Результаты внедрения СПО в общеобразовательное учреждение
проект по информатике и икт

larisa_platonova@mail.ru

Перед системой образования России руководством страны поставлена задача скорейшего массового перехода на свободное программное обеспечение (СПО). В связи с этим в начале октября 2009 г. стартовал федеральный проект «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях РФ» ПНП «Образование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты внедрения СПО в общеобразовательное учреждение

Платонова Лариса Владимировна учитель информатики МБОУ СОШ №2


Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА «LINUX»……………………………………3

2. ПЛЮСЫ И МИНУС ВНЕДРЕНИЯ «LINUX»……………………………….3

3.ИЗУЧЕНИЕ ОС «LINUX» В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ……………6

3.1 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОС «LINUX» В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ…………………………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8

ЛИТЕРАТУРА И  ИСПОЛЗУЕМЫЕ  ИСТОЧНИКИ…………………………12                                                                                                

                                                                                                     


ВВЕДЕНИЕ

Перед системой образования России руководством страны поставлена задача скорейшего массового перехода на свободное программное обеспечение (СПО). В связи с этим в начале октября 2009 г. стартовал федеральный проект «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях РФ» ПНП «Образование».

В наше время, особенно для учителей, было бы полезно больше узнать о Линукс, ведь он распространяется бесплатно, нежели Виндоус и программное обеспечение на него тоже бесплатное. Сегодня темпы освоения рынка данной системой по сравнению с остальными известными ОС являются самыми интенсивными. Внутренняя гибкость структуры ОС Unix подтверждает ее устойчивость, позволяя в то же время адаптировать систему практически к любой среде. Именно в этом контексте разрабатывалась ОС Линукс.

Цель: изучение проблемы внедрения ОС в школьное образование.

Линукс, более новых версий, поддерживает игры, что является плюсом для геймеров. А подрастающему поколению не помешало хотя бы знать про использование ОС. К тому же школы могли бы сэкономить на программном обеспечении, но опять же Линукс имеет много минусов, а учителя сами не знают, как им пользоваться.

Отзывы учителей о использовании Linux в образовании неоднозначные – от полного неприятия до уверенности в том, что Linux– панацея от всех проблем с программным обеспечением учебного заведения. Однако, говоря о Linux в учебном заведении, следует понимать, что имеются в виду конкретные дистрибутивы Linux. От насыщенности и многообразия программного обеспечения дистрибутива зависит степень применимости Linux в учебном процессе.

В настоящее время использование ОС Линукс в образовании довольно актуальная проблема, поэтому рассмотрим ее более подробно.

1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА «LINUX”

Это многопользовательская сетевая операционная система с сетевой оконной графической системой X Window System. ОС Linux поддерживает стандарты открытых систем и протоколы сети Internet и совместима с системами Unix, DOS, MS Windows.

Все компоненты системы, включая исходные тексты, распространяются с лицензией на свободное копирование и установку для неограниченного числа пользователей.

ОС Linux широко распространена на платформах Intel PC 386/486/Pentium/Pentium Pro и завоевывает позиции на ряде других платформ (DEC AXP, Power Macintosh и др.).

Разработка ОС Linux выполнена Линусом Торвалдсом (Linus Torvalds) из университета Хельсинки и не поддающейся подсчету обширной командой из тысяч пользователей сети Internet, сотрудников исследовательских центpов, фондов, унивеpситетов и т.д.

Можно выделить несколько основных областей, где нередко можно встретить Linux:

        Сервера, требующие высоких показателей

        Компьютеры нестандартной архитектуры

        Системы военного назначения

        Компьютеры, встроенные в различные устройства (банкоматы, терминалы оплаты, мобильные телефоны

        Массовые специализированные рабочие места - также из-за отсутствия платы за каждое рабочее место.

        Старые компьютеры с ограниченными ресурсами быстродействия и оперативной памяти

2 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Возможности, которые предоставляет ОС Linux:

1.        дает возможность бесплатно и легально иметь современную ОС для использования как на работе, так и дома;

2.        обладает высоким быстродействием;

.        работает надежно, устойчиво, совершенно без зависаний;

.        не подвержена вирусам;

.        позволяет использовать полностью возможности современных ПК, снимая ограничения, присущие DOS и MS Windows по использованию памяти машины и ресурсов процессора(ов);

.        эффективно управляет многозадачностью и приоритетами, фоновые задачи (длительный расчет, передача электронной почты по модему, форматирование дискеты и т.д. и т.п.) не мешают интерактивной работе;

.        позволяет легко интегрировать компьютер в локальные и глобальные сети, в т.ч. в Internet; работает с сетями на базе Novell и MS Windows;

.        позволяет выполнять представленные в формате загрузки прикладные программы других ОС - различных версий Unix, DOS и MS Windows;

.        обеспечивает использование огромного числа разнообразных программных пакетов, накопленных в мире Unix и свободно распространяемых вместе с исходными текстами;

3.        предоставляет богатый набор инструментальных средств для разработки прикладных программ любой степени сложности, включая системы класса клиент-сервер, объектно-ориентированные, с многооконным текстовым и/или графическим интерфейсом, пригодных для работы как в Linux, так и в других ОС;

4.        дает пользователю и особенно разработчику замечательную учебную базу в виде богатой документации и исходных текстов всех компонент, включая ядро самой ОС;

5.        дает всем желающим попробовать свои силы в разработке, организовать общение и совместную работу через Internet с любыми из разработчиков ОС Linux и сделать свой вклад, став соавтором системы.это полноценная 32-х разрядная (64-х разрядная на платформе DEC AXP) операционная система.

Выигрыш в цене очень большой, так как помимо экономии на оборудовании, программное обеспечение в Linux поставляется со свободной лицензией, разрешающей бесплатное неограниченное копирование системы. Ядро, редакторы, трансляторы, СУБД, сеть, графические интерфейсы, игры и масса другого программного обеспечения объемом в тысячи мегабайт - бесплатно и на законной основе.

Для многих пользователей в России свободная лицензия - это единственная возможность легально снабдить себя полноценным набором программного обеспечения.

Большой интерес Linux представляет для потребителей и разработчиков прикладных систем. Представьте себе фирму, состоящую из нескольких филиалов, территориально разнесенных по разным районам города и даже по разным городам и странам. На головном предприятии работает сервер базы данных, клиенты - рабочие места в филиалах - через сеть взаимодействуют с сервером. Такая система быстро, дешево и удобно делается в Linux.

Рассмотрим минусы внедрения Linux:

1.        возникают проблемы с поддержкой встроенных или внешних устройств: звуковых карт, принтеров, сканеров и т. д.

2.        Производители мобильных устройств и платформ упорно игнорируют пользователей Linux: синхронизация со смартфоном или коммуникатором является нетривиальной задачей.

.        Существуют пробелы в области программного обеспечения: не хватает профессиональных программ для решения узкоспециализированных задач (например, отсутствует полноценная замена Adobe Photoshop) и мало игр «продвинутого уровня».

.        Число пользователей Linux, к которым можно обратиться за советом и помощью, значительно меньше, чем число пользователей Windows.

.        Если у вас нет постоянного подключения к интернету - лучше забудьте про Линукс. Будете постоянно скачивать недостающие компоненты из Интернета.

Так как в Линуксе открытые исходные коды - это же, конечно, большой плюс для программиста, но обычному пользователю это просто не нужно. Поэтому Линукс в основном есть на компьютере только «продвинутых юзеров».

3. ИЗУЧЕНИЕ ОС «LINUX» В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Свободные программы дают пользователю свободу контролировать свой компьютер, они предоставляют свободу для взаимодействия пользователей. Данные причины применимы для школ также как и для любого человека.

Но существуют причины, характерные только для школ. Они и являются предметом исследования данной статьи.

Свободное ПО может помочь школам экономить деньги. Даже в самых богатых странах школам не хватает денег. Свободное ПО дает образовательным учреждениям, так же как и другим пользователям, свободу копировать и распространять компьютерные программы. Таким образом, школа может сделать копии свободной программы и установить её на все компьютеры, которые у неё имеются. В бедных странах это может помочь решить проблемы с финансированием использования высоких технологий в образовании.

Свободные компьютерные программы позволяют ученикам узнать, как работает программное обеспечение. Когда учащиеся достигают возраста 13 - 19 лет, некоторые из них хотят узнать и изучить всё, что связано с их компьютером и программным обеспечением для него. Это возраст, когда люди, которые будут хорошими программистами, начинают постигать своё ремесло.

Для того чтобы научиться писать качественные программы, ученики должны читать много кода и писать много кода. Им нужно читать и понимать настоящие программы, которые люди действительно используют. Ученикам будет крайне любопытно читать исходный код программ, которые они используют каждый день.

3.1 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОС «LINUX» В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1.        Низкая материально-техническая база и общая изношенность оборудования. Около половины всех образовательных учреждений, в которых проводилось внедрение СПО, имеют компьютеры с объемом оперативной памяти менее 128 Мбайт. В довольно многих школах используются старые машины. И если электроника на ней еще работает, то механика дает сбои очень часто.

2.        Недостаточное количество образовательных программных продуктов для использования с СПО. Нужно привлечь внимание независимых разработчиков. Необходимо практические внедрение экономической модели, позволяющей зарабатывать деньги, создавая качественный продукт, а, не придумывая для него какие-то лицензионные ограничения.

-Отсутствие необходимого количества образовательной литературы. Российское образование оставляет желать лучшего. Дело тут не только в учебниках, а во всей образовательной инфраструктуре. Безусловно, надо восстанавливать кружки технического творчества, которые в советское время были в каждой школе. При рассмотрении претендентов на получение бюджетных средств следует заранее выделять квоту на учебники и технические издания.

-Отсутствие тематического сообщества. Важно понимать, что формирование сообществ - это не то, что делается само по себе с нулевыми финансовыми затратами. Это серьезная работа, требующая значительных усилий.

-Плохое решение вопросов информационного пространства образовательного учреждения. Сперва купили ОС, потом разнородные программы, потом начинают думать, что со всем этим добром делать. Причина - отсутствие адекватной постановки задачи на формирование законченного и целостного комплекса. Для решения задач организации сетевого пространства образовательного учреждения, требуется создание принципиально новых программных продуктов, подчиненных единой концепции.

-Предустановленное проприетарное ПО. Мало иметь возможность вернуть деньги за OEM, надо еще знать о ней. Таким образом, мы снова возвращаемся к необходимости создания тематического сообщества.

-Необходимость привлечения к работе учреждений высшей школы. Практика показала, что интерес к СПО со стороны высшей школы есть и это надо использовать для решения проблем системного характера. Например, привлекая студентов к работе над прикладными программами.

-Необходимость создания специализированных дистрибутивов. Спектр задач достаточно широк - от продуктов для классов с углубленным изучением каких-то предметов до учебных заведений для детей с ограниченными физическими возможностями.

-Необходимость концептуального подхода. Главная задача школы - учить детей и любой проект следует рассматривать именно в этом контексте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире существует некоторое изобилие операционных систем, которые продолжают развиваться и по сей день. Нередки случаи установления нелицензионных ОС. Связанно это с тем, что большинство операционных систем являются платными и пользователи находят более простые решения, как скачать, к примеру, Windows из Интернет или сделать копию установочного диска у друга. Решением этой проблемы может стать использование полностью свободной ОС семейства Linux. Программного обеспечения, входящего в Linux, вполне достаточно для обучения в школах, которое по возможностям не уступает своим платным аналогам. Использование ОС Linux так же экономически выгодно для школ, которые не имеют своего бюджета и финансируются на муниципальном или городском уровне.

Еще одной важной проблемой внедрения ОС Linux в школу, отсутствие программы обучения, методической литературы для преподавателей, и банально отсутствие учебников для учащихся.

Если вопрос учебников и методической литературы для учителей можно хоть как то решить, то с учебными пособиями для учащихся обстоят трудности. Хотя сейчас правительство РФ все чаще вспоминает об образовании, и в частности современных информационных технологиях в школе, вопрос о использовании операционных систем основанных на лицензии GPL или BSD остаётся открытым. На данный момент проводятся эксперименты по внедрению систем Linux в образовательный процесс

Немаловажным фактом является то, что установка на компьютер операционной системы Linux, вместе со всеми необходимыми прикладными программами, может занимать всего 25– 30 минут, а весь этот набор программ вместе с самой ОС умещается на 1 компакт диске.

Одним из достоинств Linux можно считать высокую скорость работы. Эта ОС может работать на машинах не очень большой мощности. Кроме этого она может применяться как для различных типов серверов, так и для настольных компьютеров.

Также огромным преимуществом является, практическое отсутствие компьютерных вирусов для этой операционной системы. Конечно существуют так называемые рутики, и другие способы взлома систем. Но грамотный специалист, отвечающий за безопасность системы вполне может обеспечить защиту. (Имеется ввиду отсутствие необходимости использовании в школе многих потенциально опасных и уязвимых сервисов и "демонов").

Но, при всех положительных качествах, существует несколько сложностей при переходе на операционную систему Linux:

сложность установки нового программного обеспечения (установка через командную строку);

проблемное подключение интерактивных досок, установка для них программного обеспечения под ОС Linux;

отсутствие, в настоящее время, программы, уровня Fine Reader, для распознавания текста со сканера;

большое количество образовательных учебных ресурсов на оптических носителях, выпущенных специально под различные версии операционных систем Windows, которые требуют обращения к диску;

условная сложность при настройке периферийного оборудования (например, при установке школьного ALT-Linux 5.0, возникает проблема с принтером HP Laserjet);

проблемное подключение DVB-карт и настройка их к использованию (особенноTechno-Trend USB);

неготовность некоторых преподавателей переучиваться к применению новой операционной системы, разорвать стереотипы, хотя меню этих альтернативных программ с платными версиями практически идентичны.

Учащиеся с негативностью хотят переходить на Linux в домашних условиях, из-за того, что

– графика в нем организуется при помощи библиотек OpenGL, в отличие от Windows(DirectX), вследствие чего игры написанные под Windows на Linux не работают. Но на многих форумах, есть пошаговая инструкция, как прописать DirectX под Linux;

– сложность установки программного обеспечения (как говорилось выше).

Если рассматривать ОС Linux как платформу для обучения, то включённый в современные дистрибутивы набор ПО позволяет обучить учащихся все современным требованиям пользованию ПК.

Я считаю, что школы не скоро полностью перейдут на Линукс К тому же полный переход к Линуксу означает опять же монополию. Линукс благодаря открытому исходному коду, во всяком случае, не помешало бы включить элективным курсом во многих школах с информационно-техническим уклоном.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1.        «Линукс в школе. В чем же выгода». Статья Сергея Голубева. «Свободные мысли о свободных программах». http://citkit.ru/articles.

2.        «Линукс в школе. Девять проблем». Статья Сергея Голубева. «Свободные мысли о свободных программах». http://citkit.ru/articles.

3.«Линукс в школе. Мифы про школу и информатику. Статья Сергея Голубева. «Свободные мысли о свободных программах». http://citkit.ru/articles.

4.«Линукс в школе. Первые итоги». Статья Сергея Голубева. «Свободные мысли о свободных программах». http://citkit.ru/articles.

5.«Методические рекомендации к использованию Линукса в учебном компьютерном кабинете школы». Статья Антрошенко В. А., учитель информатики. «Свободные мысли о свободных программах». http://citkit.ru/articles.

6."Операционная система UNIX". Андрей Робачевский

7.«Размышления о Windows и Linux» Автор Бродяга. «Стоп Линукс. Развенчиваем мифы» http://stoplinux.org.ru/forum/

7.Обсуждения «Чем вам нравится Линукс?». Группа «Linux» на сайте vkontakte.ru

8.Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных €учреждения Российской Федерации. Москва 2010, PingWin Software, ГК АйТи. http://www.spohelp.ru/

9.Реклама видеокурсов на сайте http://www.fasttech.ru/

10. Журавлев, O / Интернет – ресурс http://www.openclass.ru/node/174350

11. Интернет – ресурс http://www.altlinux.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»

Отчет о результатах самообследования  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алешковичская средняя общеобразовательная школа»...

Публичный информационный отчёт о результатах деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво за 2011-2012 учебный год

Доклад адресован учащимся, их родителям, учредителям, социальным партнерам школы, местной общественности. Особым адресатом являются родители, планирующие направить своего ребенка для обуч...

Сценарий спортивного праздника, посвященного внедрению ГТО в общеобразовательные учреждения и 70-летию Великой Победы

Проблема заключается в том, что среди школьников России лишь 16 процентов являются относительно здоровыми, а подавляющее большинство детского и взрослого населения страдает от последствий гиподинамии,...

Отчёт о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский» за 2019 год

1. Введение Совершенствование качества образования и эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в том числе, на основе обеспечения информационной открытости и прозрачности их деятельн...

Отчёт о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский» за 2018 год

1. Введение Совершенствование качества образования и эффективности деятельности общеобразовательных организаций, в том числе, на основе обеспечения информационной открытости и прозрачности их деятельн...

Отчет о результатах самообследования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Отчет о результатах самообследованияМуниципального казенного общеобразовательного учреждения«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» за 2020-2021 уч. г....