ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт

Нестеров Максим Викторович

Информатика как школьный предмет появилась в Российской Федерации и относительно недавно и, вместе с тем, давно. В статье рассмотрены основные нормативные документы, перечни учебно-методических комплектов, рекомендуемых к использованию при обучении информатике в разные периоды, языки и среды программирования, использовавшиеся в разные годы при изучении раздела “Алгоритмизация и программирование”. Проведен сравнительный анализ периодов становления школьной информатики. Особый акцент сделан на изучении программирования в начальной школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.1

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

©Нестеров М. В.

Студент

Саратовский государственный

университет им. Н.Г.Чернышевского

Учитель информатики

МОУ “Средняя общеобразовательная школа №83”

г. Саратов, Россия. nesteroffmaksim@gmail.com

©Храмова М. В.

к.п.н., доцент кафедры информационных

систем и технологий в обучении

Саратовский государственный

университет им. Н.Г.Чернышевского

г. Саратов, Россия. mhramova@gmail.com

Аннотация. Информатика как школьный предмет появилась в Российской Федерации и относительно недавно и, вместе с тем, давно. В статье рассмотрены основные нормативные документы, перечни учебно-методических комплектов, рекомендуемых к использованию при обучении информатике в разные периоды, языки и среды программирования, использовавшиеся в разные годы при изучении раздела “Алгоритмизация и программирование”. Проведен сравнительный анализ периодов становления школьной информатики. Особый акцент сделан на изучении программирования в начальной школе

Ключевые слова: информатика в школе, обучение программированию в школе, алгоритмизация, становление информатики в России

Появление микропроцессоров, персональных компьютеров и супер ЭВМ в 1970-е годы обусловило признание мировым сообществом информатики как науки. Информация, самосовершенствование, элементы компьютерной грамотности наряду с профессиональными компетенциями определили появление информатики как школьного предмета [1]. Однако уже к этому моменту некоторые математики сумели доказать необходимость изучения основ информатики (на тот момент кибернетики), как общеобразовательного предмета в школе. Одним из представителей таких новаторов выступил Вадим Семенович Леднев [2].

Изучение информатики неофициально началось с 50-х годов XX века (будем называть этот период далее “дореформенный”), когда отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования [3]. На тот момент не было понятия информатика, кибернетика не признавалась, изучение информатики и программирования регламентировалось единственным законом о народном образовании в котором прописывалось: “В общеобразовательной школе <...> проводится во внеучебное время внеклассная работа: организуются факультативные занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов, отраслей знаний, кружки, секции, студии, коллективы художественной самодеятельности, музеи, клубы, а также используются другие формы внеклассной работы. <...> В средних профессионально-технических училищах организуются факультативные занятия <...>” [4]. Таким образом из-за отсутствия стандартов преподавание информатики (в то время кибернетики) и программирования велось по-разному не только в каждом субъекте, но и в каждом НИИ. Как правило, при изучении программирования использовались 2 языка: Алгол-68 и Фортран [5][6].

Академик Андрей Петрович Ершов в своих трудах в 1970-е годы сравнивал уровень преподавания программирования в зарубежных и советских школах [7]. Академик пришел к выводу о том, что в СССР нет должной пропаганды вычислительной техники и общенациональной программы информатики, хотя в СССР существовали классы программистов и физико-математические школы.

Ситуация немного изменилась в 1984 году, когда с 1 сентября в школьной программе появился предмет “Основы информатики и вычислительной техники” [8]. К этому времени уже появился такой популярный язык как Logo (1967 г.), разработанный Уолли Фёрзегом, Сеймуром Пейпертом и Синтией Соломон в образовательных целях для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основным концепциям программирования. Более того к 1988 году Идит Харель впервые научно подтвердила успех данного языка в обучении школьников программированию [9], но в СССР Logo в это время пока ещё не использовали. Министерство Просвещения СССР в 1980-е годы рекомендовало использовать 3 учебника “Основ информатики и вычислительной техники” разных авторов:

  1. А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий;
  2. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень;
  3. В.А. Каймин, А.Г. Щеголев, Е.А. Ерохина, Д.П. Федюшин.

Стоит отметить, что каждый автор вкладывал своё видение преподавания школьной дисциплины, но в целом все эти учебные пособия имели общие темы и разделы, и ни один из авторов не рассчитывал на изучения информатики и программирования в начальной школе.

Особая привязка к конкретному языку программирования в начальном варианте курса в данных учебных пособиях отсутствовала, но в учебнике Кушниренко, к примеру, предлагалось использовать школьный алгоритмический язык (ШАЯ), который напоминал развёрнутое описание блок-схем [10]. А.П. Ершов в своём же учебнике рекомендовал использовать для обучения язык Рапира [11]. Но в начале 1990-х годов себя уверенно зарекомендовал язык Бейсик, появившейся в учебниках Гейна, на котором довольно долго обучали детей программированию [12].

В 1998 году об информатике как школьном предмете упомянули в базисном учебном плане (БУП): “В образовательную область “Математика” входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. За счет инвариантной части учебного плана информатика может изучаться как самостоятельный курс в X-XI классах. Изучение данного курса начинать в более раннем возрасте (VII-IX кл.) возможно за счет часов вариативной части” [13]. За год до публикации БУП был опубликован перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных к использованию в школе: Горячев А.В. и др. (“Информатика в играх и задачах” 1-4 классы), Зарецкий Д.В. и др (“Информационная культура” 1 класс), Первин Ю.А. (“Информационная культура” 2-4 классы), Первин Ю.А. и Никитин А.Н. (“Информационная культура” 6 класс), Кушниренко А.Г. и др. (“Информационная культура” 9-11 класс, “Основы информатики и вычислительной техники” 10-11 класс), Гейн А.Г. и др. (“Информатика” 7-11 класс, “Основы информатики и вычислительной техники” 10-11 класс) , Алатов Н.В. и Кузнецова А.А. (“Информатика” 7-9 класс), Ляхович В.Ф. (“Информатика”, 10-11 класс), Семёнов А.Л. и др. (“Алгоритмика” 5 класс.ー углубленное изучение), Сенокосов А.И. и др. (“Информатика” 8-9 класс ー углубленное изучение), Шафрин Ю.А. (Основы компьютерной технологии ー углубленное изучение) [14].

В изучении программирования тоже стали видны изменения. Так Министерством образования РФ в качестве основного учебного материала по курсу “Основы информатики и вычислительной техники” на основе учебника А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и Р. А. Свореня была рекомендована система программирования КуМир, которая до сих пор используется в школах. В её основе лежит ШАЯ, придуманный А.П. Ершовым. Многие другие авторы учебников приводили алгоритмы на алгоритмическом языке, использовали Робота и других исполнителей из КуМира.

В этот же период времени набирает популярность Роботландия, которая появилась уже в 1991 году (разработки велись с 1987 года). Проектом руководил Первин Юрий Абрамович. В рамках лаборатории работало несколько групп, среди которых была группа, возглавляемая А.А. Дувановым. Она называлась «Языковые приложения школьной информатики». Эта группа и стала центром будущей Роботландии. [15].

Параллельно с отечественной средой программирования КуМир в 1997 году появился аналог зарубежного языка Logo ー ЛогоМиры. В середине 1990-х годов за рубежом появляется еще одна версия языка Logo - StartLogo, следом в 1999 году - NetLogo. Данные версии языка стали появляться на территории Российской Федерации в начале 2000-х годов. Стоит заметить, что по состоянию на 2002 год насчитывалось не менее 196 реализаций Лого с момента создания языка [16].

Но звание обучающих языков “взрослого” программирования по нашему мнению по праву можно отдать Pascal и Visual Basic ー одним из наиболее известных языков программирования [17], используемых и по сей день для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов.

Таким образом считаем, что данный период является отправной точкой изучении программирования не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальном, благодаря появлению и распространению наглядных средств программирования. Но учитываем, что линия «Алгоритмизация и программирование» отдельно не выносится. Алгоритмы и программирование изучается в рамках содержательной линии «Обработка информации».

В 2004 году информатика была выделена в отдельный школьный предмет, который стал называться “Информатика и ИКТ”: “Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) учебный предмет, органически соединяющий теоретические и прикладные аспекты, обеспечивающий всеобщую компьютерную грамотность, введен для изучения со 2 класса начальной школы. <...> Информатика и информационные технологии изучаются со 2-го класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Информатика и информационные технологии по решению образовательного учреждения изучается как отдельный учебный предмет или интегрируется в другие учебные предметы.” [18].

В перечне рекомендуемых учебников [19] в 2004 году для начальной школы остался Горячев А.В. и др. (“Информатика в играх и задачах” 1-4 классы) и появились Тур С.Н. и Бокучаева Т.П. (“Информатика” 2-4 класс), Бененсон Е.П. и Паутова А.Г. (“Информатика” 2 класс), а также Матвеева Н.В. (“Информатика” 2 класс). Для среднего звена были рекомендованы Босова Л.Л. (“Информатика 5-6 классы), Угринович Н.Д. (“Информатика” 7-9 классы), Семакин И.Г. и другие (“Информатика” 8-9 классы), Гейн А.Г. и Сенокосов А.И. (“Информатика” 7-9 класс), Макарова Н.В. (“Информатика. Начальный курс” 5-6 классы и “Информатика. Базовый курс” 7-9 классы). В старшем звене были рекомендованы Угринович Н.Д. (“Информатика и информационные технологии” 10-11 класс), Семакин И.Г. и Хеннер Е.К. (“Информатика” 10-11 классы), Бешенков С.А. и Ракитина Е.А. (“Информатика. Систематический курс”, 11 класс), Гейн А.Г. и др. (“Информатика” 10-11 класс).

Серьёзные изменения в перечне изучаемых языков программирования в этот период выявить тяжело. Можно указать лишь на то, что ещё больше укрепился ШАЯ, который стал использоваться в некоторых новых УМК, например, в УМК Босовой Л.Л., укрепились языки Pascal и Visual Basic за счёт того, что во многих ВУЗах традиционно обучение программированию будущего учителя информатики включало в себя освоение студентами сначала структурного программирования, а затем объектно-ориентированного [20]. Можем предположить, что обучение студентов ООП привело к появлению в школах языков линейки C, Java.

Параллельно с указанными выше языками программирования, развиваются визуальные среды программирования такие, как Scratch, язык функционального программирования Alice, Etoys, Pencil Code и другие. Возникают вопросы по обучению будущих педагогов программированию с использованием данных сред [21]. В школах начинается более качественное изучение программирования, начинают подниматься проблемы математической подготовки учащихся, в частности учащихся начальной школы [22].

На сегодняшний день при изучении информатики мы руководствуемся ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. Согласно этим стандартам информатика является частью предметной области “Математика и информатика” и направлена на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности (согласно ФГОС НОО [23]), развитие логического и математического мышления, получения представления о математических моделях, овладение математическими рассуждениями, умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты, овладение умениями решения учебных задач, развитие математической интуицию, получении представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях (согласно ФГОС ООО [24]). И только во ФГОС СОО [25] указывается о необходимости владения выпускниками стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ (для базового уровня), и владения универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору) с навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ (для углубленного уровня).

В федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность для начальной школы указаны учебники Бененсон Е.П. и Паутова А.Г. (“Информатика и ИКТ” 2-4 классы), Горячев А.В. и др. (“Информатика” 2-4 классы), Матвеева Н.В. и др. (“Информатика” 2-4 классы),  Рудченко Т.А. и Семёнова А.Л. (“Информатика” 1-4 классы), Могилев А.В. и др. (“Информатика” 3-4 классы), Нателаури Н.К. и  Маранин С.С. (“Информатика” 2-4 классы), Павлов Д.И. и др. (“Информатика” 2-4 классы), Плаксин М.А. и др. (“Информатика” 3-4 классы), Цветкова М.С. и Якушина Е.В. (“Информационная безопасность. Правила безопасного Интернета” 2-4 классы); для среднего звена Босова Л.Л. и Босова Л.Ю. (“Информатика” 5-9 класс), Поляков К.Ю. и Еремин Е.А. (“Информатика” 7-9 классы), Семакин И.Г. и др. (“Информатика” 7-9 классы), Кушниренко и др. (“Информатика” 7-9 классы), Семенов А.Л. и Рудченко Т.А. (”Информатика” 5-6 классы); для старшего звена Босова Л.Л. и Босова А.Ю. (“Информатика” 10-11 класса), Гейн А.Г. и Юнерман Н.А. (“Информатика” 10-11 классы), Поляков К.Ю. и Еремин Е.А. (“Информатика” 10-11 классы), Семакин И.Г. и др. (“Информатика” 10-11 классы), Угринович Н.Д. (“Информатика” 10-11 классы), Фиошин и др. (“Информатика” 10-11 классы).

Не количественно, но качественно расширился список языков программирования, изучаемых в школе сегодня. Помимо указанных сред и языков, используемых в периоде 2004-2010 гг., заняли уверенные позиции такие высокоуровневые языки программирования как С++, Python [26]. Встречаются примеры изучения таких языков, как C#, PHP, Java, Javascript (как правило, на факультативах) [27]. Увеличилось количество методических разработок для пропедевтического курса изучения программирования, включая начальную школу. В одной из своих статей мы представляли систему заданий для среды карандашного программирования Pencil Code [28].

Структурируем информацию, указанную в статье, в виде таблицы (см. табл. 1)

Таблица 1. Основные характеристики периодов становления информатики как школьного предмета

Период (года)

Регламентирующий документ (статус)

УМК

Языки и среды программиро - вания

Отведенные часы

до 1985 года

Закон СССР "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" (предмет не признавался, изучался на уровне факультативов)

Перечень рекомендуемых пособий отсутствует

Существовавшие пособия:

Н.Б. Демидович, В.М. Монахов

А.П. Ершов

Алгол-68

Фортран

Занятия проходили в рамках факультативов

1985

-

1998

Постановление ВС СССР "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы"

(появился предмет “Основы информатики и вычислительной техники”)

А.Г. Гейн,
В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий;

А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев,
Р.А. Сворень;

В.А. Каймин,
А.Г. Щеголев,
Е.А. Ерохина,
Д.П. Федюшин.

ШАЯ

Рапира

Бейсик

Как правило, 1 час в неделю в среднем и старшем звене

1998

-

2004

Приказ министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (входит в предметную область “Математика и информатика”)

Начальная школа:

Горячев А.В. и др. (1-4 классы)

Зарецкий Д.В. и др (1 класс)

Первин Ю.А. (2-4 классы)

Среднее звено:

Семёнов А.Л. и др. (5 класс.

углубленное изучение),

Среднее и старшее звенья:

Первин Ю.А. и Никитин А.Н. (6 класс)

Кушниренко А.Г. и др. (9-11 класс)

Гейн А.Г. и др. (7-11 класс)

Алатов Н.В. и Кузнецова А.А. (7-9 класс)

Ляхович В.Ф. (10-11 класс)

Сенокосов А.И. и др. (8-9 класс ー углубленное изучение)

Шафрин Ю.А.

КуМир

ЛогоМиры

StartLogo

NetLogo

Pascal

Visual Basic

Информатика делила часы с математикой.

Согласно примерному учебному плану информатика должна изучаться обязательно только в X и XI классах по 1 часу в неделю

2004

-

2010

Приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (выделяется отдельно как информатика и ИКТ, но связь с математикой не теряется)

Начальное школа:

Горячев А.В. и др. (1-4 классы)

Тур С.Н. и Бокучава Т.П.

(2-4 класс)

Бененсон Е.П. и Паутова А.Г.

(2 класс)

Матвеева Н.В.

(2 класс)

Среднее звено:

Босова Л.Л.

(5-6 классы)

Угринович Н.Д.

(7-9 классы)

Семакин И.Г. и др.

(8-9 классы)

Гейн А.Г. и Сенокосов А.И.

(7-9 класс)

Макарова Н.В.

(5-9 классы)

Старшее звено:

Угринович Н.Д. (10-11 класс)

Семакин И.Г. и Хеннер Е.К.

(10-11 классы)

Бешенков С.А. и Ракитина Е.А.

(11 класс)

Гейн А.Г. и др.

(10-11 класс).

КуМир

ЛогоМиры

StartLogo

NetLogo

Pascal

Visual Basic

Alice

Etoys

Pencil Code

Scratch

Редко:

C

Java

С 3-го класса вводится как учебный модуль, с 8-го класса самостоятельный предмет

VIII класс - 1 час в неделю

IX класс - 2 часа в неделю

X и XI класс (вариативная часть)

Базовый уровень:

X класс - 1 час в неделю

XI класс - 1 час в неделю

Профильный уровень:

X класс - 4 часа в неделю

XI класс - 4 часа в неделю

2010

-

н.в.

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС СОО

(может изучаться с начальной школы, но обязательным предметом является только с 7 класса)

Начальная школа:

Бененсон Е.П. и Паутова А.Г. (2-4 классы)

Горячев А.В. и др. (2-4 классы)

Матвеева Н.В. и др. (2-4 классы)

Рудченко Т.А. и Семёнова А.Л.

(1-4 классы)

Могилев А.В. и др. (3-4 классы)

Нателаури Н.К. и  Маранин С.С.

(2-4 классы)

Павлов Д.И. и др.

(2-4 классы)

Плаксин М.А. и др. (3-4 классы)

Цветкова М.С. и Якушина Е.В.

(2-4 классы)

Среднее звено:

Босова Л.Л. и Босова Л.Ю.

(5-9 класс)

Поляков К.Ю. и Еремин Е.А.

(7-9 классы)

Семакин И.Г. и др. (7-9 классы)

Кушниренко и др. (7-9 классы)

Семенов А.Л. и Рудченко Т.А.

(5-6 классы)

Старшее звено:

Босова Л.Л. и Босова А.Ю.

(10-11 класса)

Гейн А.Г. и Юнерман Н.А.

(10-11 классы)

Поляков К.Ю. и Еремин Е.А.

(10-11 классы)

Семакин И.Г. и др. (10-11 классы)

Угринович Н.Д. (10-11 классы)

Фиошин и др.

(10-11 классы).

КуМир

ЛогоМиры

StartLogo

NetLogo

Pascal

Visual Basic

Alice

Etoys

Pencil Code

Scratch

C++

Python

Редко:

C#

PHP

Java

JavaScript

Пропедевтический курс

(из части учебного плана,

формируемого

участниками

образовательных

отношений):

II-IV классы - 1 час в неделю

III-IV классы - 1 час в неделю

V-VI классы - 1 час в неделю

Обязательный учебный

предмет:

VII-IX классы - 1 час в неделю

Внеурочная деятельность:

VII класс - 1 час в неделю

VIII-IX классы - 2 часа в неделю

Старшее звено (базовый уровень):

X-XI - 1 час в неделю

(профильный уровень):

X-XI - 4 часа в неделю

Таким образом, отметим, что идеи основоположников кибернетики реализовываются: информатика начала изучаться в школьном курсе как обязательный предмет, её значимость с каждым десятилетием возрастает. При этом разделу “Алгоритмизация и программирование” уделяется не так много времени, хотя в современных ФГОС прописана необходимость формирования алгоритмического мышления у обучающихся. Список языков и сред программирования с каждым этапом увеличивается, начать программировать уже может даже ребёнок, поэтому мы видим возможно в начале изучения алгоритмизации и программирования с начальной школы с целью формирования необходимых компетенций, прописанных в образовательных стандартах, уже с раннего возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Семакин, И.Г. О преподавании информатики в школе. - материалы Интернет на августовском виртуальном Педагогическом Совете / И.Г. Семакин. - 2003. - с. 42-46
  2. Огородников Е.В., Поляков Е.С., Кузнецов А.А. История и перспективы школьной информатики в России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2004. - №3. - С. 5-9.
  3. А.П. Ершов // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/ru/ershov/index
  4. Закон СССР "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" от 19.07.1973 г. № 4536-VIII // Федеральное архивное агентство. Проект "Документы Советской эпохи". - 1973 г. - Ст. 24 и 33 с изм. и допол. в ред. от 27.11.1985 г.
  5. Сообщение об алгоритмическом языке АЛГОЛ: Пер. с англ.// Под ред. Перлиса А. Дж. и Замельзона К. / Пер. А.П. Ершова. — М.: Вычислительный Центр АН СССР, 1959. — 35 с.
  6. Фортран // БСЭ. 3-е изд. — М., 1977. — Т. 27. — С. 555.
  7. Ершов А.П. Программирование за рубежом // Вторая всесоюзная конференция по программированию (ВКП-2). - Новосибирск: 1970. - С. 3-42.
  8. Постановление ВС СССР "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" от 12 апреля 1984 г. № 13-XI // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1984 г.
  9. Bob Johnstone Never Mind the Laptops: Kids, Computers, and the Transformation of Learning. - Lincoln: iUniverse, Inc., 2003. - P. 130-133
  10. Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.: ил.
  11. Ершов А.П., Монахов В.М., Бешенков С.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. заведений. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
  12. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники - М: Просвещение, 1991 - 254 с.
  13. Приказ министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" от 9 февраля 1998 г. № 322 // Российская газета. - 1998 г.
  14. Приказ министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утверждении Перечня учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации на 1998/99 учебный год" от 30 октября 1997 г. № 2184 // Российская газета. - 1997 г. - Приложение 2
  15. Корни Роботландии // Роботландия: негосударственное образовательное учреждение. - URL: http://www.botik.ru/~robot/history/root.htm (дата обращения: 13.03.2021).
  16. Logo tree project // WayBack Machine - Internet Archive URL: https://web.archive.org/web/20090306084150/http://elica.net/download/papers/LogoTreeProject.pdf (дата обращения: 13.03.2021).
  17. TIOBE Index for March 2021 // TIOBE - URL: https://www.tiobe.com/tiobe-index// (дата обращения: 12.03.2021).
  18. Приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089 // Российская газета. - 2004 г.
  19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005-2006 учебный год" от 21 октября 2004 г. № 93 // Российская газета. - 2004 г.
  20. Газейкина Анна Ивановна Обучение программированию будущего учителя информатики // Педагогическое образование в России. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-programmirovaniyu-buduschego-uchitelya-informatiki (дата обращения: 15.03.2021).
  21. Храмова М.В., Феокистов О.А. Использования языка Scratch в курсе теории и методики обучения информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатики и информатизация образования. - 2008. - №16. - С. 179-181.
  22. Денисова Л.В., Дженер В.О. Математическая подготовка учащихся начальной школы для работы в среде программирования Scratch // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2010. - №7. - С. 14-33.
  23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 6 октября 2009 г. № 373 // Российская газета. 2009 г. с изм. и допол. в ред. от 11 декабря 2020 г.
  24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Российская газета. 2010 г. с изм. и допол. в ред. от 11 декабря 2020 г.
  25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" от 17 мая 2012 г. № 413 // Российская газета. 2012 г. с изм. и допол. в ред. от 11 декабря 2020 г.
  26. kpolyakov.spb.ru - Преподавание, наука и жизнь. - URL: https://kpolyakov.spb.ru/index.htm (дата обращения: 12.03.2021).
  27. Подыганов А.С., Никитин П.В. Электронное учебно-методическое пособие "веб-технологии: от теории до практики" // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образования. - 2014. - №12 (67). - С. 95.
  28. Нестеров М.В., Храмова М.В. "Карандашное" программирование в пропедевтическом курсе информатики // Образование. Технологии. Качество. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 2019. - Саратов: Перо, 2019. - С. 105-115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...

Метод проектов в школьном курсе Информатика и ИКТ

Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были ...

Интерактивные тесты "Повторение школьного курса информатики". 11 класс

Интерактивные тесты составлены по сборнику итоговых тестов Т.Е.Чуркиной...

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики...

Реализация проекта «Внедрение основ робототехники в школьный курс информатики»

Мой первый опыт работы по внедрению основ робототехники в школьный курс информатики....

Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС

Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...