Методическая разработка "Информационное моделирование"
учебно-методический материал по информатике и икт (6 класс)

Данная работа представляет собой  методические разработки серии уроков открытия нового знания (согласно типологии уроков деятельностной направленности) по основным темам раздела «Модели и моделирование». Работа предназначена для учителей информатики, работающих по  ФГОС ООО, методистов, студентов высших учебных заведений педагогической направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологические карты739.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по теме: «Информационное моделирование»

Составлено преподавателем  

информатики и ИКТ

Кияшко Е.В.

Уссурийск   2022 г

АННОТАЦИЯ

Данная работа представляет собой  методические разработки серии уроков открытия нового знания (согласно типологии уроков деятельностной направленности) по основным темам раздела «Модели и моделирование».

Работа предназначена для учителей информатики, работающих по                 ФГОС ООО, методистов, студентов высших учебных заведений педагогической направленности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

стр. 4

Технологическая карта «Понятие модели. Виды моделей»

стр. 7

Технологическая карта «Информационные модели»

стр. 13

Технологическая карта «Математические модели»

стр. 20

Технологическая карта «Табличные модели»

стр. 26

Заключение

стр. 33

Список использованных источников

стр. 34

                             

ВВЕДЕНИЕ

Скажи мне - и я забуду,

 учи меня - и я могу запомнить,

 вовлекай меня - и я научусь!

                                                                                                      Бенджамин Франклин        

Информационное общество - это реальность настоящего времени. Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Моделирование уроков деятельностной направленности – дело непростое, но это требование времени. Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение обучащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).

Цель данной работы – оказание методической помощи в конструировании уроков открытия нового знания в соответствии с ФГОС ООО.

Основные задачи:

  • показать возможность использования современных методов и приемов для формирования УУД;
  • систематизировать и структурировать материал раздела «Модели и моделирование»;
  • представить опыт своей работы по составлению технологических карт уроков.

Тема «Информационное моделирование» выбрана не случайно. Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности, т.е. имеет метапредметный характер.

Деятельностная цель представленных уроков: формирование способности обучающихся к новому способу действия – созданию и исследованию моделей.

Содержательная цель уроков: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий, связанных с моделированием.

Структура уроков открытия нового знания:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Основной целью данного этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности  выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели используются приемы «Педагогическое наблюдение», «Яркое пятно» и др.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Основной целью данного этапа является подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Данная цель реализуется с помощью приемов «Ассоциации», «Кластер» и др.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Основная цель этапа – организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей. На данном этапе обучающиеся формулируют тему урока, например, в ходе эвристической беседы.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Основная цель этапа – постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. На данном этапе обучающиеся формулируют цели урока и намечают пути их достижения (алгоритм работы).

5. Этап реализации построенного проекта.

Основная цель этапа – построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. На данном этапе обучающиеся осуществляют поиск информации в различных источниках (смысловое чтение) и возвращаются к пробному заданию (прием «Кластер» и др.).

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Основная цель этапа – усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач. На данном этапе предлагается выполнить тренировочные и практические упражнения,  сделать выводы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа – применение нового знания в типовых заданиях. На данном этапе обучающимся предлагается провести, например, мини-исследования интерактивных компьютерных моделей.

8. Этап включения в систему знаний и повторение.

Основная цель этапа – повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению нового материала, выявление границы применимости нового знания, включение нового способа действий в систему знаний. На данном этапе обучающимся предлагается, например, групповая перекрестная викторина (прием Блума, «Снежный ком» и др.).

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Основная цель – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание границ применения нового способа действия. На данном этапе обучающиеся делают выводы (прием «Синквейн», прием «Взгляд в будущее» и др.), получают задания самоподготовки (с элементами выбора, творчества).

Далее в работе представлены методические разработки серии уроков открытия нового знания (согласно типологии уроков деятельностной направленности) по основным темам раздела «Модели и моделирование» курса информатики для 6 класса (с ориентацией на УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой).

Данная методическая разработка может быть использована учителями-предметниками в качестве дополнительного материала при подготовке к проведению уроков, соответствующих ФГОС ООО.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема урока

Понятие модели. Виды моделей.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знание понятия модели;
  • умение анализировать модели и классифицировать их по видам;

Обучающийся получит возможность:

создать разные типы информационных  моделей.

Регулятивные – обучающийся научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им; определять и формулировать цели урока с помощью преподавателя.

Познавательные – обучающийся научится структурировать материал, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – обучающийся получит возможность аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  • представление о роли моделей  в жизни  человека;
  • готовность и способность к выполнению  прав и обязанностей ученика.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и    у р о к а

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Презентация «Виды моделей».

Интерактивные модели «Снаряд» и «Корабль».

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Рабочая тетрадь для  6 класса» (часть 1)

М.Н. Бородин «Информатика 5-6 кл Методическое пособие для учителя»

класс ПК;

интерактивная доска.

Основные понятия

модель, виды моделей (материальные, информационные)

Форма проведения урока

практикум

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а    у р о к а

Деятельность преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

цели: актуализировать требования к обучающимся с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Просмотр видео «Команда-это круто».

Деление на группы (жетоны – четные, нечетные номера).

Девиз урока:

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

Повторение правил работы в группе.

Суворовцы включаются в работу

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им

Личностные:проявлять учебно-познавательный интерес

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Создаёт условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия, фиксирования затруднения

Разминка для ума:

Ответ: МОДЕЛЬ

Предлагает обучающимся в группах написать свои ассоциации со словом «модель» и привести примеры  моделей, затем один из участников группы зачитывает ответы.

Создает проблемную ситуацию,

предлагает заполнить схему:

Разгадывают  ребус с основным термином темы, читают свои ассоциации, пробуют заполнить схему, формулируют тему и цель урока

Регулятивные:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

  • развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Познавательные:

•        постановка и решение проблемы;

Личностные:

•        развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

•        умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

цели: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей

Организует анализ ситуации затруднения и определение темы и целей урока

Проанализируйте  возникшую ситуацию затруднения и назовите тему урока (Модели и их виды).

Сформулируйте цели урока

(Дать определение модели.

Узнать, какие виды моделей существуют и где используются).

Анализируют свои действия, формулируют тему и цели урока

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

цели:  создать условия для построения проекта выхода из затруднения, выбора способа и средств его реализации

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

Обсуждение способов достижения цели.

Совместно с преподавателем составляют план действий

Регулятивные:

уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно

Познавательные:

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Этап реализации построенного проекта

цели: реализовать построенный проект; закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление ранее возникшего затруднения

Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Изучить теоретический материал и заполнить кластер:

1 группа (материальные модели)

2 группа (информационные модели)

Представить свою работу.

Возврат к пробному заданию:

глобус        карта

макет        чертеж

Знакомятся с теорией, отвечают на вопросы, оформляют свою работу в виде кластера, представляют свою работу.

Познавательные:уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

цели: организовать усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач

Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполнить задание на установление соответствия (РТ № 103, 104 стр. 95-96)

Создать модель САМОЛЕТА

(1 группа – информационную

  2 группа – материальную)

Сделать вывод (один объект - несколько моделей)

Комментируют свои ответы

Познавательные: уметь анализировать и классифицировать информацию.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной  форме, слушать и понимать речь других.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

цели: организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий, самопроверку своих решений по эталону.

Выполнить задания с помощью интерактивных моделей:

  1. Провести корабль через шлюз              (1 группа - составить алгоритм)
  2. Поразить цель (2 группа - исследовательское задание)

Работают самостоятельно, выполняют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

определение формы представления информации;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

умение определять успешность выполнения задания; контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

цели: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Организует повторение изученного материала

Перекрестная викторина (каждая группа задает вопросы другой группе)

Задают вопросы со словами: Объясни; Назови; Придумай; Предложи; Поделись; Почему (прием БЛУМА)

Задают вопросы по теме, анализируют ответы своих товарищей

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной   форме

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

цели: организовать самооценку учебной деятельности на уроке

Организует самооценку  учебной деятельности на уроке.

Составить синквейн «МОДЕЛЬ».

Подведение итогов урока.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Назовите профессии людей, имеющих дело с различными моделями.

Составляют синквейны, делают выводы,  оценивают степень выполнения задач урока

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условийдействия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Задание на самоподготовку

§9, РТ №106, 107, 110, 111*

Творческое задание:

создать модели по военной тематике.

Записывают задание на

самоподготовку

                                                                                                                                                           

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема урока

Информационные модели. Словесные модели.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знание понятия модели;
  • умение анализировать модели и классифицировать их по видам;
  • умение структурировать словесные модели.

Обучающийся получит возможность:

познакомиться с этапами компьютерного моделирования.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: 

- осуществлять сравнение;

- поиск и выделение необходимой   информации.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее

   решение;

- грамотно использовать речевые средства для

  представления результата.

  • представление о роли моделей  в жизни  человека;
  • готовность и способность к выполнению  прав и обязанностей ученика.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и    у р о к а

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Презентация «Информационные модели».

Текстовый  процессор MS Word.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Рабочая тетрадь для  6 класса» (часть 1,2)

М.Н. Бородин «Информатика 5-6 кл Методическое пособие для учителя»

класс ПК;

интерактивная доска.

Основные понятия

модель, виды моделей (материальные, информационные),

типы информационных моделей (таблица, иерархия, сеть)

Форма проведения урока

практикум

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а    у р о к а

Деятельность преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

цели: актуализировать требования к обучающимся с позиций учебной деятельности;

создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Разгадать ребус:

(МОДЕЛИРОВАНИЕ)

Деление на группы (жетоны – треугольники, квадраты, круги).

Повторение правил работы в группе.

Суворовцы включаются в работу, разгадывают ребус с ключевым словом темы.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им

Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Создаёт условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия, фиксирования затруднения

Предлагает обучающимся в группах распределить представленные модели на 2 группы и объяснить своё решение:

математическая формула, манекен, муляж, сборочный чертеж, оглавление книги, блок-схема алгоритма, авиамодель, эталон метра, программа телепередач, схема метрополитена, карта местности

Создает проблемную ситуацию,

предлагает познакомиться со словесными моделями:

1 группа «ТТХ танков»

2 группа «Файловая система компьютера»

3 группа «Транспортные перевозки»

и  ответить на вопросы:

  1. Удобно ли представлена информация? Почему?
  2. Предложите свой способ представления данной информации.

Выполняют упражнение на повторение, объясняют свои ответы, предлагают свои способы структурирования информации.

Регулятивные:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

  • развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Познавательные:

•        постановка и решение проблемы;

Личностные:

•        развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

•        умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

цели: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей

Организует анализ ситуации затруднения и определение темы и целей урока

Проанализируйте  возникшую ситуацию затруднения и назовите тему урока (Информационные модели. Словесные модели).

Сформулируйте цели урока

(узнать, каким образом можно представлять  информационные модели; научиться создавать различные типы информационных моделей).

Анализируют свои действия, формулируют тему и цели урока

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

цели:  создать условия для построения проекта выхода из затруднения, выбора способа и средств его реализации

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

Обсуждение способов достижения цели.

Совместно с учителем составляют план действий

Регулятивные:

уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно

Познавательные:

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Этап реализации построенного проекта

цели: реализовать построенный проект; закрепить новое знание в речи и знаках;

зафиксировать преодоление ранее возникшего затруднения

Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Изучить теоретический материал и заполнить кластер:

1 группа (таблица)

2 группа (иерархия)

3 группа (сеть).

Представить свою работу.

Знакомятся с теорией, отвечают на вопросы, оформляют свою работу в виде кластера, представляют свою работу.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

цели: организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий, самопроверку своих решений по эталону.

Используя возможности текстового процессора MS Word , создать компьютерные модели:

1 группа (табличная модель)

2 группа (иерархическая модель)

3 группа (сетевая модель)

Работают самостоятельно, выполняют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

определение формы представления информации;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

умение определять успешность выполнения задания; контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

цели: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его

 в системе изученных ранее знаний

Организует повторение изученного материала

Викторина вопросы-секреты (каждая группа вытягивает вопрос, обсуждают и дают ответ):

  • Верно ли, что модель – это точная копия оригинала.
  • Верно ли, что для каждого объекта окружающего мира можно создать только одну модель.
  • Верно ли, что модель содержит меньше информации, чем объект-оригинал.

Отвечают на вопросы по теме, анализируют ответы своих товарищей

Познавательные:

уметь делать обоснованные логические выводы;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной   форме

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

цели: организовать самооценку учебной деятельности на уроке

Организует самооценку  учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

- Какова была тема нашего урока?

- Удалось ли вам достичь поставленные цели?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Приведите примеры, где вам в жизни могут пригодиться  полученные знания.

Делают выводы,  оценивают степень выполнения задач урока

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условийдействия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Задание на самоподготовку

§10, РТ(часть 2) №118, 119

Дополнительное задание:

создать различные структуры информационных моделей (по военной тематике)

Творческое задание: 

составить кроссворд «Модели»

Записывают задание на

самоподготовку

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема урока

Информационные модели. Математические модели.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • расширение представления о моделях и моделирова-нии;
  • умение создавать и анализировать математи-ческие модели;
  • умение решать различные задачи с использованием информационных моделей.

Обучающийся получит возможность:

познакомиться с этапами компьютерного моделирования.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: 

- осуществлять сравнение;

- поиск и выделение необходимой   информации.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее

   решение;

- грамотно использовать речевые средства для

  представления результата.

  • представление о роли моделей  в жизни  человека;
  • готовность и способность к выполнению  прав и обязанностей ученика.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и    у р о к а

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Презентация «Математические модели».

Текстовый  процессор MS Word.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Рабочая тетрадь для  6 класса» (часть 1,2)

М.Н. Бородин «Информатика 5-6 кл Методическое пособие для учителя»

класс ПК;

интерактивная доска.

Основные понятия

модель, виды знаковых информационных моделей (словесные, математические)

Форма проведения урока

практикум

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а    у р о к а

Деятельность преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

цели: актуализировать требования к обучающимся с позиций учебной деятельности;

создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

  Предлагает прочитать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос:

 Как воздух математика нужна,

 Одной отваги офицеру  мало.

 Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами  металла…

Баллада о математике

(М. Борзаковский)


Как вы думаете, что мы будем  изучать сегодня на уроке?

Суворовцы включаются в работу, читают стихотворение и высказывают свои предполо-жения.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им

Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Создаёт условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия, фиксирования затруднения

Марафон знаний (да/нет):

  • Модели содержат меньше информации, чем оригинал.
  • Моделирование – это разборка объекта на составные части.
  • Детские игрушки – это примеры информационных моделей.
  • Формулы, схемы, чертежи относятся к информационным моделям.
  • Таблица, иерархия, схема – это структуры информационных моделей.
  • Для каждого объекта окружающего мира можно создать только одну модель.

Проверка заданий с/п (РТ №118, №119).

Создает проблемную ситуацию, предлагает решить задачу:

В магазине «Спецназ» предлагается скидка 20% от цены на военную форму стоимостью 5000 рублей, и затем последующее снижение цены ещё на 100 рублей. В магазине «Батальон» военная форма также стоит 5000 рублей и на неё сначала предлагается скидка 100 рублей, а затем последующее снижение цены ещё на 20%. Где выгоднее купить военную

форму?

и  ответить на вопрос:

Решение задачи – это одна из форм моделирования. Как вы думаете, как называются такие модели?

Выполняют упражнения на повторе-ние, объясня-ют свои отве-ты, решают задачу, делают выводы.

Регулятивные:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

  • развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Познавательные:

•        постановка и решение проблемы;

Личностные:

•        развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

•        умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

цели: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей

Организует анализ ситуации затруднения и определение темы и целей урока

Проанализируйте  возникшую ситуацию затруднения и назовите тему урока (Информационные модели. Математические модели).

Сформулируйте цели урока

(узнать, что такое матматическая модель; научиться создавать математические модели при решении задач).

Анализируют свои действия, формулируют тему и цели урока

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

цели:  создать условия для построения проекта выхода из затруднения, выбора способа и средств его реализации

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

Обсуждение способов достижения цели.

Совместно с учителем составляют план действий

Регулятивные:

уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно

Познавательные:

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Этап реализации построенного проекта

цели: реализовать построенный проект; закрепить новое знание в речи и знаках;

зафиксировать преодоление ранее возникшего затруднения

Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Изучить теоретический материал, используя материал учебника (стр. 62-64) и Интернет-источники.

Вопросы:

  • Что такое математические модели?
  • Приведите свои примеры математических моделей.

Знакомятся с теорией, отвечают на вопросы.

Познавательные:уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

цели: организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий, самопроверку своих решений по эталону.

Решить задачи №4, №5 стр.65 (учебник).

Используя редактор формул  MS Word, создать все известные вам математические формулы (формулы пути, площади квадрата, прямоугольника и др.).

Работают самостоятельно, выполняют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

определение формы представления информации;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

умение определять успешность выполнения задания; контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

цели: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его

 в системе изученных ранее знаний

Организует повторение изученного материала

Перекрестная викторина («Снежный ком»).

Отвечают на вопросы по теме, анализируют ответы своих товарищей

Познавательные:

уметь делать обоснованные логические выводы;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной   форме

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

цели: организовать самооценку учебной деятельности на уроке

Организует самооценку  учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

Продолжите фразы:

У меня сегодня получилось…

Мне было интересно…

Хочу дополнительно узнать…

Было трудно…

Полученные знания мне пригодятся…

Делают выводы,  оценивают степень выполнения задач урока

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условийдействия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Задание на самоподготовку

§10, РТ(часть 2) №121в, 122

Творческое задание: 

составить математическую модель решения задачи по военной тематике.

Записывают задание на

самоподготовку

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема урока

Решение логических задач. Табличные модели.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • расширение представления о моделях и моделирова-нии;
  • умение создавать и анализировать табличные модели.

Обучающийся получит возможность:

познакомиться с особенностями вычислительных таблиц.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: 

- осуществлять сравнение;

- поиск и выделение необходимой   информации.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее

   решение;

- грамотно использовать речевые средства для

  представления результата.

  • представление о роли моделей  в жизни  человека;
  • готовность и способность к выполнению  прав и обязанностей ученика.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и    у р о к а

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Презентация «Табличные модели».

Текстовый  процессор MS Word.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Рабочая тетрадь для  6 класса» (часть 2)

М.Н. Бородин «Информатика 5-6 кл Методическое пособие для учителя»

класс ПК;

интерактивная доска.

Основные понятия

модель, типы табличных информационных моделей (объект-объект, объект-свойства)

Форма проведения урока

практикум

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а    у р о к а

Деятельность преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

цели: актуализировать требования к обучающимся с позиций учебной деятельности;

создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Разгадать ребус:

 


Как вы думаете, с какими моделями мы будем работать сегодня на уроке?

Суворовцы включаются в работу, разгадывают ребус и высказывают свои предполо-жения.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им

Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Создаёт условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия, фиксирования затруднения

Создание проблемной ситуации:

Задача «Офицеры»

В одной из горячих точек служили 3 офицера: майор, капитан и лейтенант. Один из них - танкист, другой - связист, третий - артиллерист. Известно, что:

  1. лейтенант никогда не был в Хабаровске;
  2. артиллерист не служил ни в Хабаровске, ни в Твери;
  3. танкист родом из Хабаровска;
  4. капитан служил в Твери;
  5. старший по званию - связист.
    Определите, какое звание имеет каждый из офицеров.

Вопрос:

Как вы думаете, какими способами можно решить данную задачу?

Пробуют решить логическую задачу, высказывают свои мнения.

Регулятивные:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

  • развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Познавательные:

•        постановка и решение проблемы;

Личностные:

•        развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

•        умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Этап выявления места и причины затруднения

цели: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей

Организует анализ ситуации затруднения и определение темы и целей урока

Проанализируйте  возникшую ситуацию затруднения и назовите тему урока (Решение логических задач с помошью таблиц).

Сформулируйте цели урока

(узнать, какие существуют способы решения логических задач; научиться решать задачи с помощью таблиц).

Анализируют свои действия, формулируют тему и цели урока

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

цели:  создать условия для построения проекта выхода из затруднения, выбора способа и средств его реализации

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

Обсуждение способов достижения цели.

Совместно с учителем составляют план действий

Регулятивные:

уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно

Познавательные:

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Этап реализации построенного проекта

цели: реализовать построенный проект; закрепить новое знание в речи и знаках;

зафиксировать преодоление ранее возникшего затруднения

Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Изучить теоретический материал, используя материал учебника

(стр. 74-76) и Интернет-источники.

Составить табличную модель решения пробной задачи «Офицеры»:

Майор

Лейтенант

Капитан

Связист

1

0

0

Танкист

0

0

1

Артиллерист

0

1

0

Ответ:

майор-связист, лейтенант-артиллерист, капитан-танкист.

Знакомятся с теорией,  решают задачу таблич-ным способом.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

цели: организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий, самопроверку своих решений по эталону.

Задача «Друзья»

В спортивный лагерь приехали три друга - Максим, Влад и Антон. Известно, что их фамилии - Иванов, Семенов и Герасимов. Но при этом Максим не Герасимов, Влад учится в шестом, а Герасимов в пятом классе. Отец Влада - инженер, отец Иванова - слесарь. Какая фамилия у каждого из ребят?

Максим

Влад

Антон

Иванов

1

0

0

Семенов

0

1

0

Герасимов

0

0

1

Ответ: Максим Иванов, Влад Семенов,

               Антон  Герасимов.

Компьютерный практикум

(Работа 11 «Создаем табличные модели» стр. 117-185).

Работают самостоятельно, выполняют самопроверку

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

определение формы представления информации;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

умение определять успешность выполнения задания; контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

цели: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его

 в системе изученных ранее знаний

Организует повторение изученного материала

Перекрестная викторина

(«Снежный ком»).

Отвечают на вопросы по теме, анализируют ответы своих товарищей

Познавательные:

уметь делать обоснованные логические выводы;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной   форме

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

цели: организовать самооценку учебной деятельности на уроке

Организует самооценку  учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

- Какова была тема нашего урока?

- Удалось ли вам достичь поставленные цели?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Приведите примеры, где вам в жизни могут пригодиться  полученные знания.

Делают выводы,  оценивают степень выполнения задач урока

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Задание на самоподготовку

§11, РТ(часть 2) №129, 131

Творческое задание: 

составить и решить свою логическую задачу

по военной тематике.

Записывают задание на

самоподготовку


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В заключении хотелось бы отметить, что задания на уроках открытия нового знания выполняются обучающимися с большим интересом. Объясняется это прежде всего тем, что они сами выбирают пути достижения цели, развивают умения создавать и использовать разнообразные модели и процедуры обработки информации для решения познавательных задач, сравнивают преимущества и недостатки различных источников информации, анализируют свою учебную деятельность, эффективно сотрудничают. Все это делает совместную деятельность преподавателей - предметников и обучащихся более успешной.

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://standart.edu.ru
  2. М.Н. Бородин «Информатика 5-6 кл Методическое пособие для учителя»
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»
  4. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Рабочая тетрадь для  6 класса»
  5. Генератор ребусов [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
  6. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

                                                       

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей»

Данный урок можно применять на уроках информатике в любом классе, где изучается тема "Моделирование". К данному уроку также разработана интерактивная  презентация...

Методическая разработка "Моделирование объемных фигур"

Методическая разработка для педагогов и обучающихся...

методическая разработка"Моделирование художественно-творческого процесса на уроках музыки"

Обобщая достижения теории и практики, я пришла к осмыслению существующей потребности обучающихся к активной, творческой деятельности.В ходе изучения проблемы художественно-творческого развития школьни...

Методическая разработка "Моделирование плечевой одежды"

Методическая разработка "Моделирование плечевой одежды"...