение слушать и слышать, быть внимательным к деталям сообщения, кратко и доходчиво излагать свои мысли и сложные понятия простым языком, умение выделить главное, подчеркнуть выгоды и преимущества, а также умение вежливо, но настойчиво доказывать свою точку зрения, устанавливать контакт с собеседником, способность подстраиваться под конкретную ситуацию, среду. Коммуникация - это практика быстрой и четкой передачи идей. Для формирования и развития коммуникативных навыков обучающихся проводятся занятия, включающие в себя элементы тренинга, направленные на развитие эмпатии, навыков активного и продуктивного общения, невербальной коммуникации. Деловые игры, диспуты, а также организованная командная работа по решению каких-либо задач применяются с целью формирования и развития навыков кооперации, взаимодействия обучающихся.

Креативность – это способность нестандартно, творчески мыслить, находить свои оригинальные пути решения учебных и коммуникационных задач, необходима при высокой степени неопределенности, новизны и сложности работы.

Критическое мышление – быстрое реагирование на проблему, умение здраво взвесить риски и все возможные варианты решений, поиск истины.

Критериями эффективности работы являются: продуктивность деятельности - компетенции, сформированные у обучающихся в процессе занятий, их достижения, а также удовлетворенность всех участников образовательных отношений результатами деятельности.

В результате использования методического материала, разработанного и апробированного педагогами, работающими над формированием компетенций̆ будущего, школьники приобретают практические навыки и метапредметные компетенции, которые востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия, в том числе с использованием развивающих игр позволяют раскрыть потенциал каждого.

Педагоги используют такие формы работы на занятии, когда обучающийся все время демонстрирует, что именно он понял (короткие срезы, взаимопроверка, эстафета по пройденному, блиц-опрос, кольцевое повторение, составление схем и проговаривание их смысла, коллективное или в парах повторение услышанного, командное создание тематической карты и подобные активизирующие педагогические приёмы).

Качественно организованная педагогами работа в этом направлении обеспечивает популяризацию технологий, методов и форм образовательной деятельности обучающихся с целью формирования надпредметных компетенций и ранней профориентации. Особенно важно это для физической культуры, так как эта область научного знания и практики изначально, в силу своей специфики, с одной стороны, имеет широкое взаимодействие с другими областями научного знания и естественные междисциплинарные связи, а с другой – недостаточный аппарат и механизм формирования метапредметных компетенций у обучаемых.

В данной статье мы попытались ответить на вопросы: зачем и как развивать soft skills. По нашему мнению, актуальными исследовательскими задачами остаются обобщение успешного опыта образовательных учреждений, а также поиск новых эффективных инструментов формирования soft skills.

Список литературы

  1. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году /Т.Ананьева.- [Электронный ресурс].- URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (дата обращения: 13.03.2022).
  2. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с. – с. 239-251.
  3. Восторгова, Е.В. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior / Е.В. Вострогова, В.В. Михайлов, А.К. Сыщенко// Педагогические науки. – М., 2019. – С. 131-134.
  4. Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures /П. Лукша, Д. Кубиста, А. Ласло, М. Попович, И. Ниненко, а также участники сессий Global Education Futures в 2014-2017 гг.; перевод с английского: Agency for International Cooperation; под редакцией П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова; координатор проекта: Е. Латыпова. – Москва: GELP, Global Education Futures, Российский учебник, 2018,- 213 с.
  5. Образовательный форум «Навигатор поступления» Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. URL: https://propostuplenie.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/ (дата обращения: 22.03.2022).
  6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
  7. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 10.03.2022).
  8. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. Центр психометрики и измерений в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения: 14.03.2022).
  9. Первый Всероссийский чемпионат «Soft skills Russia» продемонстрирует важность рабочих профессий. Министерство просвещения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/4050/pervyy-vserossiyskiy-chempionat-soft-skills-russia-prodemonstriruet-vazhnost-rabochih-professiy/ (дата обращения: 16.03.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по развитию soft skills "Навыки успеха"

Рабочая тетрадь с теорией и упражнениями по развитию "гибких навыков"....

Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"

Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...

Развитие «soft skills» у учащихся в дополнительном образовании

В статье рассматривается проблема развития гибких навыков у  учащихся в дополнительном образовании....

«Развитие hard и soft skills учителя с целью повышения качества образования в школе».

laquo;Мягкие» и «жёсткие» навыкиВ нынешней обстановке педагогу особенно важно идти в ногу со временем. Старые нормы уже не котируются.Сегодня моя задача – ознакомить вас с пон...

Развитие Soft skills как тренд современного образования

В данной статье рассказывается о том, что такое  Soft skills и Hard skills, приводятся Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций и примеры упражнений на развитие Soft-компетенц...

Развитие soft skills у школьников на занятиях по робототехнике

В статье проанализирована важность развития soft skills у обучающихся на занятиях по робототехнике в начальной школе....

Soft skills педагога в условиях современного подхода к образованию.

quot;Мягкие навыки", их связь с характером, темпераментом и личным опытом. 4К. Soft skills применительно к педагогической деятельности....