Рабочая программа по информатике 9 класс (УМК Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Косенко Елена Викторовна

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._inf9.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ

«СОШ №12 г.Зеленокумска»

№ 251 от 01.09.2021

директор________Г.В.Неткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике в 9 классе

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)

Программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой по информатике для основной школы 7-9 классы. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Количество проверочных работ – 4;

Количество контрольных работ – 2.

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • владение умениями записи несложного алгоритма обработки данных на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык), отладки и выполнения полученной программы в используемой среде программирования;
  • формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • формирование умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыков создания личного информационного пространства;
  • владение информационным моделированием как ключевым методом приобретения знаний: сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • способность cвязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость развития собственной информационной культуры в условиях развития информационного общества;
  • готовность к ведению здорового образа жизни, в том числе, и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умения соблюдать сетевой этикет, другие базовые нормы информационной этики и права при работе с компьютерными программами и в сети Интернет;
  • формирование интереса к углублению знаний по информатике (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования, для будущей профессиональной деятельности в области информационных технологий и смежных областях.

Личностные результаты

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание:
  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
  1. Духовно–нравственное воспитание:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
  1. Эстетическое воспитание:
  • Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
  1. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия)
  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  1. Трудовое воспитание:
  • интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
  1. Экологическое воспитание:
  • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
  1. Познавательное:
  • сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Планируемые результаты изучения информатики

В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик научится:

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
  • записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;
  • анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.

В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик получит возможность:

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Перечень учебно-методического обеспечения  по информатике для 9 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Авторская программа изучения курса информатики в основной школе. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 207.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие для 7–9 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Материальная база:

  • Компьютеры с программным обеспечением: среда программирования Паскаль, Кумир
  • Мультимедийный проектор, экран.

Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

Тема 1.  Математичес-кие основы информатики. Моделирова-ние и формализация

(9 часов)

Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения информационной модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Классификация информационных моделей.

Графы. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути.

Математическое моделирование. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты. Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Аналитические виды деятельности:

  • осуществление системного анализа объекта, выделение среди его свойств существенных свойств с точки зрения целей моделирования;
  • оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определение вида информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • анализ информационных моделей (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.).

Практическая деятельность:

  • Вычисление количества элементов множеств, полученных в результате операций объединения и пересечения двух или трех базовых множеств.
  • Создание и интерпретация различных информационных моделей - таблицы, графов, блок-схемы алгоритмов и т. д.;
  • Преобразование информации из одной формы представления в другую.
  • Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

Тема 2.

Алгоритмы и программиро-вание

(8 часов)

Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке программирования. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями.

Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

Приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.

Разработка алгоритмов и программ на языке программирования Паскаль. Табличный тип данных (массив). Примеры задач обработки данных: заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов на изучаемом языке программирования из приведенного выше перечня.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма для исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник при заданной исходной обстановке; выявление возможных входных данных, приводящих к данному результату.

Аналитические виды деятельности:

  • анализ готовых программ для исполнителей;
  • выделение этапов решения задачи на компьютере;
  • осуществление разбиения исходной задачи на подзадачи;
  • сравнение различных алгоритмов решения одной задач.

Практическая деятельность:

  • Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, Черепашка, Чертежник и др.
  • Составление на языке программирования Паскаль программы обработки одномерного числового массива (нахождение минимального /максимального значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива и т. д.).

Тема 3.

Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой информации

(6 часов)

Электронные (динамические) таблицы. Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Аналитические виды деятельности:

  • анализ пользовательского интерфейса используемого программного средства;
  • определение условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявление общего и отличий в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • Создание однотабличной базы данных.
  • Поиск записей в готовой базе данных.
  • Сортировка записей в готовой базе данных.
  • Создание электронных таблиц, выполнение в них расчетов по встроенным и вводимым пользователем формулам.
  • Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Тема 4

Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии

(11 часов)

Компьютерные сети. Компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Адресация в Интернете. Доменная система имен. Работа в информационном пространстве. Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы, поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Поиск информации в Интернете. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы.

Рекомендации, повышающие безопасность работы в Интернете. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Сайт. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Базовые представления о правовых и этических аспектах работы в Интернете. Личная информация, способы ее защиты.

Аналитические виды деятельности:

  • выявление общего и отличий в способах взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализ доменных имен компьютеров и адресов документов в Интернете;
  • анализ и сопоставление различных источников информации, оценка достоверности найденной информации;
  • распознавание потенциальных угроз и вредных воздействий, связанных с использованием ИКТ; оценка предлагаемых путей их устранения.

Практическая деятельность:

  • Осуществление взаимодействия посредством электронной почты, чата, форума.
  • Определение минимального времени, необходимого для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками.
  • Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
  • Создание с использованием конструкторов (шаблонов) веб-страниц.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Воспитательный компонент

Примеча-ние

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение, с.3-4

1,2,4,7

Моделирование как метод познания.

§1.1, с.5-10, №6,8(с.11)

2,5,7

Входная контрольная работа

Повт. §1.1 - 1.3

7

Знаковые и графические модели

§1.2,1.3, с.12-25, №3,5(с.26)

3,7

Табличные модели

§1.4, с.27-34, №3 (с.35)

6,7

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

§1.5, с.37-41, №11 (с.41)

1, 7

Система управления базами данных

§1.6.1-1.6.2, с.42-44

5,7

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

§1.6.3-1.6.4, с.44-48

3,5

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

Проверочная работа

Повт.гл.1

7

Решение задач на компьютере

§2.1, с.58-62, №9-11(с.62,63)

5,7

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

§2.2.1-2.2.3, с.64-66,\

3,7

Вычисление суммы элементов массива

§2.2.4, с.66-68\

5,7

Последовательный поиск в массиве

§2.2.5, 2.2.6, с.68-73

7

Анализ алгоритмов для исполнителей

Повт. §2.1, 2.2

5,7

Конструирование алгоритмов

§2.3, с.76-87

3,5

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия

§2.4, с.89-93

5,7

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и программирование». Проверочная работа

§2.5, с.95-97

7

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы

§3.1, с.100-107, №2,3 (с.107)

7

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

§3.2.1, с.109-113, №12 (с.119)

5,6,7

Встроенные функции. Логические функции

§3.2.2-3.2.3, с.113-117

4,5

Сортировка и поиск данных

§3.3.1, с.120-122, №3 (с.127)

3,4

Построение диаграмм и графиков

§3.3.2, с.122-127, №10 (с.128)

3,5

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа

Повт.гл.3

7

Локальные и глобальные компьютерные сети

§4.1, с.139-144, 33 (с.144)

7

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§4.2.1-4.2.2, с.146-149

5,7

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

§4.2.3, 4.2.4, с.149-152

5,7

Всемирная паутина. Файловые архивы

§4.3.1-4.3.2, с.154-158

1,2,3

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

§4.3.3-4.3.5, с.158-162, №16, 20 (с.164)

1,2,3

Технологии создания сайта.

§4.4.1, с.165

7

Содержание и структура сайта. Проект «Культура народов России»

§4.4.2, с.166-167, №4 (с.169)

3,7

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Повт. §4.1-4.3

7

Оформление сайта «Культура народов России»

§4.4.3, с.167-168

3,5,7

Размещение сайта в Интернете Проверочная работа

§4.4.4, с.168-169

7

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии».

Повт.гл.4

5,7

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического цикла

№ 1 от 30.08.2021г.

Руководитель МО __________ / М.С. Лобачева/

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ /Е.А.Таренко/

____________________ 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...

Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)

Рабочая программа составлена на основе: Федерального  государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...